Напоминание

Консультация для родителей "Развитие речи дошкольника в семье"


Автор: Горбунова Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №158 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Развитие речи дошкольника в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Развитие речи дошкольника в

семье»

" Навык правильной речи, как все добрые

навыки, приобретается в семье".

(Е. И. Тихеева)

Благоприятная языковая среда в семье - условие

развития речи детей. Чем больше ребёнок общается

с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и

качественнее происходит его речевое развитие.

Какие условия необходимо создать в семье для

развития речи ребёнка?

1. В общении с ребёнком следите за своей речью.

2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова

произносите чётко и ясно, при чтении не

забывайте о выразительности.

3. Не злоупотребляйте уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

4. Своевременно устраняйте недостатки речи

ребёнка.

5. Не смейтесь над речью малыша.

6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

7. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на

магнитофон. Такие записи не только помогут

в работе над речью, но и со временем будут хорошим

подарком для сына или дочери.

Играя с малышом, можно поупражнять его в

правильности согласования имён существительных с

разными частями речи. Скажите: " Сейчас к нам в

гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал".

Возьмите куклу и спросите: " Кто к нам приехал в

гости?" Ребёнок должен дать полный ответ: " К нам в

гости приехала кукла (кошка, собака)". Называя

количество предметов, ребёнок употребляет слова "

один ", " много ". Во время уборки игрушек

необходимо обратить внимание ребёнка на то, куда "

разбежались " игрушки (что (кто) где

находится):кубики лежат на полу; зайчик спрятался

за шкаф; машина заехала под стол и. т. д. Взрослый

говорит: " Давай всё расставим по местам: кубики

сложи в коробку; зайчика посади между куклой и

медведем; машину поставь на полку". Затем

спрашивает: " Что ты убрал? Куда поставил

(положил?".

Как знакомить дошкольника с окружающим

миром?

Гуляя, например, в парке, объясните ребёнку " из

чего состоит дерево "(ствол, корни, ветки, листья,

научите его узнавать наиболее распространённые

породы деревьев (берёзу, липу,.).

Когда вы приходите из магазина с покупками, не

торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это

вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки

продукт, задайте малышу вопросы: " Что это?"; "

Какой он по цвету, по форме, по размеру?";" Что

можно приготовить из этого продукта?"; " Как назвать

одним словом?". После возвращения малыша с

прогулки можно спросить: кого (или что) он видел на

улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у

Маши? Добивайтесь, чтобы ребёнок давал полные,

развёрнутые, подробные ответы.

Как развивать связную речь?

Учить ребёнка пересказывать сказки, рассказы надо

начинать с вопросов по содержанию текста (сначала

предлагайте пересказывать такие сказки, в которых

сюжет раскрывается последовательно, с часто

повторяющимися действиями, персонажами).

Например, при пересказе сказки " Репка" задаются

примерно такие вопросы: " Что посадил дед?" Какая

выросла репка? Кто первый тянул репку? Кого позвал

дед?" и. т. д. Такие вопросы облегчают пересказ

текста. Ребёнок с удовольствием договаривает в

знакомом ему стихотворении целые слова, строчки.

При чтении следует чаще делать паузы, чтобы дать

возможность ребёнку вставить нужное слово

(получается как бы совместное чтение).

Звуковая культура речи - что это?

Способность ребёнка легко подражать речи взрослых

благоприятствует формированию звуковой стороны

речи: малыш учится правильно произносить звуки

родного языка, внятно и отчётливо воспроизводить

слова и фразы, говорить достаточно громко,

правильно пользоваться темпом, употреблять

интонационные средства выразительности. Развитию

слухового восприятия помогают разные звуковые

игры, например: " Угадай, что звучит". Например,

подберите 3-4 звучащие игрушки: погремушку,

детские музыкальные инструменты (барабан, дудку,

звоночек);заводную машинку. Сначала дайте малышу

послушать, какой " голос" у каждой игрушки; затем

предложите ему отвернуться и воспроизведите звуки.

Ребёнок должен отгадать, какая игрушка звучала.

Закладывайте семейную традицию ежедневного

обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных

и детсадовских мероприятиях, стройте планы на

будущее, при этом вопросы задаёт не только

взрослый ребёнку, но и ребёнок взрослому. Во время

беседы с ребёнком демонстрируйте культуру ведения

диалога (внимательно слушать собеседника, не

перебивать, задавать вопросы, отвечать на

поставленные вопросы).

Уважаемые коллеги! Буду очень рада если моя

консультация попадёт кому-нибудь в копилочку.

Спасибо за внимание! Удачи всем в работе!



В раздел образования