Напоминание

Условия развития положительного отношения к хозяйственно-бытовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Вакульчик Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 175
Населённый пункт: г. Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: Условия развития положительного отношения к хозяйственно-бытовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Условия развития положительного отношения к хозяйственно-бытовой

деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Вакульчик Т.Н.

воспитатель МБДОУ № 175

г. Владикавказ

Актуальность определения условий развития положительного отношения

дошкольников

к

хозяйственно-бытовой

деятельности

с

использованием

традиций трудового воспитания в осетинской семье, позволяет повысить уровень

их воспитания и

социализации. В

дошкольные годы происходит как бы

замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений.

Поэтому

изучение

условий

развития

положительного

отношения

к

трудовой

деятельности и, конкретно, к хозяйственно-бытовому труду играет важную роль

в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Особенность

трудовой

деятельности

ребенка

старшего

дошкольного

возраста в том, что он интересуется не только процессом и непосредственными

результатами работы, но и тем значением, которое она имеет для других. Эту

тенденцию необходимо всячески развивать, ибо она свидетельствует о том, что у

ребенка

начинают

складываться

представления

об

общественной

полезности

трудовой деятельности человека. Анализ психолого- педагогической литературы

по этой теме показал, что проблема трудового воспитания на сегодняшний день

имеет особую значимость, так как

поменялись взгляды и отношение к труду.

Изменились и стоящие перед педагогом задачи: помочь ребенку осознать на

доступном

ему

уровне

зависимость

между

экономическими

и

этическими

категориями:

труд,

товар,

деньги

трудолюбие,

честность,

бережливость;

обобщать

детские

представления

о

трудовой

деятельности;

обеспечить

дальнейшее

ознакомление

с

современной

техникой,

оборудованием

и

механизмами;

познакомить

с

доступными

для

понимания

дошкольника

разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями

родителей.

Из

практики

американских детских

садов

целесообразно

заимствовать

«недели», посвященные работе по ознакомлению с трудом взрослых, их интересами.

Родители

приносят

результаты

своего

труда, инструменты,

фотографии,

книги,

знакомят

со

своей

профессией,

увлечениями

(вязание,

вышивка,

кулинария,

работа

на

огороде, техническое творчество и пр.). Французский

педагог

Селестен

Френе

утверждал,

что

личность ребенка

формируется

в

процессе

труда,

и

считал

труд

ведущей деятельностью.

«Наши

дети

не

чувствуют тяги к труду, они не имеют ни каких обязанностей. Игры и детские

журналы погружают их в мир иллюзий - говорил он и призывал, - чтобы спасти

наших детей нужно научить их трудиться».

Сейчас многие родители просто оберегают

своих

детей

от

труда.

«Мы

сами

работали

всю

жизнь, так

пусть

наши

дети

пока

отдохнут

-

еще

наработаются», - заблуждаются многие родители и стараются все сделать сами за

ребенка. А он привыкает жить на всем готовом, удовлетворять свои потребности за

счет труда родителей, растет такой потребитель

- лентяем.

В практике дошкольного учреждения происходит практически то же самое.

Очень трудно и сложно заинтересовать, научить ребенка, так как у него нет

практических навыков и умений. Да и педагоги в виду своей загруженности

проводят

мало

работы

по

трудовому

воспитанию

и предпочитают

«не

возиться», а сделать все самим. Дети не имеют возможности взаимодействовать

с

предметами,

реализовывать

свои возможности,

у

них

снижается

наблюдательность, любознательность. Детям сложнее понять многие явления,

причинно-следственные связи, не просто сделать выводы, снижается способность

самостоятельно мыслить. Поэтому труд детей дошкольного возраста является

важнейшим средством воспитания.

В

своей

работе,

мы

поставили

цель:

определить

условия

развития

положительного отношения к хозяйственно-бытовой деятельности у детей старшего

дошкольного

возраста.

Для

этого

решили

следующие

задачи:

изучили

теоретический материал по трудовому воспитанию дошкольников; определили

формы и содержание хозяйственно-бытовой деятельности в детском саду и семье;

обозначили роль семьи и взаимодействия ДОУ и семьи в трудовом воспитании

ребенка; разработали систему организации педагогических условий для развития

положительного отношения к хозяйственно-бытовой деятельности.

Новизна нашей работы заключается в попытке обобщить и определить

условия развития положительного отношения к хозяйственно-бытовому труду в

модели

совместной

деятельности

семья

-

ребенок

-

ДОУ.

Для

проверки

эффективности

разработанных

методик

был

проведен

педагогический

эксперимент по методике Г.А.Урунтаевой, в котором мы определили отношение

детей к трудовой деятельности и конкретно - к хозяйственно-бытовому труду,

усвоения навыков хозяйственно-бытового труда через анализ тестовых заданий:

На основе анализа материала тестирования мы пришли к выводу, что у

большей части исследуемых

детей

показатель положительного отношения к

трудовой деятельности и представления о труде взрослых

- ниже среднего

уровня, концентрация внимания слабая, у части детей отсутствует мотивация к

трудовой

деятельности,

сосредоточенность

на

цели

выполнения

трудового

действия слабая. Из чего следует, что низкая заинтересованность детей в этом

виде труда, слабое владение навыками, отсутствие эмоционального восприятия

трудовой деятельности приводит к низкому уровню воспитания у дошкольника

положительного отношения к трудовой деятельности, что позволило перейти нам

к формирующему эксперименту.

Для

реализации

поставленной

цели

были

использованы

различные

способы

и

приемы

воспитания.

Нами

были

разработаны:

примерный

перспективно-тематический план

по формированию навыков хозяйственно-

бытовой деятельности и

серия комплексных занятий

с использованием

национально-регионального

компонента

«В

гостях

у

бабушки

Нана».

Для

активизации

и

привлечения

родителей

и

детей

к

хозяйственно-бытовой

деятельности нами был разработан и апробирован стенд «Страна трудолюбия».

Материал которого собирается и формируется с участием детей и родителей, что

позволяет решать вопросы сотрудничества ДОУ и семьи, стимулировать участие

родителей и детей в хозяйственно-бытовой деятельности.

Анализы результатов исследования доказывают, что

уровень усвоения

навыков

и

положительного

отношения

к

хозяйственно-бытовому

труду

значительно повысился (до 44%). Изменилось отношение родителей к трудовому

воспитанию детей, укрепились отношения между родителями и воспитателями,

у детей стал явно проявляться интерес к хозяйственно-бытовой деятельности.

На основании этого мы можем сделать выводы о роли созданных условий

в развитии положительного отношения к хозяйственно-бытовому труду:

-знание

предметов

трудовой

деятельности

и

овладения

навыками

хозяйственно-бытового труда развивают у детей положительное отношение к

нему;

- во время специально организованных занятий дети более полно познают

красоту и

значимость трудовой деятельности, у них формируется высокий

уровень трудового воспитания;

-

использование

игровых

заданий

позволяет

вызвать

у

дошкольника

положительные эмоции в отношении к хозяйственно-бытовой деятельности.

Из этого следует, что использование предложенной нами системы по

созданию условий для развития положительного отношения к хозяйственно-

бытовому

труду

показало

положительный

результат,

что

подтверждает

выдвинутую нами гипотезу.



В раздел образования