Авторы: Середюк Ирина Анатольевна, Панкратова Марина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС ОВ №22" г. Усинска
Населённый пункт: город Усинск
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема: ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ "ЖЕМЧУЖИНА"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска
«Челядьöс сöвмöдан 22 №-а сад видзанiн» школаöдз велöдан Усинск карса
муниципальнöй асшöрлуна учреждение
ПРИНЯТО
на заседании Совета педагогов
протокол № ____
от «____»____________2015 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего
МАДОУ «ДС ОВ № 22» г. Усинска
Приказ от «___»_______ 2015 № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ
«ЖЕМЧУЖИНА»
для детей с 4х до 7ми лет
срок реализации – 4 года
Усинск, 2015 г.
Разработчики – воспитатели:
Алексеенко Людмила Дмитриевна,
Середюк Ирина Анатольевна
Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой
мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", —
утверждал В.А. Сухомлинский.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.
Каждый
ребенок
рождается
художником.
Нужно
только
помочь
ему
разбудить
в
себе
творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и
назначение в этом прекрасном мире. Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период
для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают
большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии,
сотрудничестве, сотворчестве.
В своей работе мы решили обратиться к нетрадиционным художественным техникам,
чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству.
В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности
и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно
очень эффектный и почти не зависит от умений и способностей ребёнка.
Необычные
техники
напоминают
игру,
в
которой
раскрываются
огромные
потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в
оригинальную,
если
применяется
на
основе
нетрадиционных
материалов.
Например,
обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой
и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге. Можно изобретать свои способы и
техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы: карандаши - восковые,
масляные; краски - витражные, перламутровые, акриловые и т.д. Очень интересно рисовать
на песке, бересте, природном камне угольком, птичьим пёрышком, шишкой, верёвочкой.
Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и
детской
художественной
деятельности
формировать
у
ребят
такие
каче ства:
самостоятельность,
инициативность,
творческая
активность,
позволяющие
самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности;
снижать закомплексованность, скованность.
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы,
направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать
внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и
коммуникативных
способностей
дошкольников
на
основе
их
собственной
творческой
деятельности является отличительной чертой данной программы.
Таким
образом,
учитывая
влияние
художественно-творческой
деятельности
на
всесторонне развития личности ребёнка, нами была организована дополнительная платная
услуга
по
изобразительной
деятельности
с
использованием
нетрадиционных
техник
рисования «Жемчужина» на базе МАДОУ «ДС ОВ № 22» г. Усинска.
Цель
программы:
формирование
эмоционально-чувственного
внутреннего
мира,
развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Развивать воображение.
Дать детям возможность для самовыражения.
Развивать опыт творческой деятельности.
Способствовать развитию внимания, памяти, фантазии.
Обучать
способам
деятельности
творческого
процесса
в
различных
видах
продуктивной деятельности.
Формировать умение видеть образы и действовать с ними.
Побуждать детей в свободной деятельности использовать нетрадиционные техники
рисования.
Совершенствовать техники рисования нетрадиционными материалами.
Воспитывать самостоятельность, трудолюбие и умение доводить дело до конца.
Ожидаемый результат:
Овладение детьми знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, осознание
ребенком своих способностей. Умение активно и самостоятельно проявить себя и испытать
радость творчества.
Календарно-тематический план
Первый год обучения (3-4года)
№
п/
п
Тематика
занятий
Нетрадиционная
техника
Программное содержание
Материал
1
Я творю
По желанию детей
Выявить уровень знаний
художественных навыков у
детей.
Лист бумаги,
гуашь, кисти
2
Осеннее
дерево
Отпечаток ладошки
Прививать любовь к
осеннему времени года.
Развивать интерес к работе
Лист бумаги,
гуашь кисть
3
Еж
Оттиск одноразовой
вилкой
Развивать мелкую моторику
рук. Учить желанию
наносить оттиск
интенсивно и аккуратно
Силуэты ежа
на листе,
ватная палочка,
гуашь
4
Полосатый
котик
Полоски
Учить проводить ровные
полости одну за другой.
Развивать умение
ориентироваться на листе
бумаги
Силуэт котика,
кисть широкая,
гуашь
5
Солнышко
Оттиск игрушечной
кастрюлькой
Учить фантазировать и
экспериментировать.
Развивать воображение и
желание творить
Лист бумаги,
толстая, тонкая
кисть,
игрушечные
кастрюльки
6
Ветерок
листочки
закружил
Отпечаток пальца
Прививать любовь к
природе. Учить видеть
красоту осеннего леса.
Развивать мелкую моторику
Лист бумаги с
силуэтами
деревьев,
гуашь,
иллюстрации
7
Румяное
яблоко
Рисование
восковыми мелками
Развивать мелкую
моторику. Учить сочетать
несколько цветов в рисунке
Лист бумаги,
восковые
мелки
8
Деревья в
снегу
Отпечаток ладонью
Прививать любовь к
красоте зимнего леса.
