Автор: Платоненко Людмила Михайловна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: город Гагарин, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Основные направления работы детского сада "Солнышко" по сохранению психического здоровья обучающихся"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Основные направления работы
детского сада «Солнышко»
по сохранению психического здоровья обучающихся»
На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в
рамках Федерального государственного образовательного стандарта.
Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются
обеспечение
эмоционального
благополучия
детей,
ориентация
на
гуманистическое
взаимодействие,
учет
индивидуальных
потребностей
каждого ребенка и создание психологически безопасной образовательной
среды.
Кроме того, стандарт ДО определяет целевые ориентиры, согласно
которым выпускник ДОУ это:
Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Овладевший
средствами
общения
и
способами
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками.
Овладевший
необходимыми
умениями
и
навыками.
О в л а д е в ш и й
у н и в е р с а л ь н ы м и
п р е д п о с ы л к а м и
у ч е б н о й
деятельно сти.
На основании вышеизложенного, наш коллектив детского сада поставил
перед собой цель:
1.Способствовать сохранению и укреплению психического здоровья
д е т е й , посредством
обеспечения
безопасной
и
психологически
комфортной образовательной среды.
Мы определили задачи работы в данном направлении:
1. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного
детства,
способствующих
сохранению
и
укреплению
психического
здоровья
детей
и
обеспечивающих
их
эмоциональное
благополучие в условиях Учреждения.
2. Всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными
и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе.
3.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах
развития
и
образования,
охраны
и
укрепления
психического
здоровья
детей.
Наш педагогический коллектив считает, что проблема укрепления
психического
здоровья
детей
не
может
решиться
проведением
одного
мероприятия,
деятельностью
одного
человека.
Поэтому,
для
успешного
выполнения поставленной задачи и целей в этом году был разработан и
реализован
методический проект на тему «Создание психологически
комфортной
образовательной
среды
в
группах
дошкольного
образовательного учреждения с учетом ФГОС ДО».
Нами разработан план мероприятий по сохранению и укреплению
физического и психического здоровья обучающихся, модель двигательной
активности детей, циклограмма контроля по сохранению и укреплению
здоровья детей.
Деятельность
нашего
ДОУ
по
сохранению
и
укреплению
психологического здоровья детей содержит несколько направлений:
1. Мониторинг адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Мониторинг нервно – психического развития вновь прибывших детей в
ДОУ.
Мониторинг освоения образовательной программы в ДОУ.
Весь мониторинг организуем 2 раза в год.
2 направление - полноценное питание.
3 направление - система эффективного закаливания.
4 направление - организация рациональной двигательной активности.
5 направление - создание условий организации оздоровительных режимов
для детей.
6 направление - создание представлений о здоровом образе жизни.
7 направление – обеспечение эмоционального благополучия детей.
8
направление
-
использование
коррекционных
технологий
в
воспитательно-образовательном процессе.
9 направление – лечебно-профилактическая работа.
Bce эти направления осуществляются в соответствии c CaнПиH,
c
учетом здоровья, возраста детей и времени года.
С проблемой сохранения физического и психического здоровья детей мы
впервые сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации,
в нашем ДОУ созданы все условия, которые помогают смягчить разрыв
ребенка с родителями, преодолеть страх и тревожность у детей.
Это яркие, развивающие центры - сенсорный, книжный, музыкальный.
Сегодня в качестве основных приоритетов выступает личностно-
ориентированное
взаимодействие
педагога
с
ребенком,
принятие
и
поддержка
его
индивидуальности,
развитие
творческих
способностей,
забота о его эмоциональном благополучии.
Поэтому, в каждодневной жизни наши воспитатели стремятся быть
спокойными и доброжелательными, сохраняют ровную манера поведения
с детьми, не допускают психологического давления на детей и грубости с
ними.
Для обеспечения психологического комфорта у нас в детском саду
используются различные формы работы с детьми:
1. Физкультурные и оздоровительные мероприятия.
2. Музыкально-спортивные досуги.
3. Музыкальные праздники, народные.
Проблему профилактики психоэмоционального напряжения детей
решаем через:
театрализованные игры
релаксацию
через организацию динамических пауз
В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется
все больше детей, которые нуждаются в психологической поддержке. Это
дети
с
нарушениями
поведения,
различными
неврологическими
отклонениями.
Поэтому, чтобы обеспечить психологическую защищенность и
преодолеть негативное эмоциональное настроение у детей, мы решили
создать зоны психологической разгрузки в каждой возрастной группе и
обогатить
предметно-про странственную
среду
с р ед с т ва м и ,
направленными на сохранение и укрепление психологического здоровья.
Т.к. в соответствии с ФГОС «Развивающая предметно-пространственная
среда
должна
обеспечивать
возможность
общения
и
совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения».
(ФГОС п.3.3.2.).
Уголок психологической разгрузки - это место, где ребёнок ощущает
себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой,
успокоиться
и
расслабиться,
снять
напряжение,
поиграть
с
любимым
предметом
или
игрушкой,
рассмотреть
интересную
книгу
или
просто
помечтать.
Уголок
в
детском
саду
необходим,
ведь
он
обеспечивает
возможность уединения ребенка среди большого числа сверстников во
время
длительного
пребывания
в
детском
саду.
Это
важный
момент,
позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к
утомлению его нервной системы. Даже кратковременное пребывание в
«Уголке
уединения»
улучшает
эмоциональное
состояние.
Дети
отвлекаются и забывают отрицательные переживания. В процессе роста и
развития
детям
приходиться
получать
и
перерабатывать
огромное
количество информации. Неокрепшая детская психика не выдерживает
такой
нагрузки
-
ребенок
начинает
капризничать.
Вот
почему
важно,
чтобы
у
детей
в
детском
саду
было
личное
пространство,
место
уединения, где они могли бы восстановиться и прийти в себя.
Материал для уголка психологической разгрузки наши воспитатели
подбирали
с
учётом
его
основного
назначения,
а
именно
-
для
психологической разгрузки детей.
Созданные у нас психологические уголки в группах служат для:
Обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой
форме.
Обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам
саморегуляции.
Обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально -
развивающих игр.
Повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.
Обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в
команде.
Автор: заместитель заведующего
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Платоненко Л.М.