Напоминание

"Современные подходы в изучении текста на уроках русского языка: текстоцентрический подход"


Автор: Закриева Залина Левановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Фарн
Населённый пункт: с.Фарн, Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные подходы в изучении текста на уроках русского языка: текстоцентрический подход"
Раздел: среднее образование





Назад





З. Л. Закриева
Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с.Фарн
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТА НА

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА: ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Исследования текста в учебном процессе имеет давнюю традицию. Однако, до недавнего времени, текст выступал не как самостоятельная единица, а как контекст для наблюдения функционирования в нем единиц более низких уровней: слов, словосочетаний, предложений. Высшей точкой усвоения структуры языка было предложение. Коммуникативная направленность обучения русскому языку привлекла внимание к тексту именно как к самостоятельному объекту изучения с целью законов текстообразования. Текст приобретает статус основной коммуникативной единицы, а умение создавать тексты выдвигается как конечная цель обучения. « Являясь одновременно понятием лингвистическим, психо- и социолингвистическим, текст представляет сложнейший феномен, многоуровневое, многофункциональное образование и, при всей его очевидности, вызывает трудности при определении. «Вне порождения и интерпретации текстов немыслим обмен знаниями и опытом, умениями и навыками, эмоциями, ценностями и нормами – этими важными ориентирами человеческой деятельности, не говоря уже о том, что сами эти ориентиры возникают, поддерживаются, а порой и устраняются именно в ходе текстовой деятельности» . [Дридзе Т.М., С.12] Сложность понятия «текст» связана с тем, что термин этот обозначает два различных объекта. С одной стороны, текст-это любое значимое по смыслу высказывание, состоящее из нескольких, обычно 5-6 предложений, и даже из одного предложения; с другой стороны, это такие объемные речевые произведения, как роман, повесть, монография, статья, а так же их части(главы, параграфы и т.д)». [Саяхова Л.Г., С.7] Ряд исследователей настаивает на обязательности письменной фиксации, графического оформления текста. С этой точки зрения « текст – это письменно по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику акции, законченное и правильно оформленное» [Зарубина Н.Д., С.54] Это определение текста – впрочем, как и другие, – не является общепринятым. Отдельные исследователи считают текстом результат не только письменной, но и устной монологической речи: устный рассказ,
устное рассуждение и т. д. Другие допускают, что текстами являются и спонтанные диалоги, поскольку в них также реализуется определенный речевой замысел, И все же типичным текстом признается построенное по определенным нормам письменное произведение. Поскольку текст – явление многоаспектное, существуют различные подходы к его изучению, среди них можно выделить следующие: 1. лингвистический ( аспект соотнесенности «язык – текст»); 2. текстоцентрический (текст как автономное и структурно- смысловое целое вне соотнесенности с участниками коммуникации); 3. антропоцентиречкий (аспект соотнесенности «автор – текст – читатель»); 4. когнитивный (аспект соотнесенности «автор – текст – внетекстовая деятельность»). Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка. На наш взгляд, наиболее продуктивным направлением современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, т.е. обучение на основе текста. Текстоцентрический подход обусловлен функциями текста в учебнике. Текст – центральный компонент структуры языкового учебника, именно через текст реализуются все цели в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал урока организуется вокруг текста, работает на него. В тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Особенно ярко это проявляется в художественных текстах. «В основе текстоцентрического подхода должны быть преемственность и системность». [Кудрявцева П.С., С. 16] На наш взгляд, эффективность использования текста на уроках русского языка обусловлено несколькими факторами. Важную роль играет учет типа выбранного учителем текста. По типу текста можно выделить следующие: 1. собственно-информационный (научный и официально-деловой текст); 2. о ц е н о ч н о - и н ф о р м а ц и о н н ы й ( п у б л и ц и с т и ч е с к и й , художественный, разговорный текст); 3. образно-оценочно-информационный текст (художественный, публицистический). Так же, чтобы использование текста было максимально эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. Текст,