Развивать аккуратность
Лист бумаги с
нарисованным
и стволами
деревьев, белая
гуашь,
салфетка
9
Белая вся
улица
Рисование зубной
пастой
Продолжать учить детей
примакивать. Развивать
интерес к работе с зубной
пастой
Лист с
нарисованным
и деревьями,
белая зубная
паста,
салфетки
10
Праздничное
платье
Ватная палочка
Создать хорошее
настроение. Учить
примакивать ватной
палочкой украшая платье.
Развивать мелкую моторику
Лист бумаги,
гуашь, ватные
палочки
11
Разноцветные
Рисование пальцем
Учить рисовать пальцем.
Лист бумаги с
клубочки для
котят
По нарисованной ниточке
примакивать пальцем
изображая клубок.
Развивать аккуратность.
Учить ориентироваться на
листе бумаги
нарисованной
спиралью
клубка, гуашь,
салфетка
12
Ночной
пейзаж
Оттиск мочалкой
Учить экспериментировать
и фантазировать. Развивать
мелкую моторику
Черная
тонированная
бумага, гуашь
белая, синяя,
голубая,
салфетки.
13
Солнышко
смеется,
тучку веселит
Рисуем на ткани
Учить рисовать на ткани.
Развивать воображение,
интерес к работе. Развивать
мелкую моторику
Ткань,
натянутая на
рамки, кисть,
акриловые
краски,
салфетки
14
Гусеница
Оттиск детской
посудой
Развивать воображение,
творческую активность.
Воспитывать аккуратность.
Листы бумаги,
гуашь, широкая
тонкая кисть,
салфетки
15
Тюльпан
Отпечаток ладонью
Прививать любовь к
природе. Знакомить ребят с
первоцветами. Развивать
аккуратность.
Лист бумаги,
гуашь,
салфетки,
тонкая и
толстая кисть
16
Жар-птица
Отпечаток ладонью
и пальчиков
Развивать творчество
ребенка. Учить
фантазировать. Развивать
мелкую моторику рук
Лист бумаги,
гуашь, толстая,
тонкая кисть,
салфетки
17
Весна пришла
Рисование зубной
пастой
Прививать любовь к
природе, видеть красоту
весеннего леса. Развивать
чувство ритма
Лист бумаги,
коричневая
гуашь, тонкая
кисть, зеленая
зубная паста,
салфетки
18
Я творю
Диагностика
Создать хорошее
настроение для творчества
и желание рисовать
Все
имеющиеся в
наличии
Второй год обучения 4 – 5 лет
№
п/
п
Тематика
занятий
Нетрадиционная
техника
Программное содержание
Материал
1
Я художник
(диагностиче
ское)
По желанию детей
Узнать уровень
способности и создать
условия для творчества.
Альбомный
лист бумаги,
цветные
карандаши,
фломастеры,
гуашь.
2
Рыбка-
тарелочка.
Печать пробками.
Учить работать с
материалами
необходимыми для
нетрадиционных
изобразительных техник.
Бумажный
круг разных
оттенков,
гуашь, кисти,
пробки.
3
Горсть
винограда.
Пальчиковая
живопись.
Закрепить умения рисовать
пальчиками, учить приёмам
примакивания. Развивать
чувства ритма,
аккуратность.
Альбомный
лист бумаги,
ветка рябины,
гуашь, кисти,
салфетки.
4
Тарелка с
фруктами.
Пальчиковая
живопись.
Учить экспериментировать
с материалами, развивать
чувства ритма, составлять
свой натюрморт.
5
Насекомые.
Печать овощами и
пробками.
Ознакомить с техникой
печати картофелем и
морковкой. Учить
тщательно, наносить краску
и делать отпечаток.
Воплощать рисунки в свои
идеи.
Бумага разного
оттенка,
картофель,
пробки, гуашь,
кисть, ватные
палочки.
6
Праздничный
день.
Печать овощами.
Продолжать знакомить с
техникой печати
картофелем. Создавать
праздничное настроение.
Бумажный
круг разных
оттенков,
гуашь, кисти,
картофель,
ватные
палочки.
7
На экскурсию
в автобусе.
Печать пробками и
прорисовывать
палочками.
Продолжать знакомить с
материалом пробки,
создавать сюжет.
Прорисовать мелкие детали
с аккуратностью.
Бумага
голубого или
серого цвета в
виде
прямоугольник
а, кисти ,
гуашь, пробки.
8
Осьминог.
Восковой резерв.
Ознакомить с техникой
восковых мелков, развивать
воображение творчества.
Учить прорисовывать до
конца.
Альбомный
лист бумаги,
восковые
мелки,
акварель,
кисти.
9
Цветы для
мамы.
По желанию детей.
Учить создавать букет из
техники примакивания
пальчиком, опечатывания
овощами. Развивать детское
воображение.
