Автор: Костюнина Екатерина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБОУ" АШИ № 4 "
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные подходы к обучению детей с нарушением слуха в условиях введения ФГОС ОВЗ
Раздел: среднее образование
Государственное областное бюджетное общеобразовательное
учреждение « Адаптированная школа - интернат № 4»
Г. Великий Новгород
Выступление на методическом объединение
«Современные подходы к обучению детей с нарушением слуха в
условиях введения ФГОС ОВЗ»
по теме « Педагогический опыт по планированию и разработке
воспитательного мероприятия»
Выполнила: Костюнина Екатерина Васильевна.
2017 год
Цель: теоретически обосновать и изучить современные подходы к
воспитательному процессу детей с нарушением слуха в условиях введения
ФГОС ОВЗ.
Определены следующие задачи.
1.
Изучить ФГОС ОВЗ, приказы Министерства образования и науки РФ по
данной теме.
2.
Разработать воспитательное мероприятие по теме «Православные
праздники: Украшение пасхального яйца».
3.
Показать подходы к воспитательному процессу детей с нарушением слуха в
условиях введения ФГОС ОВЗ.
Предмет изучения –воспитательный процесс с учётом требований ФГОС
ОВЗ.
Объект исследования –методическая разработка воспитательного
мероприятия.
Содержание.
1.
Теоретическая часть.
2.
Подходы к воспитательному процессу детей с нарушением слуха в условиях
введения ФГОС ОВЗ.
3.Сюжетно – ролевая игра : « День рождения»
1. Теоретическая часть
Федеральный государственный образовательный стандарт ОВЗ ставит
перед нами, педагогами, новую цель: конечным продуктом нашей
педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно
развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить
новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе
уважения и равноправия.
Вся система коррекционной работы призвана компенсировать
нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную
адаптацию ребёнка с проблемами. Коррекция и компенсация — это не рядом
положенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают
друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной
работы непосредственно связана с результатом — компенсацией нарушения.
1. Формировать умственные действия воспитанников на всех этапах
воспитательного процесса.
2. В процессе формирования представлений учить воспитанника выявлять
характерные, существенные признаки предметов, учить их сравнивать,
сопоставлять.
3. Побуждать к речевой деятельности, осуществлять контроль за речью детей.
4. Устанавливать причинные взаимосвязи между воспринимаемым предметом
и его словесным обозначением и практическим действием.
5. Использовать многократные модификационные повторения материала.
6. Максимально использовать сохранные анализаторы воспитанника.
7. Расчленять цельную деятельность на отдельные составные части,
операции, осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу.
8. Использовать упражнения, направленные на развитие внимания, памяти,
восприятия, строя их на материале урока.
9. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому
воспитаннику во время коррекционных занятий.
10. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разные
средства (физкультминутки, чередование умственной и практической
деятельности, использование интересного и красочного материала и т.д.)
11. В работе с детьми этой категории воспитатель должен проявлять особый
педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять
Примерный план проведения внеклассного занятия «Речь вне класса»
Фразы на слух выделены подчёркиванием.
Тема: сюжетно-ролевая игра «День рождения».
Цель – формирование умения вести беседу в разнообразных ситуациях,
связанных с празднованием дня рождения: приглашение, подготовка
праздничного стола, приём гостей.
Задачи:
- учить логическому построению высказывания;
- учить рассказывать о праздновании дня рождения: подготовке праздника,
гостях, подарках, поздравлениях;
- развивать коммуникативные компетенции воспитанников;
- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения друг к другу;
- корректировать речь, работать над интонацией и звукопроизношением
воспитанников, развивать слуховое восприятие на данном речевом материале.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Все надели слуховые аппараты?
- Как вы меня слышите?
Именинник угощает гостей и придумывает для них развлечения.
3. Сообщение темы.
Не волнуйтесь. Следите за речью. Говорите внятно.
Фразы на слух.
- Когда у тебя день рождения, Вика?
- В каком году ты родилась, Анжела?
- Когда у тебя день рождения, Андрей?
- Сколько тебе лет исполнилось, Даша?
- Как вы думаете, какая тема нашей беседы?
- Верно. Тема нашей беседы «День рождения».
4. Словарная работа в форме фронтальной беседы (сл\зр).
Поздравлять.
Благодарность – благодарить – говорить «что?» (спасибо).
Приглашение – пригласить – вежливо попросить куда-нибудь пойти. Пригласить
на день рождения, на танец, в кино, в театр.
Праздник. Какие праздники вы знаете? День рождения тоже праздник.
Подарок – подарить. Именинник – человек, у которого день рождения.
