Напоминание

Современные подходы к обучению детей с нарушением слуха в условиях введения ФГОС ОВЗ


Автор: Костюнина Екатерина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБОУ" АШИ № 4 "
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные подходы к обучению детей с нарушением слуха в условиях введения ФГОС ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное областное бюджетное общеобразовательное

учреждение « Адаптированная школа - интернат № 4»

Г. Великий Новгород

Выступление на методическом объединение

«Современные подходы к обучению детей с нарушением слуха в

условиях введения ФГОС ОВЗ»

по теме « Педагогический опыт по планированию и разработке

воспитательного мероприятия»

Выполнила: Костюнина Екатерина Васильевна.

2017 год

Цель: теоретически обосновать и изучить современные подходы к

воспитательному процессу детей с нарушением слуха в условиях введения

ФГОС ОВЗ.

Определены следующие задачи.

1.

Изучить ФГОС ОВЗ, приказы Министерства образования и науки РФ по

данной теме.

2.

Разработать воспитательное мероприятие по теме «Православные

праздники: Украшение пасхального яйца».

3.

Показать подходы к воспитательному процессу детей с нарушением слуха в

условиях введения ФГОС ОВЗ.

Предмет изучения –воспитательный процесс с учётом требований ФГОС

ОВЗ.

Объект исследования –методическая разработка воспитательного

мероприятия.

Содержание.

1.

Теоретическая часть.

2.

Подходы к воспитательному процессу детей с нарушением слуха в условиях

введения ФГОС ОВЗ.

3.Сюжетно – ролевая игра : « День рождения»

1. Теоретическая часть

Федеральный государственный образовательный стандарт ОВЗ ставит

перед нами, педагогами, новую цель: конечным продуктом нашей

педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно

развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить

новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе

уважения и равноправия.

Вся система коррекционной работы призвана компенсировать

нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную

адаптацию ребёнка с проблемами. Коррекция и компенсация — это не рядом

положенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают

друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной

работы непосредственно связана с результатом — компенсацией нарушения.

1. Формировать умственные действия воспитанников на всех этапах

воспитательного процесса.

2. В процессе формирования представлений учить воспитанника выявлять

характерные, существенные признаки предметов, учить их сравнивать,

сопоставлять.

3. Побуждать к речевой деятельности, осуществлять контроль за речью детей.

4. Устанавливать причинные взаимосвязи между воспринимаемым предметом

и его словесным обозначением и практическим действием.

5. Использовать многократные модификационные повторения материала.

6. Максимально использовать сохранные анализаторы воспитанника.

7. Расчленять цельную деятельность на отдельные составные части,

операции, осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу.

8. Использовать упражнения, направленные на развитие внимания, памяти,

восприятия, строя их на материале урока.

9. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому

воспитаннику во время коррекционных занятий.

10. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разные

средства (физкультминутки, чередование умственной и практической

деятельности, использование интересного и красочного материала и т.д.)

11. В работе с детьми этой категории воспитатель должен проявлять особый

педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять

Примерный план проведения внеклассного занятия «Речь вне класса»

Фразы на слух выделены подчёркиванием.

Тема: сюжетно-ролевая игра «День рождения».

Цель – формирование умения вести беседу в разнообразных ситуациях,

связанных с празднованием дня рождения: приглашение, подготовка

праздничного стола, приём гостей.

Задачи:

- учить логическому построению высказывания;

- учить рассказывать о праздновании дня рождения: подготовке праздника,

гостях, подарках, поздравлениях;

- развивать коммуникативные компетенции воспитанников;

- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения друг к другу;

- корректировать речь, работать над интонацией и звукопроизношением

воспитанников, развивать слуховое восприятие на данном речевом материале.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Все надели слуховые аппараты?

- Как вы меня слышите?

Именинник угощает гостей и придумывает для них развлечения.

3. Сообщение темы.

Не волнуйтесь. Следите за речью. Говорите внятно.

Фразы на слух.

- Когда у тебя день рождения, Вика?

- В каком году ты родилась, Анжела?

- Когда у тебя день рождения, Андрей?

- Сколько тебе лет исполнилось, Даша?

- Как вы думаете, какая тема нашей беседы?

- Верно. Тема нашей беседы «День рождения».

4. Словарная работа в форме фронтальной беседы (сл\зр).

Поздравлять.

Благодарность – благодарить – говорить «что?» (спасибо).

Приглашение – пригласить – вежливо попросить куда-нибудь пойти. Пригласить

на день рождения, на танец, в кино, в театр.

Праздник. Какие праздники вы знаете? День рождения тоже праздник.

