Автор: Мореева Лилия Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ авторский лицей Эдварса 90
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия "Путешествие в космос"
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия
«Путешествие в космос»
Воспитатель: Мореева Лилия Дмитриевна
Цель: Продолжать знакомить детей с планетами, с историей освоения космоса и
первым космонавтом, воспитывать чувство патриотизма.
Развивать навыки словообразования.
Учить детей конструировать ракету из геометрических фигур, передавать форму
частей, строение. Закрепить знания о геометрических фигурах – круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник.
Материал: Интерактивная доска ,геометрические фигуры (круги, квадраты,
треугольники
Ход занятия:
Гулять сегодня некогда,
Мы заняты другим:
Бумажные ракеты
Мы дружно мастерим.
Мы ярко их раскрасили,
Пускай теперь летят!
В отважных космонавтов
Играет детский сад.
Мы летчиками смелыми
Быстрее стать хотим,
В ракетах настоящих
Мы в космос полетим.
Над нами звёзды светлые
Зажгутся в вышине,
Мы красный флаг поднимем
На Марсе и Луне.
Сегодня мы поговорим об истории освоения космоса и о первом космонавте,
который совершил полет вокруг Земли.
Какое сейчас время года (весна). Весна какая? (солнечная, теплая, ясная,
веселая, долгожданная). Какие весенние месяцы вы знаете? В ночь мороз, с утра
– капель, значит на дворе… (апрель). Апрель – второй весенний месяц. И именно
весной 12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос.
Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
слайд презентации (картина космического неба
)
Верно, а что вы о нём знаете? (Ответы детей)
Вот звёздное небо! Что видно на нём?
- Звёзды там светят далёким огнём!
-Только ли звёзды на небе сияют?
- Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
- Как так блуждают? Дороги не знают?
- Нет! Это кажется, будто блуждают!
Все они - Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
Но давайте всё по порядку.
-Я пригласила к нам на занятие человека, который изучает звёзды и планеты,
название его профессии спряталось в ребусе (дети отгадывают)
Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе ...
/ АСТРОНОМ/
А вы любите смотреть на небо ночью? Что можно увидеть на небе? (Звезды).
Сколько звезд на небе? (Много). Безоблачный ясный вечер, небо над нашей
головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки
и расположены далеко от земли. На самом деле звезды очень большие.
Появляется взрослый в костюме астронома:
----Здравствуйте, ребята!
Слайд (телескоп)
Людям очень хотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие.
Ученые придумали специальные приборы – телескопы.
Есть специальная труба, в ней вся вселенная видна
Видят звезд калейдоскоп астрономы в телескоп.
В телескопы люди смотрели на звездное небо и узнали, что есть и другие планеты. Какие
планеты вы знаете?
С помощью телескопа - подзорной трубы с большим количеством увеличительных стёкол
- я постоянно изучаю космическое пространство, немного о котором расскажу.
слайд (Вселенная)
Нас окружает Вселенная - это необъятный мир за пределами Земли.
слайд (Галактика)
Во Вселенной миллиарды галактик. Галактики - это гигантские скопления звёзд, газа и
пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.
слайд (Звёзды)
А с чего – же все начиналось? Загадочный мир звёзд и планет с давних времен
притягивал внимание людей. Звёздное небо видел каждый, огромное количество
звёзд, которое на первый взгляд, невозможно сосчитать. Чего только нет на небе –
туманности, звёзды, планеты, галактики (показ иллюстраций). Звезды кажутся
маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от земли.
На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары.
Цвет звёзд
зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый
свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми. Яркость
звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она
кажется .
Ещё в далёкие времена, наблюдая за ночным небом, люди заметили, что
звёзды располагаются в определенном порядке и их можно объединить в
созвездия, которым они дали название.
слайд (Солнце)
Самая близкая к Земле звезда - Солнце. Солнце - это гигантский шар из раскалённых газов. Солнце
считают центром Солнечной системы, частью которой является и Земля.
Солнце – могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света ни одно живое
существо – ни человек, ни животное, ни насекомое – не могло бы жить.
