Автор: Вакульчик Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 175
Населённый пункт: г. Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: Условия развития положительного отношения к хозяйственно-бытовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Условия развития положительного отношения к хозяйственно-бытовой
деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Вакульчик Т.Н.
воспитатель МБДОУ № 175
г. Владикавказ
Актуальность определения условий развития положительного отношения
дошкольников
к
хозяйственно-бытовой
деятельности
с
использованием
традиций трудового воспитания в осетинской семье, позволяет повысить уровень
их воспитания и
социализации. В
дошкольные годы происходит как бы
замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений.
Поэтому
изучение
условий
развития
положительного
отношения
к
трудовой
деятельности и, конкретно, к хозяйственно-бытовому труду играет важную роль
в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Особенность
трудовой
деятельности
ребенка
старшего
дошкольного
возраста в том, что он интересуется не только процессом и непосредственными
результатами работы, но и тем значением, которое она имеет для других. Эту
тенденцию необходимо всячески развивать, ибо она свидетельствует о том, что у
ребенка
начинают
складываться
представления
об
общественной
полезности
трудовой деятельности человека. Анализ психолого- педагогической литературы
по этой теме показал, что проблема трудового воспитания на сегодняшний день
имеет особую значимость, так как
поменялись взгляды и отношение к труду.
Изменились и стоящие перед педагогом задачи: помочь ребенку осознать на
доступном
ему
уровне
зависимость
между
экономическими
и
этическими
категориями:
труд,
товар,
деньги
трудолюбие,
честность,
бережливость;
обобщать
детские
представления
о
трудовой
деятельности;
обеспечить
дальнейшее
ознакомление
с
современной
техникой,
оборудованием
и
механизмами;
познакомить
с
доступными
для
понимания
дошкольника
разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями
родителей.
Из
практики
американских детских
садов
целесообразно
заимствовать
«недели», посвященные работе по ознакомлению с трудом взрослых, их интересами.
Родители
приносят
результаты
своего
труда, инструменты,
фотографии,
книги,
знакомят
со
своей
профессией,
увлечениями
(вязание,
вышивка,
кулинария,
работа
на
огороде, техническое творчество и пр.). Французский
педагог
Селестен
Френе
утверждал,
что
личность ребенка
формируется
в
процессе
труда,
и
считал
труд
ведущей деятельностью.
«Наши
дети
не
чувствуют тяги к труду, они не имеют ни каких обязанностей. Игры и детские
журналы погружают их в мир иллюзий - говорил он и призывал, - чтобы спасти
наших детей нужно научить их трудиться».
Сейчас многие родители просто оберегают
своих
детей
от
труда.
«Мы
сами
работали
всю
жизнь, так
пусть
наши
дети
пока
отдохнут
-
еще
наработаются», - заблуждаются многие родители и стараются все сделать сами за
ребенка. А он привыкает жить на всем готовом, удовлетворять свои потребности за
счет труда родителей, растет такой потребитель
- лентяем.
В практике дошкольного учреждения происходит практически то же самое.
Очень трудно и сложно заинтересовать, научить ребенка, так как у него нет
практических навыков и умений. Да и педагоги в виду своей загруженности
проводят
мало
работы
по
трудовому
воспитанию
и предпочитают
«не
возиться», а сделать все самим. Дети не имеют возможности взаимодействовать
с
предметами,
реализовывать
свои возможности,
у
них
снижается
наблюдательность, любознательность. Детям сложнее понять многие явления,
причинно-следственные связи, не просто сделать выводы, снижается способность
самостоятельно мыслить. Поэтому труд детей дошкольного возраста является
важнейшим средством воспитания.
В
своей
работе,
мы
поставили
цель:
определить
условия
развития
положительного отношения к хозяйственно-бытовой деятельности у детей старшего
дошкольного
возраста.
Для
этого
решили
следующие
задачи:
изучили
теоретический материал по трудовому воспитанию дошкольников; определили
формы и содержание хозяйственно-бытовой деятельности в детском саду и семье;
обозначили роль семьи и взаимодействия ДОУ и семьи в трудовом воспитании
ребенка; разработали систему организации педагогических условий для развития
положительного отношения к хозяйственно-бытовой деятельности.
Новизна нашей работы заключается в попытке обобщить и определить
условия развития положительного отношения к хозяйственно-бытовому труду в
модели
совместной
деятельности
семья
-
ребенок
-
ДОУ.
Для
проверки
эффективности
разработанных
методик
был
проведен
педагогический
эксперимент по методике Г.А.Урунтаевой, в котором мы определили отношение
детей к трудовой деятельности и конкретно - к хозяйственно-бытовому труду,
усвоения навыков хозяйственно-бытового труда через анализ тестовых заданий:
На основе анализа материала тестирования мы пришли к выводу, что у
большей части исследуемых
детей
показатель положительного отношения к
трудовой деятельности и представления о труде взрослых
- ниже среднего
уровня, концентрация внимания слабая, у части детей отсутствует мотивация к
трудовой
деятельности,
сосредоточенность
на
цели
выполнения
трудового
действия слабая. Из чего следует, что низкая заинтересованность детей в этом
виде труда, слабое владение навыками, отсутствие эмоционального восприятия
трудовой деятельности приводит к низкому уровню воспитания у дошкольника
положительного отношения к трудовой деятельности, что позволило перейти нам
к формирующему эксперименту.
Для
реализации
поставленной
цели
были
использованы
различные
способы
и
приемы
воспитания.
Нами
были
разработаны:
примерный
перспективно-тематический план
по формированию навыков хозяйственно-
бытовой деятельности и
серия комплексных занятий
с использованием
национально-регионального
компонента
«В
гостях
у
бабушки
Нана».
Для
активизации
и
привлечения
родителей
и
детей
к
хозяйственно-бытовой
деятельности нами был разработан и апробирован стенд «Страна трудолюбия».
Материал которого собирается и формируется с участием детей и родителей, что
позволяет решать вопросы сотрудничества ДОУ и семьи, стимулировать участие
родителей и детей в хозяйственно-бытовой деятельности.
Анализы результатов исследования доказывают, что
уровень усвоения
навыков
и
положительного
отношения
к
хозяйственно-бытовому
труду
значительно повысился (до 44%). Изменилось отношение родителей к трудовому
воспитанию детей, укрепились отношения между родителями и воспитателями,
у детей стал явно проявляться интерес к хозяйственно-бытовой деятельности.
На основании этого мы можем сделать выводы о роли созданных условий
в развитии положительного отношения к хозяйственно-бытовому труду:
-знание
предметов
трудовой
деятельности
и
овладения
навыками
хозяйственно-бытового труда развивают у детей положительное отношение к
нему;
- во время специально организованных занятий дети более полно познают
красоту и
значимость трудовой деятельности, у них формируется высокий
уровень трудового воспитания;
-
использование
игровых
заданий
позволяет
вызвать
у
дошкольника
положительные эмоции в отношении к хозяйственно-бытовой деятельности.
Из этого следует, что использование предложенной нами системы по
созданию условий для развития положительного отношения к хозяйственно-
бытовому
труду
показало
положительный
результат,
что
подтверждает
выдвинутую нами гипотезу.