Напоминание

Особенности работы по развитию духовно- нравстаенного воспитания детей с ОВЗ.


Автор: Азаренкова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №76
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Духовно- нравственное воспитание
Тема: Особенности работы по развитию духовно- нравстаенного воспитания детей с ОВЗ.
Раздел: полное образование





Назад




Азаренкова О.М., воспитатель, ГБОУ РОЦ № 76

Особенности работы по развитию духовно - нравственного воспитания

детей с ОВЗ

Такие вопросы как нравственное развитие, воспитание, совершенствование

личности, беспокоили, беспокоят и будут беспокоить в течение всех времен.

Преимущественно эти вопросы актуальны в современном социуме, когда

намного

чаще

встречается

безжалостность,

насильственные

действия.

В

связи с чем и восстает трудность духовности и нравственности, в частности,

воспитание

этих

качеств.

Собственно

сам

педагог,

который

способен

оказывать

влияние

на

воспитательный

процесс

ребенка,

обязан

уделить

особое внимание данной проблеме.

Нравственностью

называют

составляющую

культуры,

суть

которой

заключается

в

этических

ценностях,

и

они

в

свою

очередь,

являются

компонентом основы созидания. Нравственностью является умение личности

предпринимать

какие-либо

действия,

анализировать,

ощущать

согласно

своим духовным ценностям. Нравственность – способы и методы передачи во

внешний мир собственного духовного мира.

Нравственность

и

духовность

являются

двумя

понятиями,

которые

существуют в неделимой гармонии. Если их не наблюдается, то выявляется

деструкция личности, культурной составляющей. Опираясь на это, следует,

что

нравственно-духовное

развитие

предстает

приемом,

помогающим

сформировать

предпосылки

для

процесса

воспитания

личности,

старающейся ладить со своей совестью.

Доминирующая миссия нравственного и духовного развития заключается в

том,

чтобы

социально

нужные

предписания

традиционного

общества

преподаватели внедрили во внутренние мотивации всех детей – речь идет о

достоинстве, совести, чести.

Фундамент

воспитательного

процесса,

который

определяет

духовное

и

нравственное

развитие

это

становление

человеколюбивых

отношений

учащихся, в независимости от того на чем базируются способы, приемы и

формы

процесса

воспитания.

Воспитание,

обладающее

универсальной

ориентацией,

обязано

претворяться

в

жизнь

так,

чтобы

осуществлялось

наилучшее

обеспечение

любого

ребенка,

при

этом

учитывалась

индивидуальность личности [1].

Современный

мир

по

праву

можно

назвать

эпохой,

где

преобладают

различные

противоречия.

Если

изучить

одну

сторону

вопроса,

то

человечество достигло воистину неимоверных успехов. Но другая сторона

свидетельствует о том, что успехи преобразуются в серьезную катастрофу. И

вовсе

страшно,

когда

ребенок

теряет

моральные

устои,

такие

как

вера,

совесть, ответственность, сердечность, душевность.

Однозначно,

давно

не

тайна,

что

в

подавляющем

большинстве

случаев

родителей

беспокоит

материальная

сторона

вопроса.

В

свою

очередь,

проблемы

духовного

развития

отодвигаются

на

последний

план.

Гражданственность,

любовь

к

Родине

утратили

свое

первостепенное

значение,

снизилась

их

этическая

значимость.

Поэтому

вся

работа

по

духовному и нравственному развитию ребенка ложится на педагогический

персонал.

Полагается, что любой ребенок в независимости от уровня инвалидности,

может претворить в жизнь свое право на образование в учреждениях с

применением требуемой специфической поддержки. Происходит введение

максимально

универсальных

моделей

обретения

знаний:

вариацией

специфическим образовательным центрам предстает получение образования

в

узкоспециализированном

классе

массовой

школы,

домашнее

обучение,

получение знаний на расстоянии.

Практический опыт говорит о том, что мало детей-инвалидов обращаются за

образованием

в

данного

рода

учреждения.

