Автор: Попова Ольга Вячеславовна Должность: преподаватель-организатор ОБЖ Учебное заведение: МАОУ "Лицей №142 г.Челябинска" Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область Наименование материала: методическая разработка (технологическая карта урока) Тема: Сели и их характеристика. ОБЖ 7 класс Раздел: среднее образование
Попова Ольга Вячеславовна,
преподаватель - организатор ОБЖ первой категории
разработка урока в 7 классе
Технологическая карта урока
1.
Педагогическое обоснование урока
Тема
Сели и их характеристика
Цель темы
Познакомить учащихся с опасным природным явлением гидрологического происхождения – селевым
потоком, с причинами его возникновения и опасностью для жизнедеятельности человека
Планируемый результат
Предметные: Ознакомление учащихся с селем как опасным природным явлением и причинами его возник-
новения. Понимание опасности селевых потоков для жизнедеятельности человека. Определение возможных
последствий селя. Участие в коллективной деятельности.
Метапредметные: Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Извлече-
ние необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Учебное сотрудниче -
ство (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности селей
для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе,
расширение кругозора учащихся.
Личностные: Стремление к совершенствованию своих умений. Умение оценивать степень риска селевых
потоков для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; ориентирование на мужество, наход-
чивость и самоотверженность.
Основные понятия
Сель, мощность селевого потока, воздействие селевого потока на различные виды сооружений
Межпредметные связи
Краеведение, экология, география.
Ресурсы:
- основные
Компьютер,
проектор,
презентация
по
теме
урока
«Сели
и
их
характеристика»,
учебник
«Основы
безопасности жизнедеятельности» для 7-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.
Смирнова – Дрофа, 2012 .
- дополнительные
Организация пространства
(работа фронтальная,
индивидуальная,
в парах)
Работа фронтальная, групповая, парная
Ход урока
Этап урока
Содержание урока
Деятельность ученика
Деятельность учителя
УУД
1 этап.
Организаци
онный
Приветствие учащихся
Готовятся
к
у р о к у,
приветствуют учителя
Приветствует
учащихся.
Обходит
рабочие
места
с
целью
проверки
готовности
учащихся к уроку, получает
сведения об отсутствующих
Регулятивные: сформировать
взаимоотношения с окружающими;
Коммуникативные:
в л а д е н и е
приемами
и
навыками
общения
со
взрослыми;
2 этап.
Актуализац
ия знаний
В ходе предыдущих уроков вы
п о з н а ком и л и с ь
с
т е м о й
«Наводнение».
Давайте вспомним:...
Вывод:
м ы
в с п о м н и л и
п р и ч и н ы ,
п о
к о т о р ы м
п р о и сход я т
н а в о д н е н и я ;
д е й с т в и я
п р и
у г р о з е
наводнения; действия во время
наводнения;
действия
после
наводнения.
Учащиеся
слушают.
Отвечают
на
вопросы
учителя.
У ч и т е л ь
и н ф о р м и р у е т
учащихся о теме урока.
Задаёт вопросы учащимся:
1
. Как
подготовиться
к
наводнению?
2 . Как действовать во время
наводнения?
3 . Как
действовать
после
наводнения?
Личностные:
с о ц и а л ь н о -
п с и х о л о г и ч е с к о г о
( к а ч е с т в о
отношений с окружающими людьми).
Регулятивные:
с ф о р м и р о в а т ь
взаимоотношений с окружающими.
Коммуникативные:
в л а д е н и е
приемами
и
навыками
общения
со
сверстниками;
владение
приемами
и
навыками
общения
со
взрослыми;
готовность
к
коллективным
формам
деятельности.
3. этап.
Изучение
нового
материала
А сейчас мы более подробно
поговорим о селевом потоке и
его характеристике.
Сель,
и л и селевой
Учащиеся слушают.
Отвечают на вопросы.
У ч и т е л ь
и н ф о р м и р у е т
учащихся о теме урока.
О б ъ я с н е н и е
н о в о г о
Личностные:
развивать
интерес
к
способам получения знаний, которые
выходят
за
пределы
школьных;
формирование
умения
противостоять
п о т о к ,
-
э т о
б у р н ы й
временный
горный
поток,
состоящий
из
смеси
воды
и
большого количества обломков
горных пород – от глинистых
частиц до крупных камней и
глыб.
Сель
возникает
внезапно
в
бассейнах
небольших
горных
рек.
Во время сильных ливней
или
дружного
таяния
снега
рыхлые
породы
смываются
образовавшейся
водой
и
превращают водные потоки в
грязевые
или
грязекаменные
потоки – сели.