Солнце не одиноко, у него есть семья – это планеты. Семья солнца называется
Солнечной системой. В ней 9 планет. Планеты – это небесные тела, которые намного
меньше звезд. Они не излучают свет, а пользуются теплом и светом Солнца. В семье
Солнца, т. е. в Солнечной системе царит порядок: никто не толкается, не мешает друг
другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она кружит вокруг Солнца
И сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по планетам Солнечной
системы. Но на чём мы полетим?
Выслушиваются ответы детей, дети приходят к выводу, что на ракете
Воспитатель: Пусть каждый построит свой космический корабль-ракету и даст по одному
определению, какой он, его корабль (Дети строят из разных предложенных материалов
макеты: из геометрических фигур... и характеризуют ракеты)
«Построим ракету из геометрических фигур».
Чудо птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. Что это? (Ракета). А сейчас и
мы будем конструкторами космической ракеты. У вас на столах наборы. Что это?
(геометрические
фигуры).
Какие?
(квадраты,
круги,
тр еугол ьник и).
Рассматривание геометрических фигур. Показ образца. Выполнение задания.
Кто же полетит на ракете? (космонавт).
Попробуем и мы запустить ракету в космос.
Командиру приготовить ключ на старт (есть на старт), ключ на пуск (есть на
пуск). Начать обратный отсчет (10-1).
А сейчас мы с вами превратимся в космонавтов…
ИГРА КОСМОНАВТЫ
Дети движутся по кругу и проговаривают вместе с воспитателем слова:
ЖДУТ НАС БЫСТРЫЕ РАКЕТЫ
ДЛЯ ПРОГУЛОК ПО ПЛАНЕТАМ
НА КАКУЮ ЗАХОТИМ
НА ТАКУЮ ПОЛЕТИМ
НО В ИГРЕ ОДИНТ СЕКРЕТ
ОПОЗДАВШИМ МЕСТА НЕТ!!!
Воспитатель загадывает загадку:
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По-английски "астронавт",
А по-русски :(космонавт)
Слайд (космонавт в скафандре)
Воспитатель: Свою работу выполняют космонавты в скафандрах. Скафандр
весит около 50 кг, а шлем 4 кг. Скафандр предохраняет от сильного холода в
тени и жарких солнечных лучей, поддерживает кислород и оснащён многими
карманами, каждый из которых имеет своё назначение
Поэтому смогут полететь только самые подготовленные. Перед полётом
космонавты проходят испытания, сейчас мы тоже проверим вашу готовность.
Опыт с вестибулярным аппаратом: По команде дети начинают крутиться
вокруг себя в течение 10 сек. Воспитатель интересуется, у кого закружилась
голова и отклоняет в сторону? Отмечаются самые подготовленные.
Воспитатель:
Первыми "космонавтами" - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и
даже микробы. Первая маленькая мышка - "космонавт" пробыла над Землёй
почти целые сутки. Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические
корабли на Землю.Космонавты исследуют космос. Значит они -
(исследователи). Каждый день на орбите ведется экспериментальная работа в
космической лаборатории.
Космонавт выполняет задачи биолога, проводя наблюдения за живыми
организмами.
Космонавт - медик, когда участвует в медицинских исследованиях здоровья
членов экипажа.
Космонавт - это строитель, монтажник. Работа их сложная и трудная.
Но люди
хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Но чтобы это узнать, нужно обязательно
долететь до них. Самолеты для этого не подходили, потому что до планет очень далеко. И
тогда ученые изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в
космическое пространство. На борту его были две собаки – Белка и Стрелка, после
полета они удачно вернулись на землю. А потом впервые в космос отправился человек.
Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики).
Пройдут годы, десятилетия, века, но этот день 12 апреля люди будут помнить
всегда. Ведь именно с этого дня 12 апреля 1961 года человек начал освоение космоса. В
России мы отмечаем день космонавтики и ознаменование первого полета человека в
космос. На нашей земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они
построили космические корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что
Земля – шар (слайд земной шар). А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг
Солнца. 12 апреля – день полета первого в мире космонавта, гражданина России. Кто
знает имя первого космонавта. (Юрий Гагарин)
Слайд (фото Гагарина)
.
