Автор: Варятченкова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №51
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста, как части общей речевой культуры через использование игровых технологий"
Раздел: дошкольное образование
Содержание
Раздел I. Пояснительная записка
1.1.Объект, предмет, цель, задачи
1.2. Теоретическое обоснование проекта
1.3. Возрастные психологические особенности детей 3-4 лет.
Раздел II Содержательный
2.1. Раздел «Развитие артикуляционной моторики»
2.2. Раздел «Работа по формированию просодической стороны речи
(дыхание, голос, дикция)»
2.3. Раздел «Развитие общей и мелкой моторики»
2.4.Раздел «Речевая зарядка»
Раздел III. Планирование занятий по развитию звуковой культуры речи
Раздел IV. Методический модуль
Раздел V. Мониторинг
Заключение
Литература
Раздел I. Пояснительная записка.
Педагогический
проект
«Развитие
звуковой
культуры
речи
детей
младшего дошкольного возраста, как части общей речевой культуры через
использование игровых технологий».
Тип проекта: творческий
По содержанию: познавательно- речевой
Участники
проекта:
дети
второй
младшей
группы,
воспитатель
группы, родители.
Срок реализации: долгосрочный, 2016-2017 учебный год.
Д а н н ы й
п р о е к т
я в л я е т с я
п р и о р и т е т н ы м
д л я
М БД ОУ
общеразвивающего вида.
Актуальность
Причиной острой необходимости развития речи детей
является потребность общения человека с окружающими его людьми, а,
чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её.
Очень важна работа по развитию речи именно в младшем дошкольном
возрасте.
Исправить
недостатки
в
более
старшем
возрасте,
когда
уже
достаточно сформирован характер, значительно труднее, чем предупредить
их
на
ранних
стадиях
развития
ребенка.
Одним
из
важных
факторов
правильной речи является развитие звуковой культуры речи детей младшего
дошкольного возраста.
Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного языка
и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного
обучения
в
школе
и
грамотного
письма,
а
также
предохранит
от
таких
распространенных
ошибок,
как
пропуск,
перестановка
и
замена
букв
в
словах.
Звуковая
культура
речи
является
составной
частью
общей
речевой
культуры.
Эффективность
педагогического
воздействия
зависит
от
активности
ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, тем больше
он
вовлечён
в
интересную
для
себя
деятельность.
Безусловно,
выбор
образовательной технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами,
которые
я
ставлю
перед
собой
и
детьми.
Педагогические
инновации
изменяют
и
совершенствуют
процесс
обучения.
Игра
создает
зону
ближайшего развития, и сама выступает источником развития. Еще Л.С.
Выготский
подчеркивал,
что
«через
игровую
деятельность
и
движется
ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет
развитие». Поэтому, игра может по праву считаться наиболее эффективным
способом развития ребенка.
Под игровыми технологиями понимается «система взаимосвязанных
приемов, форм и методов организации учебно - воспитательного процесса,
объединенная единой основой, целями и задачами образования, создающая
заданную
совокупность
условий
для
обучения,
воспитания
и
развития
воспитанников.
В
отличие
от
игр
вообще
педагогическая
игра
обладает
существенным
признаком
—
четко
поставленной
целью
обучения
и
соответствующим
ей
педагогическим
результатом,
которые
могут
быть
обоснованы,
выделены
в
явном
виде
и
характеризуются
учебно-
познавательной направленностью.
Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не
учить
его
каким-то
специальным
поведенческим
навыкам,
а
дать
возможность
«прожить»
в
игре
волнующие
его
ситуации
при
полном
внимании и сопереживании взрослого.
Проблема
Речь
не
является
врожденной
способностью,
она
формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из
условий нормального становления звукопроизношения является полноценная
работа
артикуляционного
аппарата.
Бытующее
мнение
о
том,
что
звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно,
без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам
постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но
именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны
речи,
особенно
в
раннем
возрасте,
происходит
самотеком,
без
должного
внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное
число
детей
дошкольного
возраста
имеет
те
или
другие
недочеты
произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются,
ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и
взрослых.
Проанализировав
результаты
мониторинга
детей
группы
по
образовательной области «Речевое развитие», проведенной в сентябре 2016
года, отметила, что звуковая и интонационная культура речи, фонематический
слух соответствуют низкому уровню развития. Это связано с тем, что у
дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или у них
не сформирован фонематический слух. Речевое дыхание характеризовалось
слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Недостаточная
подвижность
отдельных
органов
артикуляционного
аппарата
явились
причиной нарушений со стороны звукопроизношения, от его состояния был
низкий
уровень
внятности
речи.
Поэтому
возникла
необходимость
разработки данного проекта.
Новизна
и
педагогическая
целесообразность. Новизна
данного
проекта обусловлена использованием системно - деятельного и комплексного
подходов
по
развитию
звуковой
культуры
речи,
используя
игровые
технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения.
1.1. Объектом нашего проекта является процесс развития звуковой
культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет
–
это
процесс
развития
звуковой
культуры
речи
через
использование игровых технологий.
Цель
данного
проекта:
развитие
звуковой
культуры
речи
детей
младшего дошкольного возраста через использование игровых технологий.
Задачи:
-Развивать артикуляционную моторику;
- Формировать просодическую сторону речи (дыхание, голос, дикция);
-Развивать мелкую моторику параллельно артикуляционной моторики.
Способы оценки:
- диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;
-наблюдение;
Ожидаемый результат:
- фонематическое восприятие, хорошая дикция;
- умение произвольно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп
речи (быстро — медленно), речевое дыхание;
- достаточный уровень развития общей и мелкой моторики
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется
по трем основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха,
включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический
слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2)
развитие
речедвигательного
аппарата
(артикуляционного,
голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны
речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
3) развитие общей и мелкой моторики.
Этапы реализации
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Стратегия осуществления проекта:
1 этап: подготовительный
Обследование
детей,
выявление
нарушений
звукопроизношения.
Подбор
информации
о
значимости
артикуляционной
гимнастики
для
формирования
правильного
звукопроизношения,
упражнений
на
развитие
речевого дыхания и т. д.
Подготовка дидактических пособий.
2 этап: основной
Развитие звуковой культуры речи включает подготовку речедвигательного
аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания, развитие мелкой
моторики.
2.1 Работа с родителями:
- консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в речевом
развитии»;
- проведение семинара-практикума на тему: «Артикуляционная гимнастика
как средство развития правильного звукопроизношения».
Цель: о б у ч и т ь
р о д и т е л е й
и г р о в ы м
с п о с о б а м
р а з в и т и я
артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а
также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи
детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.
2.2. Работа с воспитателями:
- подготовка презентации «Игровые технологии в ДОУ»
3 этап: заключительный- итоговая диагностика
Разработка
проекта
основывалась
на
следующих
методических
принципах развития речи:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития
речи как целостного образования.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Принцип обеспечения активной речевой практики.
1.2. Теоретическое обоснование проекта
Анализ психолого- педагогической литературы
Изучение возникновения и развития речи ребенка было и остается
актуально не только с точки зрения психологии, но и носит личностный и
социальный
характер.
Большой
вклад
в
изучение
развития
речи
внесли
известные психологи и исследователи: Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Г.
Рузская,
А.Н.
Гвоздев,
Ж.
Пиаже.
Процесс
становления
речи
отражает
психическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка, и в наше время
ей должно уделяться огромное внимание.
Е. И. Тихеева писала, что «Развитие речи и языка должно лежать в
основе всей системе воспитания в детском саду».
На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С.
Выготский
пришел
к
следующему
выводу:
«Есть
все
фактические
и
теоретические
основания
утверждать,
что
не
только
интеллектуальное
развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в
целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и
педагогике
как
узел,
в
котором
сходятся
различные
линии
психического
развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной
культуры
речи,
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание
на
слух
текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-
синтетической
активности
как
предпосылки
обучения
грамоте».
Требования ФГОС – для нас основные ориентиры.
