Напоминание

"Семья и школа – две грани сотрудничества"


Автор: Грачева Ирина Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: город Чистополь
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: "Семья и школа – две грани сотрудничества"
Раздел: среднее образование





Назад




Семья и школа - две грани сотрудничества

социальный педагог И.А.Грачева

г.Чистополь, МБОУ «средняя общеобразовательная школа №5»

Семья и школа – две грани сотрудничества, без которых в настоящее время

невозможно

представить

современную

систему

воспитания.

Кризисные

явления, характерные для современного общества, сказываются на состоянии

духовного,

физического,

нравственного

и

психологического

здоровья

подрастающего поколения. Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа

ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги

- воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть

успешным только в том случае, если учителя и родители станут союзниками.

Образовательное

учреждение,

было,

есть

и

остается

одним

из

важных

социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное

взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Главными компонентами семейного воспитания выступают:

климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

режим семейной жизни;

содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Главными функциями взаимодействия школы и семьи являются:

информационная;

воспитательно-развивающая;

формирующая;

охранно-оздоровительная;

контролирующая.

Любовь учителя и родителей к ребенку не должна быть основана на

угнетении

личности

ребенка.

Основывается

на

знании

его

интересов,

стремлений, на умении оказать ему помощь, дать дружеский совет. Высокая

требовательность должна сочетаться с любовью. Основа воспитательной

работы

-

союз

учителя,

родителей

и

ребенка.

Только

в

процессе

взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему

развития личности школьника. Взаимодействие семьи и школы должно быть

направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательную,

досуговую деятельность.

Практика по вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность

предполагает, решение следующих воспитательных задач:

установление дружественных отношений сотрудничества;

нормализацию

отношений

детей

и

родителей

за

счет

позитивного

переживания;

родители лучше узнают своих детей, а педагог – родителей;

достигается

большой

охват

учащихся

различными

формами

воспитательной

работы,

положительное

влияние

на

подростков

различных людей.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с

семьей

имеет

опыт

учреждений

дополнительного

образования

детей,

особенностью которых является создание условий для свободного творческого

развития

личности

ребенка

на

основе

свободы

выбора

занятий.

Педагогов

системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников

объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и

личностного успеха в совместной деятельности». (Из приложения 2 к письму

Минобразования России от 31.01.2001 №90/30-16).

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в

общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое

целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в

том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и

родителей.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют

специальных

знаний

в

области

воспитания,

испытывают

трудности

в

установлении контактов с детьми. Педагогам в школе чаще всего приходится

мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в

решении

личностных

проблем

на

основе

педагогической

поддержки,

вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его

творческих

интересов.

Педагоги

и

родители,

пытаясь

совместно

найти

наиболее

эффективные

способы

решения

этой

проблемы,

определяют

содержание

и

формы

педагогического

просвещения.

В

создании

союза

родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним.

Для проведения родительского просвещения на уровне класса, параллели,

как

правило,

используют

различные

формы

взаимодействия

педагогов

и

родителей:

родительские собрания (отдельно от детей и с детьми);

родительский лекторий («родительские университеты»);

педагогические практикумы, тренинги, конференции и семинары;

« круглые столы»;

педагогические мастерские;

тематические и индивидуальные консультации и т.д.

Другим важным направлением в работе является совместный досуг

родителей и детей. Привлечение родителей к досуговой деятельности играет

огромную роль не только в укреплении семьи, но и в укреплении отношений

ученик

-

учитель,

учитель

-

родитель.

Спектр

проводимых

мероприятий

многообразен.

Привлечь

родителей

к

досуговой

деятельности

можно

через

полюбившиеся

спортивные

мероприятия,

конкурсные

и

праздничные

программы, представления, традиционные фольклорные игровые программы

(«Масленица», «Сабантуй» и т.д).

Воспитание детей – это наша первоочередная

задача. Только

совместными усилиями можно достичь поставленной цели, чтобы наши дети

были

воспитанными,

образованными,

имели

четко

сформированные

гражданские позиции.

Библиографический список:

1.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1982;

2.

Антонова

Р.Я.

Воспитание

детей:

идеи

и

опыт

народной

педагогики.

Якутск, 1995;

3.

Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества: программа

работы, разработки мероприятий. Волгоград: Учитель, 2009;

4.

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Л.А.Обухова. Нетрадиционные формы

работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005.



В раздел образования