Напоминание

Перспективный тематический план реализации регионального образования к программе "Жемчужина"


Автор: Козьянко Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 71 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный тематический план реализации регионального образования к программе "Жемчужина"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Перспективный тематический план

образовательной работы по реализации

регионального компонента образования

с детьми младшего дошкольного возраста

к программе «Жемчужина»

Младшая группа

Сентябрь:

1.

Занятие: «Башкирская матрешка»

(знакомство с башкирской матрешкой: обследовательские действия, внешний

вид,

принадлежно сть

к

народу,

обыгрывание,

и с п ол ь з о ва н и е

художественного слова и т.д.).

2.

Занятие: «Башкирский орнамент»

(знакомство

с

башкирским

орнаментом:

принадлежность

к

народу,

рассматривание

орнамента:

геометрические

фигуры,

расположение

на

плоскости, ритмичность изображения, цвет и т.д.).

3.

«Хлеб – всему голова» (беседа о значении бережного отношения к

хлебу, воспитание бережного отношения, внешний вид хлеба – разнообразие

форм, использование художественного слова и т.д.).

Октябрь:

1.

Занятие: «Кукла в башкирском костюме»

(рассматривание башкирского костюма на дидактической кукле: предметы

одежды,

расцветка,

геометрический

орнамент,

украшения,

использование

художественного слова и т.д.).

2.

Занятие: «Знакомство с русской народной сказкой «Теремок»

(драматизация русской народной сказки, проигрывание эпизодов, пантомима,

дидактическая игра «Кто как разговаривает?» и т.д.).

3.

Занятие: «Что растет в родном краю»

(начальное

экологическое

воспитание

растительный

мир

родного

края,

явления в природе, красота природы края, бережное отношение к уголкам

родной природы, использование художественного слова, дидактическая игра

«Волшебный мешочек» и т.д.)

Ноябрь:

1.

Занятие: «Родной дом – дом, где я живу»

(беседа

«Моя

родная

улица»,

мой

дом

родной,

использование

художественного слова, фотографий, иллюстраций и т.д.).

2.

Занятие: «Русская матрешка»

(знакомство с русской матрешкой: обследовательские действия - деревянная,

внешний вид русской матрешки, принадлежность к народу, обыгрывание,

своеобразие изготовления и т.д.).

3.

Занятие: «Мы играем и поем»

(рассказ

воспитателя

о

башкирских

народных

играх

и

хороводах:

особенности игр, проигрывание народных игр с пением и т.д.).

Декабрь:

1.

Занятие: «Национальные блюда»

(знакомство

с

традиционной

башкирской

кухней,

продукт ами,

используемыми в приготовление национальных блюд, разнообразием блюд,

использование башкирского фольклора и т.д.).

2. Занятие: «Кукла в русском костюме»

(рассматривание

русского

костюма

на

дидактической

кукле:

предметы

одежды, расцветка, геометрический и растительный орнамент на одежде,

украшения на одежде, использование художественного слова и т.д.).

2.

Занятие: «Деревья родного края»

(беседа:

богатство

лесов

в

родном

краю,

красота,

значение

бережного

отношения к деревьям, разнообразие деревьев родного края, внешний вид,

использование художественного слова, дидактическая игра «Найди пару» и

т.д.).

Январь:

1.

Занятие: «Башкирские народные песни»

(знакомство

с

песенным

творчеством,

пение

народных

песен

с

использованием иллюстраций, беседа о народном творчестве).

2.

Занятие: «Целебный напиток»

(беседа о целебном напитке – кумыс, традиционное изготовление напитка,

ценность

для

здоровья

людей,

домашние

животные,

использование

художественного слова и т.д.).

3.

Занятие: «Зима – одежда»

(народные традиции в зимней одежде народов родного края, рассматривание

одежды, беседа о значении, внесение дидактической куклы в зимней одежде

русского народа, устное творчество – народные приметы, дидактическая игра

«Одень Фануру» и т.д.).

Февраль:

1.

Занятие: «Русская кухня»

(беседа

о

традиционных

продуктах

русской

кухни,

рассматривание

приготовленных национальных блюд, лепка из глины – блины, использование

русского фольклора и т.д.).

2.

Занятие: «Кукла в башкирском и русском костюме»

(внесение

дидактической

куклы

в

русском

и

башкирском

костюмах,

рассматривание

и

сравнение

чем

отличаются

предметы

одежды,

использование устного народного творчества, дидактическая игра «Одень

Фануру и Таню» и т.д.).

3.

Занятие: «Башкирское полотенце»

(внесение

полотенца

для

рассматривания

народной

вышивки,

элементов

вышивки на тканном полотне, композиции на плоскости полотна, цветовая

гамма

и

сочетание

основных

цветов

башкирского

орнамента,

беседа

о

назначении и использовании в быту, и т.д.).