По
мнению
большинства
ученых,
дошкольный
возраст
является
наиболее
благоприятным
для
окончательного
становления
всех
звуков
родного языка.
1.3.
Возрастные
психологические
особенности
детей
3-4
лет.
Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым,
Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др.
К трем годам происходят важнейшие изменения в психике малыша:
возникает
личное
действие
и
сознание
«Я
сам»,
проявляются
личные
желания,
формируется
гордость
за
собственные
достижения,
личностное
новообразование
раннего
детства.
Эти
изменения
свидетельствуют
о
нарастании
тенденции
к
самостоятельности.
Ребенок
отделяет
себя
от
взрослого, начинает осознавать свою автономию, а значит, глубже познает
себя, окружающий мир и взрослого.
К
младшему
дошкольному
возрасту
малыш
ужу
овла д е л
определенными
знаниями
и
умениями,
навыками.
Теперь,
учитывая
возросшие возможности дошкольника по сравнению с преддошкольником,
взрослый
предоставляет
ребенку
больше
возможностей
для
проявления
инициативы, предъявляет более высокие требования.
Связная речь младших дошкольников имеет свои особенности. Она
ситуативна, высказывание предварительно не планируется, а строится по
ходу речи. Характер высказываний, их полнота, связность и грамотность
зависят от условий общения.
У
ребенка
младшего
дошкольного
возраста
активно
формируются
обобщающие
функции
слов.
Через
слово
ребенок
овладевает
основными
грамматическими
формами.
В
этом
возрасте
необходима
работа
как
над
развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над развитием таких
элементов звуковой культуры, как темп, сила голоса.
К началу четвертого года жизни ребенок при благоприятных условиях
воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей
овладевает многими звуками; совершенствуется словопроизношение; речь
ребенка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей
имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются
индивидуальные различия.
У
детей
пока
еще
отсутствует
сознательное
отношение
к
несовершенствам
своего
произношения.
Вместе
с
тем
положительными
факторами
являются
большая
подражательность,
стремление
детей
к
игровым действиям, к подражанию, эмоциональность при восприятии звуков.
Раздел II Содержательный
В данном проекте представлено планирование, которое ориентировано
на рабочую программу по развитию детей младшего дошкольного возраста с
3-4 лет МБДОУ№51 в разделе «Речевое развитие».
2.1.
Раздел
«Развитие
артикуляционной
моторики»
- выработка
полноценных
движений
и
определенных
положений
о р г а н о в
артикуляционного
аппарата,
умение
объединять
простые
движения
в
сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
2.2. Раздел «Работа по формированию просодической стороны речи
(дыхание,
голос,
дикция)
-
работа
по
развитию
речевого
дыхания,
формированию правильной голосоподачи и плавности речи, формирование
умения
соблюдать
голосовой
режим,
не
допускать
форсирования
голоса,
четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
2.3. Раздел «Развитие общей и мелкой моторики» -
развитие умения
производить точные движения кистью и пальцами рук, развитие способности
координированной работы рук со зрительным восприятием.
2.4. Раздел «Речевая зарядка» - это совокупность игровых упражнений,
которые
предназначаются
для
активизации
речевого
общения
на
уроке,
создания мотива для речевой деятельности, например, активизации вопросно-
ответного
взаимодействия,
однотипных
высказываний
на
предъявляемые
стимулы.
Раздел III. Планирование занятий по развитию звуковой культуры речи
Звук
Развитие
артикуляционной
моторики
Работа по формированию
просодической стороны
речи (дыхание, голос,
дикция)
Развитие мелкой
моторики
Речевая
зарядка
Стихи.
Потешки.
[А]
Картин
ка
символ
«Девоч
ка
укачив
ает
куклу»
Симво
л
А. Г. «Веселый
язычок»
«Мама кормит
птенчика»
Цель: выполнять
игровое движение,
имитирующее
открывание клюва у
птенчика;
активизировать
мышцы нижней
челюсти.
Оборудование:
игрушечная птичка
с открывающимся
клювом.
Ход игры:
Птенчик весело
летал,
Птенчик клювик
открывал.
Вот так, вот так
Птенчик клювик
открывал.
Выполнять
движения в
соответствии с
текстом
Упр.
«Птенчики»
Кушать птенчики
хотят,
Маму ждут, но не
шумят,
Ротик на замок
закрыт.
Очень тихо все
сидят!
Мама зернышко
несет.
Игра «Веселый
клубок»
Цель: произносить звук [А]
на длительном выдохе.
Оснащение: клубок из
толстых ниток для вязания,
короткая и длинная нитки.
Ход игры:
Отмотайте у клубка с
нитками для вязания
длинную нитку, не отрывая
от клубка.
-Какая нитка?» (Длинная.)
Затем таким же образом
обследовать короткую
ниточку, спросив у детей о
ее длине.
-Нитка волшебная и она
любит петь. Если мы
проведем пальчиками по
длинной нитке, то она будет
долго петь: «А-А-А-А-А-
А», а если по короткой
ниточке — песенка будет
коротенькой: «A-A»
Игра «Маня
прыгает по дорожке»
Цель: произносить звук
[А] в прямом слоге «ап»;
попеременно двигать
указательный и средний
пальцы ведущей руки по
горизонтальной
плоскости (столу);
понимать и употреблять
существительные,
обозначающие части
тела: «Ноги», понимать и
использовать в речи
глаголы настоящего
времени: «идет»,
«бежит»
Оснащение: стол.
Ход игры:
Маня важно так
шагает, (указательный
и средний пальцы
шагают по столу)
Далеко? Сама не знает,
(шагают попеременно)
По дорожке: «Топ-
топ», (шагают)
Через кочки — ап.
(прыгают —
одновременное
движение сразу двумя
пальцами)
Стихи
Напоили
мишку чаем,
А теперь его
качаем,
Бай-бай-бай-
бай!
Спать пора.
К нам пришла
собачка.
Умная
собачка,
С детками
играет,
Очень громко
лает:
-Ав-ав-ав
Открывайте
шире рот.
Звук
Развитие
артикуляционной
моторики
Работа по
формированию
просодической
стороны речи
(дыхание, голос,
дикция)
Развитие общей и
мелкой моторики
Речевая зарядка
Стихи. Потешки.
[У]
Картин
ка
символ
Игра «Я на
дудочке
играю»
Цель: вытягивать
Игра «Осенние
листочки»
Цель: продолжает
развитие правильного
Игра «Поезд»
Цель: правильно и
четко произносить
звук [У] в
Игра «Злые волки»
(фланелеграф или
кукольный театр.)
На полянке
«Волк
воет»
Симво
л.
губы вперед
,делать «дудочку»,
Оснащение:
игрушечная
дудочка;
предметная
картинка с ее
изображением;
сюжетная
картинка
(пастушок,
играющий на
дудочке).
Ход игры:
Я на дудочке
играю:
«У-у-у, у-у»
Всех коровок
собираю:
«У-у-у! У-у-у!»
Вы идите все за
мной:
«У-у-у! У-у-у!»
Скоро мы придем
домой:
«У-у-у-у»
Упр.
«Дудочка»
Я на дудочке
играю,
Всех детишек
забавляю:
«У-у-у-у»..
Игра
«Слоненок»
Цель: вытягивать
губы вперед, «как
хобот у слона»;
удерживать губы в
этом положении
несколько секунд;
Оснащение:
ширма, слон.
Ход игры:
На слоненка
погляжу,
Губы хоботком
сложу,
На слоненка
погляжу,
Губы трубочкой
сложу.
ротового (длительного
и направленного)
выдоха.
Оснащение:
вырезанные из тонкой
бумаги листочки
желтого и красного
цветов.
Ход игры:
Стали листики
кружиться,
Тихо на землю
ложиться,
Покрывая
покрывалом
Сквер у нашего окна.
Предложите детям
сдуть листочки со
стола на пол.
Игра «Пароход»
Пароход гудит: ( У-У-
У )
Скоро к берегу приду!
звукоподражаниях,
словах-
восклицаниях.