Формирование
с е л е й
обусловлено
с оч е т а н и е м
определённых условий:
во-первых,
на личием
селеформирующих
грунтов,
к о т о р ы е
я в л я ю т с я
и с т о ч н и к а м и
т в ё р д о й
составляющей селя;
во-вторых,
на личием
источников
интенсивного
обводнения
этих
грунтов,
а
также достаточной крутизной
склонов гор в этих местах.
Источниками
твёрдой
со с т а в л я ю щ е й
с е л е в о г о
потока
м о г у т
б ы т ь
рыхлообразные
материалы
материала.
Задаёт вопросы учащимся:
Что называют поймой реки?
в
пределах
своих
возможностей
д е й с т в и я м
и
в л и я н и я м ,
представляющим
угрозу
для
жизни;
социально-психологического
(качество отношений с окружающими
людьми);
Р е г у л я т и в н ы е : прогнозировать
возможность возникновения опасных
и
чрезвычайных
ситуаций
по
их
х а р а к т е р н ы м
п р и з н а к а м
;
моделировать ситуации; сформировать
взаимоотношения с окружающими;
Познавательные: познакомиться
с
причинами
возникновения
лесных
пожаров;
Коммуникативные:
в л а д е н и е
приемами
и
навыками
общения
со
сверстниками;
владение
приемами
и
навыками
общения
с
взрослыми;
готовность
к
коллективным
формам
деятельности,
умение
участвовать
в
коллективном обсуждении проблем.
горных пород, возникающие в
результате осыпей, оползней и
обвалов,
а
также
завалы
и
загромождения,
образовавшиеся предыдущими
селями.
Д л я
в ы с о к о г о р н ы х
р а й о н о в
с
р а з в и т ы м и
л ед н и ка м и
и с т о ч н и к а м и
твёрдой
составляющей
селей
я в л я ю т с я
л е д н и к о в ы е
отложения
– морены.
Они
со стоят
из
сме си
с амых
разных
обломков
пород:
от
крупных
глыб
до
песка
и
глины.
Источниками
водного
питания
селей
я в л я ю т с я
д о ж д и
и
л и в н и ,
а
в
высокогорных районах – вода,
о б р а з о в а в ш а я с я
п р и
интенсивном таянии ледников
и снега, а также при прорыве
ледниковых
или
моренных
озёр.
Каждому горному району
свойственны
свои
причины
в о з н и к н о в е н и я
с е л е й .
Например, на Кавказе в 85%
случаев
сели
происходят
в
результате обильных дождей.
П р и
д в и же н и и
с е л ь
представляет собой сплошной
поток
грязи,
камней
и
воды.
Длина русла селя может быть
от
10-15
м
(микросель)
до
н е с к о л ь к и х
д е с я т к о в
километров.
Крутизна
склона
в верхней части составляет 25-
30
0
,
в
нижней
–
8-15
0
.
При
меньших
уклонах
движение
селей
затухает.
Скоро сть
движения
селевого
потока
может
достигать
35
км/ч.
Крутой
передний
ф р о н т
селевой
волны
мощных
и
катастрофических селей может
достигать 5-15 м, маломощных
– 1-2 м.
Ширина селевого потока
колеблется от 3-5 до 50-100 м.
Продолжительность
селей
колеблется от десятков минут
д о
н е с к о л ь к и х
ч а с о в .
Большинство
зарегистрированных
селей
имели продолжительность 1-3
ч .
И н о г д а
с е л и
м о г у т
п р о х о д и т ь
в о л н а м и
продолжительностью
10-30
м и н ,
ч е р е з
н е б о л ь ш и е
промежутки времени.
Максимальный размер (в
поперечнике)
ва лунов
и
с к а л ь н ы х
о б л о м к о в ,
выносимых
селями,
может
быть
3-4
м
и
более.
Масса
таких глыб может составлять
до 300 т.
Д л я
б о л ь ш и н с т в а
селевых
бассейнов
России
характерны
сели
малой
и
средней
мощности.
Крупные
катастрофические
сели
в
каждом
отдельном
районе
–
я в л е н и е
р е д к о е ,
и
и х
повторяемость составляет 1-3
случая за 100 лет. Необходимо
отметить, что в России до 20%
территории
находит ся
в
с е л е о п а с н ы х
з о н а х .
Н а
т е р р и т о р и и
Р о с с и и
зарегистрировано
более
трёх
тысяч селевых бассейнов.
С е л е в ы е
п о т о к и
ф о р м и р у ю т с я
в
г о р а х
Кабардино-Балкарии,
Северной
Осетии,
Дагестана,
К а м ч а т к и ,
П р и м о р ь я ,
Кольского
полуострова
и
Урала.
Воздействие
с елевых
п о т о к о в
н а
р а з л и ч н ы е
с о о р у ж е н и я
з а в и с и т
о т
суммарного
объёма
селевого
выноса.
По
этому
признаку
с ели
подразделяют ся
н а
маломощные,
среднемощные,
мощные и катастрофические.