Март:

1.

Занятие: «Матрешкины потешки»

(русский фольклор детям, заучивание с детьми потешки, рассматривание

разнообразия узоров на плоскостных матрешках, пропевание потешек и т.д.).

2.

Занятие «Башкирские поэты – малышам»

(знакомство с творчеством башкирских поэтов, заучивание стихотворений,

беседа по содержанию стихотворения и т.д.).

3.

Занятие: «Путешествие по детскому саду»

(ориентировка

в

помещениях

детского

сада,

рассматривание

элементов

регионального компонента в оформлении помещений).

Апрель:

1.

Занятие: «Мастера родного края»

(беседа о традиционных башкирских промыслах: бортничество, ткачество,

коневодство,

рассматривание

иллюстраций,

фотографий,

предметов

используемых в промыслах и т.д.).

2.

Занятие: «Народные инструменты»

(рассматривание башкирских народных инструментов: кубыз, курай, гармонь

и т.д., прослушивание звучания народных инструментов, дидактическая игра

«Найди по описанию» и т.д.).

3.

Занятие: «Моя родная улица»

(беседа с детьми об улицах родного города, рассматривание фотографий и

иллюстраций, на которых проживают дети группы, о разнообразии улиц в

городе,

рисование

«Мой

дом»,

рассматривание

элементов

украшений

города в народных традициях и т.д.).

Май:

1.

Занятие: «Поэты родного края детям»

(чтение

стихов

башкирских

поэтов,

знакомство

с

творчеством

народных

башкирских поэтов, их произведениями, заучивание стихотворения поэта

родного края).

2.

Занятие: Сюжетная игра магазин «Агидель»

(предметы

промыслов

и

изделий

башкирского

народного

творчества:

рассматривание,

обыгрывание,

выбор

по

описанию

предмета

быта

башкирского народа).

3.

Занятие: «Народные подвижные игры»

(проигрывание башкирских и русских народных подвижных игр, беседа о

разнообразии

игр

башкирского

и

русского

народов,

сравнение

чем

отличаются и т.д.).

Средняя группа:

Сентябрь:

1.

Занятие: «Нарядный костюм Айгуль»

(рассматривание

праздничного

башкирского

народного

костюма

на

дидактической кукле: предметы одежды, части предметов одежды, расцветка,

расположение

геометрического

орнамента,

традиционные

украшения,

использование художественного слова и т.д.).

2.

Занятие: «Посуда»

(продолжать знакомство с посудой башкирского народа: дерево, технология

изготовления, внешний вид, украшения, использование в быту, дидактическая

игра «Магазин посуды» и т.д.).

3.

Занятие: «Труд ткачихи»

(беседа о труде ткачихи, рассматривание тканного полотна с башкирским

орнаментом:

узор

стилизованный

растительный

и

геометрический,

цветовой фон, расположение узора на полотне, назначение, использование

художественного слова и т.д.).

Октябрь:

1.

Занятие «Русская и башкирская матрешка»

(продолжаем

знакомить

с

русской

и

башкирской

мат решкой:

обследовательские

действия

-

сравниваем,

внешний

вид

матрешек,

принадлежность

к

народу,

обыгрывание,

выделение

основного

цвета,

называние

знакомых

элементов

русского

и

башкирского

орнамента,

дидактическая игра «Угадай матрешку» и т.д.).

2.

Занятие: «Предметы из дерева»

(рассказ воспитателя о резьбе по дереву, рассматривание предметов русского

народа выполненных с резьбой по дереву, назначение и ценность изделий,

дидактическая игра «Из чего сделан предмет» и т.д.).

3.

Занятие: «Мы идем в музей»

(знакомство

с

творчеством

башкирских

художников,

рассматривание

репродукций

башкирских

художников,

беседа

по

репродукциям,

использование художественного слова и т.д.).

Ноябрь:

1.

Занятие: «Родной город – Уфа»

(беседа о родном городе Уфа, рассматривание фотографий, иллюстраций,

репродукций достопримечательностей родного города, чтение стихотворений

башкирских и русских поэтов о родном городе Уфа, рассказы детей и т.д.).

2.

Занятие: «Богатства родного края»

(беседа о богатствах родного края: лес, нефть, мед; рассматривание карты

Башкортостана, рисование элементов – обозначений богатств родного края на

карте, использование художественного слова и т.д.).

3.

Занятие: «Улицы вокруг нас»

(беседа о разнообразии улиц в родном городе; об улицах, где живут дети, на

какой улице находится детский сад, об известные людях в честь кого названы

улицы – жители родного города и т.д.).

