Автор: Мясникова Татьяна Степановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Затонновская ООШ
Населённый пункт: Затонное Илекского района Оренбургской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Викторина по русскому языку
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Затонновская общеобразовательная школа
Илекского района Оренбургской области
Викторина по русскому языку
7 класс
«Знаешь ли ты Русский язык».
Цель игры:
1.
Актуализировать знания по русскому языку и литературе за курс 5–
7 классов, раскрытие многообразия и богатства русского языка;
2.
Развитие навыков работы в группе в условиях соревнования,
умений применения знаний в условиях викторины и ведения
дебатов;
3.
Привить качества, необходимые для лидерства, воспитать чувства
дружбы и взаимопомощи, привить интерес к русскому языку и
литературе
Условие игры. Класс делится на три команды (две
соревнующиеся команды и жюри). Участники должны
продемонстрировать силу, ловкость, сообразительность, а главное -
отличное знание русского языка и литературы. Игру комментирует
и оценивает жюри.
Ход игры.
Ведущий.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас интересная
викторина для знатоков русского языка и литературы. Вы готовы
сражаться? Тогда эта игра для вас!
1
Класс разбивается на команды. На столе лежит игральный круг, в
центре волчок со стрелкой.
На
круге
пять
станций:
«Историческая»,
«Практическая»,
«Теоритическая», «Сообразительная», «Музыкальная».
Станция «Историческая»
1.
Каково происхождение слова «сочетание»?
(Чета-два (слав.),со- вместе.)
2.Каково значение слова паркет?
(Слово появилось в русском языке в первой трети
18в.,заимствовано из латинского языка.)
4.Какова история возникновения слова богатырь?
(Богатырь-заимствовано из тюрского языка ,богатый +ырь).
5.Когда появилось слово учтивый?.
(Отмечается в памятниках с 14в).
6.Каково происхождение названия месяца август?
(Заимствовано из старославянского.Римляне дали название месяцу
в честь первого императора
Октавиана
Августа.)
7.Из какого языка заимствовано слово абажур?
(Заимствовано из француского языка во второй половине 18в.)
8.Из какого языка и когда заимствовано слово лейтенант?
(Заимствовано в 18в.Из немецкого языка).
Станция «Практическая»
1.Разобрать слово застеклить по составу.
2.Разобрать слово прийти по составу.
3.Назвать однокоренные слова к слову растение.
4.Определить род сложносокращенных слов
ВДНХ,ПДД,ГЭС,ДЮН.
5Назвать слова с корнем –кас-,-кос-.
6.Назвать слова и объяснить правописание: сверхИзысканный,
безЫнтересный.
7.Назвать способ образования слов спецкор, привокзальная.
8.Подобрать синоним к слову бесчувственный.
9.Подобрать антоним к слову безветренный.
10.Объяснить правописание слов: загоревший, загар.
Станция «Теоретическая»
2
1.Что такое окончание слова?
2.Что называется основой слова?.
3.Дать определение корня слова.
4.Дать определение суффикса.
5.Что называется приставкой слова?
6.Сформулируйте правило правописания корня –кас-,-кос-.
7.Сформулируйте правило правописания корня –гар-,-гор-.
8.Когда после приставок пишутся буквы Ыи И?
9.Сформулируйте правило правописания приставок пре-и –при-.
10.Когда в сложных словах пишется соединительная О,когда Е?
11.Какие слова называются сложносокращенными?
Станция «Сообразительная»
1.Решите ребусы.
2.В каком слове есть семь букв О?
(Обороноспособность.)
3.Шарады:
а)С буквы К бери меня на покос,
А без буквы К ужалю в нос.
(Коса-оса.)
б).Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй –с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То,что не раз едали вы.
(Пирог.)
4.Выберите правильный ответ для слова «декоративный»
а) служащий для украшения;
б) с крапинками, пятнистый;
в) исполненный ручным трудом.
Подведение итогов. Подсчёт баллов.
Ведущий: Вот перед нами команда знатоков русского языка и
литературы, настоящие «Юные филологи». Молодцы. Награждение.
3