Напоминание

. Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие.


Автор: Лукина Анна Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Хатынчан"
Населённый пункт: с.Кутана Алданский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: . Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника,

определяющая его дальнейшее психическое развитие.

Дошкольное детство – самый ответственный первый период

психического

развития

детей,

в

котором

закладываются

основы

всех

психических свойств и качеств личности ребенка. Именно в этом возрасте

взрослые находятся с ребенком в самых близких отношениях, принимают в

его развитии самое активное участие. И так как ребенок активно изучает

окружающий

его

мир

мы

взрослые

должны

учитывать

возрастные

особенности ребенка и особенности ведущего типа его деятельности.

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста, по мнению

психологов и педагогов, является игра (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Е.

Кравцова,

А.

Н.

Леонтьев,

А.

С.

Макаренко,

С.

Л.

Рубинштейн,

К.

Д.

Ушинский и др.) . Они отмечают ее важную роль в формировании психики

ребенка и считают, что игра - это основа всего последующего развития

ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и

развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся

ему для последующей жизни в обществе.

Но в последнее время многие родители и педагоги в работе с детьми

пытаются

перевести

ребенка

с

игровой

деятельности,

как

ведущей

для

дошкольного

возраста,

к

учебной,

что

негативно

сказывается

на

психологическом развитии личности ребенка.

В отечественной психологии принята концепция игры, разработанная

Д.Б. Элькониным. В его работах выделяются следующие этапы развития

детской игры: предметная (до 3 лет), ролевая (3— 7 лет), игра с правилами

(6^7 лет). Важно отмстить утверждение Д.Б. Эльконина о том, что этапы

развития игры не обнаруживают жесткой связи с возрастом детей: переход к

более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и сего

игровым опытом

Согласно теоретическим основам отечественной психологии ведущая

деятельность дошкольника — ролевая игра. Именно с помощью нее

закладываются н наиболее эффективно формируются основные направления

развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления,

самосознания, произвольности поведения к многие другие,

Через игру дети учатся:

- строить свои личностные жизненные планы;

- определяют и апробируют действия и средства их достижения;

- проходят школу конструктивного общения и взаимодействия

с другими людьми.

С. Л. Рубинштейн утверждал, что игра является выражением

определенного отношения человека к окружающей действительности: «суть

человеческой игры — в способности, отображать, преображать

действительность. Впервые проявлялась в игре, эта самая всеобщая

человеческая способность в игре впервые и формируется. Также там

проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основном,

центральное и самое общее значение игры»

Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем

совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных

эталонов (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин). Оно

становится более четким и в то же время расчлененным: дети без ошибок

выделяют форму отдельных элементов, их соотношение по величине,

пространственное расположение, а также обозначают их с помощью слова.

Усвоение сенсорных эталонов происходит постепенно: сначала бессистемно,

а к 5-6 годам усваиваются системы, в которые эталоны включены

(Л.А.Венгер, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.). Следовательно, в

дошкольном возрасте восприятие претерпевает существенные качественные

изменения, становясь осмысленным, целенаправленным, анализирующим и

утрачивая свой первоначально аффективный характер: перцептивные и

эмоциональные процессы дифференцируются. Все большую роль в нем

начинают играть произвольные действия - наблюдение, рассматривание,

поиск (И.Ю.Кулагина, А.А.Люблинская и др.).

Дошкольный возраст для детей с интеллектуальной недостаточностью

оказывается лишь началом развития перцептивного действия. Интерес к

окружающему миру, его объектам и явлениям появляется у них, как правило,

концу раннего или началу младшего дошкольного возраста, а в нередких

случаях и позже. Замедленная, ограниченная восприимчивость оказывает

большое влияние на весь последующий ход их психического развития.