Все
имеющиеся в
наличии.
10.
Волшебные
рыбы
Обрисовывание
стопы
Знакомить с новой
техникой опрессовывания
стопы, используя след
развивать фантазию в
получившемся образе.
Тонированная
или белая
бумага,
фломастеры,
гуашь, кисть.
Развивать интерес к работе.
11
Веселые
осьминоги
Обрисовывание
стопы
Продолжать использовать
нетрадиционную технику
опрессовывания стопы
дополняя дополнительные
детали (бусами, бантиками,
шляпками) развивать
игровую деятельность и
воображение.
Лист голубого,
темно-серого,
фиолетового
цветов.
Фломастеры.
12
Деревья в
снегу
Пальчиковая
живопись
Совершенствовать
прорисовывание форм
деревьев, закрепить
строение деревьев.
Продолжать учить
ритмично примакивать
изображая снег.
Альбомный
лист бумаги,
темно-синего
цвета, белая
гуашь.
13
По замыслу
По желанию детей.
Совершенствовать умения
и навыки в свободном
экспериментировании с
материалами
необходимыми для работы
в нетрадиционных
изобразительных техниках.
Закреплять умения
самостоятельно выбирать
тему и технику.
Все
имеющиеся в
наличии.
14
Веселая
сороконожка
Тычок ватной
палочкой.
Пальчиковая
живопись.
Продолжать использовать
знакомые техники
печатанья овощами.
Развивать воображение и
любовь к животному миру.
Штампы
картофеля,
ватные
палочки.
15
Елочка -
красавица
Восковой резерв
Продолжать учить рисовать
восковыми карандашами.
Развивать воображение
поддерживать новогоднее
настроение, используя в
работе нетрадиционные
техники.
Альбомный
лист бумаги,
акварель,
восковые
мелки, гуашь,
елочные
игрушки.
16
Любимые
перчатки
Тычок ватной
палочкой,
пальчиковая
живопись
Развивать чувство, цвета и
ритма раскрашивая
перчатки. Учить ритмично,
рисовать прямые с лева на
право.
17
Золотая осень
Оттиск сухих
листочков
Учить аккуратности,
наносить на сухие листья
краску и создавать
композицию.
Развивать воображение.
Сухие
листочки,
гуашь, кисть
или тампон.
18
Гроздь
рябины
Рисование ватными
палочками
Учить составлять
композицию из гроздей
рябины.
Развивать аккуратность и
Гуашь, ватные
палочки,
заготовки
листочков с
любовь к красоте осенней
природы.
кустами
рябины.
19
По замыслу
Различные (по
желанию детей)
Совершенствовать умения
и навыки свободного
экспериментирования с
различными материалами в
нетрадиционных
изобразительных техниках.
Все
имеющиеся в
наличии
материалы.
20
Снегири
прилетели
Печать картошкой
Продолжать учить рисовать
техникой печати картофеля.
Учить передавать форму
птицы. Прививать любовь к
птицам и интерес передачи
их повадок (клюет, летит)
Бумага
постельных
цветов, кисть,
ватные
палочки,
силуэт
волнистых
линий.
21
Радужные
змейки
Рисование
пальчиками
Закрепить цвета радуги. На
основе волнистых линий
создавать композицию.
Развивать мелкую
моторику.
Бумага, гуашь
семь цветов
радуги.
22
По замыслу
Различные (по
желанию детей)
Совершенствовать навыки
свободного
экспериментирование с
материалами
нетрадиционных техник.
Все
имеющиеся в
наличии.
23
Семья Ежат
Тычок жесткой
кисти.
Учить создавать
выразительный образ ежа.
Используя жесткую кисть.
Прививать любовь к
животным.
Тонированная
бумага,
жесткие
зубные щетки,
черная гуашь.
иллюстрации.
24
Тюльпаны
Рисование
пальчиками и всей
ладонью.
Учить рисовать цветы
оттиском ладошки,
составлять композицию из
цветов.
Учить радоваться красотой
природы ближнего.
Альбомный
лист бумаги
25
Воздушные
шары и
воздушные
змеи.
Восковой резерв
Совершенствовать технику
восковой резерв.
Учить размещать рисунок
по всему листу.
Бумага
голубых
оттенков,
кисти,
акварель,
восковые
мелки,
иллюстрации.
26
Куст мимозы.
Тычкование
Продолжать
совершенствовать умения и
навыки использования
ватной палочки с
разбухшей ватой и на
начальном этапе.
Ватные
палочки,
зубные щетки.
27
Веточка
березы
Оттиск картоном
Вызвать интерес к технике
рисования – оттиск.
Развивать чувство цвета,
композиции. воспитывать
самостоятельность,
инициативность,
творчество.
Гуашь, картон,
тонированные
листы бумаги,
ватные
палочки.