Ход игры:
Поезд мчится и
шипит,
И колесами
стучит:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Я стучу, стучу,
стучу,
Всех на дачу
докачу».
( дети идут друг за
другом, положив
обе руки на плечи
впереди идущего).
Игра
«Самолет»
Самолет летит,
как птица,
В синем небе
серебрится.
А мотор гудит: «У-
у-у,
Я пилоту помогу!»
Возле елки
Ходят-бродят злые волки
Морды задирают
Страшно завывают: «У-
у-у».
Игра «Паровозик»
Цель: отчетливо и по
возможности долго
произносить звук [У];
активизировать в речи
слова: «паровоз», «везу»,
«бегу», «тороплюсь»;
следить за согласованием
слов в предложении.
Оснащение: игрушечный
паровозик.
Ход игры:
Паровозик: «У-у-у!
Я бегу к кому, к кому?
К Ванечке да Манечке,
Я везу им яблочки!
У-у-у, у-у-у!
Тороплюсь, бегу, бегу
Задержаться не могу!»
Прочтите рифмовку еще
раз, попросив детей
помочь вам гудеть, как
паровозик
Звук
Развитие
артикуляционной
моторики
Работа по
формированию
просодической
стороны речи
(дыхание, голос,
дикция)
Развитие мелкой
моторики
Речевая зарядка
Стихи. Потешки.
[О]
Картинк
а символ
«Зубы
болят»
Упр. «Губки,
как колесико»
Цель: выполнять
движения по
подражанию,
активизирует
мышцы губ.
Оснащение:
игрушечная
машинка, зеркало.
Ход игры:
предложите
ребенку покатать
машинку. Обратите
внимание на ее
колеса.
-Какой формы
колеса? (Круглые.)
- Сделайте свои
губки такими же
круглыми как
колеса у машинки.
Предложите детям
шепотом
произнести звук
[О] и посмотреть в
зеркало на свои
губы, которые
стали круглыми и
очень похожими на
колеса.
Игра «Задуй
свечку»
Цель: формировать
длительный
целенаправленный
ротовой выдох.
Оснащение: картинка
«Свечка с огоньком»
Ход.
Подуть на свечку так,
чтобы огонек
«затанцевал». При этом
плечи не поднимаются,
щеки не надуваются,
дуть необходимо долго,
вдох через нос, выдох
через рот
Игра
«Сапожки»
Цель: четко
произносить звук
[О] в
звукоподражании;
сопровождать
чтение
стихотворения
взрослым показом
движений руками
по тексту
Оснащение:
предметная
картинка (папа в
сапожищах, мама
в сапогах, ребенок
в сапожках).
Ход игры:
Повторение
рифмовки,
сопровождая
движениями
Папа в
сапожищах:
ТОП-ТОП-ТОП!
Мамочка в
сапожках:
Шлеп-шлеп-
шлеп.
А я детка –
крошка,
В маленьких
сапожках
Быстро по
дорожке:
Топ - топ-топ-
топ!
Игра «Веселятся
детки»
Цель: выполнять
действия в соответствии
с текстом, закреплять
правильное, четкое
произнесение звука [О] в
звукоподражаниях.
Ход игры: прочтите
потешку, выполняя
действия по ее
содержанию
Как у наших у ребят
(дети стоят по кругу,
топают ногами,
приговаривают четко,
не торопясь)
Ножки весело стучат:
«Топ, топ, топ».
Мы народ удаленький
Хоть и очень
маленький.
А устанут ножки,
Хлопаем в ладошки:
«Оп-оп-оп-оп
Хлопаем, стараемся
Вот как получается.
Зву
Развитие
артикуляционно
й моторики
Работа по
формированию
просодической
стороны речи
(дыхание, голос,
дикция)
Развитие общей
и мелкой
моторики
Речевая зарядка
Стихи. Потешки.
[И]
Карти
нка
симво
л
«Осл
ик»
Симв
ол
Игра
«Заборчик»
Цель: укреплять
мышцы губ; улы-
баться, показывая
зубки и не
напрягая губы.
Оснащение:
счетные палочки,
образец
заборчика.
Ход игры:
предложите
детям выложить
заборчик из
палочек. По-
просите ребенка
«построить
заборчик» —
поставить
верхние зубы на
нижнюю губу.
Мы построили
забор,
Чтобы не
пробрался вор
Игра «Кукла
Таня»
Цель: внятно,
громко, протяжно
произносить
изолированно
звук [И].
Оснащение:
кукла Таня и
картинка с ее
изображением.
Ход игры:
Солнышко
проснулось,
Щечки
коснулось.
Таня
потянулась,
Игра «Дует в поле
ветерок...»
Цель: продолжать
развивать умение
длительно и плавно
выдыхать воздух через
рот.
Оснащение: травка,
вырезанная из тонкой
зеленой папиросной
бумаги, ромашка,
сделанная из
нескольких материалов
(серединка из пробки,
листочки — из тонкой
папиросной бумаги);
букашка (сделана также
из двух материалов —
туловище из пробки,
крылышки из тонкой
бумаги). Ход игры:
Дует в поле ветерок,
На крошечку букашку
На травку, на
ромашку,
И на цветочек кашку.
Предложите детям
поиграть. Скажите, что
они будет ветерками и
полетят в поле.
Поясните, что ветерки
будут дуть не торопясь,
сложив губки
трубочкой, не надувая
щек.
Игра «Ослик»
Ослик бегал по
дорожке,
У него устали
ножки.
Ослик попросил
овса,
Закричал: «И-а,
и-а!»
Игра «Ослик»
Цель: правильно
произносить звук [И],
активизировать в речи
Оснащение: игрушки —
ослик, картинка
Ход игры:
Ослик наш такой
упрямый –
Не идет не в бок, не
прямо.
Он решил, что может
петь.
Хвост трубой и ну
реветь:
«И-и-а-а»
Солнцу
улыбнулась: «И-
И»
Обратите
внимание на
громкость и
протяжность
произнесения,
следите за тем,
чтобы ребенок
произносил
звукоподражание
на одном выдохе.
Звук
Развитие
артикуляционной
моторики
Работа по
формированию
просодической стороны
речи (дыхание, голос,
дикция)
Развитие общей
и мелкой моторики
Речевая зарядка
Стихи. Потешки.
Звук
М
Карти
нки
симво
лы
«Коро
ва
мычи
т»
«Теле
нок
мычи
т»
Игра «Птенчики
хотят есть»
Цель:
активизировать
работу нижней
челюсти,
открывать и
закрывать рот,
закрывать губами
зубы, не
выпячивать вперед
нижнюю челюсть.
Оснащение:
игрушечная мама-
птичка и
маленькая
игрушечная
птичка — птенчик.
Ход игры:
Мама птенчика
любила,
Зернышки ему
Игра «Угадай-ка»
Цель: развивать
плавный длительный
выдох; активизировать
мышцы губ
Оснащение: карточки с
картинками,
спрятавшимися за
тонкой, разрезанной на
полоски бумагой.
Ход:
- Угадайте, кто
спрятался?
-Подуйте
-Плечи не поднимайте,
щеки не надувайте,
воздух через носик
набирайте, выдыхайте
длительно, плавно,
через рот
«Чудесный
мешочек».
Попросите
ребенка опустить
в мешочек обе
руки, нащупать
находящуюся в
нем игрушку и, не
вынимая из
мешочка, сказать,
кого он взял.
Затем попросите
ребенка вытащить
эту игрушку
позвать игрушку,
оставшуюся в
мешочке (ребенок
производит
звукоподражания,
протягивая звук
[М] высоким или
низким голосом).
Игра «Корова и
теленок»
Цель: произносить
звукоподражания
правильно, четко и
внятно, произносить
звукоподражания громко
и тихо, соотносить их с
игрушкой.
Оснащение: игрушечная
корова с теленком,
картинки с их
изображением; «Чудес-
ный мешочек».