В

подавляющем

большинстве

случаев, они учатся в массовой школе, где не имеется требуемых условий,

либо они «запираются в квартирах», проходя домашнее обучение. Или вовсе

не получают необходимого образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи с присущей им

малоразвитостью мышления, плохим уразумением общепринятых принципов

и закономерностей, относительно поздновато начинают понимать проблемы

устройства

общественного

характера,

моральные

ценности,

принципы

духовности и нравственности. Их понимание, о хорошем и плохом поступке

или действии, в раннем возрасте можно охарактеризовать поверхностным

пониманием. Они черпают моральные устои и правила от своих педагогов,

родителей,

из

литературы,

но

не

всегда

могут

предпринимать

действия

согласно установленным правилам. Или не могут пользоваться ими в каком-

то конкретном случае. Именно такая категория детей, по незнанию или в

связи с неустойчивостью своих понятий о нравственности, часто поддается

плохому

воздействию

и

совершает

неверные

поступки.

Нравственное

и

духовное воспитание детей с ОВЗ в положительных условиях позволяет не

только скорректировать позитивное мировоззрение, но и обеспечивает его

устойчивую

тенденцию.

Педагог

может

добиться

того,

чтобы

убеждения

детей

в

независимости

от

некоторой

ограниченности

поначалу,

соответствовали основным моральным нормам [2].

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья «требует»

применения особенных методик и способов в практической деятельности

преподавателя.

Проблема духовного и нравственного воспитания детей с ОВЗ обозначается

перечисленными критериями:

1. Тема морального развития ребенка с ОВЗ плохо исследована, так как не

имеется необходимых особых методик в этой ориентации. То есть именно для

ребенка, ограниченного возможностями своего здоровья.

2. Дети, которые обучаются в МСКОУ или в РОЦ, имеют существенно

сложное многообразное расстройство, касающееся психологии и физиологии.

У

детей

в

силу

ряда

патологий

в

анамнезе,

происходит

расстройство

нормального

развития

процесса

восприятия,

процесса

усвоения

и

воссоздания.

Преимущественно

данные

утверждение

касаются

активных

свободных форм: значительно расстраиваются процессы подытоживания и

отвлечения,

то

есть

те

«операции»,

которые

характеризуют

словесное

и

общелогическое

мышление.

Многие

дети

отличаются

повышенной

гиперактивностью

и

возбудимостью,

неуравновешенностью

своего

поведения.

Неправильная

работа

перечисленных

моментов

не

позволяет

детям понять непростой комплекс знаний о социуме.

3.

Практика

показывает,

что

семьи

детей,

имеющих

ограниченные

возможности

по

здоровью,

как

правило,

являются

неблагополучными

и

малообеспеченными. Статистика показывает, что количество семей, которые

злоупотребляют алкогольными напитками и наркотическими веществами, не

снижается.

Следует

отметить

и

малообразованность

родителей,

что

в

свою

очередь

приводит к низкому проценту работающих родителей. Данная информация

предопределяет, что у семей небольшой педагогический потенциал. Ребенок,

проживающий

в

такой

ячейке

общества,

с

малых

лет

усваивает

неблагоприятный

опыт,

и

видит

жизнь

в

«черных

красках».

Чтобы

сформировать

нравственную

личность

у

категории

таких

ребят,

педагог

должен

скорректировать

его

условия

жизни,

быта,

саму

воспитательную

работу в соответствии с конкретной ситуацией.

Воспитание «стихийного характера» ( «воспитывает улица») у ребенка с ОВЗ

может дать существенное пагубное воздействие на процесс формирования

личности,

вследствие

чего

усугубляется

здоровье,

и

это

приводит

к

«социально-опасной» категории населения [3].

Опираясь на философскую, психологическую и воспитательную литературу,

а

также

итоги

практики,

следует

заключить:

значимость

духовного

воспитания

ребенка

с

ОВЗ

довольно

велика,

так

как

это

обеспечивает

профилактические

мероприятия

вероятных

правовых

нарушений;

дает

возможность

сформировать

духовные

ценности

и

нравственные

качества

детей, что в свою очередь дает возможность им неотъемлемо вписаться в

современный социум; способствует раскрытию творческого потенциала, что

позволяет расширить возможности выбора профессии (снижается количество

безработных);

обеспечивает

снижение

количества

неблагополучных

ячеек

общества.

