Автор: Горбунова Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №158 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Развитие речи дошкольника в семье"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Развитие речи дошкольника в
семье»
" Навык правильной речи, как все добрые
навыки, приобретается в семье".
(Е. И. Тихеева)
Благоприятная языковая среда в семье - условие
развития речи детей. Чем больше ребёнок общается
с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и
качественнее происходит его речевое развитие.
Какие условия необходимо создать в семье для
развития речи ребёнка?
1. В общении с ребёнком следите за своей речью.
2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова
произносите чётко и ясно, при чтении не
забывайте о выразительности.
3. Не злоупотребляйте уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
4. Своевременно устраняйте недостатки речи
ребёнка.
5. Не смейтесь над речью малыша.
6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
7. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на
магнитофон. Такие записи не только помогут
в работе над речью, но и со временем будут хорошим
подарком для сына или дочери.
Играя с малышом, можно поупражнять его в
правильности согласования имён существительных с
разными частями речи. Скажите: " Сейчас к нам в
гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал".
Возьмите куклу и спросите: " Кто к нам приехал в
гости?" Ребёнок должен дать полный ответ: " К нам в
гости приехала кукла (кошка, собака)". Называя
количество предметов, ребёнок употребляет слова "
один ", " много ". Во время уборки игрушек
необходимо обратить внимание ребёнка на то, куда "
разбежались " игрушки (что (кто) где
находится):кубики лежат на полу; зайчик спрятался
за шкаф; машина заехала под стол и. т. д. Взрослый
говорит: " Давай всё расставим по местам: кубики
сложи в коробку; зайчика посади между куклой и
медведем; машину поставь на полку". Затем
спрашивает: " Что ты убрал? Куда поставил
(положил?".
Как знакомить дошкольника с окружающим
миром?
Гуляя, например, в парке, объясните ребёнку " из
чего состоит дерево "(ствол, корни, ветки, листья,
научите его узнавать наиболее распространённые
породы деревьев (берёзу, липу,.).
Когда вы приходите из магазина с покупками, не
торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это
вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки
продукт, задайте малышу вопросы: " Что это?"; "
Какой он по цвету, по форме, по размеру?";" Что
можно приготовить из этого продукта?"; " Как назвать
одним словом?". После возвращения малыша с
прогулки можно спросить: кого (или что) он видел на
улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у
Маши? Добивайтесь, чтобы ребёнок давал полные,
развёрнутые, подробные ответы.
Как развивать связную речь?
Учить ребёнка пересказывать сказки, рассказы надо
начинать с вопросов по содержанию текста (сначала
предлагайте пересказывать такие сказки, в которых
сюжет раскрывается последовательно, с часто
повторяющимися действиями, персонажами).
Например, при пересказе сказки " Репка" задаются
примерно такие вопросы: " Что посадил дед?" Какая
выросла репка? Кто первый тянул репку? Кого позвал
дед?" и. т. д. Такие вопросы облегчают пересказ
текста. Ребёнок с удовольствием договаривает в
знакомом ему стихотворении целые слова, строчки.
При чтении следует чаще делать паузы, чтобы дать
возможность ребёнку вставить нужное слово
(получается как бы совместное чтение).
Звуковая культура речи - что это?
Способность ребёнка легко подражать речи взрослых
благоприятствует формированию звуковой стороны
речи: малыш учится правильно произносить звуки
родного языка, внятно и отчётливо воспроизводить
слова и фразы, говорить достаточно громко,
правильно пользоваться темпом, употреблять
интонационные средства выразительности. Развитию
слухового восприятия помогают разные звуковые
игры, например: " Угадай, что звучит". Например,
подберите 3-4 звучащие игрушки: погремушку,
детские музыкальные инструменты (барабан, дудку,
звоночек);заводную машинку. Сначала дайте малышу
послушать, какой " голос" у каждой игрушки; затем
предложите ему отвернуться и воспроизведите звуки.
Ребёнок должен отгадать, какая игрушка звучала.
Закладывайте семейную традицию ежедневного
обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных
и детсадовских мероприятиях, стройте планы на
будущее, при этом вопросы задаёт не только
взрослый ребёнку, но и ребёнок взрослому. Во время
беседы с ребёнком демонстрируйте культуру ведения
диалога (внимательно слушать собеседника, не
перебивать, задавать вопросы, отвечать на
поставленные вопросы).
Уважаемые коллеги! Буду очень рада если моя
консультация попадёт кому-нибудь в копилочку.
Спасибо за внимание! Удачи всем в работе!