Ход игры:
-Корова и теленок
разговаривают на своем
языке — мычат. Теленок
маленький, и он мычит
тоненьким голоском, вот
так: «М-у-у-у». А мама-
корова — большая, и она
носила.
Мама детке
говорила:
«Ротик шире
открывай
Ешь скорей и
закрывай
Упр.« Звук
«[М]»
М – нам губы звук
смыкает!
Звуку голос
помогает.
Если голос есть –
мычанье,
Если нет – тогда
молчанье
Усложнение:
игру проведите
еще раз, заменив
игрушки на
другие: на козу с
козленком
(звукоподражание
«М-М-М-МЭ»),
на кошку с
котенком
(звукоподражание
«М-М-М-Мяу!»).
мычит грубым голосом,
вот так: «М-У-У-У!»
Вот коровка: «МУ-У,
МУ-У-У!»
Вторит ей теленок,
Маленький ребенок:
«Му-у-у, му-у-у!»
Звук
Развитие
артикуляционно
й моторики
Работа по
формированию
просодической стороны
речи (дыхание, голос,
дикция)
Развитие общей и
мелкой моторики
Речевая зарядка
Стихи. Потешки.
Звук
П
Игра «Двери
хлопают во
тьме»
Цель: легко, без
напряжения
смыкать губы и
так же легко их
размыкать
выходящей струей
воздуха.
Ход игры:
вспомните с
детьми , что на
улице холодно и
часто завывает
вьюга, вот так:
«У-у-у». Когда
ветер дует, в
домах могут
хлопать двери вот
так: «П-п-п».
Ветер сильно
задувает,
Тучи в небе
разгоняет.
Двери хлопают во
Игра «Пароход»
Цель: легко, без
напряжения смыкать
губы и так же легко их
размыкать выходящей
струей воздуха.
Оснащение: налитая в
таз вода, бумажный
пароходик.
Ход игры:
Пароход плывет по
речке,
В небо выпустив
колечки.
Предложите ребенку
дуть на пароход,
произнося звук [П].
Упр. «Каша на
плите пыхтит: пых-
пых-пых!» - развитие
речевого дыхания, учить
детей произносить на
одном выдохе 3-4 слога.
Игра «Баба шла,
шла, шла»
Цель: выполнять
движения в
соответствии с
текстом,
проговаривать
выделенные слова,
четко, правильно
выговаривая звук
[П].
Ход игры:
Баба шла, шла,
шла,
Пирожок нашла.
Села, поела
И опять пошла.
Попляши!
Попляши!
Твои ножки
хороши!
Вот так, вот сяк,
И вот этак, и вот
так!
Вот как ножки
Игра «Загудел паровоз
и вагончики повез»
Цель: при помощи
взрослого,
вызывающего звук [П],
внятно произнести этот
звук.
Оснащение:
игрушечный паровоз с
вагончиками.
Ход игры:
Вот стоит паровоз.
Он стоит и гудит
«У-у-у, я тебя прокачу.
Ты садись, милый мой,
Мы поедем с тобой»
«П-п-п, п-п-п» —
Так колеса стучат,
Прокатить тебя хотят.
тьме.
Вам не страшно в
темноте?
«Ну, я хоть и
маленький,
Но зато
удаленький!»
«Липкие губки»
«Мышка»
хороши!
Попляши,
попляши!
Звук
Развитие
артикуляционно
й моторики
Работа по
формированию
просодической стороны
речи (дыхание, голос,
дикция)
Развитие общей и
мелкой моторики
Речевая зарядка
Стихи. Потешки.
Звук
Б
[Б,Б']
Карти
нки
симво
лы
«Боль
шой
бараб
ан»
«Мал
еньки
й
бараб
ан
«Липкие
губки»
«Бурчалка»
«Б-бу-бу!»-
Бурчалка кричит
Целый день она
ворчит
Игра «Бу-бу-
бу, бе-бе-бе — я
играю на
трубе...»
Цель: укреплять
арт.и голосовой
аппарат; четко и
правильно
произносить звук
[Б] в слоге
Оснащение: две
дудочки —
большая и
маленькая.
Ход игры:
- Это дудочки.
Голоса у дудочек
разные — у
большой дудки
голос грубый, вот
такой: «БУ-БУ », а
у маленькой
дудочки
тоненький — вот
такой: «Бу-бу».
Игра «Моя
машина»
Цель: правильно и четко
произносить звук [Б] в
отдельных звуко-
подражаниях;
произносить
звукоподражание громко
и тихо.
Оснащение: две
игрушечные машины —
большая и маленькая;
картинки с их
изображением.
Ход игры:
-Это машины. Машины
едут по дороге
(Поставьте перед едущей
по дороге машиной
игрушечную корову )
-Что же теперь делать?»
(Нужно посигналить
«БИ-И-И-И, БИ-И-И-
И».)
-Сигналы у машин
разные (у большой
машины — сигнал
грубый, вот такой: «БИ-
И-И-И, БИ-И-И-И», а у
маленькой машинки
голосок-сигнал
тоненький, вот такой: «Б-
Игра «Кукла»
Цель: выполнять
движения в
соответствии с
текстом,
закреплять
правильное
произношение
звука [Б] в
звукоподражании.
Оснащение: кукла.
Ход игры:
-Поиграем с
куклой.
Спрячем куклу
нашу,
(взрослый идет и
прячет куклу за
спину)
Спрячем куклу
Машу.
Ваня (Таня...)
куклу найдет
И укачивать
начнет:
(покачивать куклу,
имитируя
укладывание
«Бай-бай-бай».
ее спать)
Игра «Вместе с нами
повторяй»
Цель: правильно и четко
произносить звук [Б]
([БЬ]), дифференци-
ровать громкость
произношения
Оснащение:
игрушечный барабан,
машина, барашек,
ширма.
Ход игры: «Угадай-ка»
Что же это, угадай?
Вместе с нами
повторяй:
По дороге едет,
Едет и гудит:
— Ты с дороги, мишка,
Быстро уходи,
БИ-БИ-БИ!
С рожками баран,
Он тебя пугает,
Песни распевает: —
БЕ да БЕ
Не хочу идти к теБЕ!
Это круглый ба-ра-
БАН,
Он не вреден, но упрям.
И твердит упрямо он:
—
БОМ-БОМ-БОМ и
БОМ-БОМ-БОМ!
-Закройте глаза.
(убрать обе
дудки).
-Откроет глаза
К нам мышка
прибегала,
Обе дудочки
украла.
Нужно мышку
обмануть.
Чтобы дудочки
вернуть,
Нужно дудочки
позвать,
И придут они
опять.
-Большую
дудочку нужно
звать так: „БУ-
БУ" (громко)».
-Когда будете
звать маленькую
дудочку,
произносите тихо.
и-и-и, б-и-и-и»).
Машина по дороге
Бежит, бежит,
бежит.
Машина очень громко
Сигналит, как кричит:
«БИ-БИ-БИ! Ой-ой-ой!
На дороге ты не стой!»
Побубним!
Ба, ба, ба, ба, ба, ба ,ба !
А в лесу стоит изба!
Бе, бе, бе, бе, бе, бе, бе !
Сидят кошки на трубе!
Бо, бо, бо, бо, бо, бо,
бо,!
Спрыгнуть, кисонька,
слабо?!
Звук
Развитие
артикуляционно
й моторики
Работа по
формированию
просодической стороны
речи (дыхание, голос,
дикция)
Развитие общей и
мелкой моторики
Речевая зарядка
Стихи. Потешки.
Звук
Х
Игра
«Слоненок
заболел»
Слоненок
кашляет:«Кха-
кха»
Простудился
вчера.
Игра
«Смешинка»
Веселится
детвора
И смеется : ха-ха-
ха
Игра «Погреем
ручки»
Цель: продолжит
развивать умение
сочетать произнесение
звука: началом выдоха,
разовьет умение
многократно
произносить звук «Х-х-
х» на одном выдохе.
Оснащение: сюжетная
картинка (девочка в
зимней одежде,
согревающая дыханием
свои ручки).
Ход игры:
Рассматривание
картинки
-Будем учиться согревать
ручки на морозе.