С у м м а р н ы й
о б ъ ё м
селевого выноса составляет:
- в маломощном селе – 10000
м
3
;
-
в
среднемощном
селе
–
20000 – 100000 м
3
;
- в мощном селе – 100000 –
900000 м
3
;
- в катастрофическом селе –
более 1000000 м
3
.
О т
м о щ н о с т и
с е л я
зависит
и
характеристика
воздействия
селевых
потоков
н а
р а з л и ч н ы е
в и д ы
сооружений.
Маломощные
селевые
п о т о к и
м о г у т
в ы з в а т ь
ч а с т и ч н у ю
з а к у п о р к у
о т в е р с т и й
р а з л и ч н ы х
водопропускных
сооружений.
С р е д н е м о щ н ы е
с е л е в ы е
потоки
могут
полно стью
б л о к и р о в а т ь
о т в е р с т и я
водопропускных
сооружений,
п о в р е ж д а т ь
и
с н о с и т ь
безфундаментные
строения.
Мощные селевые потоки несут
в
с е б е
б о л ь ш у ю
разрушительную
силу,
могут
разрушать
опоры
мо стов,
каменные
строения,
дороги.
Катастрофические
селевые
потоки
могут
привести
к
разрушению целых строений,
участков
дорог,
а
т а к же
п о г р е б е н и ю
р а з л и ч н ы х
сооружений
под
селевыми
наносами
.
Пример
Последствия
катастрофического
селевого
потока,
обрушившегося
на
бывшую
столицу
Казахстана
город Алма-Ату. 8 июня 1921 г.
4. этап.
Закреплени
е нового
материала
Выполнение
самостоятельной
работы
в
парах по теме урока
"Сели и
их характеристика".
С л у ш а ю т,
а к т и в н о
включаются в работу.
Выполняют
самостоятельную
работу
по
карточкам.
Отвечают на вопросы
Учитель задает вопрос:
1. Сочетание каких условий
необходимо для возникнове-
ния селевого потока?
2.
Перечислите
основные
компоненты селевого потока.
3. Как подразделяются селе-
вые потоки по мощности их
воздействия на окружающую
среду?
Перечислите
основ-
ные
критерии,
определяю-
щие это деление.
4.
Чем
опасен
селевой
по-
ток?
Учитель предлагает учащим-
ся приступить к выполнению
задания
Личностные:
развить
интере с
к
способам получения знаний, которые
выходят
за
пределы
школьных;
формирование
умения
противостоять
в
пределах
своих
возможностей
д е й с т в и я м
и
в л и я н и я м ,
представляющим
угрозу
для
жизни;
социально-психологического
(качество отношений с окружающими
людьми);
Р е г у л я т и в н ы е : прогнозировать
возможность возникновения опасных
и
чрезвычайных
ситуаций
по
их
х а р а к т е р н ы м
п р и з н а к а м
;
моделировать ситуации; сформировать
взаимоотношения с окружающими;
Познавательные: познакомиться
с
причинами
возникновения
лесных
пожаров;
Коммуникативные:
в л а д е н и е
приемами
и
навыками
общения
со
сверстниками;
владение
приемами
и
навыками
общения
с
взрослыми;
готовность
к
коллективным
формам
деятельности,
умение
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем;
интегрироваться в группу сверстников
и
с т р о и т ь
п р о д у к т и в н о е
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками
и
взрослыми
при
д о с т и ж е н и и
п р е д м е т н ы х
и
м е т а п р е д м е т н ы х
р е з у л ь т а т о в
обучения.
5. этап.
Подведение
итогов
Учитель вместе с учащимися
делает выводы по теме урока
«Сели и их характеристика».
Оценивание
самостоятельной
работы
учащихся,
коммента-
рий ошибок при выполнении
работы.
Отвечают на вопросы и
проговаривают своё
отношение к теме
данного урока.
Учащиеся
под вод я т
итоги своей работы, по
п а р а м
п р о в о д я т
взаимоконт роль
п о
предложенным
критериям оценивания.
Учащиеся внимательно
слушают
подведение
итогов урока учителем.
Записывают
домашнее
задание
Учитель задает вопрос:
«Что
нового
узнали
на
уроке?»
«Ваше отношение к данной
теме урока?»
Учитель
отмечает
наиболее
активных учащихся на уроке.
Подводит
итоги,
оценивает
р а б о т у
и
с о о б щ а е т
результаты оценок.
Задает домашнее
задание :
Изучить §4.4 учебника
Личностные: социально-
психологического (качество
отношений с окружающими людьми).
Регулятивные: сформировать
взаимоотношений с окружающими;
Коммуникативные:
в л а д е н и е
приемами
и
навыками
общения
со
сверстниками;
владение
приемами
и
навыками общения с взрослыми.