Автор: Назаревская Наталья Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа №1412 с/п 9 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: конспект занятия Тема: "Путешествие по Красной площади" Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по образовательной области «Социализация», «Познание»
для старшего дошкольного возраста
на тему: « Путешествие по Красной площади»
Москва – 2015
Цель : развивать у детей интерес к истории своего города,чувство
патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
расширять знания детей об историческом наследии родного города;
побуждать восхищаться красотой архитектурных сооружений,
ансамблей, достопримечательностями;
развивать умение слушать друг друга, дополнять,рассуждать
Материал : иллюстрации Красной площади, Кремля, Спасской башни
Кремля, Никольская башня Кремля, собора Василия Блаженного, памятника
Минину и Пожарскому, Государственного Исторического музея, мавзолея
В.И.Ленина, ГУМа.
Ход занятия:
Воспитатель: - Мы с вами уже неоднократно говорили, что живём в
огромной и богатой стране. Как она называется? - (Россия)
Воспитатель : - Она богата лесами, реками, морями, городами. Но есть
главный город нашей страны, её столица. Как называется наш город?
Дети: - (Москва). - А кто расскажет стихотворение о Москве?
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башня Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!
Воспитатель: - давайте посмотрим на карту, где находится Москва. Ребята, а
вы любите путешествовать? (ответы детей).Я тоже очень люблю путешество-
вать и хочу предложить вам отправиться в удивительное путешествие по
историческому центру Москвы. Вы готовы?
Вправо, влево повернитесь…
И немного покружитесь…
А теперь остановитесь…
И на месте окажитесь!
Наше путешествие начинается…
Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно, где мы с вами оказались?
Как называется это место? (Ответы детей.)
- А как вы догадались, что мы находимся на Красной площади? Что вы
видите? (Ответы детей.)
Воспитатель : - Правильно. Мы находимся на Красной площади. Обратите
внимание , чем вымощена Красная площадь? (Ответы детей.) Совершенно
верно, камнем. Этот камень называется брусчаткой. Ребята, посмотрите на
саму площадь. Какая она? (Ответы детей.) - Ребята, а как вы думаете, почему
эту площадь назвали Красной? (ответы детей). – В древние времена, все
красивое называли «красным»…красна девица, красно солнышко и др.
Воспитатель . Красная площадь – это главная площадь страны. Здесь
проходят праздничные парады, салюты, выступления артистов. (Показ
иллюстраций.) Она расположена у самых стен Кремля. Посмотрите, из чего
выложены стены Кремля? (Ответы детей.) - Стены выложены из красного
кирпича .
Воспитатель : - А теперь внимательно присмотритесь к стенам Кремля. Что в
них особенного? (Ответы детей).
- Стены очень высокие, с острыми зубцами и сторожевыми башнями.
Воспитатель : - Самой известной считается Спасская башня Кремля. Как вы
думаете, ребята, а чем она известна? (Ответы детей.)
- Правильно, своими часами (курантами). Прислушайтесь… (Звучит запись-
бой курантов.) Что это за звуки? (Ответы детей.) Совершенно верно, это бой
часов Спасской башни. Посмотрите, какие они большие, красивые.. Эти
куранты – главные часы России. Они показывают самое точное московское
время. А еще, под Спасской башней мы видим проездные ворота,которые так
и называются - Спасские ворота. Они являлись парадным въездом в Кремль.
От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали
иностранных послов.
Игра : - « Воротики »
Воспитатель: - Путешествуя по Красной площади, мы с вами оказались у
собора. (Иллюстрация собора Василия Блаженного.) Как он называется?
(Ответы детей.) Собор Василия Блаженного,или Покровский.Он был
воздвигнут в честь взятия Казани. Раньше его называли «Каменным
цветком». Как вы думаете, почему?
Воспитатель. Приглядитесь внимательно, купола напоминают бутоны
цветов. Его разноцветные, пестрые купола радуют глаз яркостью, наряд
-ностью и чудесным сочетанием красок – красных, зеленых, желтых…
Присмотритесь к этим затейливо разукрашенным куполам: их девять, и все
они разные. Один из куполов густо усеян золотистыми шишками, они как
звезды на небе в темную ночь; на другом – по светлому полю бегут зигзагами
алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными
дольками. Все это создает ощущение праздничности.
Воспитатель: - Перед Покровским собором стоит памятник.Давайте его
рассмотрим.( иллюстрация памятника К.Минину и Д.Пожарскому). Кого вы
здесь видите? Двух мужчин: один из них сидит, другой стоит. А на памятнике
написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому Благодарная Россия».
Этот памятник был создан скульптором Иваном Мартосом и посвящен
Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, руководителям народного
ополчения,которые отстояли и защитили Россию в борьбе с поляками. Вот
как об этом памятнике написала Н.Кончаловская :
«Добрый памятник поставлен двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен от бесчестья край Родной…
На гранитном пьедестале перед площадью они
Много,много раз встречали знаменательные дни.»
Воспитатель: - Рядом с Храмом Василия Блаженного стоит необычное с
виду сооружение – возвышенное, огороженное решеткой. К нему ведут
ступеньки. Это – Лобное место В стародавние времена царские прибли-
женные поднимались на Лобное, т.е. возвышенное, место, чтобы прочитать
царский указ. Отсюда их хорошо видели и слышали.
Воспитатель: - А теперь мы приближаемся к самому интересному
Государственному Историческому музею.(Иллюстрация музея). Как вы
думаете,что там можно увидеть? ( Ответы детей). Он называется
Историческим,потому что в нем собраны старые вещи,документы,картины и
др. Они рассказывают о прошлом нашей страны,ее культуре, о том, какие
люди в ней жили,какую одежду носили, чем прославились и многое другое.
Архитектура музея составлена по мотивам русского узорочья и составляет
единый ансамбль с Собором Василия Блаженного и башнями Кремля.
Физкультминутка:
«Улыбнись»
Вверх и вниз рывки руками, будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай. Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте, Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: - А теперь перед нами находится Мавзолей Ленина,который
был возведен в 1924 года. Теперь это не только усыпальница вождя народа,
но и музей на Красной площади. Мавзолей имеет значение великого наследия
и исторической ценности. Также он является объектом, охраняемым
ЮНЕСКО. Кроме того, он неотъемлемая часть Красной площади.
Воспитатель: - Вот мы и дошли еще до одного исторического здания с
характерными «башенками» на фронтоне,самым узнаваемым символом
ГУМа. В здании располагается около тысячи магазинов,которые многие из
вас посещали.
Воспитатель:- Ребята, вам понравилась наша экскурсия? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Где мы сегодня побывали? (Ответы детей.)
Воспитатель: - А что больше всего вам понравилось? (Ответы детей.)
Воспитатель: - В завершении нашей экскурсии давайте попробуем собрать
по памяти картинки с изображением тех мест, где мы с вами побывали.
Воспитатель: - Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие. В
нашем городе есть еще много достопримечательностей, с которыми мы с
вами познакомимся в следующий раз.