Подарок – подарить. Именинник – человек, у которого день рождения.

Развлечение – (игры, танцы, шутки, смех) развлекать – придумывать

развлечение для гостей.

5. Основная часть.

Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема. Попробуйте составить

маленький рассказ «Что такое «День рождения»?

a.

дополнение предложений;

Дополните предложения словарными словами (устно).

День …– это любимый … всех … и взрослых.

Тот день, когда кто-то появился на свет, считается … его ….

День рождения – это …, и он есть у каждого человека! В день рождения …

гостей. Гости (что делают?) именинника и дарят …. … угощает гостей и

придумывает для них развлечения.

Ответы: праздник, рождения, именинник, днём, рождения, подарки, детей,

приглашают, именинник.

b.

организация диалога;

Как можно пригласить друзей на праздник?

По телефону;

Пригласить лично.

В одноклассниках;

По скайпу.

Диалог «Приглашение в гости».

- Здравствуй, Кирилл.

- Хочу пригласить тебя на день рождения.

- Это будет в субботу, 22 января, в пять

часов вечера.

- Привет, Данил.

- Спасибо. Когда у тебя день рождения?

- Я обязательно приду.

c.

инсценировка стихотворения Агнии Барто «Наденька»;

Подарки нужно уметь принимать правильно. Нельзя обижать гостя.

Участвуют в инсценировке 3 человека:

1.

гость – 1.;

2.

гость – 2.;

3.

Наденька.

гость – 1: Несли мы облако с собой:

Букет сирени голубой…

гость – 2. Взглянула Надя на сирень:

Наденька.: Какой красивый сорт! (Нюхает букет).

Но он завянет через день,

Купили б лучше торт! (Бросает букет).

От торта польза есть,

Его же можно съесть!

Я торт люблю с орехами,

За тортом бы поехали!

гость – 1.: Ну, Наденька!

гость – 2.: Ну, скромница! Мы не могли опомниться.

d.

беседа после просмотра инсценировки.

Вам понравилась Наденька?

Как нужно принимать подарки?

e.

организация диалога.

- Здравствуй, Вика

- Поздравляю тебя с днём рождения

- Я принес тебе подарок – красивую заколку

для волос.

- Вика, кто подарил тебе красивые цветы?

- Привет, Федя

- Спасибо

- Я очень рада! Я люблю делать красивые

причёски.

- Меня поздравили мама и папа. Бабушка

приготовила вкусный пирог. Проходи в

комнату, будем веселиться.

6. Развивающие упражнения.

Что нельзя дарить?

(картинки: цветы, котёнок, торт, мягкая игрушка)

( Котёнка нельзя дарить. Животных можно брать с разрешения

родителей).

Убери лишнее.

Итог.

Вам понравилось занятие?

Назовите тему.

На следующем занятии поговорим о правилах поведения за столом.

Литература.

Задачи:

1.

Образовательные – ознакомить детей с этическими нормами,

правилами поведения, выполнять по показу и инструкции, давать отчёт

о проделанной работе по вопросам воспитателя.

2.

Коррекционно-развивающие - развивать восприятие, операции:

анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Развивать речь, обогатить

словарный запас по теме: «День рождения», выполнять работу по

показу.

3.

Воспитательная – воспитывать в детях самостоятельность и культуру

общения, формировать у воспитанников активность,

3. Подходы к воспитательному процессу детей с нарушением слуха в

условиях введения ФГОС ОВЗ.

Оценку своего занятия, я хотела – бы провести исходя из выполнения

системы

требований,

предъявленных

с

учётом

требований

ФГОС

ОВ

современной

дидактикой

к

занятиям

в

группе

глухих

и

слабослышащих

детей.

Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы каждое занятие

было продолжением предыдущего. Прежде чем закреплять с воспитанниками

знания, была проведена большая работа, направленная на то, чтобы каждый

ребёнок освоил предыдущий материал. С детьми неоднократно ходили на

экскурсии по улицам, проспектам нашего города.

Что является одним из главных дидактических требований на занятиях:

выделение главных вопросов и многократное их закрепление в различных

жизненных ситуациях. Так как наши дети со сложной структурой отклонения

в развитии, нарушение слуха и умственной отсталостью у них страдает не

только

речь,

но

и

память

как

кратковременная,

так

и

долговременная

(поэтому

нам

приходится

неоднократно,

много

много

раз

повторять

основные вопросы, для их закрепления). Тему моего занятия, я считаю самой

актуальной, так как она связана с умением ориентироваться в окружающей

среде, с умением вести себя на улицах города, выполняя правила дорожного

движения, что связано со здоровьесбережением обучающихся.

