Автор: Лукина Анна Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Хатынчан"
Населённый пункт: с.Кутана Алданский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: . Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие.
Раздел: дошкольное образование
Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника,
определяющая его дальнейшее психическое развитие.
Дошкольное детство – самый ответственный первый период
психического
развития
детей,
в
котором
закладываются
основы
всех
психических свойств и качеств личности ребенка. Именно в этом возрасте
взрослые находятся с ребенком в самых близких отношениях, принимают в
его развитии самое активное участие. И так как ребенок активно изучает
окружающий
его
мир
–
мы
взрослые
должны
учитывать
возрастные
особенности ребенка и особенности ведущего типа его деятельности.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста, по мнению
психологов и педагогов, является игра (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Е.
Кравцова,
А.
Н.
Леонтьев,
А.
С.
Макаренко,
С.
Л.
Рубинштейн,
К.
Д.
Ушинский и др.) . Они отмечают ее важную роль в формировании психики
ребенка и считают, что игра - это основа всего последующего развития
ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и
развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся
ему для последующей жизни в обществе.
Но в последнее время многие родители и педагоги в работе с детьми
пытаются
перевести
ребенка
с
игровой
деятельности,
как
ведущей
для
дошкольного
возраста,
к
учебной,
что
негативно
сказывается
на
психологическом развитии личности ребенка.
В отечественной психологии принята концепция игры, разработанная
Д.Б. Элькониным. В его работах выделяются следующие этапы развития
детской игры: предметная (до 3 лет), ролевая (3— 7 лет), игра с правилами
(6^7 лет). Важно отмстить утверждение Д.Б. Эльконина о том, что этапы
развития игры не обнаруживают жесткой связи с возрастом детей: переход к
более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и сего
игровым опытом
Согласно теоретическим основам отечественной психологии ведущая
деятельность дошкольника — ролевая игра. Именно с помощью нее
закладываются н наиболее эффективно формируются основные направления
развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления,
самосознания, произвольности поведения к многие другие,
Через игру дети учатся:
- строить свои личностные жизненные планы;
- определяют и апробируют действия и средства их достижения;
- проходят школу конструктивного общения и взаимодействия
с другими людьми.
С. Л. Рубинштейн утверждал, что игра является выражением
определенного отношения человека к окружающей действительности: «суть
человеческой игры — в способности, отображать, преображать
действительность. Впервые проявлялась в игре, эта самая всеобщая
человеческая способность в игре впервые и формируется. Также там
проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основном,
центральное и самое общее значение игры»
Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем
совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных
эталонов (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин). Оно
становится более четким и в то же время расчлененным: дети без ошибок
выделяют форму отдельных элементов, их соотношение по величине,
пространственное расположение, а также обозначают их с помощью слова.
Усвоение сенсорных эталонов происходит постепенно: сначала бессистемно,
а к 5-6 годам усваиваются системы, в которые эталоны включены
(Л.А.Венгер, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.). Следовательно, в
дошкольном возрасте восприятие претерпевает существенные качественные
изменения, становясь осмысленным, целенаправленным, анализирующим и
утрачивая свой первоначально аффективный характер: перцептивные и
эмоциональные процессы дифференцируются. Все большую роль в нем
начинают играть произвольные действия - наблюдение, рассматривание,
поиск (И.Ю.Кулагина, А.А.Люблинская и др.).
Дошкольный возраст для детей с интеллектуальной недостаточностью
оказывается лишь началом развития перцептивного действия. Интерес к
окружающему миру, его объектам и явлениям появляется у них, как правило,
концу раннего или началу младшего дошкольного возраста, а в нередких
случаях и позже. Замедленная, ограниченная восприимчивость оказывает
большое влияние на весь последующий ход их психического развития.
