Напоминание

"Пути развития гражданской культуры у лицеистов: из опыта работы"


Автор: Амышева Ирина Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И.
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Пути развития гражданской культуры у лицеистов: из опыта работы"
Раздел: полное образование





Назад




«Пути развития гражданской культуры у лицеистов:

из опыта работы»

Амышева Ирина Анатольевна,

учитель истории и обществознания,

МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И.

г. Сургут, ХМАО - Югра

Современная

гражданская

культура

российского

общества

представляет собой культуру, внутренне расколотую. Для многих россиян

характерно персонализировать восприятие власти, стремление к поиску

«спасителя

Отечества»,

твердой

рукой

способного

вывести

страну

из

кризиса

В

проведенном

мной

анкетировании

лицеистов

9-х

классов

характерным

ответом

является

склонность

к

несанкционированным

формам политического протеста, предрасположенность к поиску «врага» и

силовым методам разрешении конфликтов. Поэтому обучающиеся, в силу

несформированности

гражданской

культуры,

становятся

послушным

оружием антизаконных движений.

Исходя из этих особенностей современной России, следует выделить

3

основных

проблемы,

стоящие

передо

мной,

как

преподавателем

обществоведческих дисциплин:

1 проблема – это формирование научных обществоведческих знаний

и

представлений.

Именно

научных,

т.к.

житейские

представления

о

гражданской культуре зачастую искажаются:

- свобода понимается как вседозволенность;

- консенсус – как соглашательства;

-

демократия

как

безграничная

возможность

делать

все,

что

пожелаешь.

2 проблема - Формирование гражданской ценностной ориентации,

которая включает в себя суждения, мнения о идеалах гражданина.

И наконец 3 - Обучение способам политико-правовых действий, т.е.

обучение

образцам

и

правилам

гражданского

поведения,

которые

определяют, как можно и как должно поступать.

И

вот,

идя

в

ногу,

с

современными

тенденциями

развития

гражданского общества я ставлю перед собой следующие задачи:

1.

Воспитание законопослушных граждан.

2.

Развитие

у

лицеистов

демократической

политической

культуры.

3.

Формирование толерантности и чувства патриотизма.

Поэтому

главными

методами

моей

педагогической

деятельности

являются методы интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это

обучение

через

опыт

или

обучение,

погруженное

в

процесс

общения.

Процесс интерактивного обучения включает в себя:

1.

Переживание участниками конкретного опыта - это может быть

игра, упражнение, обучение определенной ситуации.

2.

Осмысление полученного опыта.

3.

Обобщение или рефлексия.

4.

Применение на практике.

Эта методика позволяет мне задействовать все каналы восприятия

информации учениками.

К

методам

интерактивного

обучения

относятся

такие,

которые

способствуют

вовлечению

ученика

в

активный

процесс

получения

и

переработки знаний. Из них следует назвать:

1. Работа в группах

2. Игровое моделирование.

3. Большие и малые ролевые игры

4. Деловые игры.

5. Учебные проекты.

Эти

формы

обучения

позволяют

мне

максимально

включать

лицеистов в обсуждение и решение проблем, развивают умение слушать

оппонента, аргументировать свою точку зрения, видеть многомерность

задач

построения

гражданского

общества

в

России

и

формировать

гражданскую культуру. Подобные занятия позволяют лицеистам выйти из

привычной роли наблюдателя и потребителя; создают потенциально более

высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной

ситуации в реальную.

Именно

интерактивный

цикл

обучения

предоставляет

ученику

«законное»

пространство

и

время

для

высказывания

своих

чувств

и

мыслей, и определения своей позиции. Он предусматривает для этого два

отдельных этапа:

1.

Этап

осмысления,

то

есть

словесное

выражение

и

анализ

чувств участников во время упражнения.

2.

Этап обобщения, когда ученикам предлагается сформулировать

мысли и выводы, к которым подвело их выполнение этого упражнения.

Итак,

для

развития

гражданской

культуры

у

лицеистов

мне

необходимо,

во-первых,

развивать

демократическую

политическую

культуру.

Это работа в клубе «Юный политик». Интересными и основанными

на

интерактивных

методах

обучения

являются

диспуты,

викторины

и

встречи за «круглым столом». Я организую и контролирую еженедельные

политинформации и политбеседы, посвященные важнейшим проблемам

политической жизни страны и мира.

Эти

и

многие

другие

формы,

и

методы

работы,

как

на

уроках

истории, обществознания и права, так и во внеурочное время, помогают

мне

систематически

формировать

у

учащихся

демократическую

политическую культуру, а значит и гражданское самосознание.