Появившийся у ребенка интерес к предметам, к игрушкам

способствует ознакомлению с их свойствами и отношениями. Однако

восприятие ребенка с интеллектуальной недостаточностью имеет ряд

особенностей, проявляющихся и при сохранности анализаторов. Основными

из них, по мнению многих исследователей (О.П.Гаврилушкина,

С.Д.Забрамная, А.А.Катаева, В.Г.Петрова, С.Я Рубинштейн, Е.А.Стребелева,

Ж.И.Шиф и др.), являются: инактивность восприятия, его замедленность,

фрагментарность, малый объем, низкий уровень развития избирательности и

константности, слабая диффе-ренцированность, нарушение обобщенности

восприятия, его прерывистость и нарушение целостности.

Наглядно-действенное мышление в этот возрастной период может

рассматриваться как аналог «сенсомоторного интеллекта» Ж.Пиаже, т.к.

основывается на восприятии и моторных действиях, осуществляемых

ребенком. И хотя при нормальном развитии примерно в двухлетнем возрасте

у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего

раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития

остается предметная деятельность (А.В.Запорожец, И.А.Кулагина,

А.А.Люблинская, В.С.Мухина, З.Ф.Николаева и др.).

Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи, которому

в большой мере способствует изменение форм общения ребенка со

взрослыми, происходящее в связи с овладением предметной деятельности

(А.В.Запорожец, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин, И.Юганов и др.). У

большинства детей с умственной отсталостью к концу раннего возраста

экспрессивная речь не возникает. Понимание речи развивается лучше, что

оказывает положительное влияние на деятельность и поведение ребенка

только в пределах хорошо знакомых бытовых ситуаций.

Дальнейшее совершенствование всех психических процессов и речи

происходит у ребенка с нормальным интеллектуальным развитием в

дошкольном детстве и к 6-7 годам речь становится важным средством

общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения

(А.В.Запорожец, И.Ю.Кулагина, М.И.Лисина, В.С.Мухина и др.). Интенсивно

развиваются лексико-грамматический строй речи, завершается процесс

фонематического развития, довольно высокого уровня достигают оба вида

связной речи диалогическая и монологическая.

Игровая деятельность к началу дошкольного возраста оказывается у

детей с умственной отсталостью несформированной вследствие

запаздывания развития статических функций, эмоционально-делового

общения со взрослыми и речи в ходе ориентировочной и предметной

деятельности. По мнению многих авторов (Л.Б.Баряева, А.П.Зарин,

Э.Кулеша, Е.С.Слепович, Н.Д.Соколова и др.) младший дошкольник с

проблемами в интеллектуальном развитии не проявляет интерес к игрушкам

или на короткое время его привлекает их внешний вид, а не возможность

действовать с ними. Недоразвитыми оказываются все компоненты игровой

деятельности (потребностно-мотивационный, операционный,

содержательный) и даже к концу дошкольного возраста у большинства

воспитанников коррекционных дошкольных учреждений они не достигают

высокого уровня.

Игра дошкольников с интеллектуальной недостаточностью имеет

определенное качественное своеобразие. Так, они действуют с игрушками

молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и

произнося слова, обозначающие название некоторых игрушек и действий. В

самостоятельных играх они используют заученные фразы, не внося в них

никаких изменений. Для детей умственной отсталостью характерным

является многократное, стереотипное, обычно без эмоциональных реакций,

повторение одних и тех же действий (Л.Б.Баряева, А.П.Зарин, Э.Кулеша,

Е.С.Слепович, Н.Д.Соколова и др.). Продуктивные виды деятельности

ребенка - рисование, конструирование, лепка - на разных этапах дошкольного

детства тесно связаны с игрой (З.В.Лиштван, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина,

Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин и др.). Интерес к рисованию, конструированию,

лепке первоначально возникает как игровой процесс, направленный на

процесс создания рисунка, конструирования, аппликации, лепки. И только в

среднем и старшем дошкольном возрасте у детей с нормальным

интеллектуальным развитием интерес переносится на результат

деятельности, и она освобождается от влияния игры.

Общей чертой рисования, лепки и конструирования в дошкольном возрасте

является то, что во всех видах деятельности существует своеобразное

отношение между представлением и действием. В них ребенок идет от

представления о предмете или явлении к его материальному воплощению -

изображению, а в процессе материального воплощения уточняется и само

представление о предмете (Д.Б.Эльконин и др.).



В раздел образования