Появившийся у ребенка интерес к предметам, к игрушкам
способствует ознакомлению с их свойствами и отношениями. Однако
восприятие ребенка с интеллектуальной недостаточностью имеет ряд
особенностей, проявляющихся и при сохранности анализаторов. Основными
из них, по мнению многих исследователей (О.П.Гаврилушкина,
С.Д.Забрамная, А.А.Катаева, В.Г.Петрова, С.Я Рубинштейн, Е.А.Стребелева,
Ж.И.Шиф и др.), являются: инактивность восприятия, его замедленность,
фрагментарность, малый объем, низкий уровень развития избирательности и
константности, слабая диффе-ренцированность, нарушение обобщенности
восприятия, его прерывистость и нарушение целостности.
Наглядно-действенное мышление в этот возрастной период может
рассматриваться как аналог «сенсомоторного интеллекта» Ж.Пиаже, т.к.
основывается на восприятии и моторных действиях, осуществляемых
ребенком. И хотя при нормальном развитии примерно в двухлетнем возрасте
у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего
раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития
остается предметная деятельность (А.В.Запорожец, И.А.Кулагина,
А.А.Люблинская, В.С.Мухина, З.Ф.Николаева и др.).
Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи, которому
в большой мере способствует изменение форм общения ребенка со
взрослыми, происходящее в связи с овладением предметной деятельности
(А.В.Запорожец, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин, И.Юганов и др.). У
большинства детей с умственной отсталостью к концу раннего возраста
экспрессивная речь не возникает. Понимание речи развивается лучше, что
оказывает положительное влияние на деятельность и поведение ребенка
только в пределах хорошо знакомых бытовых ситуаций.
Дальнейшее совершенствование всех психических процессов и речи
происходит у ребенка с нормальным интеллектуальным развитием в
дошкольном детстве и к 6-7 годам речь становится важным средством
общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения
(А.В.Запорожец, И.Ю.Кулагина, М.И.Лисина, В.С.Мухина и др.). Интенсивно
развиваются лексико-грамматический строй речи, завершается процесс
фонематического развития, довольно высокого уровня достигают оба вида
связной речи диалогическая и монологическая.
Игровая деятельность к началу дошкольного возраста оказывается у
детей с умственной отсталостью несформированной вследствие
запаздывания развития статических функций, эмоционально-делового
общения со взрослыми и речи в ходе ориентировочной и предметной
деятельности. По мнению многих авторов (Л.Б.Баряева, А.П.Зарин,
Э.Кулеша, Е.С.Слепович, Н.Д.Соколова и др.) младший дошкольник с
проблемами в интеллектуальном развитии не проявляет интерес к игрушкам
или на короткое время его привлекает их внешний вид, а не возможность
действовать с ними. Недоразвитыми оказываются все компоненты игровой
деятельности (потребностно-мотивационный, операционный,
содержательный) и даже к концу дошкольного возраста у большинства
воспитанников коррекционных дошкольных учреждений они не достигают
высокого уровня.
Игра дошкольников с интеллектуальной недостаточностью имеет
определенное качественное своеобразие. Так, они действуют с игрушками
молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и
произнося слова, обозначающие название некоторых игрушек и действий. В
самостоятельных играх они используют заученные фразы, не внося в них
никаких изменений. Для детей умственной отсталостью характерным
является многократное, стереотипное, обычно без эмоциональных реакций,
повторение одних и тех же действий (Л.Б.Баряева, А.П.Зарин, Э.Кулеша,
Е.С.Слепович, Н.Д.Соколова и др.). Продуктивные виды деятельности
ребенка - рисование, конструирование, лепка - на разных этапах дошкольного
детства тесно связаны с игрой (З.В.Лиштван, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина,
Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин и др.). Интерес к рисованию, конструированию,
лепке первоначально возникает как игровой процесс, направленный на
процесс создания рисунка, конструирования, аппликации, лепки. И только в
среднем и старшем дошкольном возрасте у детей с нормальным
интеллектуальным развитием интерес переносится на результат
деятельности, и она освобождается от влияния игры.
Общей чертой рисования, лепки и конструирования в дошкольном возрасте
является то, что во всех видах деятельности существует своеобразное
отношение между представлением и действием. В них ребенок идет от
представления о предмете или явлении к его материальному воплощению -
изображению, а в процессе материального воплощения уточняется и само
представление о предмете (Д.Б.Эльконин и др.).