Следующий шаг по развитию гражданской культуры это развитие

правовой культуры у лицеистов. Согласно новому юридическому словарю-

справочнику, правовая культура – это комплекс представлений той или

иной

общности

людей

о

праве,

его

реализации,

о

деятельности

государственных органов, должностных лиц. Задачи правового воспитания

заключаются

в

том,

чтобы

довести

до

сознания

учеников

требования

правовых норм, добиться того, чтобы они приобрели для них личностный

смысл,

получили

внутреннюю

санкцию,

стали

руководством

в

повседневном поведении.

Правовая культура - это добротный результат правового образования.

Вместе с политической они составляют суть гражданственности.

- А что же надо знать и уметь простому гражданину?

• уметь читать и понимать правовые акты;

• правильно формулировать свои требования;

• знать, в какой орган надо обращаться по тому или иному вопросу;

привыкнуть

к

тому,

что

все

спорные

вопросы,

конфликты

интересов,

если

их

невозможно

разрешить

полюбовно,

должны

разрешаться в суде.

Как же решаются вопросы развития правовой культуры в нашем

лицее?

Например, мной разработаны и успешно проводятся в 8-9-х классах

предпрофильный

курс

«Основы

правоведения».

На

них

используются

интерактивные методы обучения. К примеру, групповая деятельность. Вот

только некоторые формы групповых занятий.

«Аквариум» - это форма, выводящая ребенка за пределы малой

группы,

но

щадящим

способом:

обсуждают

проблему

«перед

лицом

общественности» лишь выбранные в группах представители.

«Дебаты» - этой форме присуща проработанная процедура спора.

«Диспут»

-

форма

группового

обсуждения,

острой

значимой

проблемы, но по упрощенным правилам.

«Мозговой

штурм»

-

форма

групповой

работы,

целью

которой

является стимулирование группы к быстрому генерированию большого

количества новых и оригинальных идей.

Кроме групповой деятельности использую ролевые игры с правовым

содержанием.

Ну

и

конечно

же

работа

с

документами,

которая

предполагает

достижение

таких

целей,

как:

Умение

собирать

и

изучать

материалы

различных

источников,

включая

средства

массовой

информации,

анализировать их. Делать объективные и взвешенные выводы. Определять

предвзятое

мнение,

предрассудки.

Умение

выносить

собственное

суждение.

Еще одна форма – это проектная деятельность одного ученика или

группы.

Необходимо

остановиться

и

на

таком

направлении

развития

гражданской

культуры,

как

формирование

толерантности

и

чувства

патриотизма.

В

словаре

В.И.Даля

слово

патриот

толкуется

так:

«любитель

отечества,

ревнитель

о

благе

его,

отчизнолюб,

отечественник

или

отчизник».

Для

меня

главная

задача,

сформировать

такие

качества

личности

в

лицеисте,

как

любовь

к

своему

Отечеству,

преданность

и

готовность служить ему. Для реализации этих задач мной разработаны и

апробированы Исторические вечера, «Отчизне посвятим души прекрасные

порывы», «Ими гордится Россия» «Поля русской славы».

Самой

действенной

формой

патриотического

воспитания

считаю

создание

кружка

единомышленников

по

изучению

русской

истории.

Вместе с ребятами мы путешествуем по нашей стране, ездим в Москву,

Санкт-Петербург, по «Золотому кольцу России», а также в ближайшие

города

это

в

Тобольск,

Екатеринбург,

Ханты-Мансийск,

деревню

Русскинские.

Кроме

экскурсионной

программы,

лицеисты

готовят

материал об этих местах, событиях, судьбах людей, связанных с ними. По

возвращению из поездки, каждая группа готовит свой творческий отчет

обо всем увиденном и услышанном. Творческие отчеты бывают разных

форм от газет до видеофильма.

Но

патриотизм

не

может

граничить

с

национализмом

или

шовинизмом. Поэтому в моей работе патриотическое воспитание идет рука

об

руку

с

формированием

толерантности,

с

многокультурным

образованием.

Толерантность,

по

определения

академика

В.А.Пилкова

это

«личностная

или

общественная

характеристика,

которая

предполагает

знание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит,

и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к

единообразию

или

в

чью-то

пользу».

В

этой

работе

мне

помогает

использование интерактивных методов, таких как - деловые имитационные

игры, игры для проживания ситуации, для моделирования процесса.

После

всего

сказанного

хотелось

бы

констатировать,

что

гражданственность

это

единство

политического,

правового

и

нравственного, ощущение себя активным членом общества, лояльным к

политическим

и

правовым

основам

существования

государства.

Воспитание

гражданских

качеств

учащихся

один

из

реальных

путей

достижения

того

состояния

российского

общества,

при

котором

политические, социальные, национальные и иные противоречия не могут

воспрепятствовать

широкому

консенсусу

по

основным

вопросам

внутренней и внешней политике страны.



В раздел образования