28
Золотая
рыбка
Тычкование
Совершенствовать умения
и навыки в свободном
экспериментировании с
материалами, необходимые
для работы в
нетрадиционных
изобразительных техниках
– тычок. Закрепить умение
самостоятельно рисовать
рыбку.
Все
имеющиеся в
наличии.
29
Сердечные
цветы
Рисование ватной
палочкой,
пальчиками
Совершенствовать умение
детей, в данных
изобразительных техниках.
Развивать умение
отображать в рисунке
красоту цветов в виде
сердца. Развивать чувство
композиции. воспитывать
желание делать подарки
близким.
Альбомный
лист бумаги,
ватные
палочки,
пальчиковая
гуашь.
30
Храбрый
мышонок
Восковой резерв
Формировать умение
рисовать раскрывая тему
литературного
произведения, передавая
характер и настроения
героя. Познакомить с
приемами передачи
сюжета: выделить главное,
изображая более крупно на
переднем плане.
Совершенствовать технику
рисования восковыми
мелками. Развивать чувство
композиции.
Альбомный
лист бумаги,
восковые
мелки.
31
Птицы, почему
вы красные
Рисование
фломастерами,
цветными
карандашами.
Развивать у детей
воображение и фантазию.
Развивать умение рисовать
птиц, располагая по всему
листу, дополняя частями
(лапы, хвост) получать
законченное изображение.
Упражнять в закрашивании
рисунка карандашом,
Фломастером не выходя за
контур, неотрывно, в одном
направлении «туда - обратно».
Изображение
птиц.
Лист альбомный
бумаги
,
фломастеры,
цветные
карандаши.
Закрепить название цветов.
32
Салют
победы
Восковой резерв
Познакомить детей со
свойством восковых мелков
отталкивать воду.
Закрепить умение рисовать
фон в одном направлении
слева – направо или сверху
– вниз, менять нажим в
зависимости от материала:
мелками – сильный, кистью
– слабый. Воспитывать
гордость за Родину.
Листы
квадратной
формы бумаги,
восковые
мелки, жидкая
фиолетовая
гуашь, мягкие
кисти.
33
Зайцы на
поляне
Тычок жесткой
кистью
Учить создавать
выразительный образ
зайца, используя жесткую
кисть. Развивать умение
пользоваться
выразительными
средствами графики.
Закреплять навыки работы
с данными материалами.
Бумага
тонированная,
жесткая и
мягкая кисти,
белая гуашь,
эскизы,
иллюстрации.
34
По замыслу
Различные (по
желанию детей)
Совершенствовать умения
и навыки свободного
экспериментирования с
различными материалами в
нетрадиционных
изобразительных техниках.
Все
имеющиеся в
наличии.
35
Нарциссы -
весенние
Оттиск картоном
Вызвать интерес к технике
рисования – оттиск.
Развивать чувство цвета,
композиции. воспитывать
самостоятельность,
инициативность,
творчество.
Альбомный
лист бумаги.
Гуашь,
машинки,
тонированные
листы бумаги,
ватные
палочки.
36
Я умею
творить.
Диагностика
Создать условия для
отражения в рисунке
умений и навыков
полученных ранее.
Выявить уровень
способностей.
Третий год обучения 5 – 6 лет
№
п/
п
Тематика
занятий
Нетрадиционная
техника
Программное содержание
Материал
1
Я творю
По желанию детей
Создать условия поделиться
летними впечатлениями.
Выявлять уровень
способностей
Альбомный лист
бумаги, цветные
карандаши,
фломастеры,
гуашь.
2
Ежиная семья
Оттиск смятой
бумагой
Уметь пользоваться
техникой снятой бумаги.
Учить выполнять рисунок
тел без прорисовки
карандашом. Развивать
фантазию и дополнять
рисунок дополнительными
деталями.
Сжатая бумага
разной
величины по
объему.
3
Осенние
деревья
Печать сухими
листочкам
Продолжать учить печатать
сухими листьями.
Составлять осеннюю
композицию.
Совершенствовать рисунок
дополнительными
деталями.
Альбомный лист
бумаги, гуашь,
засушенные
листья, кисти,
салфетки,
ватные палочки.
4
Тюльпаны
Отпечаток ладонью
и пальчиков
Создавать образ
раскрывшегося цветка
отпечатком ладони и
прорисовывания отдельных
деталей пальчиками.
Развивать цветвосприятие.
Альбомный лист
бумаги, гуашь
теплых цветов.
5
Котик
Оттиск пожеланию
детей
Учить видоизменять
выразительный образ
котика. Создавать условия
для экспериментирования
при сочетании
изобразительных техник
самостоятельных
творческих поисков.
Развивать воображение и
мышление. Воспитывать
интерес к познанию
природы и отражению
полученных представлений
в изобразительной
деятельности.
Альбомный лист
бумаги, цветные
карандаши,
фломастеры,
гуашь.
