Автор: Лаптева Анастасия Сергеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ 76
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы формирования здорового образа жизни современных подростков
Раздел: полное образование
Проблемы формирования здорового образа жизни современных
подростков
Здоровье детей является неотъемлемой составляющей общественного
богатства, а поэтому привлечение их к здоровому образу жизни – обязанность
государства,
предусмотренная
Конвенцией
о
правах
ребенка,
Всемирной
декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Здоровый
образ
жизни
является
одной
из
фундаментальных
общечеловеческих ценностей. Он зависит, прежде всего, от того, как человек
относится к своему здоровью, ведь медики, психологи указывают на то, что
на 50% наше здоровье зависит от здорового образа жизни человека и только
на
10% -
от
уровня
развития
медицинского
обслуживания
населения.
К
сожалению, не все ученики имеют высокий уровень культуры здоровья и
ведут здоровый образ жизни. Отчасти у молодежи отсутствует интерес к
своей личности вообще и к здоровью в частности. Однако данные ВОЗ
свидетельствуют
о
том,
что
в
последнее
время
происходит
ухудшение
состояния здоровья молодежи.
Для решения проблемы здоровья вообще и формирования здорового
образа
жизни
в
частности
есть
необходимые
научно-теоретические
предпосылки. Они воспроизведены в трудах философов и социологов (Ю.
Лисицын, А. Сахно, Л. Сущенко, Л. Рубина), психологов (С. Бондаренко, Ю.
Орлов, В. Ясвин), педагогов (Г. Максименко, Г. Зайцев, Н. Новикова), медиков
(М.
Амосов,
А.
Опанасенко,
В.
Войтенко),
специалистов
в
области
валеологии и физического воспитания (В. Горащук, И. Никитин, В. Зайцева)
и
др.
Однако,
как
показывает
анализ
научной
литературы,
проблема
формирования здорового образа жизни молодежи и особенно школьников ни
теоретически,
ни
практически
полностью
не
проработана.
Недостаточно
исследованы сущности здорового образа жизни и культуры здоровья, не
разработаны
мероприятия
по
формированию
здорового
образа
жизни
школьников
во
внеурочное
время,
недостаточно
определены
формы
организации здорового образа жизни учащихся и т. п.
По
современным
представлениям
здоровье
рассматривают
не
как
медицинскую, а как комплексную проблему, сложный феномен глобального
значения.
То
есть
здоровье
определяется
как
философская,
социальная,
экономическая,
биологическая,
медицинская
категории,
как
объект
потребления,
заключение
капитала,
индивидуальная
и
общественная
ценность,
явление
системного
характера,
динамическое,
постоянно
взаимодействует с окружающей средой.
Для формирования здорового образа жизни школьников надо иметь
четкое
представление
о
содержательной
сущности
культуры
здоровья,
критерии
и
показатели,
по
которым
она
характеризуется.
Всемирная
организация здравоохранения определяет здоровье как достижение полного
физического, психологического и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней.
Зарубежные исследователи выделяют такие составляющие здоровья:
• Физическую (активность, физическое благополучие).
•
Психическую
(психическое
благополучие,
контроль
поведения,
депрессии).
• Социальная (контакт с людьми).
• Ролевую (дома, в школе, на улице).
• Общее восприятие благополучия.
В исследованиях зарубежных ученых отсутствует моральный аспект, на
который обратил внимание И. Брехман.
В
целом
в
научной
литературе
выделяют
следующие
подходы
к
здоровью:
-
биологический -
отсутствие
болезней;
гармония
и
стабильность
физиологических процессов;
- социальный - активность социума;
- психологический - отрицание болезни в смысле ее преодоления.
Такое
комплексное
рассмотрение
понятия
здоровья
в
единстве
биологического,
социального
и
психологического
аспектов
помогает
в
определении содержательной сущности культуры здоровья школьников.
Здоровый образ жизни - деятельность, направленная на формирование,
сохранение и укрепление здоровья людей. Он включает знания и умения
соблюдать режим дня, личной гигиены, соблюдение полноценного питания,
осознание вредности употребления наркотиков, алкоголя, курения. Здоровый
образ жизни требует и использования оздоровительных технологий (массаж,
закаливание, аутотренинг).
По
мнению
ученых-
валеологов,
«здоровый
образ
жизни
–
это
оптимальная для существующих социально-экономических и исторических
условий
организация
жизнедеятельности
человека,
которая
способствует
формированию,
сохранению
и
наследованию
здоровья,
в
основе
которой
находится валеологическое мировоззрение личности».
Таким образом, в современной научно-методической литературе нет
общепринятого определения здоровья и здорового образа жизни.
Человек, ведущий здоровый образ жизни, легче выдерживает стрессы,
психоэмоциональные перегрузки, эффективнее защищается от негативного
воздействия окружающей среды. Поэтому среди других задач воспитатель во
время мероприятий значительное место должен отводить ориентации детей
на здоровый образ жизни.
Большую
роль
в
формировании
здорового
образа
жизни
играет
современная
образовательная
среда.
80%
учебного
времени
относится
умственному развитию и только 20% отводится на физическое развитие. Не
всегда в образовательных учреждениях имеются благоприятные условия для
учебы и отдыха, нормальный воздушно-тепловой режим, оборудование и т.п.
Формирование здорового образа жизни через образование, создание
здоровьесберегающей
образовательной
среды -
одно
из
приоритетных
направлений
государственной
политики
в
области
образования.
