Автор: Азаренкова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №76
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Духовно- нравственное воспитание
Тема: Особенности работы по развитию духовно- нравстаенного воспитания детей с ОВЗ.
Раздел: полное образование
Азаренкова О.М., воспитатель, ГБОУ РОЦ № 76
Особенности работы по развитию духовно - нравственного воспитания
детей с ОВЗ
Такие вопросы как нравственное развитие, воспитание, совершенствование
личности, беспокоили, беспокоят и будут беспокоить в течение всех времен.
Преимущественно эти вопросы актуальны в современном социуме, когда
намного
чаще
встречается
безжалостность,
насильственные
действия.
В
связи с чем и восстает трудность духовности и нравственности, в частности,
воспитание
этих
качеств.
Собственно
сам
педагог,
который
способен
оказывать
влияние
на
воспитательный
процесс
ребенка,
обязан
уделить
особое внимание данной проблеме.
Нравственностью
называют
составляющую
культуры,
суть
которой
заключается
в
этических
ценностях,
и
они
в
свою
очередь,
являются
компонентом основы созидания. Нравственностью является умение личности
предпринимать
какие-либо
действия,
анализировать,
ощущать
согласно
своим духовным ценностям. Нравственность – способы и методы передачи во
внешний мир собственного духовного мира.
Нравственность
и
духовность
являются
двумя
понятиями,
которые
существуют в неделимой гармонии. Если их не наблюдается, то выявляется
деструкция личности, культурной составляющей. Опираясь на это, следует,
что
нравственно-духовное
развитие
предстает
приемом,
помогающим
сформировать
предпосылки
для
процесса
воспитания
личности,
старающейся ладить со своей совестью.
Доминирующая миссия нравственного и духовного развития заключается в
том,
чтобы
социально
нужные
предписания
традиционного
общества
преподаватели внедрили во внутренние мотивации всех детей – речь идет о
достоинстве, совести, чести.
Фундамент
воспитательного
процесса,
который
определяет
духовное
и
нравственное
развитие
–
это
становление
человеколюбивых
отношений
учащихся, в независимости от того на чем базируются способы, приемы и
формы
процесса
воспитания.
Воспитание,
обладающее
универсальной
ориентацией,
обязано
претворяться
в
жизнь
так,
чтобы
осуществлялось
наилучшее
обеспечение
любого
ребенка,
при
этом
учитывалась
индивидуальность личности [1].
Современный
мир
по
праву
можно
назвать
эпохой,
где
преобладают
различные
противоречия.
Если
изучить
одну
сторону
вопроса,
то
человечество достигло воистину неимоверных успехов. Но другая сторона
свидетельствует о том, что успехи преобразуются в серьезную катастрофу. И
вовсе
страшно,
когда
ребенок
теряет
моральные
устои,
такие
как
вера,
совесть, ответственность, сердечность, душевность.
Однозначно,
давно
не
тайна,
что
в
подавляющем
большинстве
случаев
родителей
беспокоит
материальная
сторона
вопроса.
В
свою
очередь,
проблемы
духовного
развития
отодвигаются
на
последний
план.
Гражданственность,
любовь
к
Родине
утратили
свое
первостепенное
значение,
снизилась
их
этическая
значимость.
Поэтому
вся
работа
по
духовному и нравственному развитию ребенка ложится на педагогический
персонал.
Полагается, что любой ребенок в независимости от уровня инвалидности,
может претворить в жизнь свое право на образование в учреждениях с
применением требуемой специфической поддержки. Происходит введение
максимально
универсальных
моделей
обретения
знаний:
вариацией
специфическим образовательным центрам предстает получение образования
в
узкоспециализированном
классе
массовой
школы,
домашнее
обучение,
получение знаний на расстоянии.
Практический опыт говорит о том, что мало детей-инвалидов обращаются за
образованием
в
данного
рода
учреждения.
