Напоминание

"Наш космос"


Автор: Свиридова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Информационно-исследовательский краткосрочный проект
Тема: "Наш космос"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Наш космос»

Автор проекта:

Свиридова Оксана Николаевна старший воспитатель МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №93» г. Воронеж.

Участники проекта:

-Дети старшего дошкольного возраста;

-Воспитатель,

-Педагоги

дополнительного

образования

по

изобразительной

деятельности;

-Инструктор по физической культуре;

-Родители.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Вид проекта: краткосрочный

Актуальность

проблемы: В

настоящее время актуальность данной темы

продекларирована

Президентом

РФ,

в

рамках

национальной

идеи

о

патриотизме. В связи с этим рассказ подрастающему поколению о достижениях

Советской и Российской космонавтики, является соответствующим заданным

правительством и президентом курсом на самоидентификацию и нацеленность

на патриотическую идею. Блоки выбранного проекта направлены на развитие

умственных, физических, творческих способностей, которые осуществляются

через различные виды детской деятельности,

доступны по возрасту, дают

возможность выразить свои эмоции, пополнить свои знания о космосе.

Этапы работы над проектом:

1этап. Подготовительный, посвященный выявлению первоначальных знаний

детей о космосе, разработке занятий, подбор материалов, оформление центра по

теме проекта.

2 этап. Реализация содержания проекта.

3 этап. Подведение итогов, анализ результатов.

Цель:

Приобщение детей к знаниям о космосе, формирование представления о роли

человека в изучении космоса.

Задачи:

1. Продолжать

расширять

представление

детей

о

многообразии

космоса.

Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд.

Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах,

созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о

значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с

первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

5.

Привлечь

родителей

к

совместной

деятельности,

к

празднованию

Дня

космонавтики

1 этап.

Выявление знаний детей о космосе и

определение направлений работы по теме

Что такое космос?

-Туда летают космонавты на ракетах. (Егор)

-Там луна и солнце. (Паша)

-Там много звезд. (Лиза)

- В космосе есть планеты и солнце. (Соня)

-В космосе солнечная система есть. (Саша)

-Солнце-это планета, а вокруг нее крутится наша земля. (Лера)

- Я знаю, что в космосе, есть разные созвездия. (Дима)

-К нам прилетают из космоса НЛО. (Кирилл)

О чем бы ещё вы хотели узнать?

-Где живут инопланетяне? (Кирилл)

-А можно нам туда полететь? (Соня)

-По другим планетам можно ходить, как по луне? (Паша)

-Почему планеты разного цвета? (Лера)

-Зачем спутники летают вокруг Земли? (Дима)

-Какие ракеты бывают? (Артём)

-На какой планете можно еще жить? (Лиза)

Что будем делать, что бы больше узнать о космосе?

-Посмотреть фильм или передачу. (Лиза)

- Спросить у космонавтов. (Дима)

-Что бы Вы (воспитатель) нам рассказали. (Саша)

-Прочитать в книге, о космосе. (Соня)

- Построить ракету. (Егор)

2 этап

План проекта для каждого центра

Центр искусства

«Банк идей»

Нарисовать сияющие звёзды (ПДО ИЗО) и НЛО (Лера),

вылепить из пластилина спутник Земли (Дима), объёмная

аппликация «Планеты» (воспитатель), послушать песни о

космосе (Саша).

Средства

реализации

Бумага белая формата А5, акварельные краски, трубочки

для

коктейлей,

разноцветный

пластилин,

цветная

двухсторонняя

бумага,

клей

ПВА,

кисти

для

клея,

фонограммы музыки, магнитофон.

Этапы работы

«Звезды» - с помощью трубочек для коктейля раздуваем

разноцветные

капли

акварельных

красок

-

получится

изображение сияющих звезд на небе.

«НЛО»

-

для

примера,

педагог

дополнительного

образования нарисовал на доске. Затем попросил детей

выполнить рисунки в той же стилистике.