Во главе усвоения норм нравственности и овладения опытом требуемого

поведения

в

обществе

лежат

исключительно

нравственные

ощущения,

привычка верного алгоритма действий.

Нравственными чувствами называют отклики эмоционального характера на

зло

и

добро,

успех

и

неудачу,

и

они

развиваются

у

нормальных

детей

относительно рано, практически в младенческом возрасте. У детей, которые

отстают от своих сверстников, наблюдается низкий эмоциональный фон,

расстройство

эмоционального

контакта

с

взрослыми

людьми.

С

нравственными

представлениями

ситуация

практически

такая

же.

«Стихийно»

воспитанный

ребенок,

не

получающий

направленного

воздействия, их не усваивает.

Самое первое, что необходимо сделать – это организовать именно поведение

детей. Если правильно сочетать требования к поведению с показом речью,

поощрениями хороших поступков и оценкой неправильных действий, можно

в относительно требуемой мере организовать их поведение. Например, во

время одевания детей на прогулку, педагог учит их действовать спокойно, не

мешая друг другу, ждать своих товарищей; если понадобится: попросить

помощи, либо ее оказать.

Детям

нужно

на

примере

показывать,

что

значат

нравственные

и

безнравственные поступки, объяснять, почему они именно такие, оценивать

ситуацию. Детей необходимо учить сопереживать друг другу, понимать, когда

кому-либо

требуется

помощь;

показывать,

что

оказание

помощи

это

правильный

и

нравственный

поступок.

Чтобы

добиться

подлинности

нравственных представлений у детей с психической задержкой развития,

нужно

использовать

все

ситуации,

привлекая

внимание

к

ним

ребенка,

организуя помощь, не забывая давать ей оценку.

Следует отметить, что адекватность нравственных чувств у особых детей

наблюдается

исключительно

на

базе

адекватного

и

осмысленного

нравственного

представления.

И

они

базируются

на

правильности

оценивания

ситуации.

Педагогам

вменяется

постоянно

анализировать

ситуации,

обращать

внимание

детей

на

них,

организовывать

правильное

поведение и реакцию детей.

Дети

познают

коллективное

взаимоотношение

в

деятельности,

которую

организуют

взрослые

люди.

Практика

показывает,

что

развивающееся

коллективное

взаимоотношение

позволяет

сформировать

у

ребенка

душевность и взаимовыручку.

Чтобы у ребенка проявились перечисленные выше черты личности, с ним

нужно

заниматься

на

регулярной

основе

и

каждый

день.

Когда

ребенок

оттолкнул другого ребенка, этот поступок нельзя игнорировать. Когда один

ребенок помог другому ребёнку , этот поступок нужно оценить и одобрить.

Кроме этого, когда все дети будут уже готовы к прогулке, нужно в нескольких

фразах рассказать о моментах взаимной помощи и отзывчивости, которые

ранее

наблюдались.

Взаимную

помощь

детей

необходимо

постоянно

организовывать, давать ей оценку, одобрять, поощрять, при этом постоянно

фиксируя, что это и есть оказание помощи другому человеку. Представления

о

взаимной

помощи

можно

постоянно

расширять,

для

этого

можно

использовать литературные произведения как примеры в данном вопросе.

Если

подходить

к

образованию

посредством

такого

метода,

у

ребенка

формируется

образец

нравственного

поведения,

который

базируется

на

отзывчивости и взаимной помощи, желании приблизиться к данному образцу,

желании

оказывать

помощь

другим

детям.

МСКОУ,

РОЦ

и

все

ОУ,

где

имеются классы детей с ограниченными возможностями здоровья, поставили

перед собой цель – корректировать недостатки детского развития с ОВЗ, при

этом в обязательном порядке учитываются их возможности, реабилитация и

дальнейшая социализация их в социуме.