1.Дуй на ручки и
Игра «Зайка
умывается»
Цель: выполнять
действия в
соответствии с
текстом, договари-
вать выделенные в
тексте слова,
закрепляя
правильное и
четкое
произношение
звука [X].
Ход игры:
прочтите потешку,
выполняя вместе с
детьми действия в
соответствии с
текстом:
Белый зайка
умывается,
Потешки
Хохотушки
Жили-были две
подружки
Хохотушки, веселушки:
«Хи-хи-хи да ха-ха-ха»
—
Как увидят петуха!
Ох, Ваня-простота,
Купил лошадь без
хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
произноси Х_-Х-Х
2. Попросите ребенка
повторить звук
несколько раз на одном
выдохе.
3. Покажите ребенку,
как нужно это делать.
4. Прочтите рифмовку:
Ох как холодно зимой!
Не хочу идти домой!
Нужно ручки мне
согреть.
Подышать: «Х-Х-Х!» —
И отогреть.
Игру повторите 2-3
раза.
(потираем одну
ручку о другую)
Видно, в гости
собирается,
Вытер носик,
вымыл хвостик,
(моем «лапкой»
перечисляемые
части тела)
Вымыл ухо,
вытер сухо.
Игра «Хома»
Цель: имитировать
все движения
Хомы, повторять
выделенные слова
в тексте вместе со
взрослым.
Ход игры:
прочтите потешку,
выполняя вместе с
детьми действия в
соответствии с
текстом:
Хома рано
просыпается,
Чистит мех и
умывается.
Ходит гордо он по
хатке
У Хомы - все в
порядке.
Звук
Развитие
артикуляционно
й моторики
Работа по
формированию
просодической стороны
речи (дыхание, голос,
дикция)
Развитие общей и
мелкой моторики
Речевая зарядка
Стихи. Потешки.
Звук
К
Карти
нки
симво
лы
«Сил
ьный
дожд
ик»
«Мел
кий
дожд
Игра
«Непослушный
язычок»
Цель: поднимать
спинку языка,
производить арт.
движения языком
по подражанию.
Ход игры:
Язычок, который
живет во рту-
домике, был
Игpa «Сдуй
снежинку с рукавички»
Цель: выдувать воздух
толчком, проверять
правильность
выполнения дыхания,
прикладывая ладонь
тыльной стороной к
губам для ощущения
выдыхаемой струи
воздуха.
Оснащение: вырезанная
Игра «Куры и
петух»
Цель: закреплять
правильное и
четкое
произношение
звука в
звукоподражаниях,
имитировать
движения петуха и
курочки.
Оснащение:
Наши уточки с утра
— Кря-кря-кря! Кря-
кря-кря!
Наши гуси у пруда
— Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
— Бал-бал-бал! Балды-
балда!
Наши курочки в окно
— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А наш Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
ик»
ужасным
проказником. Он
любил... А что он
любил, я вам
расскажу, а вы
послушайте и
посмотрите.
Непослушный
язычок,
В домике он прыг
да скок,
В потолочек он
стучит,
Шалит, деток
веселит!
Сначала язычок
стучал в потолок
своего домика
тихо «К-К-К»
(давайте вместе
постучим в
потолок тихо).
Потом язычок
совсем
расшалился и стал
стучать громко: Г-
Г-Г» (предложите
постучать тихо).
Ротик-домик
очень расстроился
из-за такого
поведения язычка
и решил закрыть
двери (сомкнуть
губы).
«У мамы
болит горлышко»
Мама кашляет:
«К-К-К»
«Ку-ку»
А кукушка на
суку
Целый день
кричит: «ку-ку!»
из цветного картона
рукавичка, снежинка,
вырезанная из тонкой
белой бумаги и
прикрепленная на тонкой
нитке.
Ход игры:
Прямо на снежинку
Дует, дует ветер.
Падает снежинка
В беленький сугроб
Ей в сугробе скучно
Маленькой одной.
Вот сейчас подуем —
И летят — Ой, ой
Ведь лежать в сугробе
Веселей вдвоем!
Предложите ребенку
сдуть снежинку с
рукавички, произнося
звук [К].
шапочки петуха и
курицы. Ход игры:
Ку-ка-ре-ку!
Выходите,
курочки,
Собирайте
крошки,
Много здесь есть
мушек,
На моей дорожке.
(курочки машут
крыльями,
произносят «ко-
ко-ко»,, ходят и
клюют крошки)
Пальчиковая
игра
Котик точит
коготки
Очень острые они
(пальцы скребут
по коленям)
А потом играет-
Мячик догоняет
( стучать ладонями
по бедрам)
Потешки
Коленька хороший,
Коленька пригожий
На коня садился,
Конь под ним бодрился
Упр. «Дождик»
Цель: работа над
темпом речи (учить
переходить от
медленного темпа речи
к быстрому).
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва
Кап, кап, кап,кап.(дети
медленно хлопают)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять -
Кап, кап, кап,кап.
(хлопки учащаются)
Зонтик поскорей
раскроем,
От дождя себя укроем.
(дети «держат» зонтик).
Звук
Развитие
артикуляцио
нной
моторики
Работа по
формированию
просодической
стороны речи
(дыхание, голос,
дикция)
Развитие общей и
мелкой моторики
Речевая зарядка
Стихи. Потешки.
Звук
Г
Карти
нки
симво
лы
«Гусь
гогоч
ет»
«Гуся
та
гогоч
ут»
Игра
«Непослушный
язычок»
Цель: поднимать
спинку языка,
производить арт.
движения языком
по подражанию.
Ход игры:
Язычок, который
живет во рту-
домике, был
ужасным
проказником. Он
любил... А что он
любил, я вам
расскажу, а вы
послушайте и
посмотрите.
Непослушный
язычок,
В домике он прыг
да скок,
В потолочек он
стучит,
Шалит, деток
веселит!
Сначала язычок
стучал в потолок
своего домика
тихо «К-К-К»
(давайте вместе
постучим в
потолок тихо).
Потом язычок
совсем
расшалился и стал
стучать громко: Г-
Г-Г» (предложите
постучать тихо).
Ротик-домик
очень расстроился
из-за такого
поведения язычка
и решил закрыть
двери (сомкнуть
Игра «Мы на пруд
пойдем»
Цель: продолжать
развивать речевое
дыхание, произносить
3-4 слога на одном
выдохе.
Оснащение: игрушки
гусь, гусенок.
Ход игры:
-Как гогочет гусь,
гусенок.
Уберите игрушки
-Позовите маму-
гусыню, громко
произнося: «Га-га-га».
Появившаяся мама-
гусыня громко
произносит: «ГА-ГА-
ГА».
-Почему мама-гусыня
так рассердилась?
-Потому что гусенок
потерялся».
-Повторяйте на одном
выдохе
звукоподражания: «Га-
га-га»:
Мы на пруд сейчас
пойдем.
Плавать вместе там
начнем.
Буду я гусенка звать:
— Га-га-га!
Чтоб не смел он
уплывать:
— Га-га-га!
Игра «Гуси»
Цель: выполнять
движения в
соответствии с
текстом игры, четко
и правильно
произносить в
словах звук [Г].
Оснащение:
шапочки гусей и
лисы.
Ход игры:
Выберете
ведущего. На
ведущего наденьте
шапочку лисы.
Предложите детям
встать к нему
лицом. Выполняйте
движения,
соответствующие
тексту игры-
потешки:
— Гуси, гуси, я вас
съем!
— Подожди, лиса,
не кушай. Нашу
песенку послушай!
— Га-га-га! Га-га-
га!
— Надоело
слушать вас!
Всех я съем сейчас!
Игра «Утром»
Цель: продолжать
закреплять умение
правильного
произношения звука [Г]
в слогах.
Оснащение: игрушечные
(или нарисованные)
животные.
Ход игры:
Показ игрушек: лошадь,
курица, голубь, рыбка.
-Как «говорят»
животные.
Вот лошадка на лугу:
И-го-го, и-го-го!