«Спутник»

-

из

пластилина

катаем

шар,

затем

раскатываем жгутики и формируем спутник Земли.

«Планеты» - за основу для аппликации берется бумага

т е м н о - с и н е го

ц в е т а ,

н а р е з а ют с я

к в а д р а т и к и

двухсторонней цветной бумаги, разного размера и цвета

(планеты).

Квадратики

сминаются

и

формируются

шарики

(планеты).

В

середине

листа

приклеивается

солнце, а вокруг наклеиваются другие планеты.

Слушать музыкальные произведения: Г. Отс, « Я верю,

друзья». Песенка звездочета из к/ф «Красная шапочка».

Центр познания

«Банк идей»

Провести

математический

диктант

«Полет

от

Земли

к

Марсу»

(воспитатель),

посчитать

количество

планет,

сравнить их величину (Дима), рассказать о Солнечной

системе, о поверхностях планет (воспитатель), показать

учебный фильм (Лиза), познакомить детей со словами:

комета, метеорит, луноход, солнечная система, лётчик-

космонавт,

астроном,

орбитальная

станция,

телескоп,

подобрать иллюстрации с изображением по теме (Соня),

организовать досуг, посвященный «Дню космонавтики»

(воспитатель).

Средства

реализации

«Игровизор»

В.

В.

Воскобовича,

водный

маркер,

иллюстрации

планет

вырезанных

из

бумаги

разного

диаметра

(для

соотношения

размера),

Коврограф

«Ларчик»

В.В.

Воскобовича,

комплект

дидактических

материалов

«Космос»,

стихотворение

А.Хайта

«По

порядку все планеты».

Наглядные пособия, фильм «Космос. Земля в космосе»,

иллюстрации с изображением изучаемых слов, журнал

«Справочник старшего воспитателя» №4 2009г.

Проводится математический диктант: на «Игровизоре» в

определенных

клетках

рисуется

планеты,

затем

составляется путь полета, по заранее составленной схеме

воспитателем.

На

Коврографе

«Ларчик»

выставляются

планеты

в

порядке отдаления от солнца, нумеруем каждую планету.

Затем планеты располагаем в порядке возрастания (для

сравнения объема детьми).

Просмотр

презентации,

обсуждение

увиденного

материала.

Демонстрация иллюстраций по теме и рассказ-пояснение

новых понятий и слов.

Центр книги

«Банк идей»

Сочинить

сказку

о

планетах

(Паша),

разучить

стихотворение

по

теме,

разгадать

загадки

(Саша),

рассказать о первом космонавте и космических кораблях,

спутниках (воспитатель).

Средства

реализации

Тексты

стихотворения

В.

Орлова

«Летит

корабль»,

загадок о космосе;

энциклопедии и иллюстрации по

тематике.

Этапы работы

Придумывание сказки и ее конспектирование.

Заучивание стихотворения, разгадывание загадок.

Оформление книжной выставки «Загадочный космос»,

папки-передвижки.

Конструкторский центр

«Банк идей»

Сделать ракету из кубиков (Артем), сделать луноходы из

природного

материала

(Паша).

Построить

макет

солнечной системы (родители).

Средства

реализации

«Кубики Дьенеша» и «Палочки Кюизенера», природный

материал,

воздушные

шарики

5

шт.,

пенопласт,

пластилин.

Этапы работы

Дети

сооружают

ракету

из

«Кубиков

Дьенеша»

и

«Палочек Кюизенера» по собственному воображению.

Из

шишек

ели

и

желудей,

листьев

конструируем

луноходы, скрепляя с помощью пластилина.

Родители с помощью пенопластовых и воздушных шаров

составили макет солнечной системы.

Центр движения

«Банк идей»

Подвижные игры: «Космонавты» (Соня), «Перебежки по

луне» (Артем), пальчиковые игры: «Космонавт летит»,

«Мы

по

глобусу

шагаем…»

(воспитатель),

проведение

совместного

с

родителями

развлечения

«Космические

старты» (инструктор по физической культуре).

