Автор: Амышева Ирина Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И.
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Пути развития гражданской культуры у лицеистов: из опыта работы"
Раздел: полное образование
«Пути развития гражданской культуры у лицеистов:
из опыта работы»
Амышева Ирина Анатольевна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И.
г. Сургут, ХМАО - Югра
Современная
гражданская
культура
российского
общества
представляет собой культуру, внутренне расколотую. Для многих россиян
характерно персонализировать восприятие власти, стремление к поиску
«спасителя
Отечества»,
твердой
рукой
способного
вывести
страну
из
кризиса
В
проведенном
мной
анкетировании
лицеистов
9-х
классов
характерным
ответом
является
склонность
к
несанкционированным
формам политического протеста, предрасположенность к поиску «врага» и
силовым методам разрешении конфликтов. Поэтому обучающиеся, в силу
несформированности
гражданской
культуры,
становятся
послушным
оружием антизаконных движений.
Исходя из этих особенностей современной России, следует выделить
3
основных
проблемы,
стоящие
передо
мной,
как
преподавателем
обществоведческих дисциплин:
1 проблема – это формирование научных обществоведческих знаний
и
представлений.
Именно
научных,
т.к.
житейские
представления
о
гражданской культуре зачастую искажаются:
- свобода понимается как вседозволенность;
- консенсус – как соглашательства;
-
демократия
–
как
безграничная
возможность
делать
все,
что
пожелаешь.
2 проблема - Формирование гражданской ценностной ориентации,
которая включает в себя суждения, мнения о идеалах гражданина.
И наконец 3 - Обучение способам политико-правовых действий, т.е.
обучение
образцам
и
правилам
гражданского
поведения,
которые
определяют, как можно и как должно поступать.
И
вот,
идя
в
ногу,
с
современными
тенденциями
развития
гражданского общества я ставлю перед собой следующие задачи:
1.
Воспитание законопослушных граждан.
2.
Развитие
у
лицеистов
демократической
политической
культуры.
3.
Формирование толерантности и чувства патриотизма.
Поэтому
главными
методами
моей
педагогической
деятельности
являются методы интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это
обучение
через
опыт
или
обучение,
погруженное
в
процесс
общения.
Процесс интерактивного обучения включает в себя:
1.
Переживание участниками конкретного опыта - это может быть
игра, упражнение, обучение определенной ситуации.
2.
Осмысление полученного опыта.
3.
Обобщение или рефлексия.
4.
Применение на практике.
Эта методика позволяет мне задействовать все каналы восприятия
информации учениками.
К
методам
интерактивного
обучения
относятся
такие,
которые
способствуют
вовлечению
ученика
в
активный
процесс
получения
и
переработки знаний. Из них следует назвать:
1. Работа в группах
2. Игровое моделирование.
3. Большие и малые ролевые игры
4. Деловые игры.
5. Учебные проекты.
Эти
формы
обучения
позволяют
мне
максимально
включать
лицеистов в обсуждение и решение проблем, развивают умение слушать
оппонента, аргументировать свою точку зрения, видеть многомерность
задач
построения
гражданского
общества
в
России
и
формировать
гражданскую культуру. Подобные занятия позволяют лицеистам выйти из
привычной роли наблюдателя и потребителя; создают потенциально более
высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной
ситуации в реальную.
Именно
интерактивный
цикл
обучения
предоставляет
ученику
«законное»
пространство
и
время
для
высказывания
своих
чувств
и
мыслей, и определения своей позиции. Он предусматривает для этого два
отдельных этапа:
1.
Этап
осмысления,
то
есть
словесное
выражение
и
анализ
чувств участников во время упражнения.
2.
Этап обобщения, когда ученикам предлагается сформулировать
мысли и выводы, к которым подвело их выполнение этого упражнения.
Итак,
для
развития
гражданской
культуры
у
лицеистов
мне
необходимо,
во-первых,
развивать
демократическую
политическую
культуру.
Это работа в клубе «Юный политик». Интересными и основанными
на
интерактивных
методах
обучения
являются
диспуты,
викторины
и
встречи за «круглым столом». Я организую и контролирую еженедельные
политинформации и политбеседы, посвященные важнейшим проблемам
политической жизни страны и мира.
Эти
и
многие
другие
формы,
и
методы
работы,
как
на
уроках
истории, обществознания и права, так и во внеурочное время, помогают
мне
систематически
формировать
у
учащихся
демократическую
политическую культуру, а значит и гражданское самосознание.