Развлечение – (игры, танцы, шутки, смех) развлекать – придумывать
развлечение для гостей.
5. Основная часть.
–
Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема. Попробуйте составить
маленький рассказ «Что такое «День рождения»?
a.
дополнение предложений;
Дополните предложения словарными словами (устно).
День …– это любимый … всех … и взрослых.
Тот день, когда кто-то появился на свет, считается … его ….
День рождения – это …, и он есть у каждого человека! В день рождения …
гостей. Гости (что делают?) именинника и дарят …. … угощает гостей и
придумывает для них развлечения.
Ответы: праздник, рождения, именинник, днём, рождения, подарки, детей,
приглашают, именинник.
b.
организация диалога;
Как можно пригласить друзей на праздник?
По телефону;
Пригласить лично.
В одноклассниках;
По скайпу.
Диалог «Приглашение в гости».
- Здравствуй, Кирилл.
- Хочу пригласить тебя на день рождения.
- Это будет в субботу, 22 января, в пять
часов вечера.
- Привет, Данил.
- Спасибо. Когда у тебя день рождения?
- Я обязательно приду.
c.
инсценировка стихотворения Агнии Барто «Наденька»;
Подарки нужно уметь принимать правильно. Нельзя обижать гостя.
Участвуют в инсценировке 3 человека:
1.
гость – 1.;
2.
гость – 2.;
3.
Наденька.
гость – 1: Несли мы облако с собой:
Букет сирени голубой…
гость – 2. Взглянула Надя на сирень:
Наденька.: Какой красивый сорт! (Нюхает букет).
Но он завянет через день,
Купили б лучше торт! (Бросает букет).
От торта польза есть,
Его же можно съесть!
Я торт люблю с орехами,
За тортом бы поехали!
гость – 1.: Ну, Наденька!
гость – 2.: Ну, скромница! Мы не могли опомниться.
d.
беседа после просмотра инсценировки.
Вам понравилась Наденька?
Как нужно принимать подарки?
e.
организация диалога.
- Здравствуй, Вика
- Поздравляю тебя с днём рождения
- Я принес тебе подарок – красивую заколку
для волос.
- Вика, кто подарил тебе красивые цветы?
- Привет, Федя
- Спасибо
- Я очень рада! Я люблю делать красивые
причёски.
- Меня поздравили мама и папа. Бабушка
приготовила вкусный пирог. Проходи в
комнату, будем веселиться.
6. Развивающие упражнения.
Что нельзя дарить?
(картинки: цветы, котёнок, торт, мягкая игрушка)
( Котёнка нельзя дарить. Животных можно брать с разрешения
родителей).
Убери лишнее.
Итог.
Вам понравилось занятие?
Назовите тему.
На следующем занятии поговорим о правилах поведения за столом.
Литература.
Задачи:
1.
Образовательные – ознакомить детей с этическими нормами,
правилами поведения, выполнять по показу и инструкции, давать отчёт
о проделанной работе по вопросам воспитателя.
2.
Коррекционно-развивающие - развивать восприятие, операции:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Развивать речь, обогатить
словарный запас по теме: «День рождения», выполнять работу по
показу.
3.
Воспитательная – воспитывать в детях самостоятельность и культуру
общения, формировать у воспитанников активность,
3. Подходы к воспитательному процессу детей с нарушением слуха в
условиях введения ФГОС ОВЗ.
Оценку своего занятия, я хотела – бы провести исходя из выполнения
системы
требований,
предъявленных
с
учётом
требований
ФГОС
ОВ
современной
дидактикой
к
занятиям
в
группе
глухих
и
слабослышащих
детей.
Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы каждое занятие
было продолжением предыдущего. Прежде чем закреплять с воспитанниками
знания, была проведена большая работа, направленная на то, чтобы каждый
ребёнок освоил предыдущий материал. С детьми неоднократно ходили на
экскурсии по улицам, проспектам нашего города.
Что является одним из главных дидактических требований на занятиях:
выделение главных вопросов и многократное их закрепление в различных
жизненных ситуациях. Так как наши дети со сложной структурой отклонения
в развитии, нарушение слуха и умственной отсталостью у них страдает не
только
речь,
но
и
память
как
кратковременная,
так
и
долговременная
(поэтому
нам
приходится
неоднократно,
много
–
много
раз
повторять
основные вопросы, для их закрепления). Тему моего занятия, я считаю самой
актуальной, так как она связана с умением ориентироваться в окружающей
среде, с умением вести себя на улицах города, выполняя правила дорожного
движения, что связано со здоровьесбережением обучающихся.
