Автор: Грачева Ирина Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: город Чистополь
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: "Семья и школа – две грани сотрудничества"
Раздел: среднее образование
Семья и школа - две грани сотрудничества
социальный педагог И.А.Грачева
г.Чистополь, МБОУ «средняя общеобразовательная школа №5»
Семья и школа – две грани сотрудничества, без которых в настоящее время
невозможно
представить
современную
систему
воспитания.
Кризисные
явления, характерные для современного общества, сказываются на состоянии
духовного,
физического,
нравственного
и
психологического
здоровья
подрастающего поколения. Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа
ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги
- воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть
успешным только в том случае, если учителя и родители станут союзниками.
Образовательное
учреждение,
было,
есть
и
остается
одним
из
важных
социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное
взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Главными компонентами семейного воспитания выступают:
климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
режим семейной жизни;
содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Главными функциями взаимодействия школы и семьи являются:
информационная;
воспитательно-развивающая;
формирующая;
охранно-оздоровительная;
контролирующая.
Любовь учителя и родителей к ребенку не должна быть основана на
угнетении
личности
ребенка.
Основывается
на
знании
его
интересов,
стремлений, на умении оказать ему помощь, дать дружеский совет. Высокая
требовательность должна сочетаться с любовью. Основа воспитательной
работы
-
союз
учителя,
родителей
и
ребенка.
Только
в
процессе
взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему
развития личности школьника. Взаимодействие семьи и школы должно быть
направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательную,
досуговую деятельность.
Практика по вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность
предполагает, решение следующих воспитательных задач:
установление дружественных отношений сотрудничества;
нормализацию
отношений
детей
и
родителей
за
счет
позитивного
переживания;
родители лучше узнают своих детей, а педагог – родителей;
достигается
большой
охват
учащихся
различными
формами
воспитательной
работы,
положительное
влияние
на
подростков
различных людей.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с
семьей
имеет
опыт
учреждений
дополнительного
образования
детей,
особенностью которых является создание условий для свободного творческого
развития
личности
ребенка
на
основе
свободы
выбора
занятий.
Педагогов
системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников
объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и
личностного успеха в совместной деятельности». (Из приложения 2 к письму
Минобразования России от 31.01.2001 №90/30-16).
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в
общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое
целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в
том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и
родителей.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют
специальных
знаний
в
области
воспитания,
испытывают
трудности
в
установлении контактов с детьми. Педагогам в школе чаще всего приходится
мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в
решении
личностных
проблем
на
основе
педагогической
поддержки,
вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его
творческих
интересов.
Педагоги
и
родители,
пытаясь
совместно
найти
наиболее
эффективные
способы
решения
этой
проблемы,
определяют
содержание
и
формы
педагогического
просвещения.
В
создании
союза
родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним.
Для проведения родительского просвещения на уровне класса, параллели,
как
правило,
используют
различные
формы
взаимодействия
педагогов
и
родителей:
родительские собрания (отдельно от детей и с детьми);
родительский лекторий («родительские университеты»);
педагогические практикумы, тренинги, конференции и семинары;
« круглые столы»;
педагогические мастерские;
тематические и индивидуальные консультации и т.д.
Другим важным направлением в работе является совместный досуг
родителей и детей. Привлечение родителей к досуговой деятельности играет
огромную роль не только в укреплении семьи, но и в укреплении отношений
ученик
-
учитель,
учитель
-
родитель.
Спектр
проводимых
мероприятий
многообразен.
Привлечь
родителей
к
досуговой
деятельности
можно
через
полюбившиеся
спортивные
мероприятия,
конкурсные
и
праздничные
программы, представления, традиционные фольклорные игровые программы
(«Масленица», «Сабантуй» и т.д).
Воспитание детей – это наша первоочередная
задача. Только
совместными усилиями можно достичь поставленной цели, чтобы наши дети
были
воспитанными,
образованными,
имели
четко
сформированные
гражданские позиции.
Библиографический список:
1.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1982;
2.
Антонова
Р.Я.
Воспитание
детей:
идеи
и
опыт
народной
педагогики.
Якутск, 1995;
3.
Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества: программа
работы, разработки мероприятий. Волгоград: Учитель, 2009;
4.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Л.А.Обухова. Нетрадиционные формы
работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005.