В
подавляющем
большинстве
случаев, они учатся в массовой школе, где не имеется требуемых условий,
либо они «запираются в квартирах», проходя домашнее обучение. Или вовсе
не получают необходимого образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи с присущей им
малоразвитостью мышления, плохим уразумением общепринятых принципов
и закономерностей, относительно поздновато начинают понимать проблемы
устройства
общественного
характера,
моральные
ценности,
принципы
духовности и нравственности. Их понимание, о хорошем и плохом поступке
или действии, в раннем возрасте можно охарактеризовать поверхностным
пониманием. Они черпают моральные устои и правила от своих педагогов,
родителей,
из
литературы,
но
не
всегда
могут
предпринимать
действия
согласно установленным правилам. Или не могут пользоваться ими в каком-
то конкретном случае. Именно такая категория детей, по незнанию или в
связи с неустойчивостью своих понятий о нравственности, часто поддается
плохому
воздействию
и
совершает
неверные
поступки.
Нравственное
и
духовное воспитание детей с ОВЗ в положительных условиях позволяет не
только скорректировать позитивное мировоззрение, но и обеспечивает его
устойчивую
тенденцию.
Педагог
может
добиться
того,
чтобы
убеждения
детей
в
независимости
от
некоторой
ограниченности
поначалу,
соответствовали основным моральным нормам [2].
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья «требует»
применения особенных методик и способов в практической деятельности
преподавателя.
Проблема духовного и нравственного воспитания детей с ОВЗ обозначается
перечисленными критериями:
1. Тема морального развития ребенка с ОВЗ плохо исследована, так как не
имеется необходимых особых методик в этой ориентации. То есть именно для
ребенка, ограниченного возможностями своего здоровья.
2. Дети, которые обучаются в МСКОУ или в РОЦ, имеют существенно
сложное многообразное расстройство, касающееся психологии и физиологии.
У
детей
в
силу
ряда
патологий
в
анамнезе,
происходит
расстройство
нормального
развития
процесса
восприятия,
процесса
усвоения
и
воссоздания.
Преимущественно
данные
утверждение
касаются
активных
свободных форм: значительно расстраиваются процессы подытоживания и
отвлечения,
то
есть
те
«операции»,
которые
характеризуют
словесное
и
общелогическое
мышление.
Многие
дети
отличаются
повышенной
гиперактивностью
и
возбудимостью,
неуравновешенностью
своего
поведения.
Неправильная
работа
перечисленных
моментов
не
позволяет
детям понять непростой комплекс знаний о социуме.
3.
Практика
показывает,
что
семьи
детей,
имеющих
ограниченные
возможности
по
здоровью,
как
правило,
являются
неблагополучными
и
малообеспеченными. Статистика показывает, что количество семей, которые
злоупотребляют алкогольными напитками и наркотическими веществами, не
снижается.
Следует
отметить
и
малообразованность
родителей,
что
в
свою
очередь
приводит к низкому проценту работающих родителей. Данная информация
предопределяет, что у семей небольшой педагогический потенциал. Ребенок,
проживающий
в
такой
ячейке
общества,
с
малых
лет
усваивает
неблагоприятный
опыт,
и
видит
жизнь
в
«черных
красках».
Чтобы
сформировать
нравственную
личность
у
категории
таких
ребят,
педагог
должен
скорректировать
его
условия
жизни,
быта,
саму
воспитательную
работу в соответствии с конкретной ситуацией.
Воспитание «стихийного характера» ( «воспитывает улица») у ребенка с ОВЗ
может дать существенное пагубное воздействие на процесс формирования
личности,
вследствие
чего
усугубляется
здоровье,
и
это
приводит
к
«социально-опасной» категории населения [3].
Опираясь на философскую, психологическую и воспитательную литературу,
а
также
итоги
практики,
следует
заключить:
значимость
духовного
воспитания
ребенка
с
ОВЗ
довольно
велика,
так
как
это
обеспечивает
профилактические
мероприятия
вероятных
правовых
нарушений;
дает
возможность
сформировать
духовные
ценности
и
нравственные
качества
детей, что в свою очередь дает возможность им неотъемлемо вписаться в
современный социум; способствует раскрытию творческого потенциала, что
позволяет расширить возможности выбора профессии (снижается количество
безработных);
обеспечивает
снижение
количества
неблагополучных
ячеек
общества.