Этот
день
стал
большим
всенародным
праздником
в
честь
летчиков
–
космонавтов,
конструкторов,
инженеров,
рабочих,
которые
создают
ракеты,
космические корабли и искусственные спутники Земли.
В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поет об этом песни весенняя капель
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
Он летчик отважный и смелый
Прославил страну на весь мир
Гагарин был первым на свете
Кто в космос однажды полет совершил
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил.
После
полета
в
космос
Гагарин
постоянно
совершенствовал
свое
мастерство и обучал других космонавтов. Он трагически погиб в авиационной
катастрофе при выполнении тренировочного полета на самолете. Его родной
город переименован в город Гагарин. Имя Гагарина присвоено военно- воздушной
академии.
Имя
Гагарина
носят
Центр
подготовки
космонавтов,
учебные
заведения,
улицы
и
площади
многих
городов
мира,
установлены
памятники
космонавту.
Да, это верно – не забудем ни малой мелочи о нем.
И жизнь его изучат люди, всю – год за годом, день за днем.
Физминутка.
Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.
- Космические жители просили передать вам аудиопослание. Слушайте
внимательно!
-Что же случилось? Мы сможем помочь? Вы хорошо знаете правила
дорожного движения?
(Ответы детей)
-Чтобы мы не заблудились в космическом пространстве, нам оставили
карту, по которой мы будем следовать. Путь на другие планеты предстоит
нелегкий. Отправимся мы в путь на нашей космической ракете! Вы
готовы? Тогда вперед! Наше путешествие начинается.
-Внимание. Посмотрите в иллюминаторы к какой планете мы приближаемся.
Ребята, что вы сами знаете о планете Меркурий.
Слайд планета Меркурий.
Молодцы! Меркурий- самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на
планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь.
Берем курс на Следующую планету.
Слайд (Венера)
Следующая планета ВЕНЕРА.
На Венере, на Венере
Очень душно в атмосфере.
Над поверхностью туман,
Ветер просто ураган
Венера - самая красивая и яркая планета на утреннем и ночном небе. Она
окутана облаками, потому что с её поверхности постоянно испаряется вода, ведь температура
воздуха в 8 раз выше самой высокой температуры на Земле и достигает 400 градусов.
Ребята, какая погода на Венере? (Дети отвечают). Чувствуете, как тут жарко и какой
сильный ветер, меня сильно качает. (Воспитатель дует и качается)
(Дети повторяют за воспитателем)
Но нас это не остановит. Мы должны помочь! На этой планете в «Школе дорожных
наук» пираты похитили карточки с дорожными ситуациями. Мы должны вернуть их на свои
места. (Каждому ребенку раздается карточка) Под зеленым светом должны лежать
картинки с тем, что разрешено, а под красным, то, что запрещено. Посмотрите
внимательно на свои картинки и подумайте, куда вы их положите. (Дети выполняю
задание с кратким комментарием по каждой картинке.
Воспитатель предлагает представить детям, в каких оттенках цветов можно увидеть
планету.
Слайд (Земля)
Первая планета - это наша Земля. Это единственная планета, на которой существует жизнь.
Есть одна планета сад в этом космосе холодном
Только здесь леса шумят птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно…
Береги свою планету – ведь другой похожей, нету!
слайд (Марс)
Воспитатель и дети движутся к первой планете)
Вот мы и прибыли. Как называется первая планета?
Дети: МАРС
Марс - ближайшая к Земле планета. На небе Марс кажется ярко-оранжевой пламенной
звездой. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать смену времен года, день на Марсе
длится 24 ч 37 мин. Но до сих пор никто не знает - есть ли жизнь на Марсе. А чтобы до
него долететь, потребуется нам больше года. Есть предположение, что на этой планете
существует жизнь.
Посмотрим, что же здесь случилось. Что это, ребята?
(Ответы детей)
Правильно. Это разрушенные дорожные знаки. А для чего нужны знаки? (Ответы
детей)
Правильно. Дорожные знаки - это друзья всех пешеходов и водителей. Их нужно
обязательно сложить и угадать.
