Напоминание

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников.


Автор: Супрун Елена Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10"
Населённый пункт: г.Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Методическая разработка-презентация
Тема: Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников
учитель-логопед: Супрун Е.И.

МБДОУ «Детский сад №10»


Мнемотехника
-
это система методов и

приемов, обеспечивающих эффективное

запоминание, сохранение и воспроизведение

информации, и конечно развитие речи
.  Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотаблица
– это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Я их использую для:
• обогащения словарного запаса; • при обучении составлению рассказов; • при пересказах художественной литературы; • при отгадывании и загадывании загадок; • при заучивании стихов;


Составление рассказа по мнемотаблицам.

1.Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений по

мнемодорожкам.

3.Рассматривание мнемотаблиц.

4. Составление рассказа логопедом.

5.Составление рассказа детьми.


Пересказ рассказа.

Чтение логопедом текста и демонстрация картинок.

2.Ответы на вопросы по содержанию.

3.Демонстрация и разбор каждой ячейки

мнемотаблицы.

4.Повторное чтение рассказа с опорой на

мнемотаблицу.

5.Коллективный пересказ.

6.Самостоятельный пересказ текста.

7.Анализ самостоятельных пересказов детей


Этапы работы над стихотворением

Выразительное чтение стихотворения.

Сообщение, что это стихотворение дети будут

учить наизусть. Затем еще раз чтение

стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Вопросы по содержанию стихотворения, помогая

детям уяснить

основную мысль.

Выяснить, какие слова

непонятны детям, объяснить

их значение в доступной для детей форме.

Чтение отдельно каждой строчки

стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на

мнемотаблицу.

Дети рассказывает стихотворение с опорой на

мнемотаблицу.

Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.


Обучение рассказыванию с

элементами творчества.

При обучении детей с общим недоразвитием речи составлению рассказов с

элементами творчества решаются следующее основные задачи:

Формирование умения составлять план будущего рассказа.

Актуализация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие воссоздающего и творческого воображения.

Этапы:

1.

Логопед читает детям начало рассказа.

2.В вопросно-ответной форме проводится разбор содержания рассказа. 3.Совместно

с детьми составляется мнемосхема рассказа. Последняя ячейка мнемосхемы

представлена в виде вопроса (?)

4.Текст читается еще раз с опорой на мнемотаблицу.

Предлагается несколько вариантов возможного продолжения в соответствие с

данной сюжетной ситуацией.

5.Придумывание продолжения рассказа детьми по одному из предложенных

вариантов.

6.Анализ детских рассказов.

Обучение составлению рассказов на заданную тему является наиболее сложным

и проводится на заключительном этапе работы.










Пересказ рассказа “Здравствуй,

зимушка-зима!”

1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных

картинок.

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег.

Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли

гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли

в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо

зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

Какое наступило время года?

Где лежит снег?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Куда пошли дети?

Как они оделись?

Что делали дети на прогулке?

Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на

пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.


Заучивание стихотворения

Дед Мороз.
Дед Мороз, Дед Мороз, Деткам ёлочку принёс, А на ней фонарики, Золотые шарики, Дед Мороз, Дед Мороз, Деткам сладости принёс, Вафли ароматные И конфеты мятные.

Работа с мнемотаблицей на слово

“Весна”
.
1.

Перекодирование информации по

данной таблице.

Наступила весна. У весны три месяца:

март, апрель, май. Весной ярко светит

солнце и сильно пригревает. Тает снег,

кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый

весенний дождь. На деревьях набухают

почки и распускаются клейкие листочки.

Появляется первая травка. Прямо из-под

снега расцветают подснежники – первые

вестники весны. Просыпаются

насекомые. Из тёплых мест возвращаются

перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала

мнемотаблицы по памяти.


Заучивание стихотворения “Весна –

красна”
.
Цель: развивать зрительную и

речеслуховую память,

активизировать словарь по данной

лексической теме.

Весна – красна

Ты, весна, весна - красна,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов.

Принесла для ёлки

Новые иголки.

Для осины и берёз

Свежих листьев целые воз.


Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

Солнце светит и очень сильно пригревает.

Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились

проталины. Расцвели подснежники,

проснулись жуки и другие насекомые.

Распустилась верба.

2. Ответы на вопросы по содержанию

текста:

Что делает весной солнце?

Как солнце весной светит и греет?

Что делают ручьи?

Какие изменения происходят на реках?

Что такое проталины?

Как называются самые первые цветы?

Что сделали насекомые?

Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

.

1.Чтение текста воспитателем и демонстрация

мнемотаблицы.


В своей работе я использую различные дидактические игры и пособия по

обучению грамоте ,например:

1. Пособие “Где звук?”. Цель пособия – упражнять детей в определении

места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей

схемы.

.

2. Пособие “Звуковой анализ слов”. Цель пособия – упражнять в звуковом

анализе и синтезе слов, в дифференциации звуков.

Пособие состоит из демонстрационного и раздаточного материала, фишек

(синие -согласный твердый звук, зеленые – согласный мягкий звук и

красный – гласный звук). В подготовительной к школе группе, проводя

звуковой анализ слов и характеризуя заданный звук, я использую

Звуковичков, которые своим внешним видом моделируют план речевого

высказывания. Характеристика заданного звука (согласный, твердый,

звонкий) – это понятие абстрактное, набор слов который не так просто

запомнить. Другое дело имена Звуковичков – синий в шапочке с

колокольчиком – Согласный Твердый Звонкий, и т.д

4.Игра «Телеграфисты».(Л. проговаривает предложение ,а дети

выкладывают при помощи фишек это предложение)


В своей работе я использую ребусы


Особое внимание хочу обратить на наглядно-предметную схему для

развития навыков словообразования, т.е. образование новых слов путём

слияния двух других слов. Можно использовать игровые наглядные

схемы («ПАР» + «ХОДИТ» = «ПАРОХОД»). Самым положительным

моментом этой схемы является, что речь педагога сводиться к минимуму

- он показывает, а ребёнок образовывает нужное

слово.


В работе с предложением, с помощью графической схемы учу

детей самостоятельно составлять схему к предложению,

анализировать, сколько слов в предложении, задавать вопросы

к каждому слову.


Применять модельные схемы можно и в других

видах деятельности.

Мнемотехника многофункциональна.

На основе их можно создать разнообразные

дидактические игры.

Продумывая разнообразные модели с детьми,

необходимо только придерживаться следующих

требований:

модель должна отображать обобщённый образ

предмета;

раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует

обсуждать с детьми, что бы она была им

понятна.







Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей

удаётся достичь следующих результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем

мире;

появляется желание пересказывать тексты,

придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся

свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать

или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем

лучше подготовим их к школе, так как связная речь

является важным показателем умственных способностей

ребенка и готовности его к школьному обучению.


Спасибо за внимание
.


В раздел образования