Следующий шаг по развитию гражданской культуры это развитие
правовой культуры у лицеистов. Согласно новому юридическому словарю-
справочнику, правовая культура – это комплекс представлений той или
иной
общности
людей
о
праве,
его
реализации,
о
деятельности
государственных органов, должностных лиц. Задачи правового воспитания
заключаются
в
том,
чтобы
довести
до
сознания
учеников
требования
правовых норм, добиться того, чтобы они приобрели для них личностный
смысл,
получили
внутреннюю
санкцию,
стали
руководством
в
повседневном поведении.
Правовая культура - это добротный результат правового образования.
Вместе с политической они составляют суть гражданственности.
- А что же надо знать и уметь простому гражданину?
• уметь читать и понимать правовые акты;
• правильно формулировать свои требования;
• знать, в какой орган надо обращаться по тому или иному вопросу;
•
привыкнуть
к
тому,
что
все
спорные
вопросы,
конфликты
интересов,
если
их
невозможно
разрешить
полюбовно,
должны
разрешаться в суде.
Как же решаются вопросы развития правовой культуры в нашем
лицее?
Например, мной разработаны и успешно проводятся в 8-9-х классах
предпрофильный
курс
«Основы
правоведения».
На
них
используются
интерактивные методы обучения. К примеру, групповая деятельность. Вот
только некоторые формы групповых занятий.
«Аквариум» - это форма, выводящая ребенка за пределы малой
группы,
но
щадящим
способом:
обсуждают
проблему
«перед
лицом
общественности» лишь выбранные в группах представители.
«Дебаты» - этой форме присуща проработанная процедура спора.
«Диспут»
-
форма
группового
обсуждения,
острой
значимой
проблемы, но по упрощенным правилам.
«Мозговой
штурм»
-
форма
групповой
работы,
целью
которой
является стимулирование группы к быстрому генерированию большого
количества новых и оригинальных идей.
Кроме групповой деятельности использую ролевые игры с правовым
содержанием.
Ну
и
конечно
же
работа
с
документами,
которая
предполагает
достижение
таких
целей,
как:
Умение
собирать
и
изучать
материалы
различных
источников,
включая
средства
массовой
информации,
анализировать их. Делать объективные и взвешенные выводы. Определять
предвзятое
мнение,
предрассудки.
Умение
выносить
собственное
суждение.
Еще одна форма – это проектная деятельность одного ученика или
группы.
Необходимо
остановиться
и
на
таком
направлении
развития
гражданской
культуры,
как
формирование
толерантности
и
чувства
патриотизма.
В
словаре
В.И.Даля
слово
патриот
толкуется
так:
«любитель
отечества,
ревнитель
о
благе
его,
отчизнолюб,
отечественник
или
отчизник».
Для
меня
главная
задача,
сформировать
такие
качества
личности
в
лицеисте,
как
любовь
к
своему
Отечеству,
преданность
и
готовность служить ему. Для реализации этих задач мной разработаны и
апробированы Исторические вечера, «Отчизне посвятим души прекрасные
порывы», «Ими гордится Россия» «Поля русской славы».
Самой
действенной
формой
патриотического
воспитания
считаю
создание
кружка
единомышленников
по
изучению
русской
истории.
Вместе с ребятами мы путешествуем по нашей стране, ездим в Москву,
Санкт-Петербург, по «Золотому кольцу России», а также в ближайшие
города
–
это
в
Тобольск,
Екатеринбург,
Ханты-Мансийск,
деревню
Русскинские.
Кроме
экскурсионной
программы,
лицеисты
готовят
материал об этих местах, событиях, судьбах людей, связанных с ними. По
возвращению из поездки, каждая группа готовит свой творческий отчет
обо всем увиденном и услышанном. Творческие отчеты бывают разных
форм от газет до видеофильма.
Но
патриотизм
не
может
граничить
с
национализмом
или
шовинизмом. Поэтому в моей работе патриотическое воспитание идет рука
об
руку
с
формированием
толерантности,
с
многокультурным
образованием.
Толерантность,
по
определения
академика
В.А.Пилкова
–
это
«личностная
или
общественная
характеристика,
которая
предполагает
знание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит,
и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к
единообразию
или
в
чью-то
пользу».
В
этой
работе
мне
помогает
использование интерактивных методов, таких как - деловые имитационные
игры, игры для проживания ситуации, для моделирования процесса.
После
всего
сказанного
хотелось
бы
констатировать,
что
гражданственность
–
это
единство
политического,
правового
и
нравственного, ощущение себя активным членом общества, лояльным к
политическим
и
правовым
основам
существования
государства.
Воспитание
гражданских
качеств
учащихся
один
из
реальных
путей
достижения
того
состояния
российского
общества,
при
котором
политические, социальные, национальные и иные противоречия не могут
воспрепятствовать
широкому
консенсусу
по
основным
вопросам
внутренней и внешней политике страны.