Напоминание

Игра как средство ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста.


Автор: Сашенькина Евгения Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Кораблик" поселка Провидения"
Населённый пункт: Чукотский автономный округ п. Провидения
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игра как средство ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра как средство формирования элементарных

математических представлений у детей

младшего дошкольного возраста.

Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем мире,

человек

должен

воспринимать

и

перерабатывать

информацию,

уметь

ее

анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения.

Для этого у него есть такие психологические познавательные процессы, как

внимание, воображение, память, мышление и речь.

Важнейшей характеристикой развития ребенка является его

познавательная активность, которая проявляется в любознательности,

стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой

информации об окружающем мире.

Известно, что примерно до двух лет деятельность ребенка в основном

имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого

процесса действий, их результат для него не имеет особого значения. К трем

годам у ребенка складывается определенное представление о результате того,

что

он

хочет

сделать,

и

это

представление

начинает

мотивировать

его

действия.

Малыш

теперь

стремится

к

достижению

определенной

цели,

получению

правильного

результата.

Таким

образом,

его

деятельность

приобретает

целенаправленный

характер.

Нацеленность

на

результат,

настойчивость

в

достижении

цели,

стремление

к

самостоятельности

становятся важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка,

но и его личности в целом.

Обучение детей 2 – 4 лет предусматривает:

1) Дальнейшее развитие ориентировки в предметах и явлениях ближайшего

окружения,

формирование

отчетливых

представлений

об

их

свойствах.

Освоение

первых

элементарных

систем

знаний

на

основе установления

несложных связей между объектами и явлениями действительности.

2) Дальнейшее совершенствование ощущений и восприятий, формирование

знаний о системе сенсорных эталонов и умения их использовать в различных

видах продуктивной деятельности.

3) Формирование первоначальных навыков учебной деятельности, умения

принять задачу, слушать и слышать взрослого, отвечать на поставленные

вопросы.

4) Развитие речи: дальнейшее расширение словаря и освоение связной речи.

Формирование

количественных

и

пространственных

представлений

является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах

дошкольного

детства.

Они

служат

необходимой

основой

дальнейшего

обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой

общих и математических понятий в школе. Детей третьего и четвертого года

жизни считать не учат, а лишь знакомят с различными количественными

образованиями

и

отношениями,

развивают

сенсорный

опыт

ребенка,

необходимый

для

успешного

овладения

счетной

деятельностью

на

последующих этапах дошкольного детства.

Основным

методом

воспитания

и

обучения

детей

младшего

дошкольного возраста является игра. Игровая деятельность является ведущей

деятельностью у детей раннего дошкольного возраста. Именно через игру

малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают

житейскую ситуацию, пробуют себя в новых ролях.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это

огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –

это иска, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в

обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить

внимание

не

удается.

Дидактическая

игра

дает

возможность

решать

различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и

привлекательной

для

детей.

Дидактические

игры

позволяют

установить

преемственность

между

воспитанием

ребенка

в

дошкольном

возрасте

в

детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности

занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка в школе.

Специальное

внимание

следует

уделять

организации

и гр ,

способствующих

умственному

развитию

детей.

Особую

значимость

в

развитии

интеллекта

имеют

дидактические

игры,

способствующие

формированию

элементарных

математических

представлений

у

дошкольников. «Математика – это язык, на котором написана книга природы»

Г.

Галилей.

В

раннем

детстве

ребенок

знакомится

с

совокупностями

предметов,

множеством

звуков,

движений,

воспринимая

их

различными

анализаторами

(зрительными,

слуховыми

и

т.д.);

сравнивает

эти

совокупности, различая их по количеству. Дошкольный возраст – это начало

всестороннего

развития

и

формирования

личности.

При

этом

серьезное

внимание обращается на обучение детей первоначальным математическим

навыкам. Содержание образовательной области «Познание» направлено на

достижение

целей

развития

у

детей

познавательных

процессов,

интеллектуального развития детей. Одной из задач данной образовательной

области

является:

формирование

элементарных

математиче ских

представлений.

Работа

в

детском

саду

по

формированию

элементарных

математических представлений начинается с младших групп и продолжается

до конца пребывания ребенка в детском саду. От качества нашей работы во

многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения в школе, так

как математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение

способствует

развитию

памяти,

речи,

воображения,

эмоций;

формирует

настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Занятия по математике проводятся, начиная с первой младшей группы

(один раз в неделю). Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, нужно

организовать

образовательную

деятельность

так,

чтобы

новые

знания

давались детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать.

Прочное

усвоение

знаний

обеспечивается

неоднократным

повторением

однотипных

упражнений,

при

этом

меняется

наглядный

материал,

варьируются

приемы

работы,

так

как

однообразные

действия

быстро

утомляют детей. Вместе с тем, принципиально важно, чтобы математика

вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым

явлением окружающего мира. Не допустить формальности знаний ребенка.

Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее

возникновение

«почему?».

Это

возникновение

интереса

к

процессу,

к

причине, первые «открытия», горящие глаза и желание узнать еще и еще.

Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности,

формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Обучение

математике

детей

младшего

дошкольного

возраста

немыслимо

без

использования

дидактических

игр.

Их

использование

помогает

восприятию

материала,

и

потому

ребенок

принимает

активное

участие в познавательном процессе. Дидактическую игру можно включить

непосредственно

в

содержание

занятия

как

средство

реализации

программных задач.

Дидактические игры по формированию элементарных математических

представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры и цифрами и числами

2. Игры-путешествия во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Для

реализации

успешного

формирования

эле м е нт а рны х

математических

представлений

необходимо

иметь

демонстрационный

материал,

учебно-методические

пособия

и

рабочую

тетрадь

для

каждой

возрастной группы дошкольного учреждения. Очень важно не только дать

дошкольнику определенные знания, умения и навыки, но и предоставить

возможность использовать их в самостоятельной деятельности. Для этого

необходимо

иметь

достаточное

количество

настольно-печатных

игр

математического

содержания:

математические

мозаики,

Лего,

лото

и

т.д.

Большое значение имеет сотрудничество педагогов с семьями детей, успех

сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают

важность

целенаправленного

педагогического

воздействия

на

ребенка.

Можно познакомить родителей с программой, предложить материалы для

домашних заданий. Включение родителей в педагогический процесс, прежде

всего, важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени,

осознавать, что они интересуются его успехами, а если есть неудачи, всегда

готовы прийти ему на помощь. Целесообразно два раза в год проводить

открытые

занятия,

чтобы

родители

могли

увидеть

своего

ребенка

в

коллективе сверстников, понять какие у него проблемы.

В результате целенаправленной работы педагогов МБДОУ «Детский

сад

«Кораблик»

поселка

Провидения»

по

формированию

элементарных

математических представлений во второй младшей группе, дети стали более

активны

на

занятиях,

более

самостоятельны

в

решении

различных

проблемных

ситуациях.

У

них

появилось

желание

участвовать

в

поиске

решения проблемы, улучшилась память, мышление. У детей развиваются

познавательные

способности,

интеллект,

прививаются

навыки

культуры

речевого общения, совершенствуются навыки эстетического общения друг с

другом и с воспитателем.

В

дальнейшем

планируется

активизировать

работу

с

детьми

по

формированию

элементарных

математических

представлений,

используя

разнообразные

приемы

и

методы,

дополняя

материал

дидактическими

играми, подключая родителей к процессу обучения.

Подготовила воспитатель: Сашенькина Евгения Дмитриевна



В раздел образования