(Дети делятся на 4 команды, каждая команда складывает свой знак и объясняет его
значение)
Вы справились с заданием. Теперь на этой планете все в порядке. Можно отправляться в
путь.
слайд (Юпитер)
Посмотрим, как называется следующая планета. ЮПИТЕР
Надеваю теплый свитер,
Улетаю на Юпитер.
Там в любое время года
Очень скверная погода.
Тепло ли вам на Юпитере?
Юпитер.
Это пятая от солнца и самая большая планета в Солнечной системе. Его масса в 2 раза
больше, чем масса других планет, вместе взятых. Сутки на планете длятся не 24 часа, а
всего 10 часов. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов,
поэтому жить там невозможно.
Чтобы нам здесь не замерзнуть и немного размяться, жители этой планеты подготовили
для нас веселую разминку «В здоровом теле здоровый дух».
(Дети выполняют интерактивную зарядку)
Вы готовы продолжить путешествие? Тогда в путь.
слайд (Сатурн )
Как называется следующая планета? (Дети называют) Правильно, САТУРН
Вовсе было бы недурно
Побывать вблизи Сатурна.
У него свое лицо,
А вокруг лица- кольцо.
Сатурн. С земли кажется, что вокруг этой планеты 3 кольца. Но кольцо Сатурна состоит из
множества больших и маленьких камней, двигающихся на огромной скорости. На
некоторых из них могла бы поместиться целая страна, а другие размером с булыжник.
Период обращения планеты 29,5 лет.
Какая особенность у этой планеты?
Посмотрим, что злые пираты натворили здесь.
(Дети смотрят на перепутанные цвета у светофоров)
Мы сможем исправить эту поломку? Эту миссию должны выполнить самые смелые из
вас. (Выбрать 2 человека, дети исправляют ошибку в цветах.) Ребята, а что обозначает
каждый цвет? (Дети отвечают)
Молодцы! Вы очень умные! У нас еще одна планета. Давайте отправимся к ней.
слайд 24 (Нептун)
Что же это за планета?Да. НЕПТУН
Ты не царь морской, НЕПТУН!
Ты бродяга и летун!
Путешественник отменный!
Залетел на край Вселенной!
Нептун - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака
состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников
Скажите, где же находится Нептун? (Дети отвечают)
Что произошло на этой планете? Здесь пираты навели настоящий беспорядок.
Посмотрите, весь транспорт перепутан. Какие вы знаете виды транспорта? (Ответы
детей) Перед вами три межгалактических знака земли, воды и воздуха. Нужно положить
транспорт к тому знаку, к которому он относится. (Дети выполняют задание коллективно,
три человека перечисляют транспорт возле каждого знака)
физминутка:
Что-то холодно сидеть,
Надо ноженьки погреть.
Дружно встали, пошагали
И на ручки подышали.
Встрепенулись, улыбнулись
И в корабль свой вернулись
слайд 25 (Плутон)
Плутон - 9-я и самая далекая планета от Солнца, а по размеру самая маленькая. Почти всё
время планета находится в замёрзшем состоянии.
Астроном: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие.
А теперь я проверю, что вы запомнили.
Слайд (Викторина)
1. Сколько планет в солнечной системе?
2. Какое слово лишнее:
Cатурн, Марс, Венера, Солнце?
3. Чем похожи и отличаются лампа и Солнце?
Слайд
Астроном: Есть предположение, что существует 10 планета в нашей солнечной системе.
Пофантазируйте, на что она похожа?
Детям предлагается занять места за столами, пофантазировать и нарисовать 10 планету,
дать ей название, а потом рассказать немного о ней (клик - играет фоном музыка).
3. Итог занятия:
Воспитатель:
- Что, на ваш взгляд, показалось интересным?
- Что запомнили?
- А нужны ли человеку знания о космосе? Зачем?
О чем мы говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось?
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелетных
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно
Береги свою планету – ведь другой похожей нету.
Спасибо ,вам ребята!