Суть нравственного и духовного воспитания и развития разработана на базе

моральных ценностей в логике воплощения таких ориентаций:

Ориентация 1. Взращивание патриотичных чувств, сопричастности к месту,

где

родился

ребенок;

уважение

свободы,

а

также

обязанностей

любого

человека. Ориентиры:

привязанность

к

своей

стране,

служение

отчизне,

любовь к своей земле; порядок и закон, свобода личности, государственная

свобода, доверительное отношение к окружающим, стране, социуму.

Ориентация

2.

Создание

необходимой

идеологии

к

традиционному

вероисповеданию

в

Российской

Федерации. Ориентиры:

либеральность;

понятие

о

вероисповедании,

бытии

верующей

личности;

ценности,

касающиеся понятия верующего человека.

Ориентация

3.

Создание

требуемой

точки

зрения

к

окружающему

миру

(экологическое

развитие).

Ориентиры:

сама

планета,

Родина,

природное

осмысление.

Ориентация 4. Взращивание морального понятия по отношению к ячейкам

социума,

собственному

здоровью,

верному

образу

жизни.

Ориентиры:

уважение к своим предкам, родителям и людям старшего возраста; опека

маленьких; устремление к здоровому образу жизни; здоровье социально-

нравственное, психологическое состояние.

Ориентация

5.

Становление

творческой

направленности

к

учебному

процессу,

старательности,

жизни. Ориентиры: уважение к чужому труду,

творению; стремление к знаниям и истине; бережливость, настойчивость,

стремление к целям.

Ориентация

6.

Развитие

ценностного

отношения

к

хорошему,

помощь

в

формировании

представления

об

эстетическом

идеале

и

ценностях.

Ориентиры:

гармония,

духовный

мир

личности,

развитие

эстетического

характера.

Ориентация 7. Процесс воспитания, который направлен на формирование

чувств

нравственного

характера,

эстетическое

осмысление.

Ориентиры:

смысл жизни, моральный выбор; честь; совесть; религия; духовная культура,

светская нравственность и мораль.

Моральное взращивание ребенка как личности стоит на главном месте в

создании всесторонней цивилизованной личности, и сильно влияет и на

интеллектуальное развитие, а также физическое воспитание [4].

Нравственное

развитие

детей

является

безостановочным

процессом,

и

начинается он в момент рождения малыша и длится на протяжении всей

жизни. Имеет направление на овладение личности правилами и принципами

поведения, которые приняты в социуме. Изначально может показаться, что

нельзя четко увидеть какие-либо стадии в представленном беспрерывном

процессе. Однако это вполне возможно, более того, обосновано фактами.

Имея обширный опыт в обучении детей с ОВЗ, можно с уверенностью

утверждать

о

правильности

использования

вышеописанных

способов.

Педагогика отмечает, что в разном возрасте имеются различные возможности

для нравственного воспитания детей. Маленький ребенок, подросток или

юноша, неодинаково относятся к разнообразным методам воспитания. Знание

и учитывание уже приобретенного в любой из периодов жизни позволяет

спроектировать в воспитании его дальнейшее возрастание, и миссия РОЦ,

как и любого другого образовательного учреждения – помогать в этом.

Список литературы

1.

Колесникова,

И.

А.

Идея

духовного

ученичества

педагога

в

системе

воспитания

для

работы

с

человеком

/

И.

А.

Колесникова

//

Теоретико-

методологические проблемы современного воспитания : сб. науч. трудов /

под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. – Волгоград : Перемена, 2004. – С.

32-33.

2.

Соловцова,

И.

А.

Духовное

воспитание

в

православной

и

светской

педагогике : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 / Соловцова

Ирина Афанасьевна. – Волгоград, 2006. – 330 с.

3.

Шеняк,

Л.

Г.

Духовное

развитие

студентов

в

процессе

изучения

педагогических

дисциплин

:

диссертация

доктора

педагогических

наук

:

13.00.08 / Шеняк Людмила Гурьевна. – Ростов н/Д, 2000. – С. 66.

4. Личность, семья и общество: вопросы педагогики ипсихологии/Сборник

статей

по

материалам

XXXVI

международной

научно-практической

конференции № 1 (36). Новосибирск: СибАК, 2014, – 224 с.



В раздел образования