Автор: Козьянко Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 71 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный тематический план реализации регионального образования к программе "Жемчужина"
Раздел: дошкольное образование
Перспективный тематический план
образовательной работы по реализации
регионального компонента образования
с детьми младшего дошкольного возраста
к программе «Жемчужина»
Младшая группа
☺
Сентябрь:
1.
Занятие: «Башкирская матрешка»
(знакомство с башкирской матрешкой: обследовательские действия, внешний
вид,
принадлежно сть
к
народу,
обыгрывание,
и с п ол ь з о ва н и е
художественного слова и т.д.).
2.
Занятие: «Башкирский орнамент»
(знакомство
с
башкирским
орнаментом:
принадлежность
к
народу,
рассматривание
орнамента:
геометрические
фигуры,
расположение
на
плоскости, ритмичность изображения, цвет и т.д.).
3.
«Хлеб – всему голова» (беседа о значении бережного отношения к
хлебу, воспитание бережного отношения, внешний вид хлеба – разнообразие
форм, использование художественного слова и т.д.).
☺
Октябрь:
1.
Занятие: «Кукла в башкирском костюме»
(рассматривание башкирского костюма на дидактической кукле: предметы
одежды,
расцветка,
геометрический
орнамент,
украшения,
использование
художественного слова и т.д.).
2.
Занятие: «Знакомство с русской народной сказкой «Теремок»
(драматизация русской народной сказки, проигрывание эпизодов, пантомима,
дидактическая игра «Кто как разговаривает?» и т.д.).
3.
Занятие: «Что растет в родном краю»
(начальное
экологическое
воспитание
–
растительный
мир
родного
края,
явления в природе, красота природы края, бережное отношение к уголкам
родной природы, использование художественного слова, дидактическая игра
«Волшебный мешочек» и т.д.)
☺
Ноябрь:
1.
Занятие: «Родной дом – дом, где я живу»
(беседа
«Моя
родная
улица»,
мой
дом
родной,
использование
художественного слова, фотографий, иллюстраций и т.д.).
2.
Занятие: «Русская матрешка»
(знакомство с русской матрешкой: обследовательские действия - деревянная,
внешний вид русской матрешки, принадлежность к народу, обыгрывание,
своеобразие изготовления и т.д.).
3.
Занятие: «Мы играем и поем»
(рассказ
воспитателя
о
башкирских
народных
играх
и
хороводах:
особенности игр, проигрывание народных игр с пением и т.д.).
☺
Декабрь:
1.
Занятие: «Национальные блюда»
(знакомство
с
традиционной
башкирской
кухней,
продукт ами,
используемыми в приготовление национальных блюд, разнообразием блюд,
использование башкирского фольклора и т.д.).
2. Занятие: «Кукла в русском костюме»
(рассматривание
русского
костюма
на
дидактической
кукле:
предметы
одежды, расцветка, геометрический и растительный орнамент на одежде,
украшения на одежде, использование художественного слова и т.д.).
2.
Занятие: «Деревья родного края»
(беседа:
богатство
лесов
в
родном
краю,
красота,
значение
бережного
отношения к деревьям, разнообразие деревьев родного края, внешний вид,
использование художественного слова, дидактическая игра «Найди пару» и
т.д.).
☺
Январь:
1.
Занятие: «Башкирские народные песни»
(знакомство
с
песенным
творчеством,
пение
народных
песен
с
использованием иллюстраций, беседа о народном творчестве).
2.
Занятие: «Целебный напиток»
(беседа о целебном напитке – кумыс, традиционное изготовление напитка,
ценность
для
здоровья
людей,
домашние
животные,
использование
художественного слова и т.д.).
3.
Занятие: «Зима – одежда»
(народные традиции в зимней одежде народов родного края, рассматривание
одежды, беседа о значении, внесение дидактической куклы в зимней одежде
русского народа, устное творчество – народные приметы, дидактическая игра
«Одень Фануру» и т.д.).
☺
Февраль:
1.
Занятие: «Русская кухня»
(беседа
о
традиционных
продуктах
русской
кухни,
рассматривание
приготовленных национальных блюд, лепка из глины – блины, использование
русского фольклора и т.д.).
2.
Занятие: «Кукла в башкирском и русском костюме»
(внесение
дидактической
куклы
в
русском
и
башкирском
костюмах,
рассматривание
и
сравнение
–
чем
отличаются
предметы
одежды,
использование устного народного творчества, дидактическая игра «Одень
Фануру и Таню» и т.д.).
3.
Занятие: «Башкирское полотенце»
(внесение
полотенца
для
рассматривания
народной
вышивки,
элементов
вышивки на тканном полотне, композиции на плоскости полотна, цветовая
гамма
и
сочетание
основных
цветов
башкирского
орнамента,
беседа
о
назначении и использовании в быту, и т.д.).