6
Осень золотая
в лесу
Оттиск поролоном
Создать сюжетный рисунок.
Продолжать изображать
красоту осеннего пейзажа.
Развивать фантазию и
воображение.
Альбомный лист
бумаги, гуашь,
поролон, ватная
палочка.
7
Иней на
дереве.
Оттиск зубной
щеткой
Учить отображать красоту
зимней природы.
Совершенствовать умения
работать в данной технике.
Силуэт дерева с
огросиной
кроной, белая
гуашь.
8
Волшебная
птица
Превращения
Учить детей обрисовывать
ладонь и дорисовывать
отдельные элементы
(гребень, крылышки,
лапки). Развивать
воображение создавать
волшебный образ.
Картон белого
цвета, простой
карандаш,
фломастеры,
ватная палочка.
9
Букет цветов
Превращение стопы
Продолжать учить
обрисовывать стопу.
Совершенствовать навыки в
свободном
экспериментировании.
Развивать воображение.
Альбомный лист
бумаги
тонированные,
кисти, гуашь,
фломастеры.
10
Аквариум с
рыбками
Отпечаток ладоней
Создавать сюжет. Учить
ладонь раскрашивать
разными цветами, чтобы
рыбки получились
разноцветными. Развивать
воображение и
цветоощущение.
Кисти широкие,
люминесцентна
я краска разных
цветов.
11
Радуга
Монотипия.
Рисование
пальчикам, на брызг
Учить рисовать радугу в
технике монотипия,
закрепить название цветов
в радуге. Закрепить умение
изображать снег, используя
рисование пальчиками.
Развивать чувство
композиции.
Лист голубого,
темно- серого
фиолетового
цветов,
салфетки,
эскизы.
12
Ночное небо
Восковой резерв
Продолжать учить рисовать
восковыми мелками.
Создавать сюжет и
развивать мелкую моторику
Альбомный
лист, восковые
мелки, акварель.
13
Дружки и
подружки
медузки
Отпечаток ладоней
Создавать сюжет. Развивать
воображение в
прорисовывании мелких
деталей (глаз, шапок,
бантиков, сумочек)
Гуашь разных
цветов, листы
бумаги
вырезанные в
форме овала-
моря
14
Клякса
изменилась и
в кого-то
превратилась
Печать картошкой
Развивать воображение и
творчество детей. Учить из
кляксы создавать
оригинальный рисунок
Жидкая гуашь
разных цветов,
фломастеры.
15
Подводный
мир
Тычок ватной
палочкой
Составлять сюжет.
Развивать воображение.
Продолжать пользоваться
нетрадиционными
техниками рисования.
Гуашь разных
цветов,
картофель
разной
величины,
кисть.
16
Перчатки для
котят
Тычок ватной
палочкой
Развивать воображение,
чувство цвета, чувство
ритма
Альбомный лист
бумаги, гуашь,
ватные палочки.
17
Волшебные
цветы
Отпечаток
колесиками от
игрушечных машин
разной величины
Развивать воображение.
Учить отображать в
рисунке собственный
замысел наиболее
выразительно. Развивать
чувство композиции.
Колесики
разной
величины от
игрушечных
машинок, гуашь
разных цветов.
18
Еловая ветка
Отпечаток вилки
Развивать мелкую
моторику, оттиск вилкой –
Лист бумаги,
одноразовые
иголок елки.
вилки, зеленая,
коричневая
гуашь.
19
По замыслу
По желанию детей
Развивать способность
пользоваться всеми
имеющими способами
нетрадиционной техники.
Все имеющиеся
в наличии.
20
На
воздушном
шаре
Восковой резерв
Учить прорисовывать
воздушный шар, корзину,
тонировать небо.
Восковые
мелки, голубой,
синий цвет
гуашь.
21
Петушок
хлопает
крылышками
Оттиск картофеля
Совершенствовать умение
печатания картофелем.
Развивать воображение,
дорисовывая элементы.
Альбомный лист
бумаги,
картофель,
гуашь, кисть
22
Мишка-
топтыжка
угольки
Учить создавать
выразительный образ
медвежонка. Развивать
умение пользоваться
выразительными
средствами. Развивать
аккуратность.
Угольки,
альбомный лист.
23
Бабочка
Монотипия
Развивать воображение.
Знакомить с
симметричными
предметами.
Альбомный лист
– сюжетный (в
двое), кисти,
гуашь,
иллюстрации.
24
Пингвины
Печать овощами,
рисование
пальчиками
Продолжать знакомить с
нетрадиционной техникой –
печать овощами. Учить
отображать в рисунке не
сложный сюжет.
Синяя, голубая
тонированная
бумага,
картофель,
гуашь, кисть.
25
Сова –
большая
голова
Восковой резерв
Прививать любовь к
птицам, закреплять
особенности внешнего
вида, образ жизни
Восковые
мелки, кисти,
картинки, гуашь
черного синего
цвета.
