Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми 5-6 лет на тему " Животные холодных стран"
Автор: Пономарева Светлана Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ детский сад №44 Населённый пункт: г. Саров Нижегородская обл. Наименование материала: конспект Тема: Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми 5-6 лет на тему " Животные холодных стран" Раздел: дошкольное образование
Лексическая тема «Животные холодных стран»
Составила:
учитель – логопед
Пономарева Светлана Владимировна
МБДОУ детский сад № 44 г. Саров
Задачи:
(П) Продолжать знакомить с животными холодных стран, закреплять
умение отличать их по внешнему виду.
(Р) Совершенствовать умение детей отвечать без заикания на вопросы
логопеда короткими и распространенными фразами при рассматривании
картинок
и
без
них,
пользоваться
для
ответов
обобщающими
понятиями.
(Р)Побуждать детей образовывать притяжательные прилагательные,
прилагательные в сравнительной степени. Упражнять в употреблении
существительных в родительном падеже, сложных слов, в подборе
предлогов. Побуждать употреблять предложения с союзами потому что,
для того чтобы, при объяснении причинной зависимости.
Тренировать удлиненный речевой выдох при произнесении фразы из
трех и более слов с плавным переходом от одного слова к другому без
добора воздуха между ними, с утвердительной интонацией.
(ФР)
Способствовать
развитию
мелкой
и
общей
моторики,
координации речи с движением, психических процессов: восприятия,
внимания, воображения, мышления.
(С-К) Формировать навыки инициативности, сотрудничества,
уверенности. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование и материалы
Метроном.
Наборы картинок:
- животные холодных стран;
- силуэтное изображение животных холодных стран;
- разрезные картинки
- игрушка пингвин, макет льдины,
-схемы слов, цветные фишки
- цветные карандаши.
Словарная работа
Глаголы: скачет, прыгает, плавает,
бежит, спит, рычит, боится, спасается,
охотится, ловит, прячется, ловит, крадётся, спасается, защищается.
Прилагательные: храбрый,
ловкий,
пушистый,
мягкая,
меховая,
острый,
мохнатый, огромный, добрый, умный, белый, неуклюжий, пугливый, ловкий,
опасный, передние, задние, крепкие
Наречия: страшно, ловко, тепло, быстро, медленно, громко, тихо, удобно,
осторожно, опасно.
Пропедевтическая работа
- Беседа о животных Арктики и Антарктики.
- Чтение: Л. Белоусова «Белый медвежонок», Г. Снегирев «Пингвиний пляж»,
«К морю», «Хитрый поморник».
- Рассматривание картинки одежды - сюртук.
- Обучение нахождению места звука в слове.
- Нахождение маленьких слов (предлогов) во фразах.
Ход занятия
1-я часть – подготовительная
Организационный момент.
Логопед: Ребята, встаньте свободно. Сегодня мы будем говорить о животных
холодных
стран.
Обнимем
себя
руками,
как
моржи
ластами:
«мммм»,
«мммм», «мммм».
А теперь мы как тюлени-лежебоки сладко зевнём: «аааа», «аааа», «ааааа».
Молодцы, хорошо расслабили голосовые связки.
Логопед: Я напомню вам правила речи:
«Внимательно слушай, другим не мешай,
когда тебя спросят, тогда отвечай».
Логопед: В холодных странах, на севере живут удивительные животные.
Дорогие мои дети,
я вас спрошу, а вы ответьте:
Логопед: На севере встретишь тюленя?
Дети: На севере встретишь тюленя.
Логопед: На севере встретишь белого медведя?
Дети: На севере встретишь белого медведя...
Логопед: Правильно. Садитесь.
2-я часть – основная
1.Упражнение «Чья тень?» (развитие речевого дыхания)
Логопед:
- Внимательно посмотрите на наборное полотно. Вы узнали, чьи это тени?
Дети:
-Я узнал тень песца.
- Я узнал тень моржа.
-Я узнал тень тюленя. И т.п.
(Перед каждым ответом логопед быстро поднимает руку вверх (сигнал для
вдоха) и медленно опускает на выдохе).
2.Упражнение «Сравнения»
Логопед: Да. Вы правильно назвали животных севера. А теперь попробуем их
сравнить.
