Напоминание

конспект урока математики в 5 классе по теме "Окружность и круг"


Автор: Ярухина Светлана Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лаишевская СШ"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: конспект
Тема: конспект урока математики в 5 классе по теме "Окружность и круг"
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока математики в 5 классе

Предмет: МАТЕМАТИКА

Тема:
«Окружность и круг. Сфера и шар»
Тип урока:
ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Цель:
научить распознавать геометрические фигуры «окружность» и «круг», «сфера», «шар» и ее основных элементов, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели (окружности с помощью циркуля), совершенствование вычислительных навыков.
Планируемый

результат

обучения,

в

том

числе

и

формирование

УУД:
формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД:
прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Личностные УУД:
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия
: окружность, круг, радиус, диаметр, циркуль.
Межпредметные связи:
русский язык, изобразительное искусство, технология.
Необходимое техническое оборудование:
- телевизор, - ноутбук, - презентация, - чертёжные принадлежности, - пластиковый стаканчик
Ресурсы:
1. Никольский С.М., Потапов М.К. и др. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2013. 2. Математика: рабочая тетрадь для 6 класса / М.К. Потапов, А.В. Шевкин, 2013
Технологическая карта урока
Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование

УУД

Комментарий,

примечание
Мотиваци- онный.
Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет. (С.Маршак)
Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу. Ф Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. Учитель проверяет готовность класса к уроку Актуализация знаний обучающихся Вычислите устно: 48+33= 38+39= 61-27= 81-43= 60 · 6 200 : 50 - 120 · 25 : 80 + 140 · 30 : 60 ? ? Назовите геометрические фигуры Обучающиеся устно выполняют действия с натуральными числами; перечисляют известные им г е ом е т р и ч е с к и е фигуры Ф формирование вычислительных навыков Самопроверка знаний
Постановка проблемы. Открытие нового. - Давайте выполним следующее задание. 1. Берем стакан, прикладываем к листу бумаги и обводим фломастером. Обратите внимание, какой след у вас получился. 2. - Какая геометрическая фигура у нас получилась? Почему вы так считаете? А может это круг? Обучающиеся на листе бумаги чертят окружность. И П о с т а н о в к а и формулирование проблемы Самопроверка знаний Тема урока Итак, кто сформулирует тему урока? Какие должны быть цели урока? Обучающиеся ф ормулируют т е м у урока «Окружность и круг» и перечисляют цели урока. Ф Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Обучающиеся сами формулируют тему урока Практическая работа №1 - Давайте вернемся к нашим фигурам. Уточним понятие окружности и круга. 1. А теперь возьмем ножницы и аккуратно вырежем по той линии, которую оставил фломастер. 2. Ответьте мне на вопрос: -Что такое окружность? -А что такое круг? 3. А сейчас свернем небольшую часть круга. Сгиб образует линию, она называется …
хорда.
4. Теперь свернем круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется…
диаметр
. А если еще раз свернем пополам, то линия сгиба –
радиус
. Если взять две точки на окружности, то они образуют
дуги.
Обучающиеся выполняют практическую работу№1 ( в ы р е з а ю т к р у г , сгибают круг) Делают соответствующие выводы П Знаково — символические действия: моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Вывод проговаривают устно при подведении итогов практической работы
Проблемка - А как начертить окружность определенного размера? -Для этого существует Циркуль Циркуль мой, циркач лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился – и ни шагу. -Обратите внимание как пишется слово ЦИРКУЛЬ.
Эталон
1. Отмечаем центр окружности. 2. Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой. 3. Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность. Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться. Обучающиеся формулируют алгоритм построения окружности и с р а в н и в а ю т с эталоном. Г Выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий. Физкульт- минутка Тема нашего урока «Окружность и круг» Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша ок руж н о с т ь раздувается, становится все больше, больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется то вправо, потом влево. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее. -Как вы думаете, что такое сфера? Что такое шар? Г Владение монологической и диалогической формами речи в с о о т в е т с т в и и с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации Проводит учитель Решение задач в печатных тетрадях Рабочая тетрадь №178, 179 Ф Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов Один обучающийся комментирует выполнение задания в рабочей тетради
разрешения конфликта и делают вывод. Тест
Заполните пропуски
(учитель раздает на листочках задание теста два варианта). Обучающийся в ы п о л н я е т с в о й в а р и а н т, з а п о л н я я пропуски, и результат заносит в таблицу. Ф Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Анализ истинности утверждений; Осуществляют взаимопроверку и в ы с т а в л я ю т отметку за тест Домашнее задание Учитель комментирует домашнее з а д а н и е , записанное на слайде
П. 2.5, решить № 402- № 404 (устно), №406, 408,

410

Дополнительно.

Творческое задание. Оценивается отдельно.

Выполнить

на

альбомных

листах.

С

помощью

циркуля создать рисунок из окружностей.
Обучающиеся записывают задание в дневники Ф Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Рефлексия Прошу вас теперь подвести итоги урока - Какова была цель нашего урока? - Чему вы научились? - Что нового вы узнали?
Расскажите по схеме:



Я знаю – Я запомнил – я смог
И Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выставление и комментировани е оценок за урок
Логическое завершение урока Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке:
-
- Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок.

Психологический настрой на подведение итогов урока Ф Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1.

Тест. ТЕСТ

1 вариант. 2 вариант.
На рисунке изображена окружность с центром О. На рисунке изображена окружность с центром О. Заполните пропуски: Заполните пропуски: А) Точки …. лежат на окружности а) Запишите радиусы окружности …. Б) Радиусы … окружности б) Диаметр КМ = … см В) Хорда ВМ = … см … мм в) Хорда МС = … см … мм Г) Диаметр АМ = … см г) Точки … лежат на окружности Д) Точки … лежат внутри окружности. д) Точки … лежат вне окружности. Результаты выполнения теста ___вариант __________________ Результаты выполнения теста ___вариант __________________ (Ф.И. ученика) (Ф.И. ученика) Задание А) Б) В) Г) Д) Итого Задание А) Б) В) Г) Д) Итого Ответы Ответы Отметка Отметк а


В раздел образования