При
обучении
глухих
и
слабослышащих
детей
используются
репродуктивные
различные
методы,
позволяющие
увидеть
главное,
систематизировать, повторять по шаблону.
Я
предлагаю
ребятам
использовать
и
повторять
уже
известное
на
предыдущих занятиях, играх опираясь на схемы, планы, шаблоны.
На своих занятиях я учу глухих и слабослышащих детей:
1 – говорить, 2 – слышать, 3 – понимать, 4 – отвечать на поставленные
вопросы, 5 – пересказывать. У этих детей на каждом занятии проводится
фонетическая
зарядка
с
целью
закрепления
правильного
произношения
звуков. В течении всего занятия, я работаю над расширением словарного
запаса стараюсь вводить всё новые и новые слова. Добиваясь этим, чтобы
каждый ребёнок отвечал полным ответом и на слух воспринимал знакомы по
звучанию
материал.
Занятия
стараюсь
строить
от
простого
к
сложному.
Прежде чем дать новый материал, сначала убеждаюсь, что все ребята поняли
предыдущий и только потом изучаем новое
Главной
составляющей
обучения
наших
воспитанников
остаётся
общение, которое располагает их к себе.
Для
этого
я
использую
самые
разнообразные
ситуации:
занятие
начинаю с приветствия, улыбаюсь, стараюсь расположить их вначале занятия
к
себе
и
хорошему
настроению
в
дальнейшем.
Вместе
с
ребятами
на
физкультминутках
стараюсь
участвовать.
А
самое
главное,
никогда
не
унижаю ребёнка, стараюсь, если он в чём – нибудь затруднился, помочь,
поддержать
и
похвалить.
На
своих
занятиях
использую
весь
свой
педагогический потенциал. Считаю, что одним из дидактических условий
обучения
является
умение
спланировать
самостоятельную
работу
ребят.
Помощь оказываю только при необходимости. В течении моего занятия дети
работали активно, но когда было задание по тестам, более слабые дети
затихли,
то
есть
с
опаской
стали
отвечать
на
письменные
вопросы.
Я
стараюсь
к
ним
подойти
и
помочь
ненавязчиво,
через
различные
напоминающие примеры, которые им уже были знакомы. В процессе работы
стимулировала
познавательную
деятельность
словесными
и
логическими
упражнениями, проблемными ситуациями дидактическими играми.
Современная дидактика рекомендует больше поддерживать ребят, даже
если у них что – то не получается.
В конце занятия, я всегда благодарю всех ребят, независимо от того, как
они занимались. При этом отмечаю детей, которые очень старались, хоть пока
у них и не очень что – то получается.
Важным
дидактическим
требованием
в
нашей
школе
является
развивающая направленность занятий.
Много
времени
уделяла
коррекции
и
развитию
устной
речи
ребят,
орфоэпически
правильному
произношению
пассивного
словаря,
диалогической и монологической речи. Всегда добиваюсь полного ответа
ребят на поставленный вопрос.
На всех занятиях не только я задаю им вопросы, но и ребята задают
вопросы
друг
другу,
работают
парами
и
бригадами.
Уделяю
внимание
коррекции
и
развитию
памяти.
Для
этого
вначале
занятия
предлагаю
вспомнить о чём была беседа на предыдущем занятии, при этом развивая
долговременную память.
. Спокойный, доброжелательный тон воспитателя играет большую роль
для коррекции этих качеств.
При подведении итогов работы ребят, я дала положительную оценку.
Выводы:
При проведении занятия мне удалось решить все поставленные задачи
и
добиться
поставленной
цели.
Показателем
служит
высокая
активность
детей, положительный результат при выполнении самостоятельных заданий.
Проблемы, над которыми надо работать в дальнейшем:
Н е о бход и м о
п р од о л ж ат ь
р а б о т ат ь
н а д
р а з в и т и е м
кратковременной и долговременной памяти.
Над развитием лексика – грамматического строя речи, особое
внимание обращать на окончания слов.
Строить полноценный диалог.
Литература.
1.
Быкова, Л.М. Методика преподавания русского языка в школе глухих.
Учеб.для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С.
Зыкова, Л.П. Носкова. – М: Владос, 2002. – 400 с.
2.
Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.:
Просвещение, 1988.
3.
Зыков, С.А. Методика обучения глухих детей языку. Методическое
пособие для учителей школ глухих. – М.: Просвещение,1977. - 374 с.
4.
Зикеев, А.Г. Повышение эффективности обучения глухих детей.
[Текст], // Дефектология. – 1998. - №1 С. 5- 11
5.
Особенности усвоения учебного материала слабослышащими
учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 1981.