26
Космическое
путешествие
Набрызг, трафарет
Восхищаться красотой
космического неба. Учить
использовать смешение
красок, набрызг.
Закрашивать по трафарету
космический аппарат.
Трафареты
космического
аппарата, зубная
щетка,
альбомный лист,
иллюстрации.
27
По замыслу
По желанию детей
Развивать способность
пользоваться всеми
имеющими способами
нетрадиционной техники.
Все имеющиеся
в наличии.
28
Друзья Нюши
Рисование
пальчиками
Создавать образ любимых
героев. Закреплять умение
рисовать пальчиками.
Развивать чувство
композиции
Иллюстрации из
мультфильмов
«Смешарики»,
гуашь, кисть.
29
Блины на
масленицу
Рисование по
мокрому листу
Учить покрывать
альбомный лист водой.
Закреплять знания о
изобразительном материале
– акварель.
Альбомные
листы, широкая
и узкая кисть,
акварель
30
Рыбка -
тарелочка
Превращалки
Создавать выразительный
образ рыбки. Учить
подбирать яркие цвета для
образа рыбки.
Одноразовые
бумажные
тарелочки,
гуашь, ножницы
31
Рисуем
манкой
Манка
Учить релаксировать,
расслабляться, рисовать
различные образы, развивая
воображение и фантазию.
Подносы с
манкой
32
Зимние
деревья
Оттиск бумагой
Учить создавать
композицию зимнего леса.
Развивать любовь к
творчеству.
Смятая
объемная
бумага,
различной
величины ватная
палочка, белая
гуашь, черная,
коричневая.
33
Букет для
мамы
Оттиск овощами
Знакомить с натюрмортами.
Развивать интерес к
творчеству и
нетрадиционным техником
рисования.
Морковь,
картошка, кисти,
гуашь,
иллюстрации
натюрмортов
34
Ветвь
цветущей
яблони
Оттиск овощами
Прививать любовь к
природе. Учить передавать
красоту весенней природы.
Тонированная
зеленая,
салатовая
бумага
35
Море
волнуется раз
Оттиск бумагой
Показать красоту моря.
Учить фантазировать и
прорисовывать мелкие
детали. Прививать любовь
к природе.
Гуашь оттенки
синего,
зеленого,
черного.
Иллюстрации,
альбомные
листы, ватные
палочки.
36
Я художник
Диагностическое
Создавать условия для
выявления использования
детьми нетрадиционных
техник рисования.
Все имеющиеся
в наличии.
Четвертый год обучения 6 – 7 лет
№
п/
п
Тематика
занятий
Нетрадиционная
техника
Программное содержание
Материал
1
Я художник
(диагности-
ческое)
По желанию детей
Создать условия для
отражения детьми
впечатлений. Выявить
Бумага А4,
цветные
карандаши,
уровень способностей
детей.
фломастеры,
гуашь,
фотографии о
летнем отдыхе.
2
Палисадник с
цветами
Печать спичечным
коробком,
пуговицами
Познакомить с новым
нетрадиционной техникой
печати. Развивать
воображение и
пространственное
мышление
Гуашь, листы,
спичечные
коробки,
пуговицы с
ножками
3
Букет астр
Рисование
акварелью по
мокрому листу
Продолжать знакомить с
акварелью. Создавать
хорошее настроение и
желание рисовать работу в
подарок. Создавать
гармоничною цветовую
композицию.
Акварель, листы
альбомные,
широкие и тонкие
кисти, вода.
4
Осенний лес
Оттиск скомканной
бумаги, поролона
Продолжать учить
использовать в своей
работе техники
нетрадиционного
рисования. Составлять
пейзаж.
Гуашь, листы
белые,
поролоновые
тампоны, ватные
палочки.
5
Ваза с
фруктами
Печать овощами
Учить составлять
натюрморт.
Совершенствовать умение
работать в данной технике.
Лист бумаги,
гуашь, ватные
палочки, кисть.
6
Клякса
шутница
Кляксография
Учить придумывать и
воображать. Развивать
творческую способность
Листы бумаги,
гуашь, ватные
палочки, кисти
7
Манка
Рисование манкой
Учить использовать
сыпучий материал в своем
творчестве. Развивать
фантазию, воображение.
Желание творить.
Подносы с
манкой.
8
Усинск
весной
Рисование углем
Учить любить свой город,
передавать в рисунке
строения. Развивать
интерес к работе.
Иллюстрации,
уголь, салфетка.
9
На траве
грибочек
Пуантемун
Рисование точками
Познакомить детей с новой
техникой рисования.
Развивать творчество и
индивидуальность
Готовый рисунок
по контуру
обведенный.
Иллюстрации,
ватные палочки
10
Солнце
радуга и небо
Пуантемун
Рисование губками
Продолжать знакомить с
техникой. Развивать
интерес и творчество.