Курочка-несушка:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Голуби под крышей:
Гуль-гуль-гуль
Ну а рыбка в море –
Ни гу-гу
При повторном чтении
попросите детей
договаривать
выделенные
звукоподражания.
Га-га-га!
Гогочет гусь —
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу Не нагляжусь!
(Н. Костырев)
губы).
Звук
Развитие
артикуляцио
нной
моторики
Работа по
формированию
просодической
стороны речи
(дыхание, голос,
дикция)
Развитие общей и
мелкой моторики
Речевая зарядка
Стихи. Потешки.
Звук
Ф
«Грее
м
замер
зшие
ладо
шки»
«Дети
смею
тся»
Игра «Посмотри
скорей во
двор...»
Цель: уточнять
движения
органов
артикуляционног
о аппарата при
произнесении
звука [Ф] —
показывать
верхние зубки,
приподнимая
верхнюю губу.
Оснащение:
картинка с
изображенным
ровным и
высоким
забором.
Ход игры:
Посмотри
скорей во двор —
Появился там
забор.
Наш забор не
простой,
Ровный он и
большой.
-Постройте забор
и спрячьте за ним
язычок. Показ:
1) открой рот;
2) поставь зубки
вот так (верхние
зубы на нижнюю
губу. Ребенок не
должен
закусывать и
втягивать губу в
рот).
Обязательно
Игра «Кораблик»
Цель: продолжать
развивать умение
сочетать произнесение
звук с началом выдоха,
произносить
многократно звук [Ф];
активизировать губы.
Оснащение: бумажный
кораблик (или пароход).
Ход игры:
Налейте в небольшой
таз теплую воду.
Ветер по морю гуляет
И кораблик
подгоняет.
Он бежит себе в
волнах
На раздутых
парусах...
Попросите ребенка так
подуть на кораблик,
чтобы он поплыл
плавно. Скажите, что
дуть он должен не
торопясь, долго, губы
сложить вот так —
покажите, как при
произнесении звука
[Ф]. Скажите: «А
теперь ветер стал дуть
порывами и корабль
поплыл по-другому»
(дуем, многократно
произнося звук [Ф-Ф-
Ф]). Упражнение
повторите 2-3 раза.
«Ветер»
Ветер по лесу летал- ф-
ф-ф-ф
(качать поднятыми
вверх руками)
Потешка
В чистом поле
дуб стоит
(руки вверху,
пальцы
раздвинуты)
Филин на дубу
сидит
(руки на пояс,
качать головой
направо, налево)
У него такой вот
нос
(показ)
Филин пухом весь
оброс.
(руки на пояс,
поднять и опустить
плечи)
Игра
«Пузырь»
Цель: понимать и
выполнять
движения в
соответствии с
текстом
стихотворения,
произносить
изолированно звук
[Ф].
Оснащение:
сюжетная картинка
Ход игры:
возьмитесь за руки
Раздувайся,
пузырь,
Раздувайся
большой
Оставайся
такой.
Пузырь лопнул,
Дети отходят друг
Речевая зарядка
«Сердитый еж»
Цель: четко и правильно
произносить
изолированно звук [Ф].
Оснащение: игрушечный
еж.
Ход игры: покажите
ребенку ежа.
Рассмотрите его,
выделите части тела и
назовите их. Скажите,
что еж умеет фыркать.
Произнесите звук [Ф]
изолированно. Прочтите
рифмовку. Попросите
детей договаривать в
рифмовке выделенные
звукоподражания
(сопряженно,
отраженно).
К нам пришел
сердитый еж — «Ф-ф-
ф».
На кого он так похож
— «Ф-ф-ф»?
Словно чайник он
кипит — «Ф-ф-ф».
Уходить нам всем
велит— «Ф-ф-ф»!
полюбуйтесь в
зеркало на
красивый
заборчик,
сделанный из
зубок.
«Кусака»
Прикусывание
нижней губы
верхними зубами.
Грозная собака-
Настоящая
кусака.
И с деревьями играл -
ф-ф-ф
от друга, произнося
звук [Ф].
Звук
Развитие
артикуляцио
нной
моторики
Работа по
формированию
просодической
стороны речи
(дыхание, голос,
дикция)
Развитие общей и
мелкой моторики
Речевая зарядка
Стихи. Потешки.
Звук
Д
«Возд
ушны
й шар
лопну
л»
«Мяч
лопну
л»
Игра «Вкусное
варенье»
Цель: уточнять
движения
органов арт.
аппарата,
поднимать
широкий язык на
верхнюю губу,
облизывать губу
широким языком
производя
движения вверх-
вниз.
Оснащение:
варенье,
игрушечный
медвежонок.
Ход игры:
Я веселый
медвежонок,
С детства я
сластена.
Я варенье
обожаю,
Язычком его
лакаю!
-Оближем губку,
как будто на ней
вкусное варенье
Делайте
движения
Игра «Дятел»
Цель: развивать
целенаправленный
выдох, проговаривание
звуков на одном
выдохе.
Оснащение: картинка –
дятел.
Ход.
Дятел на суку сидит,
Домик он себе
долбит: д-д-д
Дятел.
Он на дереве
сидит,
Клювом кору он
долбит.
(имитация
движений)
В красной шапке
С цепкими
лапками
(имитация
движений)
Звукоподражание
Заиграла дудочка –
Ду-ду-ду
Дудочка – погудочка-
Ду-ду-ду
Весело играет –
Ду-ду-ду
Деток созывает –
Ду-ду-ду!
Чистоговорки
Да-да-да, в ручейке
бежит вода.
Ду-ду-ду, за водой
сейчас пойду
Ды-ды-ды, принесу
домой воды
Стихи.
Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую:
— Ду-ду-ду да ду-ду-ду!
Я по улице иду! (В.
Митейкин)
Потешки
Аи, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Ладушки, лады,
Не политы сады.
Недосуг нам поливать:
Надо в ладушки играть.
широким языком
по верхней губе
вверх-вниз.
Следите, чтоб
ребенок не
втягивал губу
внутрь рта, не
помогал нижней
челюстью, а
слизывал все
языком.
Упр.
«Строим
дом»
Мы построить
дом хотим,
Работу язычкам
дадим.
Молоточки мы
возьмем,
Дружно гвоздики
забьем,
«Д» - легко
произнеси.
Голосочек
подключи
Звук
Развитие
артикуляци
онной
моторики
Работа по
формированию
просодической
стороны речи
(дыхание, голос,
дикция)
Развитие общей и
мелкой моторики
Речевая зарядка
Стихи. Потешки.
Звук
Т
«Вкусное
варенье»
Игра «Таня
спит»
Цель: делать
плавный и
длительный
выдох,
произносить на
одном выдохе
«Пулемётик»
- на выдохе
произнести:т-т-т-т.
-Т-т-т –стучит
пулемет,
Неприятель не
пройдет
Игра «Тома»
Цель: активизирует
произвольное
внимание, выпол-
оть движения по
тексту, по
инструкции,
совершенствует
моторику;
проговаривать
Потешки
Тили-тили-тили-бом,
Воробей идет пешком,
Мастерит он дудочку,
Дудочку-погудочку.
Пошел кот под мосток,
Поймал рыбку за
хвосток.
То ли съесть по пути,
звукоподражани
е «так-тук».
Оснащение:
кукла Таня,
молоточек,
снежинка.
Ход игры:
-Кукла Таня
спит. Ей пора
просыпаться.
Давай
потихоньку
постучим
молоточком и
скажем: „Тук-
тук!"»
-Таня
просыпается и
говорит:
Кто так тихо
тут стучал?
Кто Танюшке
спать не дал?
Неужели
молоток,
Тихо так
стучать он
смог?
«Язык –
болтушка»
Улыбнуться,
слегка
приоткрыть рот,
производить
движения
кончиком языка
по верхней губе
вперед и назад.
Наш язык –
игрушка.
Веселая
болтушка.
выделенные слова
со звуком [Т].
Ход игры: прочтите
рифмовку.