☺
Март:
1.
Занятие: «Матрешкины потешки»
(русский фольклор детям, заучивание с детьми потешки, рассматривание
разнообразия узоров на плоскостных матрешках, пропевание потешек и т.д.).
2.
Занятие «Башкирские поэты – малышам»
(знакомство с творчеством башкирских поэтов, заучивание стихотворений,
беседа по содержанию стихотворения и т.д.).
3.
Занятие: «Путешествие по детскому саду»
(ориентировка
в
помещениях
детского
сада,
рассматривание
элементов
регионального компонента в оформлении помещений).
☺
Апрель:
1.
Занятие: «Мастера родного края»
(беседа о традиционных башкирских промыслах: бортничество, ткачество,
коневодство,
рассматривание
иллюстраций,
фотографий,
предметов
используемых в промыслах и т.д.).
2.
Занятие: «Народные инструменты»
(рассматривание башкирских народных инструментов: кубыз, курай, гармонь
и т.д., прослушивание звучания народных инструментов, дидактическая игра
«Найди по описанию» и т.д.).
3.
Занятие: «Моя родная улица»
(беседа с детьми об улицах родного города, рассматривание фотографий и
иллюстраций, на которых проживают дети группы, о разнообразии улиц в
городе,
рисование
–
«Мой
дом»,
рассматривание
элементов
украшений
города в народных традициях и т.д.).
☺
Май:
1.
Занятие: «Поэты родного края детям»
(чтение
стихов
башкирских
поэтов,
знакомство
с
творчеством
народных
башкирских поэтов, их произведениями, заучивание стихотворения поэта
родного края).
2.
Занятие: Сюжетная игра магазин «Агидель»
(предметы
промыслов
и
изделий
башкирского
народного
творчества:
рассматривание,
обыгрывание,
выбор
по
описанию
предмета
быта
башкирского народа).
3.
Занятие: «Народные подвижные игры»
(проигрывание башкирских и русских народных подвижных игр, беседа о
разнообразии
игр
башкирского
и
русского
народов,
сравнение
–
чем
отличаются и т.д.).
Средняя группа:
☺
Сентябрь:
1.
Занятие: «Нарядный костюм Айгуль»
(рассматривание
праздничного
башкирского
народного
костюма
на
дидактической кукле: предметы одежды, части предметов одежды, расцветка,
расположение
геометрического
орнамента,
традиционные
украшения,
использование художественного слова и т.д.).
2.
Занятие: «Посуда»
(продолжать знакомство с посудой башкирского народа: дерево, технология
изготовления, внешний вид, украшения, использование в быту, дидактическая
игра «Магазин посуды» и т.д.).
3.
Занятие: «Труд ткачихи»
(беседа о труде ткачихи, рассматривание тканного полотна с башкирским
орнаментом:
узор
–
стилизованный
растительный
и
геометрический,
цветовой фон, расположение узора на полотне, назначение, использование
художественного слова и т.д.).
☺
Октябрь:
1.
Занятие «Русская и башкирская матрешка»
(продолжаем
знакомить
с
русской
и
башкирской
мат решкой:
обследовательские
действия
-
сравниваем,
внешний
вид
матрешек,
принадлежность
к
народу,
обыгрывание,
выделение
основного
цвета,
называние
знакомых
элементов
русского
и
башкирского
орнамента,
дидактическая игра «Угадай матрешку» и т.д.).
2.
Занятие: «Предметы из дерева»
(рассказ воспитателя о резьбе по дереву, рассматривание предметов русского
народа выполненных с резьбой по дереву, назначение и ценность изделий,
дидактическая игра «Из чего сделан предмет» и т.д.).
3.
Занятие: «Мы идем в музей»
(знакомство
с
творчеством
башкирских
художников,
рассматривание
репродукций
башкирских
художников,
беседа
по
репродукциям,
использование художественного слова и т.д.).
☺
Ноябрь:
1.
Занятие: «Родной город – Уфа»
(беседа о родном городе Уфа, рассматривание фотографий, иллюстраций,
репродукций достопримечательностей родного города, чтение стихотворений
башкирских и русских поэтов о родном городе Уфа, рассказы детей и т.д.).
2.
Занятие: «Богатства родного края»
(беседа о богатствах родного края: лес, нефть, мед; рассматривание карты
Башкортостана, рисование элементов – обозначений богатств родного края на
карте, использование художественного слова и т.д.).
3.
Занятие: «Улицы вокруг нас»
(беседа о разнообразии улиц в родном городе; об улицах, где живут дети, на
какой улице находится детский сад, об известные людях в честь кого названы
улицы – жители родного города и т.д.).