3 вида губок, лист
альбомный,
гуашь, кисть
широкая и узкая
11
Весеннее
дерево
Пуантемун
Рисование мочалкой
Продолжаем знакомить с
разновидностью техники.
Прививать любовь к
природе, желание показать
2 вида мочалок
круглых, 2 цвета
зеленой гуаши,
коричневая гуашь,
ее во всей красе.
кисть толстая
12
Бабочка -
красавица
Пуантемун
Рисование точками
Прививать любовь к живой
природе. Учить воображать
и фантазировать. Делиться
хорошим настроением
Ватные палочки,
гуашь, листья
13
Деревья у
воды
Рисование
акварелью по
мокрому.
Монотипия-
отражение
Закрепить знания о
пейзаже как о жанре
изобразительного
искусства.
Совершенствовать технику
рисования акварелью.
Альбомные
листы, акварель,
иллюстрации о
весне
14
Рыбка
Рисуем на ткани
Развивать интерес к
рисунку на ткани.
Воспитывать любовь к
природе. Развивать
желание творить.
Ткань голубого
цвета натянутая
на основу, гуашь,
ватные палочки
15
Фрукты на
тарелочке
Рисование
восковыми мелками
Знакомить с натюрмортами
великих художников.
Альбомный лист,
восковые мелки.
16
По замыслу
По желанию детей
Совершенствовать умения
и навыки в свободном
экспериментировании
Все имеющиеся в
наличии
17
Цветы для
мамы
Выдувание
Приобщать детей к
нетрадиционным техникам.
Учить технике выдувания.
Развивать творчество.
Тушь, трубочка,
бумага, гуашь,
фломастеры
18
Клоун
Рисование
фломастерами
Учить в работе передавать
настроение. Используя
яркие и насыщенные цвета.
Развивать любовь к
рисованию
Альбомный лист,
фломастеры.
19
Черепаха на
песке
Пуантелизм
Рисование точками
Прививать любовь к
животному миру. Учить
фантазировать. Создавать в
работе жизнерадостное
настроение
Ватные палочки,
гуашь, листы
бумаги.
20
Ваза с
яблоками
Штамп яблока
Учить играть цветами,
отпечатывать
всевозможные по цвету
яблоки. Прорисовывать
косточки – ватной
палочкой.
Гуашь, листы,
кисть, ватные
палочки.
21
Тарелочка
Гжель
Роспись
Познакомить с новой
росписью «Гжель».
Прививать любовь к
народному творчеству.
Развивать интерес.
Иллюстрации
«Гжели», гуашь
синего, голубого
цвета, точк-кисть.
22
Домик в
деревне
Прямыми линиями
Развивать интерес к
линейной живописи.
Умение ориентироваться на
листе в рамках плоскостях.
Создавать свой
неповторимый рисунок.
Фломастеры,
салфетка,
линейка. Рисунок
по контуру.
Деревни.
23
Сказочный
витраж
Рисование
акриловыми
красками на пленке
Развивать интерес к
творчеству. Знакомить с
«Витражом». Воспитывать
желание творить
Иллюстрации
«Витраж»,
акриловые
краски, пленка
24
Зимний лес
Отпечаток ладонью
и рисование
пальчиками
Развивать интерес к
творчеству. Учить
аккуратности и опрятности
в работе
Гуашь белого,
синего, голубого,
коричневого
цвета, лист
бумаги, широкая
и узкая кисть,
салфетки.
25
Зайка
беленький
Рисование зубной
пастой
Прививать любовь к живой
природе. Развивать интерес
к рисованию зубной
пастой.
Белая зубная
паста, кисти
широкая и узкая,
листы
26
Котик с
бантиком
Витраж
Продолжать знакомить с
техникой витраж. Развивать
аккуратность и чувство
цвета.
Пленка,
акриловые
краски.
27
Витражные
картинки
Витраж
Продолжать знакомить
детей с техникой витраж и
его выполнения. закрепить
умение рисовать прямые
линии в разных
направлениях. Учить детей
подбирать и отражать
цветовую гамму,
характерную для своего
сюжета.
Пленка в виде
прямоугольника,
акриловые
краски, кисти
разной величины.
28
Пейзаж у
озера
Монотипия -
отражение
Закрепить знания детей о
пейзаже как о жанре
изобразительного
искусства.
Совершенствовать технику
рисования акварелью.
Развивать умение
составлять гармоничную
цветовую композицию,
передавая впечатление о
весне.
Акварель, бумага
альбомный лист.
Фотоиллюстрации
с пейзажем о
весне,
отражением в
воде.
29
Пришла весна
Выдувание
Закрепить нетрадиционную
технику рисования –
выдувание. Использовать в
работе разнообразные
прямые, округлые линии
при выдувания деревьев.
Закрепить умение
тонировать бумагу, слово
пастельные тона. Вызвать у
детей желание создать
весеннюю композицию.