Предложите детям
выполнять
движения по
тексту.
Тома хлопать так
умеет,
Своих ножек не
жалеет,
Так-так-так-так,
Топ-топ-топ-
топ!
Своих ручек не
жалеет,
Ручками хлопает,
Так-так-так-так!
Так-так-так-так!
Тома топать так
умеет,
Ножками топает
—
Топ-топ-топ-
топ!
Топ-топ-топ-
топ!
То ли Оленьке снести?
Раздел IV. Методический модуль
Средством
развития
речи
в
широком
смысле
является
культурная
языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов
овладения
родным
языком.
Внутренние
механизмы
речи
образуются
у
ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых
(Н.
И.
Жинкин).
Следует
учитывать,
что,
подражая
окружающим,
дети
перенимают
не
только
все
тонкости
произношения,
словоупотребления,
построения
фраз,
но
также
и
те
несовершенства,
и
ошибки,
которые
встречаются в их речи.
Поэтому
к
речи
педагога
предъявляются
высокие
требования:
содержательность
и
одновременно
точность,
логичность;
соответствие
возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая
правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность,
богатство
интонаций,
неторопливость,
достаточная
громкость;
знание
и
соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его
делам.
Содержание
проекта
реализуется
с
использованием
следующих
методов:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
К практическим методам относятся различные дидактические игры,
игры-драматизации,
инсценировки,
дидактические
упражнения,
пластические этюды, хороводные игры.
В
зависимости
от
характера
речевой
деятельности
детей
можно
условно выделить:
- репродуктивные,
- продуктивные методы.
Репродуктивные методы В детском саду они применяются, главным
образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры
речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К
репродуктивным
можно
условно
отнести
методы
наблюдения
и
его
разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы,
пересказ,
заучивание
наизусть,
игры-драматизации
по
содержанию
литературных произведений, многие дидактические игры.
Работа
по
формированию
звуковой
культуры
речи
проводится в
различных формах:
-
в
образовательной
деятельности
(занятиях),
которые
могут
проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
- различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в
содержание другие образовательные деятельности (занятия);
- отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в
музыкальные
занятия (слушание
музыки,
пение,
музыкально-ритмические
движения);
-
дополнительная
работа
по
звуковой
культуре
речи
включается
в
самостоятельную
деятельность,
совместную
с
педагогм
и
режимные
моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Используется разнообразный речевой материал:
-
звукоподражательные
слова,
потешки,
поговорки,
половицы,
чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;
- специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого
дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;
-
сопровождается
показом
наглядного
материала:
предметных
и
сюжетных
картинок,
игрушек,
муляжей,
настольных
игр,
кинофильмов,
видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т.д..
Игры и игровые упражнения рекомендуется проводить 1 раз в неделю
или
ежедневно
по
1-2заданиия;
можно
проводить
как
часть
занятия
по
развитию
речи,
а
можно
в
свободное
от
занятий
время.
Дидактический
материал, представленный в планировании можно менять по усмотрению
воспитателя.
Сегодня, рядом с традиционной, очень много современной литературы,
которую
можно
использовать
в
работе.
Для
подготовки
и
развития
артикуляционного аппарата я использую следующие пособия:
- «Веселая артикуляционная гимнастика» Н.Нищевой;
-
«Большой
логопедический
учебник
для
самых
маленьких»
Е.М.
Косиновой. - Пожиленко Е.А. « Методические рекомендации по постановке у
детей звуков [с], [ш], [р], [л]»;
Могут
быть
использованы
сказки
Н.В.
Новоторцевой
"О
Веселом
Язычке" целью которых является знакомство детей с основными органами
артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом и сценарии учебно-
игровых занятий Колесниковой Е.В.
«Развитие звуковой культуры речи у
детей 3-4 лет».
В работе использую «Картотеку игр и упражнений для развития общих
речевых навыков» под редакцией Османовой Г.А., Игры на уточнение звука и
автоматизацию:
Дидактические. Дидактической игре всегда уделяют особое внимание.
Благодаря использованию дидактических игр, процесс развития проходит в
доступной
и
привлекательной
для
детей
дошкольного
возраста
игровой
форме. «Чудесный мешочек», «Скажи, как я», «Кто как кричит?», "Угадай,
кто позвал?", "Угадай, что я сказала?", "Эхо" и т.д.
Подвижные
игры.
Подвижные
игры
хороши
тем,
что
позволяют
удовлетворить
потребность
ребенка
в
движении.
Подвижные
игры
способствуют развитию мелкой моторики, быстроты реакции, координации
движений, способствуют ускорению развития речи.
Например, игра «Сова».
В своей работе активно практикую методику Железновых «Музыка с
мамой», по направлениям: коммуникативные игры; пальчиковая гимнастика;
игры-потешки;
игры
с
предметами;
развитие
музыкально-слуховых
представлений
(через
пение);
слушание
музыки;
игра
на
шумовых
или
звуковысотных инструментах;
Обучение правильному звукопроизношению тесно связано с развитием
мелкой моторики. Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается
не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов,
кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем "умнее"
руки, тем умнее и малыш. Так же для развития мелкой моторики можно
использовать элементы песочной терапии, т.е. рисование на песке, игры с
песком и водой, поиск предметов…
Основными
принципами
этой
методики
являются
самообучение,
самовоспитание и саморазвитие. Наша же задача только помогать ребенку
реализовывать
себя
и
свою
индивидуальность.
Никакого
принуждения.
-лабиринты и мн. др.
Раздел V. Мониторинг
При реализации проекта проводится оценка индивидуального развития
детей
в
рамках
педагогической
диагностики.
Очень
важно
оценить
эффективность педагогического воздействия для дальнейшего планирования
образовательной деятельности.
Стартовые результаты диагностики на начало года составили:
Высокий уровень: 2 человека, что составляет7%;
Средний уровень :14 человека, что составляет 46 %;
Низкий :12 человек, что составляет 40 %;
Низший уровень : 2 человек, что составляет 7%.
Его мы проводили в непринужденной обстановке с использованием
разнообразного
материала
(картинки,
игрушки,
личный
опыт
ребенка),
высказывания ребенка должны включаться в деятельность с предлагаемым
материалом, обязательна мотивация этой деятельности.
Для
выявления
уровня
развития
слухового
восприятия
детям
предлагалась игра «Отгадай, что звучит?».
Цель игры: определить умение ребенка дифференцировать звучащие
игрушки.
Оборудование:
деревянный
молоточек
и
дудочку;
металлический
колокольчик
и
свисток;
резиновый
цыпленок-пищалка
и
погремушка,
предметные картинки с изображениями данных игрушек, ширма.
Процедура
обследования:
воспитатель
показывает
ребенку
две
игрушки, называет их, объясняет, как можно издавать звуки с помощью этих
игрушек, и предлагает ребенку поиграть с ними. Затем воспитатель закрывает
игрушки маленькой ширмой и производит за ней звук с помощью игрушек.
Ребенок узнает и называет игрушки, при отсутствии речи ребенок должен
показать, какая игрушка звучала. Для этого можно использовать предметные
картинки с изображениями данных игрушек, предварительно проведя работу
по соотнесению каждой игрушки с ее изображением на предметной картинке.
4 — дифференцирует все звучащие предметы;
3 — допускает неточности при дифференциации звучащих предметов;
2 — дифференцирует звучащие предметы по уточнению взрослого;
1 — не дифференцирует звучащие предметы.
Для выявления уровня состояния артикуляционной моторики детям
предлагалось выполнить игровое упражнение «Зарядка для язычка».
Цель: исследовать состояние артикуляционной моторики.