Во главе усвоения норм нравственности и овладения опытом требуемого
поведения
в
обществе
лежат
исключительно
нравственные
ощущения,
привычка верного алгоритма действий.
Нравственными чувствами называют отклики эмоционального характера на
зло
и
добро,
успех
и
неудачу,
и
они
развиваются
у
нормальных
детей
относительно рано, практически в младенческом возрасте. У детей, которые
отстают от своих сверстников, наблюдается низкий эмоциональный фон,
расстройство
эмоционального
контакта
с
взрослыми
людьми.
С
нравственными
представлениями
ситуация
практически
такая
же.
«Стихийно»
воспитанный
ребенок,
не
получающий
направленного
воздействия, их не усваивает.
Самое первое, что необходимо сделать – это организовать именно поведение
детей. Если правильно сочетать требования к поведению с показом речью,
поощрениями хороших поступков и оценкой неправильных действий, можно
в относительно требуемой мере организовать их поведение. Например, во
время одевания детей на прогулку, педагог учит их действовать спокойно, не
мешая друг другу, ждать своих товарищей; если понадобится: попросить
помощи, либо ее оказать.
Детям
нужно
на
примере
показывать,
что
значат
нравственные
и
безнравственные поступки, объяснять, почему они именно такие, оценивать
ситуацию. Детей необходимо учить сопереживать друг другу, понимать, когда
кому-либо
требуется
помощь;
показывать,
что
оказание
помощи
–
это
правильный
и
нравственный
поступок.
Чтобы
добиться
подлинности
нравственных представлений у детей с психической задержкой развития,
нужно
использовать
все
ситуации,
привлекая
внимание
к
ним
ребенка,
организуя помощь, не забывая давать ей оценку.
Следует отметить, что адекватность нравственных чувств у особых детей
наблюдается
исключительно
на
базе
адекватного
и
осмысленного
нравственного
представления.
И
они
базируются
на
правильности
оценивания
ситуации.
Педагогам
вменяется
постоянно
анализировать
ситуации,
обращать
внимание
детей
на
них,
организовывать
правильное
поведение и реакцию детей.
Дети
познают
коллективное
взаимоотношение
в
деятельности,
которую
организуют
взрослые
люди.
Практика
показывает,
что
развивающееся
коллективное
взаимоотношение
позволяет
сформировать
у
ребенка
душевность и взаимовыручку.
Чтобы у ребенка проявились перечисленные выше черты личности, с ним
нужно
заниматься
на
регулярной
основе
и
каждый
день.
Когда
ребенок
оттолкнул другого ребенка, этот поступок нельзя игнорировать. Когда один
ребенок помог другому ребёнку , этот поступок нужно оценить и одобрить.
Кроме этого, когда все дети будут уже готовы к прогулке, нужно в нескольких
фразах рассказать о моментах взаимной помощи и отзывчивости, которые
ранее
наблюдались.
Взаимную
помощь
детей
необходимо
постоянно
организовывать, давать ей оценку, одобрять, поощрять, при этом постоянно
фиксируя, что это и есть оказание помощи другому человеку. Представления
о
взаимной
помощи
можно
постоянно
расширять,
для
этого
можно
использовать литературные произведения как примеры в данном вопросе.
Если
подходить
к
образованию
посредством
такого
метода,
у
ребенка
формируется
образец
нравственного
поведения,
который
базируется
на
отзывчивости и взаимной помощи, желании приблизиться к данному образцу,
желании
оказывать
помощь
другим
детям.
МСКОУ,
РОЦ
и
все
ОУ,
где
имеются классы детей с ограниченными возможностями здоровья, поставили
перед собой цель – корректировать недостатки детского развития с ОВЗ, при
этом в обязательном порядке учитываются их возможности, реабилитация и
дальнейшая социализация их в социуме.
