Автор: Сашенькина Евгения Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Кораблик" поселка Провидения"
Населённый пункт: Чукотский автономный округ п. Провидения
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игра как средство ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Игра как средство формирования элементарных
математических представлений у детей
младшего дошкольного возраста.
Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем мире,
человек
должен
воспринимать
и
перерабатывать
информацию,
уметь
ее
анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения.
Для этого у него есть такие психологические познавательные процессы, как
внимание, воображение, память, мышление и речь.
Важнейшей характеристикой развития ребенка является его
познавательная активность, которая проявляется в любознательности,
стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой
информации об окружающем мире.
Известно, что примерно до двух лет деятельность ребенка в основном
имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого
процесса действий, их результат для него не имеет особого значения. К трем
годам у ребенка складывается определенное представление о результате того,
что
он
хочет
сделать,
и
это
представление
начинает
мотивировать
его
действия.
Малыш
теперь
стремится
к
достижению
определенной
цели,
получению
правильного
результата.
Таким
образом,
его
деятельность
приобретает
целенаправленный
характер.
Нацеленность
на
результат,
настойчивость
в
достижении
цели,
стремление
к
самостоятельности
становятся важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка,
но и его личности в целом.
Обучение детей 2 – 4 лет предусматривает:
1) Дальнейшее развитие ориентировки в предметах и явлениях ближайшего
окружения,
формирование
отчетливых
представлений
об
их
свойствах.
Освоение
первых
элементарных
систем
знаний
на
основе установления
несложных связей между объектами и явлениями действительности.
2) Дальнейшее совершенствование ощущений и восприятий, формирование
знаний о системе сенсорных эталонов и умения их использовать в различных
видах продуктивной деятельности.
3) Формирование первоначальных навыков учебной деятельности, умения
принять задачу, слушать и слышать взрослого, отвечать на поставленные
вопросы.
4) Развитие речи: дальнейшее расширение словаря и освоение связной речи.
Формирование
количественных
и
пространственных
представлений
является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах
дошкольного
детства.
Они
служат
необходимой
основой
дальнейшего
обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой
общих и математических понятий в школе. Детей третьего и четвертого года
жизни считать не учат, а лишь знакомят с различными количественными
образованиями
и
отношениями,
развивают
сенсорный
опыт
ребенка,
необходимый
для
успешного
овладения
счетной
деятельностью
на
последующих этапах дошкольного детства.
Основным
методом
воспитания
и
обучения
детей
младшего
дошкольного возраста является игра. Игровая деятельность является ведущей
деятельностью у детей раннего дошкольного возраста. Именно через игру
малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают
житейскую ситуацию, пробуют себя в новых ролях.
Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –
это иска, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в
обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить
внимание
не
удается.
Дидактическая
игра
дает
возможность
решать
различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и
привлекательной
для
детей.
Дидактические
игры
позволяют
установить
преемственность
между
воспитанием
ребенка
в
дошкольном
возрасте
в
детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности
занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка в школе.
Специальное
внимание
следует
уделять
организации
и гр ,
способствующих
умственному
развитию
детей.
Особую
значимость
в
развитии
интеллекта
имеют
дидактические
игры,
способствующие
формированию
элементарных
математических
представлений
у
дошкольников. «Математика – это язык, на котором написана книга природы»
Г.
Галилей.
В
раннем
детстве
ребенок
знакомится
с
совокупностями
предметов,
множеством
звуков,
движений,
воспринимая
их
различными
анализаторами
(зрительными,
слуховыми
и
т.д.);
сравнивает
эти
совокупности, различая их по количеству. Дошкольный возраст – это начало
всестороннего
развития
и
формирования
личности.
При
этом
серьезное
внимание обращается на обучение детей первоначальным математическим
навыкам. Содержание образовательной области «Познание» направлено на
достижение
целей
развития
у
детей
познавательных
процессов,
интеллектуального развития детей. Одной из задач данной образовательной
области
является:
формирование
элементарных
математиче ских
представлений.
Работа
в
детском
саду
по
формированию
элементарных
математических представлений начинается с младших групп и продолжается
до конца пребывания ребенка в детском саду. От качества нашей работы во
многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения в школе, так
как математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение
способствует
развитию
памяти,
речи,
воображения,
эмоций;
формирует
настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Занятия по математике проводятся, начиная с первой младшей группы
(один раз в неделю). Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, нужно
организовать
образовательную
деятельность
так,
чтобы
новые
знания
давались детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать.
Прочное
усвоение
знаний
обеспечивается
неоднократным
повторением
однотипных
упражнений,
при
этом
меняется
наглядный
материал,
варьируются
приемы
работы,
так
как
однообразные
действия
быстро
утомляют детей. Вместе с тем, принципиально важно, чтобы математика
вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым
явлением окружающего мира. Не допустить формальности знаний ребенка.
Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее
возникновение
«почему?».
Это
возникновение
интереса
к
процессу,
к
причине, первые «открытия», горящие глаза и желание узнать еще и еще.
Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности,
формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Обучение
математике
детей
младшего
дошкольного
возраста
немыслимо
без
использования
дидактических
игр.
Их
использование
помогает
восприятию
материала,
и
потому
ребенок
принимает
активное
участие в познавательном процессе. Дидактическую игру можно включить
непосредственно
в
содержание
занятия
как
средство
реализации
программных задач.
Дидактические игры по формированию элементарных математических
представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры и цифрами и числами
2. Игры-путешествия во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Для
реализации
успешного
формирования
эле м е нт а рны х
математических
представлений
необходимо
иметь
демонстрационный
материал,
учебно-методические
пособия
и
рабочую
тетрадь
для
каждой
возрастной группы дошкольного учреждения. Очень важно не только дать
дошкольнику определенные знания, умения и навыки, но и предоставить
возможность использовать их в самостоятельной деятельности. Для этого
необходимо
иметь
достаточное
количество
настольно-печатных
игр
математического
содержания:
математические
мозаики,
Лего,
лото
и
т.д.
Большое значение имеет сотрудничество педагогов с семьями детей, успех
сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают
важность
целенаправленного
педагогического
воздействия
на
ребенка.
Можно познакомить родителей с программой, предложить материалы для
домашних заданий. Включение родителей в педагогический процесс, прежде
всего, важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени,
осознавать, что они интересуются его успехами, а если есть неудачи, всегда
готовы прийти ему на помощь. Целесообразно два раза в год проводить
открытые
занятия,
чтобы
родители
могли
увидеть
своего
ребенка
в
коллективе сверстников, понять какие у него проблемы.
В результате целенаправленной работы педагогов МБДОУ «Детский
сад
«Кораблик»
поселка
Провидения»
по
формированию
элементарных
математических представлений во второй младшей группе, дети стали более
активны
на
занятиях,
более
самостоятельны
в
решении
различных
проблемных
ситуациях.
У
них
появилось
желание
участвовать
в
поиске
решения проблемы, улучшилась память, мышление. У детей развиваются
познавательные
способности,
интеллект,
прививаются
навыки
культуры
речевого общения, совершенствуются навыки эстетического общения друг с
другом и с воспитателем.
В
дальнейшем
планируется
активизировать
работу
с
детьми
по
формированию
элементарных
математических
представлений,
используя
разнообразные
приемы
и
методы,
дополняя
материал
дидактическими
играми, подключая родителей к процессу обучения.
Подготовила воспитатель: Сашенькина Евгения Дмитриевна