Напоминание

Сели и их характеристика. ОБЖ 7 класс


Автор: Попова Ольга Вячеславовна
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №142 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка (технологическая карта урока)
Тема: Сели и их характеристика. ОБЖ 7 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Попова Ольга Вячеславовна, преподаватель - организатор ОБЖ первой категории разработка урока в 7 классе
Технологическая карта урока
1. Педагогическое обоснование урока Тема Сели и их характеристика Цель темы Познакомить учащихся с опасным природным явлением гидрологического происхождения – селевым потоком, с причинами его возникновения и опасностью для жизнедеятельности человека Планируемый результат Предметные: Ознакомление учащихся с селем как опасным природным явлением и причинами его возник- новения. Понимание опасности селевых потоков для жизнедеятельности человека. Определение возможных последствий селя. Участие в коллективной деятельности. Метапредметные: Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Извлече- ние необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Учебное сотрудниче - ство (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). Развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности селей для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся. Личностные: Стремление к совершенствованию своих умений. Умение оценивать степень риска селевых потоков для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; ориентирование на мужество, наход- чивость и самоотверженность. Основные понятия Сель, мощность селевого потока, воздействие селевого потока на различные виды сооружений Межпредметные связи Краеведение, экология, география. Ресурсы: - основные Компьютер, проектор, презентация по теме урока «Сели и их характеристика», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т. Смирнова – Дрофа, 2012 .
- дополнительные Организация пространства (работа фронтальная, индивидуальная, в парах) Работа фронтальная, групповая, парная
Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

УУД

1 этап.

Организаци

онный
Приветствие учащихся Готовятся к у р о к у, приветствуют учителя Приветствует учащихся. Обходит рабочие места с целью проверки готовности учащихся к уроку, получает сведения об отсутствующих Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: в л а д е н и е приемами и навыками общения со взрослыми;
2 этап.

Актуализац

ия знаний
В ходе предыдущих уроков вы п о з н а ком и л и с ь с т е м о й «Наводнение». Давайте вспомним:...
Вывод:
м ы в с п о м н и л и п р и ч и н ы , п о к о т о р ы м п р о и сход я т н а в о д н е н и я ; д е й с т в и я п р и у г р о з е наводнения; действия во время наводнения; действия после наводнения. Учащиеся слушают. Отвечают на вопросы учителя. У ч и т е л ь и н ф о р м и р у е т учащихся о теме урока. Задаёт вопросы учащимся: 1 . Как подготовиться к наводнению? 2 . Как действовать во время наводнения? 3 . Как действовать после наводнения? Личностные: с о ц и а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с к о г о ( к а ч е с т в о отношений с окружающими людьми). Регулятивные: с ф о р м и р о в а т ь взаимоотношений с окружающими. Коммуникативные: в л а д е н и е приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности.
3. этап.

Изучение

нового

материала
А сейчас мы более подробно поговорим о селевом потоке и его характеристике.
Сель,
и л и
селевой
Учащиеся слушают. Отвечают на вопросы. У ч и т е л ь и н ф о р м и р у е т учащихся о теме урока. О б ъ я с н е н и е н о в о г о Личностные: развивать интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять

п о т о к ,

-
э т о б у р н ы й временный горный поток, состоящий из смеси воды и большого количества обломков горных пород – от глинистых частиц до крупных камней и глыб. Сель возникает внезапно в бассейнах небольших горных рек. Во время сильных ливней или дружного таяния снега рыхлые породы смываются образовавшейся водой и превращают водные потоки в грязевые или грязекаменные потоки – сели. Формирование с е л е й обусловлено с оч е т а н и е м определённых условий: во-первых, на личием селеформирующих грунтов, к о т о р ы е я в л я ю т с я и с т о ч н и к а м и т в ё р д о й составляющей селя; во-вторых, на личием источников интенсивного обводнения этих грунтов, а также достаточной крутизной склонов гор в этих местах. Источниками твёрдой со с т а в л я ю щ е й с е л е в о г о потока м о г у т б ы т ь рыхлообразные материалы материала. Задаёт вопросы учащимся: Что называют поймой реки? в пределах своих возможностей д е й с т в и я м и в л и я н и я м , представляющим угрозу для жизни; социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми); Р е г у л я т и в н ы е : прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их х а р а к т е р н ы м п р и з н а к а м ; моделировать ситуации; сформировать взаимоотношения с окружающими; Познавательные: познакомиться с причинами возникновения лесных пожаров; Коммуникативные: в л а д е н и е приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
горных пород, возникающие в результате осыпей, оползней и обвалов, а также завалы и загромождения, образовавшиеся предыдущими селями. Д л я в ы с о к о г о р н ы х р а й о н о в с р а з в и т ы м и л ед н и ка м и и с т о ч н и к а м и твёрдой составляющей селей я в л я ю т с я л е д н и к о в ы е отложения – морены. Они со стоят из сме си с амых разных обломков пород: от крупных глыб до песка и глины. Источниками водного питания селей я в л я ю т с я д о ж д и и л и в н и , а в высокогорных районах – вода, о б р а з о в а в ш а я с я п р и интенсивном таянии ледников и снега, а также при прорыве ледниковых или моренных озёр. Каждому горному району свойственны свои причины в о з н и к н о в е н и я с е л е й . Например, на Кавказе в 85% случаев сели происходят в результате обильных дождей. П р и д в и же н и и с е л ь представляет собой сплошной поток грязи, камней и воды.
Длина русла селя может быть от 10-15 м (микросель) до н е с к о л ь к и х д е с я т к о в километров. Крутизна склона в верхней части составляет 25- 30 0 , в нижней – 8-15 0 . При меньших уклонах движение селей затухает. Скоро сть движения селевого потока может достигать 35 км/ч. Крутой передний ф р о н т селевой волны мощных и катастрофических селей может достигать 5-15 м, маломощных – 1-2 м. Ширина селевого потока колеблется от 3-5 до 50-100 м. Продолжительность селей колеблется от десятков минут д о н е с к о л ь к и х ч а с о в . Большинство зарегистрированных селей имели продолжительность 1-3 ч . И н о г д а с е л и м о г у т п р о х о д и т ь в о л н а м и продолжительностью 10-30 м и н , ч е р е з н е б о л ь ш и е промежутки времени. Максимальный размер (в поперечнике) ва лунов и с к а л ь н ы х о б л о м к о в , выносимых селями, может быть 3-4 м и более. Масса таких глыб может составлять
до 300 т. Д л я б о л ь ш и н с т в а селевых бассейнов России характерны сели малой и средней мощности. Крупные катастрофические сели в каждом отдельном районе – я в л е н и е р е д к о е , и и х повторяемость составляет 1-3 случая за 100 лет. Необходимо отметить, что в России до 20% территории находит ся в с е л е о п а с н ы х з о н а х . Н а т е р р и т о р и и Р о с с и и зарегистрировано более трёх тысяч селевых бассейнов. С е л е в ы е п о т о к и ф о р м и р у ю т с я в г о р а х Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестана, К а м ч а т к и , П р и м о р ь я , Кольского полуострова и Урала. Воздействие с елевых п о т о к о в н а р а з л и ч н ы е с о о р у ж е н и я з а в и с и т о т суммарного объёма селевого выноса. По этому признаку с ели подразделяют ся н а маломощные, среднемощные, мощные и катастрофические. С у м м а р н ы й о б ъ ё м селевого выноса составляет: - в маломощном селе – 10000
м 3 ; - в среднемощном селе – 20000 – 100000 м 3 ; - в мощном селе – 100000 – 900000 м 3 ; - в катастрофическом селе – более 1000000 м 3 . О т м о щ н о с т и с е л я зависит и характеристика воздействия селевых потоков н а р а з л и ч н ы е в и д ы сооружений. Маломощные селевые п о т о к и м о г у т в ы з в а т ь ч а с т и ч н у ю з а к у п о р к у о т в е р с т и й р а з л и ч н ы х водопропускных сооружений. С р е д н е м о щ н ы е с е л е в ы е потоки могут полно стью б л о к и р о в а т ь о т в е р с т и я водопропускных сооружений, п о в р е ж д а т ь и с н о с и т ь безфундаментные строения. Мощные селевые потоки несут в с е б е б о л ь ш у ю разрушительную силу, могут разрушать опоры мо стов, каменные строения, дороги. Катастрофические селевые потоки могут привести к разрушению целых строений, участков дорог, а т а к же п о г р е б е н и ю р а з л и ч н ы х сооружений под селевыми
наносами .
Пример
Последствия катастрофического селевого потока, обрушившегося на бывшую столицу Казахстана город Алма-Ату. 8 июня 1921 г.
4. этап.

Закреплени

е нового

материала
Выполнение самостоятельной работы в парах по теме урока "Сели и их характеристика". С л у ш а ю т, а к т и в н о включаются в работу. Выполняют самостоятельную работу по карточкам. Отвечают на вопросы Учитель задает вопрос: 1. Сочетание каких условий необходимо для возникнове- ния селевого потока? 2. Перечислите основные компоненты селевого потока. 3. Как подразделяются селе- вые потоки по мощности их воздействия на окружающую среду? Перечислите основ- ные критерии, определяю- щие это деление. 4. Чем опасен селевой по- ток? Учитель предлагает учащим- ся приступить к выполнению задания Личностные: развить интере с к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей д е й с т в и я м и в л и я н и я м , представляющим угрозу для жизни; социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми); Р е г у л я т и в н ы е : прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их х а р а к т е р н ы м п р и з н а к а м ; моделировать ситуации; сформировать взаимоотношения с окружающими; Познавательные: познакомиться с причинами возникновения лесных пожаров; Коммуникативные: в л а д е н и е приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников
и с т р о и т ь п р о д у к т и в н о е взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при д о с т и ж е н и и п р е д м е т н ы х и м е т а п р е д м е т н ы х р е з у л ь т а т о в обучения.
5. этап.

Подведение

итогов
Учитель вместе с учащимися делает выводы по теме урока «Сели и их характеристика». Оценивание самостоятельной работы учащихся, коммента- рий ошибок при выполнении работы. Отвечают на вопросы и проговаривают своё отношение к теме данного урока. Учащиеся под вод я т итоги своей работы, по п а р а м п р о в о д я т взаимоконт роль п о предложенным критериям оценивания. Учащиеся внимательно слушают подведение итогов урока учителем. Записывают домашнее задание Учитель задает вопрос: «Что нового узнали на уроке?» «Ваше отношение к данной теме урока?» Учитель отмечает наиболее активных учащихся на уроке. Подводит итоги, оценивает р а б о т у и с о о б щ а е т результаты оценок. Задает
домашнее

задание
: Изучить §4.4 учебника Личностные: социально- психологического (качество отношений с окружающими людьми). Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими; Коммуникативные: в л а д е н и е приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми.


В раздел образования