Суть нравственного и духовного воспитания и развития разработана на базе
моральных ценностей в логике воплощения таких ориентаций:
Ориентация 1. Взращивание патриотичных чувств, сопричастности к месту,
где
родился
ребенок;
уважение
свободы,
а
также
обязанностей
любого
человека. Ориентиры:
привязанность
к
своей
стране,
служение
отчизне,
любовь к своей земле; порядок и закон, свобода личности, государственная
свобода, доверительное отношение к окружающим, стране, социуму.
Ориентация
2.
Создание
необходимой
идеологии
к
традиционному
вероисповеданию
в
Российской
Федерации. Ориентиры:
либеральность;
понятие
о
вероисповедании,
бытии
верующей
личности;
ценности,
касающиеся понятия верующего человека.
Ориентация
3.
Создание
требуемой
точки
зрения
к
окружающему
миру
(экологическое
развитие).
Ориентиры:
сама
планета,
Родина,
природное
осмысление.
Ориентация 4. Взращивание морального понятия по отношению к ячейкам
социума,
собственному
здоровью,
верному
образу
жизни.
Ориентиры:
уважение к своим предкам, родителям и людям старшего возраста; опека
маленьких; устремление к здоровому образу жизни; здоровье социально-
нравственное, психологическое состояние.
Ориентация
5.
Становление
творческой
направленности
к
учебному
процессу,
старательности,
жизни. Ориентиры: уважение к чужому труду,
творению; стремление к знаниям и истине; бережливость, настойчивость,
стремление к целям.
Ориентация
6.
Развитие
ценностного
отношения
к
хорошему,
помощь
в
формировании
представления
об
эстетическом
идеале
и
ценностях.
Ориентиры:
гармония,
духовный
мир
личности,
развитие
эстетического
характера.
Ориентация 7. Процесс воспитания, который направлен на формирование
чувств
нравственного
характера,
эстетическое
осмысление.
Ориентиры:
смысл жизни, моральный выбор; честь; совесть; религия; духовная культура,
светская нравственность и мораль.
Моральное взращивание ребенка как личности стоит на главном месте в
создании всесторонней цивилизованной личности, и сильно влияет и на
интеллектуальное развитие, а также физическое воспитание [4].
Нравственное
развитие
детей
является
безостановочным
процессом,
и
начинается он в момент рождения малыша и длится на протяжении всей
жизни. Имеет направление на овладение личности правилами и принципами
поведения, которые приняты в социуме. Изначально может показаться, что
нельзя четко увидеть какие-либо стадии в представленном беспрерывном
процессе. Однако это вполне возможно, более того, обосновано фактами.
Имея обширный опыт в обучении детей с ОВЗ, можно с уверенностью
утверждать
о
правильности
использования
вышеописанных
способов.
Педагогика отмечает, что в разном возрасте имеются различные возможности
для нравственного воспитания детей. Маленький ребенок, подросток или
юноша, неодинаково относятся к разнообразным методам воспитания. Знание
и учитывание уже приобретенного в любой из периодов жизни позволяет
спроектировать в воспитании его дальнейшее возрастание, и миссия РОЦ,
как и любого другого образовательного учреждения – помогать в этом.
Список литературы
1.
Колесникова,
И.
А.
Идея
духовного
ученичества
педагога
в
системе
воспитания
для
работы
с
человеком
/
И.
А.
Колесникова
//
Теоретико-
методологические проблемы современного воспитания : сб. науч. трудов /
под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. – Волгоград : Перемена, 2004. – С.
32-33.
2.
Соловцова,
И.
А.
Духовное
воспитание
в
православной
и
светской
педагогике : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 / Соловцова
Ирина Афанасьевна. – Волгоград, 2006. – 330 с.
3.
Шеняк,
Л.
Г.
Духовное
развитие
студентов
в
процессе
изучения
педагогических
дисциплин
:
диссертация
доктора
педагогических
наук
:
13.00.08 / Шеняк Людмила Гурьевна. – Ростов н/Д, 2000. – С. 66.
4. Личность, семья и общество: вопросы педагогики ипсихологии/Сборник
статей
по
материалам
XXXVI
международной
научно-практической
конференции № 1 (36). Новосибирск: СибАК, 2014, – 224 с.