☺
Декабрь:
1.
Занятие: «Аптека родного края»
(беседа о лекарственных растениях родного края, их целебных свойствах,
рассматривание внешнего вида с использованием гербария, иллюстраций,
внесение фиточая из лекарственных трав и т.д.).
2.
Занятие: «Народная вышивка»
(рассматривание разнообразия образцов народной вышивки на предметах
быта, называние элементов русского узора, их расположения на плоскости
тканного полотна, цветовая гамма, прорисовывание элементов растительного
узора и т.д.).
3.
Занятие: «Домашние животные и устное народное творчество»
(беседа о русском фольклоре – пословицы, поговорки, пестушки, потешки,
кричалки,
дразнилки;
значение
в
воспитание
малышей,
использование
элементов
драматизации,
повторение
движений
домашних
животных
–
пантомима и т.д.).
☺
Январь:
1.
Занятие: «Петрушка, угадай мою игрушку»
(знакомство
с
приемами
проведения
игрища
и
забавы,
рассматривание
русских
народных
игрушек–
деревянная,
глиняная,
свистулька;
дидактическая игра «Народные игрушки» и т.д.).
2.
Занятие: «Башкирская народная сказка»
(знакомство детей с башкирской народной сказкой - персонажами, беседа по
содержанию, о народной мудрости, драматизация эпизодов сказок, игра –
викторина
«Башкирские
сказки»
-
иллюстрации,
загадки,
драматизация,
описание персонажа и т.д.).
3.
Занятие: «Зимушка – красавица»
(беседа - зима в творчестве башкирских художников и поэтов: о содержании
картин,
чтение
произведений
башкирских
поэтов
о
зиме;
знакомство
с
народными приметами и т.д.).
☺
Февраль:
1.
Занятие – викторина: «Русские народные сказки»
(беседа о русских народных сказках: отгадывание по сюжету, персонажам, по
иллюстрациям,
проигрывание
эпизодов,
сравнение
сказок
и
нахождение
общего в построении и т.д.).
2.
Занятие: «Башкирский ковер»
(продолжаем
знакомить
детей
с
творчеством
башкирского
народа,
рассматривание
башкирских
ковров:
форма,
композиция,
цвет,
элементы
орнамента,
ритмический
рисунок;
беседа
о
технологии
изготовления,
назначение ковровых изделий и т.д.)
3.
Занятие: «Башкирский фольклор»
(беседа о башкирском фольклоре – пословицы, поговорки, загадки; значение
в воспитание малышей, ценность народной мудрости и т.д.).
☺
Март:
1.
Занятие: «Народный хоровод»
(беседа о дружбе разных народов проживающих на территории родного края,
рассматривание
фотографий,
проведение
башкирских,
русских,
татарских
хороводов и т.д.)
2.
Занятие: «Чудеса из глины»
(рассматривание предметов народного творчества выполненных из глины:
процесс изготовления, назначение предметов из глины; лепка предметов из
глины, оформление растительным или геометрическим орнаментом и т.д.).
3.
Занятие: «Матрешкины забавы»
(знакомство
детей
с
народными
праздниками,
забавами,
игрищами,
традиционное русское народное творчество).
☺
Апрель:
1.
Занятие: «Радость труда – хлебороба»
(беседа о хлебе: о людях, которые выращивают хлеб на полях родного края; о
профессии связанной с выпечкой хлеба – пекарь; о значении и пользе хлеба).
2.
Занятие: «Нет краше улицы, чем та, где я живу»
(продолжаем беседовать с детьми о разнообразии улиц в городе, рассказы
детей об улицах – известных людях в честь кого названы улицы родного
города, наши великие земляки, рассматривание календарей, иллюстраций,
фотографий; использование художественного слова и т.д.).
3.
Занятие: «Башкирский мед»
(знакомство детей с промыслом башкирского народа – бортничество; рассказ
воспитателя о диком меде, об улии – дом для пчел, пчелах; беседа о меде –
целебном
продукте,
пчеловодстве,
внесение
улия,
меда
в
пиале;
использование художественного слова и т.д.).
☺
Май:
1.
Занятие: «Чудесный мешочек»
(итоговая
беседа
о
предметах
быта
башкирского
и
русского
народа;
о
промыслах
башкир
и
русских;
использование
художественного
слова,
дидактическая игра «Чудесный мешочек» и т.д.).
2.
Занятие: «Большая родня»
(беседа о семье, рассматривание иллюстраций с изображением башкирской и
русской семьи; рассматривание фотографий в семейных альбомах, рассказы
детей о своей семье; пальчиковая игра «Семья» и т.д.).
3.
«Песни родного края» (пение с использованием иллюстраций, беседа о
народном творчестве, элементы драматизации народной песни и т.д.).