Процедура
обследования:
проводится
с
использованием
игрового
персонажа,
при
выполнении
по
подражанию
воспитателю
следующих
упражнений:
Улыбнись
Мишке
(широкая
улыбка),
чтобы
подружиться;
Покажи Мишке, какой у слоника хоботок (вытянуть губы вперед); Преврати
язычок в лопатку (показать широкий язык); Мишка боится пчел, у них есть
жало,
покажи
«жало»
(показать
узкий
язык);
Мишка
любит
качаться
на
качелях, давай покажем Мишке, как умеет качаться наш язычок (положить
язык сначала на верхнюю, потом на нижнюю губу); Научи Мишку тикать, как
часики
(подвигать
языком
влево-вправо);
Покатаем
Мишку
на
лошадке
(пощелкать языком); Покажи Мишке, как зевает лев, когда устал (широко
открыть рот и зевнуть). Если выполнение задания по словесной инструкции
не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой
форме.
Высокий уровень — все движения доступны, объем движения полный;
Средний
уровень
—
замедленное
и
напряженное
выполнение
движений;
Ниже- среднего — длительный поиск позы, неполный объем движения;
Низкий уровень не выполняет движений.
Для выявления уровня состояния фонематического слуха предлагалось
2 задания.
Игра «Покажи, что назову».
Цель:
проверить
способность
ребенка
дифференцировать
на
слух
оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении.
Наглядный материал: пары предметных картинок кот-кит, бак-мак, миска-
киска.
Процедура
обследования:
Ребенку
показывают
пару
картинок
и
предлагают показать тот предмет, который назвали.
Игра
«Когда
придет
собачка?»
Цель
игры:
проверить
способность
ребенка к фонематическому анализу.
Наглядный материал: предметные картинки (дом, рак, носки, рыбка,
корзина, тапки), игровой персонаж Собачка.
Процедура обследования: Ребенку предлагается с опорой на картинки
показать собачку, как только он услышит в слове ее «рычание» — звук [р].
Для этого произносится слово и показывается соответствующая картинка, а
ребенок поднимает или не поднимает собачку.
Высокий уровень — все задания выполнены верно;
Средний
уровень
—
допускается
ошибка,
но
исправляется
самостоятельно;
Ниже-среднего
—допускаются
ошибки,
исправляются
после
повторного воспроизведения;
Низкий - часть задания недоступна.
Для выявления уровня состояния звукопроизношения предлагалось 2
задания.
Игра «Послушай и повтори».
Цель:
проверить
состояние
произношения
звуков
детьми
в
звукосочетаниях.
Наглядный материал: предметные картинки.
Процедура
обследования:
Ребенок
должен
повторить
вслед
за
воспитателем: как девочка укачивает куклу (А-а-а); как гудит поезд (У-у-у);
как кричит ослик (И-и-и); как сердится щенок (О-о-о); как кричат дети в лесу
(Ау); как плачет малыш (Уа); как мяукает кошка (мяу); как мычит корова
(му); как лает собака (ав); как пищит цыпленок (пи-пи-пи); как кудахчет
курица (Ко-ко-ко); как кричат гуси (Га-га-га).
Игра «Назови, что покажу».
Цель: проверить произношение звуков детьми в словах.
Наглядный материал: предметные картинки, игровой персонаж Собака.
Процедура обследования: Ребенку показывают картинки, Собачка просит его
называть предметы (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата).
Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Высокий уровень
— ребенок произносит все звуки;
Средний уровень — не произносит сложные звуки: сонорные, или
шипящие;
Ниже-среднего — не произносит ни сонорные, ни шипящие.
Низкий
—
не
произносит
сложные
звуки:
сонорные,
шипящие
и
свистящие.
Для
выявления
уровня
общего
звучания
речи
у
детей
предлагалось
задание «Расскажи Мишке …».
Цель: определить уровни сформированности у детей таких качеств,
как: сила голоса, темп, дикция и интонационная выразительность речи.
Процедура обследования: Обследование проводится с использованием
игрового
персонажа.
Ребенку
предлагается
рассказать:
потешку
(чистоговорку,
скороговорку)
быстро,
медленно,
громко,
тихо,
при
этом
обращается внимание на дикцию и интонационную выразительность.
Высокий уровень — ребенок произносит текст отчетливо;
Средний
уровень
—
нечетко
произносит
фразы,
недостаточно
регулирует силу голоса;
Ниже-среднего — речь невнятная, смазанная, возможны нарушения
темпа, силы голоса;
Низкий
-
разборчивость
нарушена,
речь
малопонятная
для
окружающих, имеет серьезные недостатки в произнесении текста.
Педагогическая диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли
направлении
он
осуществляет
свою
деятельность
с
детьми,
все
ли
образовательные потребности ребенка удовлетворяются.
По
результатам
итоговой
диагностики
в
новом
контексте
образовательной деятельности наблюдается эффективность педагогического
воздействия:
Высокий уровень: 5 человек, что составляет 17 %.
Средний уровень :21 человек, что составляет 70%;
Низкий : 4 человека, что составляет 13%;
Низший уровень : 0 человека, что составляет 0%.
Оптимально
созданные
благоприятные
условия
в
проце ссе
образовательной деятельности, (мотивация, образовательное пространство,
дидактический
материал
и
др.),
позволили
детям
большинство
звуков
произносить правильно, верно выполнять звукоподражательные упражнения,
регулируя силу голоса с разной интонацией. Результаты развития других
детей,
с
более
низким
уровнем,
дают
возможность
скорректировать
и
спланировать работу на перспективу, обеспечивая личностный рост каждого
ребенка.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что значение
речи,
помимо
психологической,
имеет
и
социальную
актуальность.
Она
является совершенным, емким, точным и быстродействующим средством
общения
между
людьми.
Речь
рассматривается
как
составной
элемент
в
структуре коммуникативной деятельности, которая в свою очередь играет
решающую роль в становлении познавательной активности ребенка.
Исследовательский
опыт
свидетельствует
о
том,
что
игровые
технологии по формированию речевых умений и навыков, дает возможность
идти от простого к сложному, от близкого к далекому, что свидетельствует о
логике познания.
Использование игровых технологий дает возможность, при меньших
затратах времени и усилий со стороны детей и педагогов дать и получить
более полный объем информации.
Наше исследование ярко выявило индивидуальные различия в развитии
звуковой
культуре
речи
у
младших
дошкольников,
что
позволило,
при
проведении
работы
со
всеми
детьми
одновременно,
учитывать
уровень
речевого развития каждого ребенка.
Таким
образом,
наше
экспериментальное
исследование
показало
о
необходимости
использования
современных
игровых
технологий
при
решении поставленных задач в развитии звуковой культуры речи, а также
необходимости привлечения внимания детей в игре к слову и подтвердило
наблюдения Д.В. Менджерицкой о взаимовлиянии игры и речи.
Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых
технологиях, которые, исходя из опыта, показали уже свою результативность.
Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности
приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он
будет играть с удовольствием.
«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы»
Литература:
1. Алексеева М. М. Об осознании детьми фонетической стороны речи //
Дошкольное
воспитание.
2009.
№
10.
Ушакова
О.
С.,Струнина
Е.
М.
Методика развития речи детей дошкольного возраст: Учеб.- метод. пособие
для воспитателей дошк. образоват.учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
2. Ахмедханова С. М. Речевая зарядка как способ развития спонтанной
речи // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 489-491.
3. Бродская Ю. В. К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой
стороны
речи
детьми
младшего
дошкольного
возраста
//
Вопросы
дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 27-31.
4.
Воробьева
Т.
А.,
Крупенчук
О.
И.
Логопедические
упражнения:
Артикуляционная гимнастика. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2012.
5. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей
звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая
гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: издательство ГНОМ и
Д, 2001г.- 16с.
7. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
8. Поливара З.В. Нейропсихолингвистичекие основы нарушения речи.
Учебное пособие. - Тюмень, 2012г.-180с.
9.Ткаченко
Т.А.
логопедическая
энциклопедия.
-
М.:
ООО
ТД
Издательство Мир книги, 2010г.- 248с.
10. Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.
Сборник «Специальная школа». Выпуск 4(116). — М.: Просвещение, 1965.
Яшина
В.
И.,
М.
М.
Алексеева
—
педагог,
организатор,
исследователь
речевого развития// Дошкольное воспитание. 2009. № 10.