Бумага белая,
гуашь, трубочка
от шариковой
ручки.
Иллюстрации.
Репродукции
художников –
пейзажистов.
30
Витражные
Витраж
Продолжать знакомить
Пленка с
картинки
детей с техникой витраж и
его выполнения. закрепить
умение рисовать прямые
линии в разных
направлениях. Учить детей
подбирать и отражать
цветовую гамму,
характерную для своего
сюжета.
контуром рисунка.
Акриловые
краски, кисти
разной толщины.
31
Розы для
мамы
Губной помадой и
румяной
Развивать интерес к
шутливому рисованию.
Приподнять хорошее
настроение.
Лист бумаги,
остатки губной
помады, старой
румяны, теней,
фломастеры.
32
Птица счастья
Отпечаток ладонью
Развивать воображение и
творчество. Прививать
любовь к природе.
Лист бумаги,
гуашь, ватные
палочки,
салфетка.
33
Собачка на
поляне
Рисование по
номерам
Развивать внимание,
интерес к раскрашиванию.
Совершенствовать умение
рисовать.
Напечатанный
готовый лист с
пронумерованным
рисунком,
фломастеры.
34
Котик на
шарике
Рисование по
клеточкам
Развивать фантазию у
детей. Учить
ориентироваться на листе
бумаги.
Листы бумаги в
клеточку,
фломастеры.
35
Роспись
футболки
Батик
Закрепить навыки детей в
технике холодного батика;
научить правильно
пользоваться шаблонами
при составлении
декоративной композиции;
совершенствовать навыки
детей в составлении из
цветов, стеблей бутонов.
Развивать у детей чувство
ритма.
Белая ткань,
акварельные
краски, тушь,
кисти, салфетки.
Шаблоны разной
формы,
фломастер
черный, простой
карандаш.
Образцы батика.
36
По замыслу
Различные техники
Продолжать учить детей
самостоятельно и
творчески отражать свои
представления о мире
окружающем их, разными
нетрадиционными
техниками. Развивать
пространственное
мышление, воображение.
Все имеющиеся в
наличии.
Прогнозируемые результаты программы
К концу реализации Программы дошкольники должны уметь
Цветовое решение – смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в
палитре или по сырому слою
Продуктивность – отношение ребенка к нарисованному.
Синтез нетрадиционных техник – умение самостоятельно экспериментировать с
изобразительными материалами
Композиция – композиционные умения
Творчество – проявление фантазии
Качество выполнения – умения передавать качественно объект изображения
Самостоятельность – использование навыков самостоятельной деятельности
Декоративность – умение декоративно оформлять готовую работу
Владение изобразительным материалом – интерес к изобразительной деятельности,
владение материалом
Методическая литература
1.
Вербенец А.М. «Образовательная область художественное творчество". Библиотека
программы «Детство». - СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.
2.
Методические советы к программе «Детство». Библиотека программы «Детство». -
СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2007.
3.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 –
7 лет «Цветные ладошки». Издательство: "ИД Цветной мир" (2011)
4.
Лыкова
И.А.
«Изобразительная
деятельность
в
детском
саду:
планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа» - М.: «КАРАПУЗ», 2009.
5.
Лыкова
И.А.
«Изобразительная
деятельность
в
детском
саду:
планирование,
конспекты
занятий,
методические
рекомендации.
Старшая
группа»
-
М.:
«КАРАПУЗ
-
ДИДАКТИКА», 2009.
6.
Лыкова
И.А.
«Изобразительная
деятельность
в
детском
саду:
планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа» - М.: «КАРАПУЗ
- ДИДАКТИКА», 2009.
7.
Малышева А.Н. «Занятия по аппликации в детском саду» – Яр.;«Академия развития».
2010.
8.
Саллинен Е.В. «Коллективное творчество дошкольников» - СПб.; «КАРО», 2011.
9.
Дубровская Н.В. «Игры с цветом», СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС, 2005.
10.
Петрова И.М. «Объемная аппликация», СПб.; «ДЕТСВО-ПРЕСС, 2005.
11.
А.Фатеева «Рисуем без кисточки» - Яр.; «Академия развития» 2006.
12.
Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным
декоративно – прикладным искусством», - М.; «Скрипторий» 2008.
13.
Сибиркина Е.И. «Изобразительное искусство и художественное конструирование для
детей 6 – 7 лет в детских садах Республики Коми», Сыктывкар: Коми пединститут, 2004.
14.
Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись», Библиотека программы «Детство». -
СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС, 2009.
15.
Курочкина Н.А. «Детям о книжной графике». Библиотека программы «Детство». -
СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС, 2009.
16.
Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом». Библиотека программы «Детство». -
СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС, 2009.
17.
Курочкина Н.А. «О портретной живописи –детям». Библиотека программы «Детство».
- СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС, 2012.
18.
Галанов А.Н. «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности», Москва
1999, Творческий центр «Сфера»