При

обучении

глухих

и

слабослышащих

детей

используются

репродуктивные

различные

методы,

позволяющие

увидеть

главное,

систематизировать, повторять по шаблону.

Я

предлагаю

ребятам

использовать

и

повторять

уже

известное

на

предыдущих занятиях, играх опираясь на схемы, планы, шаблоны.

На своих занятиях я учу глухих и слабослышащих детей:

1 – говорить, 2 – слышать, 3 – понимать, 4 – отвечать на поставленные

вопросы, 5 – пересказывать. У этих детей на каждом занятии проводится

фонетическая

зарядка

с

целью

закрепления

правильного

произношения

звуков. В течении всего занятия, я работаю над расширением словарного

запаса стараюсь вводить всё новые и новые слова. Добиваясь этим, чтобы

каждый ребёнок отвечал полным ответом и на слух воспринимал знакомы по

звучанию

материал.

Занятия

стараюсь

строить

от

простого

к

сложному.

Прежде чем дать новый материал, сначала убеждаюсь, что все ребята поняли

предыдущий и только потом изучаем новое

Главной

составляющей

обучения

наших

воспитанников

остаётся

общение, которое располагает их к себе.

Для

этого

я

использую

самые

разнообразные

ситуации:

занятие

начинаю с приветствия, улыбаюсь, стараюсь расположить их вначале занятия

к

себе

и

хорошему

настроению

в

дальнейшем.

Вместе

с

ребятами

на

физкультминутках

стараюсь

участвовать.

А

самое

главное,

никогда

не

унижаю ребёнка, стараюсь, если он в чём – нибудь затруднился, помочь,

поддержать

и

похвалить.

На

своих

занятиях

использую

весь

свой

педагогический потенциал. Считаю, что одним из дидактических условий

обучения

является

умение

спланировать

самостоятельную

работу

ребят.

Помощь оказываю только при необходимости. В течении моего занятия дети

работали активно, но когда было задание по тестам, более слабые дети

затихли,

то

есть

с

опаской

стали

отвечать

на

письменные

вопросы.

Я

стараюсь

к

ним

подойти

и

помочь

ненавязчиво,

через

различные

напоминающие примеры, которые им уже были знакомы. В процессе работы

стимулировала

познавательную

деятельность

словесными

и

логическими

упражнениями, проблемными ситуациями дидактическими играми.

Современная дидактика рекомендует больше поддерживать ребят, даже

если у них что – то не получается.

В конце занятия, я всегда благодарю всех ребят, независимо от того, как

они занимались. При этом отмечаю детей, которые очень старались, хоть пока

у них и не очень что – то получается.

Важным

дидактическим

требованием

в

нашей

школе

является

развивающая направленность занятий.

Много

времени

уделяла

коррекции

и

развитию

устной

речи

ребят,

орфоэпически

правильному

произношению

пассивного

словаря,

диалогической и монологической речи. Всегда добиваюсь полного ответа

ребят на поставленный вопрос.

На всех занятиях не только я задаю им вопросы, но и ребята задают

вопросы

друг

другу,

работают

парами

и

бригадами.

Уделяю

внимание

коррекции

и

развитию

памяти.

Для

этого

вначале

занятия

предлагаю

вспомнить о чём была беседа на предыдущем занятии, при этом развивая

долговременную память.

. Спокойный, доброжелательный тон воспитателя играет большую роль

для коррекции этих качеств.

При подведении итогов работы ребят, я дала положительную оценку.

Выводы:

При проведении занятия мне удалось решить все поставленные задачи

и

добиться

поставленной

цели.

Показателем

служит

высокая

активность

детей, положительный результат при выполнении самостоятельных заданий.

Проблемы, над которыми надо работать в дальнейшем:

Н е о бход и м о

п р од о л ж ат ь

р а б о т ат ь

н а д

р а з в и т и е м

кратковременной и долговременной памяти.

Над развитием лексика – грамматического строя речи, особое

внимание обращать на окончания слов.

Строить полноценный диалог.

Литература.

1.

Быкова, Л.М. Методика преподавания русского языка в школе глухих.

Учеб.для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С.

Зыкова, Л.П. Носкова. – М: Владос, 2002. – 400 с.

2.

Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.:

Просвещение, 1988.

3.

Зыков, С.А. Методика обучения глухих детей языку. Методическое

пособие для учителей школ глухих. – М.: Просвещение,1977. - 374 с.

4.

Зикеев, А.Г. Повышение эффективности обучения глухих детей.

[Текст], // Дефектология. – 1998. - №1 С. 5- 11

5.

Особенности усвоения учебного материала слабослышащими

учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 1981.



В раздел образования