с которым предстоит работать ученикам, должен быть интересным, должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, способствовать духовному развитию ученика, быть актуальным для решения учебной задачи. По нашему мнению, планируя учебный материал по годам обучения (с учетом, безусловно программы), учитель должен большое внимание уделять в 5 – 6 классах – выявлению системы языковых средств всех уровней(в этих классах изучаются все грамматические темы), с помощью которых передается идйно-тематическое и эстетическое содержание текста; в 7 классе – использованию языковых средств в тексте разных стилей, составлению учащимися собственных текстов с учетом законов текстообразования; в 8 классе практическому использованию языковых средств в текстах не только разных стилей, но и жанров; в 9 – 11 классах – рассмотрению текстов на межпредметной основе. Анализ текста, соединяющий наблюдения над его разными особенностями, необходим для формирования грамотной устной письменной речи, для формирования коммуникативных навыков. Мы полагаем, что особенно важным является анализ авторских текстов без изменений и сокращений, так как именно такая работа способствует глубокому проникновению в структуру художественных образов, дает возможность учащимся почувствовать всю красоту родного языка, учит бережному и трепетному отношению к слову. Подбор текста должен осуществляться с учетом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. «Работа с текстом на каждом уроке учит детей пользоваться богатством русского языка, вводит учащихся в мир словесного искусства». [Меренкова О.Ю.,С.24] Обращение к художественному тексту позволяет свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, т.е. сделать из выпускника школы, грамотного носителя русского языка. Таким образом, при анализе текста на каждом уроке удается достичь сразу несколько целей. Такая работа учит: 1. анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; 2. комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; 3. выражать и аргументировать собственное мнение; 4. последовательно и логично излагать мысли; 5. использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
6. оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. В основе правильно организованной письменной монологической речи лежат не отдельные слова и даже не отдельные предложения, а текст. Существует ряд определений, связанных с этим словом. Мы будем опираться на то, что текст – речевая единица, представляющая собой группу законченных предложений, тесно связанных по смыслу и грамматически. Понятно, что в процессе работы на отдельном уроке невозможно проанализировать целое художественное произведение, но фрагмент, представляющий собой законченную мысль, можно. В масштабах большого текста всегда можно выделить несколько фрагментов, в которых четко определяется микротема, которая отражает содержание нескольких предложений связанных одной мыслью. «Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определенной системе, а не однократно. Ребята даже 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится».[Меренкова О.Ю. с.26] Значение же такой работы велико, так как воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора: формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст. Методика работы с текстом на уроке очень проста. На начальном этапе урока или на этапе закрепления материала учащиеся записывают текст под диктовку. Конечно, могут быть использованы варианты демонстрации текста через проектор или же распечатанные тексты, но все же лучше, если текст записан именно под диктовку. Этот вариант восприятия текста позволяет достичь нескольких результатов: во-первых, учащиеся самостоятельно повторяют правила написания слов и расстановки знаков препинания; во- вторых, учитель может в необходимый момент дать комментарий к записываемому; в-третьих, правильная расстановка логических пауз и ударений способствует лучшему восприятию текста. После того, как текст записан, необходимо, чтобы учащиеся прочитали его вслух. Затем комментируются орфограммы и пунктограммы. Затем начинается непосредственная работа с текстом в зависимости от целей конкретного урока. Вот здесь возможна демонстрация текста на экране, чтобы учащиеся еще раз проверили правильность записанного, учащимся предлагается ряд конкретных заданий. Они могут быть самыми разными, в зависимости от того, что нужно закрепить или повторить.
Например, можно предложить ученикам следующие задания: 1. Выявить особенности соединения предложения в данном тексте. 2. Найти все сложноподчиненные предложения в данном тексте, подчеркнуть грамматические основы, определить средства связи в предложениях. 3. Выписать предложения, соответствующие той или иной схеме. 4. Из данного предложения выписать все словосочетания со способом связи согласование (управление, примыкание). 5. Определить тему и основную мысль текста. 6. Найти художественные средства в данном тексте. Применение текстоцентрического подхода на уроках русского языка, не может не дать положительных результатов. Систематическая работа с текстом стимулирует речевую деятельность учащихся, развивает их творческий потенциал, пробуждает к поиску своих собственных языковых форм, приемов выражения мыслей и чувств, то есть, в конечном итоге, является одним эффективных средств формирования лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.
Список использованной литературы
1. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. / Под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Высшая школа, 1980, – С. 12. 2. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методологический аспекты. – М.: Русский язык. 1981, – С.54 3. Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению // РМШ, 1996, №3, – С.16 4. Меренкова О.Ю. Работа с текстом на уроке русского языка. // Русский язык в школе. Изд. Первое сентября. №3, 2009, – С.24 5. Саяхова Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка. Учебное пособие. – Уфа. 1987, – С.7


В раздел образования