Средства

реализации

Флажки,

обручи,

активные

родители

и

ве селое

настроение.

Этапы работы

Знакомство

и

разучивание

игры,

самостоятельное

воспроизведение игры детьми.

Проведение

совместного

с

родителями

развлечения

«Космические старты».

Центр кулинарии

«Банк идей»

Выпекаем

печенья

«Звездочки»

(Алина),

Коктейль

«Юпитер» (Лера)

Средства

реализации

Печенье

в

виде

звездочки,

глазурь,

кокосовая

стружка

белого и желтого цветов, сахарная пудра, молоко, сахар

белый

и

коричневый,

желатин,

вишня

и

банан,

прозрачные стаканы.

Этапы работы

Испеченное

печенье

покрываем

глазурью,

сверху

украшаем разноцветной кокосовой стружкой.

Молоко

взбивается

с

бананом,

в

стакан

наполнение

происходит

послойно

(молоко,

желе

желтого

цвета,

молоко,

желе

зеленого

цвета,

молоко,

украшается

вишней).

Центр опытов и экспериментов

«Банк идей»

Создаем

поверхность

планеты

Марс

(родители),

проводим опыты «Кратеры» и «Почему нет жизни на

Марсе?»

Средства

реализации

Коробка,

песок

красного

цвета,

гибкая

трубочка,

оргстекло,

глубокая

миска,

мука,

пластилин,

свеча,

спички, колба.

Этапы работы

Родителями

был

создан

макет

поверхности

планеты

Марс,

в

котором

детям

показывается

рельефы

поверхности и дующие ветра.

В миску насыпается мука, из пластилина вылепляются

шары и дети их кидают в муку. Получаются «Кратеры».

Детям

рассказывается

о

значении

воздуха

для

всего

живого. Затем зажигается свеча и накрывается колбой.

Огонь через некоторое время тухнет.

Итог проекта (продукт)

Изготовление интерактивной папки (лепбук) «Наш космос»

3 этап

Результаты проекта

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры,

продуктивная

деятельность

объединяют

детей

общими

впечатлениями,

переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за

свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в

различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая:

дети

стали

задавать

больше

вопросов,

интересоваться

познавательной

литературой.

Мониторинг знаний детей по теме «Наш космос» проводился в начале проекта

и

после

его

завершения.

Вопросы

детям

задавались

индивидуально

в

непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой

предварительной беседы. Результаты диагностики показали, что на начальном

этапе работы относительно высокий уровень показали 7 детей (44,7%), на

среднем уровне были знания у 5 детей (31,2%), совсем низкий уровень – у 4

детей (24%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными,

полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не

знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в

космосе.

Заключительная

диагностика

показала,

что

знания

детей

о

космическом

пространстве

и

об

освоении

космоса

людьми

у

детей

систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых

слов

на

познавательных

занятиях

и

употребления

их

в

других

видах

деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и

т.д.

Результаты

итоговой

диагностики: высокий

уровень

показали 15 детей

(90,6%) , средний уровень - 1 ребенок (9,4%), низкий уровень: 0 детей (0%)

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в

своей

работе

любой

творческий

педагог,

адаптировав

его

содержание

к

условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и

использовании различных форм и методов работы, а также при включении в

проект

заинтересованных

взрослых:

педагогов

и

родителей,

детям

вполне

доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Ресурсы

Информационные:

Диагностика знаний детей о космосе, информация из педагогической и научной

литературы, интернет сайты, демонстрация учебного фильма, методическая

работа с родителями.

Научно-методические:

Журнал «Справочник старшего воспитателя» №4 от 2009г., ЗАО «МЦФЭР»;

Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов

ДОО/Л.В.Михайлова-Свирская.-М.:Просвещение,2015.-95с.;

Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов-М.: Эксмо 2012.-512с.;

Новейший полный справочник школьника: 1-4 классы – М.: Экс-Н 72мо,2012.-

576с.; Планета земля, изд. Ридерс Дайджест 2008г.



В раздел образования