В
этом
контексте
задачей
современных
образовательных
учреждений
являются:
использование
здоровьесберегающих
технологий
обучения;
соблюдение
режима
двигательной
активности,
сочетание
двигательной
и
статической
нагрузки;
организация
сбалансированного
питания;
замена
авторитарного
стиля
общения
на
стиль
сотрудничества,
создания
эмоциональной
благоприятной
атмосферы
обучения;
формирование
у
учащихся
и
их
родителей осознание ценности здоровья, культивирование здоровья и тому
подобное.
Каждый
учебный
предмет
содержит
значительный
потенциал
по
формированию здорового образа жизни. С целью распространения знаний о
здоровье
с
последующим
преобразованием
их
на
стойкие
убеждения
и
навыки
практической
деятельности
в
учебные
планы
нескольких
образовательных учреждений был введен новый курс по выбору «Основы
валеологии».
Валеология
объединяет
знания
физиологии,
психологии,
экологии, физики, химии, философии, медицины, и многих других наук, так
как
интегративная
характеристика
здоровья
содержит
физические,
психические и духовные составляющие.
На занятиях по курсу «Основы валеологии» знакомят воспитанников с
правилам
закаливания
организма,
разнообразными
физическими
упражнениями
для
увеличения
роста,
мерами
предупреждения
неврозов,
убеждают в необходимости выполнения комплекса утренней гимнастики для
обеспечения
нормальной
работоспособности
в
течение
дня,
формируют
умение
расслабляться,
заключать
пищевые
рационы
с
учетом
индивидуальных
особенностей,
соблюдать
режим
дня,
выполнять
упражнения для формирование правильной осанки. Все знания, умения и
навыки воспитанники могут и должны применять в повседневной жизни.
Одним из компонентов здорового образа жизни и правильного его
формирования является физическое воспитание. Оно стимулирует не только
состояние здоровья, но пробуждает в людях стремление жить, двигаться,
делать
добро,
быть
активным
членом
здорового
общества.
В
процессе
обучения молодежи нужно постоянно производить не только потребности, но
и навыки здорового образа жизни.
Физическая культура - это не только спорт, победы и соревнования, но
и
способ
поддержания
духовной
жизни
человека,
его
стремление
к
совершенству и здоровья. Новые требования к физическому воспитанию
подростков
изложенные
в
усовершенствованной
учебной
программе
по
физической
культуре
(целевая
комплексная
программа
«Физическое
воспитание -
здоровье
нации»).
В
ней
поставлена
задача
воспитывать
у
учащихся привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями,
вооружать их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для этого. Эта
задача последовательно осуществляется в течение всего периода обучения в
школе [4, с. 29].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что здоровая
личность
формируется
в
двух
социальных
институтах:
семье
и
образовательном
учреждении.
На
сегодняшний
день
образовательные
учреждения
не
полностью
реализуют
главную
цель
воспитания -
формирование здоровой личности, способной сохранить свое здоровья, а
значит,
существует
необходимость
в
привлечении
семьи
к
решению
проблемы формирования здорового образа жизни подростков.
Перед тем, как заниматься проблемами формирования здорового образа
жизни учащихся, необходимо изучить отношение семьи к этой проблеме: как
родители заботятся о своем здоровье и здоровье детей, умеют и стремятся
придерживаться правил здорового образа жизни, насколько они осведомлены
по этим вопросам, или придерживаются определенных моделей здорового
образа жизни [1, с. 14]. Поэтому одной из задач образовательных учреждений
является активная просветительская работа с родителями.
Ведь только проводя активную работу по формированию
здорового
образа жизни детей и
в семье,
и в образовательном учреждении можно
добиться действенного комплекса оздоровительных мероприятий, которые
обеспечат
гармоничное
развитие
подростка,
укрепление
его
здоровья,
повышение производительность труда.
Список использованной литературы
1.
Агаджанова,
С.
Н.
Ещё
раз
о
вреде
курения
[Текст]
/
С.
Н.
Агаджанова // Педагогика. – 2012. – № 9. – С. 14-15.
2.
Алимова,
Т.
Профилактическая
программа
формирования
здорового
образа жизни в гимназии [Текст] / Т. Алимова, И. Комарова, И. Умняшова //
Воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 11-15.
3.
Амбарцумян,
В.
Жить
в
гармонии
с
природой
или
Что
такое
оздоровительная
система
Брэгга
[Текст]
/
В.
Амбарцумян
//
Основы
безопасности жизнедеятельности. – 2007. – № 6. – С. 41-46.
4.
Андреева, И. Г. Формирование ценностного отношения к здоровью
через предметное содержание естественнонаучного образования в контексте
достижений личностных результатов, обозначенных ФГОС [Текст] / И. Г.
Андреева // Физика в школе. – 2013. – № 7. – С. 29-42.
5.
Блинов, Л. В. Организационно-педагогические условия формирования
культуры здоровья подрастающего поколения [Текст] / Л. В. Блинов, И. А.
Макарова, В. В. Фёдоров // Педагогическое образование и наука. – 2012. – №
6. – С. 81-85.
6.
Быков, В. С. Формирование здорового стиля жизни учащейся молодежи
[Текст] / В. С. Быков, С. А. Никифорова, С. В. Фау // Физическая культура:
Воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 2. – С. 63-67.
7.
Гликман, И. З. Фундаментальное образование и здоровье школьников
[Текст] / И. З. Гликман // Инновации в образовании. – 2007. – № 8. – С. 85-96.