- У северного оленя мягкая шерсть, а у песца ?
Дети: - А у песца мягче.
Логопед: - У тюленя крупное тело, а у моржа?
Дети: - А у моржа крупнее.
Логопед: У белого медведя широкая пасть , а у кита?
Дети: -А у кита шире.
3. Дидактическое упражнение «Чьи части?»
Логопед:
- Ребята, я сложила картинки животных, но у меня выпали части. Помогите
вставить их на место.
- Чья это голова?
Дети:
-Это медвежья голова.
Логопед: - Чьи это ласты?
Дети:
-Это тюленьи ласты .
Логопед: - Чей это хвост?
Дети:
- Это песцовый хвост.
Логопед: Хорошо. Теперь все картинки собраны.
4. Дидактическое упражнение «Назови одним словом»
Логопед:
- Видите, у медведя толстые лапы. Скажите одним словом он какой?
Ребенок:
- Толстолапый.
Логопед:
- У моржа длинные усы. Он какой?
Ребенок:
- Длинноусый. И т.п.
5. Отгадать загадку
В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин,
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук.
Хоть на шее белый галстук,
На ногах надеты ласты.
Вы узнали господина,
Птицу важную — ... (пингвина)?
Логопед:
- Какие слова помогли отгадать загадку? (ласты, сюртук, птица, крылья
вместо рук, Антарктида…)
-Вот сейчас мы с вами и отправимся в холодную страну на самом юге нашей
планеты – Антарктиду и познакомимся с пингвинами. Летим на самолете:
ЛЛЛЛЛ, ЛА-ЛЫ-ЛЭ. Прилетели. Едем по снегу на тракторе : РРРРРРР-РО-
РУ-РЫ. Приехали.
6.Физминутка
Дуют ветры ледяные, (Взмахи руками в разные стороны)
Горы снежные, крутые, (Медленно поднять руки)
Там о лете не слыхали, (Приложить то правую ладонь к уху, то левую)
Там согреешься едва ли. (Обнять себя и попрыгать)
Он не мал и не велик, (Свести и развести руки)
Этот снежный материк. (Ритмично хлопать в ладоши)
7.Темпо-ритмическое упражнение «Пингвин».
Логопед: Мы в Антарктиде. Только тут живут императорские пингвины
(выставляется картинка). Пингвины – это птицы. Они не умеют летать, и
очень неуклюжи на суше, ходят вперевалочку. Давайте изобразим, как ходят
пингвины, в разном темпе (под метроном).
Скользкий лёд, скользкий лёд,
Но пингвин не упадет. (Медленно, быстро, в среднем темпе).
- Какой темп лучше для пингвина и нас?
- Средний.
Логопед: Садитесь. Давайте поиграем с пингвином и льдиной.
8.Дидактическое упражнение с демонстрацией действия
«Добавь маленькое слово в мою фразу».
Пингвин спрятался. . . льдину. (За)
Пингвин нырнул . . . льдину. (Под)
Пингвин плавает. . . льдины. (Вокруг)
Пингвин спрыгнул. . . льдины. (С)
9.Обсуждение рассказа
Логопед:
- Пингвины едят рыбу. Им постоянно приходится прыгать с льдин в воду.
Послушайте рассказ Г. Снегирева «Отважный пингвиненок».
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё
только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у
нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его
сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул,
закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо
посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном
море.
Вопросы для обсуждения:
- Какой был пингвиненок?
- Что делали взрослые пингвины?
-Почему пингвиненок не сразу прыгнул в воду?
- Как пингвиненок искупался в холодном море?
- Почему рассказ называется «Отважный пингвиненок»?
- Подберите слова похожие по смыслу (отважный, смелый, храбрый).
3-я часть – заключительная
Логопед: Вам понравился рассказ?
Дети: Да.
Логопед. Очень забавные это птицы и название у них интересное.
- Найдите место звука Н в слове ПИНГВИН (Работа со схемой слова)
Закрасьте нужные клеточки синим цветом.
Итог занятия.
Логопед: настало время вернуться назад: встаньте, вокруг себя обернитесь,
в детский сад вернитесь.
- Что интересного узнали в путешествии?
- Какое правило выполняли?
- Чьи ответы понравились больше всего? Почему?