Декабрь:

1.

Занятие: «Аптека родного края»

(беседа о лекарственных растениях родного края, их целебных свойствах,

рассматривание внешнего вида с использованием гербария, иллюстраций,

внесение фиточая из лекарственных трав и т.д.).

2.

Занятие: «Народная вышивка»

(рассматривание разнообразия образцов народной вышивки на предметах

быта, называние элементов русского узора, их расположения на плоскости

тканного полотна, цветовая гамма, прорисовывание элементов растительного

узора и т.д.).

3.

Занятие: «Домашние животные и устное народное творчество»

(беседа о русском фольклоре – пословицы, поговорки, пестушки, потешки,

кричалки,

дразнилки;

значение

в

воспитание

малышей,

использование

элементов

драматизации,

повторение

движений

домашних

животных

пантомима и т.д.).

Январь:

1.

Занятие: «Петрушка, угадай мою игрушку»

(знакомство

с

приемами

проведения

игрища

и

забавы,

рассматривание

русских

народных

игрушек–

деревянная,

глиняная,

свистулька;

дидактическая игра «Народные игрушки» и т.д.).

2.

Занятие: «Башкирская народная сказка»

(знакомство детей с башкирской народной сказкой - персонажами, беседа по

содержанию, о народной мудрости, драматизация эпизодов сказок, игра –

викторина

«Башкирские

сказки»

-

иллюстрации,

загадки,

драматизация,

описание персонажа и т.д.).

3.

Занятие: «Зимушка – красавица»

(беседа - зима в творчестве башкирских художников и поэтов: о содержании

картин,

чтение

произведений

башкирских

поэтов

о

зиме;

знакомство

с

народными приметами и т.д.).

Февраль:

1.

Занятие – викторина: «Русские народные сказки»

(беседа о русских народных сказках: отгадывание по сюжету, персонажам, по

иллюстрациям,

проигрывание

эпизодов,

сравнение

сказок

и

нахождение

общего в построении и т.д.).

2.

Занятие: «Башкирский ковер»

(продолжаем

знакомить

детей

с

творчеством

башкирского

народа,

рассматривание

башкирских

ковров:

форма,

композиция,

цвет,

элементы

орнамента,

ритмический

рисунок;

беседа

о

технологии

изготовления,

назначение ковровых изделий и т.д.)

3.

Занятие: «Башкирский фольклор»

(беседа о башкирском фольклоре – пословицы, поговорки, загадки; значение

в воспитание малышей, ценность народной мудрости и т.д.).

Март:

1.

Занятие: «Народный хоровод»

(беседа о дружбе разных народов проживающих на территории родного края,

рассматривание

фотографий,

проведение

башкирских,

русских,

татарских

хороводов и т.д.)

2.

Занятие: «Чудеса из глины»

(рассматривание предметов народного творчества выполненных из глины:

процесс изготовления, назначение предметов из глины; лепка предметов из

глины, оформление растительным или геометрическим орнаментом и т.д.).

3.

Занятие: «Матрешкины забавы»

(знакомство

детей

с

народными

праздниками,

забавами,

игрищами,

традиционное русское народное творчество).

Апрель:

1.

Занятие: «Радость труда – хлебороба»

(беседа о хлебе: о людях, которые выращивают хлеб на полях родного края; о

профессии связанной с выпечкой хлеба – пекарь; о значении и пользе хлеба).

2.

Занятие: «Нет краше улицы, чем та, где я живу»

(продолжаем беседовать с детьми о разнообразии улиц в городе, рассказы

детей об улицах – известных людях в честь кого названы улицы родного

города, наши великие земляки, рассматривание календарей, иллюстраций,

фотографий; использование художественного слова и т.д.).

3.

Занятие: «Башкирский мед»

(знакомство детей с промыслом башкирского народа – бортничество; рассказ

воспитателя о диком меде, об улии – дом для пчел, пчелах; беседа о меде –

целебном

продукте,

пчеловодстве,

внесение

улия,

меда

в

пиале;

использование художественного слова и т.д.).

Май:

1.

Занятие: «Чудесный мешочек»

(итоговая

беседа

о

предметах

быта

башкирского

и

русского

народа;

о

промыслах

башкир

и

русских;

использование

художественного

слова,

дидактическая игра «Чудесный мешочек» и т.д.).

2.

Занятие: «Большая родня»

(беседа о семье, рассматривание иллюстраций с изображением башкирской и

русской семьи; рассматривание фотографий в семейных альбомах, рассказы

детей о своей семье; пальчиковая игра «Семья» и т.д.).

3.

«Песни родного края» (пение с использованием иллюстраций, беседа о

народном творчестве, элементы драматизации народной песни и т.д.).



В раздел образования