Автор: Семенова Мотрена Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Кунчээн" с. Кюндяе Сунтарский улус(район) Республика Саха (Якутия)
Населённый пункт: с Кюндяе
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Труд в природе как одно из средств экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Кунчээн» с. Кюндяе, Сунтарского улуса. Республика Саха (Якутия)
ТРУД В ПРИРОДЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Семенова Мотрена Владимировна
воспитатель средней группы
детского сада «Кунчээн»
2016 г.
«… Упорным трудом я стараюсь прививать детям
любовь
к
природе,
навыки
терпеливого
и
настойчивого
труда,
умение
преодолевать
трудности, что является особенно ценным в деле
воспитания». Г. Бессонов.
Введение
Актуальность. Народная педагогика с момента своего возникновения воплощала в
себе,
прежде
всего
опыт
трудового
воспитания
подрастающего
поколения.
Основу
народной
педагогики
составляют
воспитательные
традиции,
которые
выступают
средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального, трудового
опыта и нравственных ценностей. С их помощью от старших поколений к младшим
передавались
нормы
поведения
людей
и
национальных
черт
культуры.
Специфика
народной
педагогики
в
понимании
основ
воспитания
и
формирования
личности
предполагает, что понимании основ воспитания и формирования личности предполагает,
что основополагающим фактором воспитания должны стать трудовые традиции. Народная
педагогика определяет общее направление трудового воспитания, его цели, содержание,
формы, методы организации. Вся народная педагогика сводится, главным образом, к
воспитанию ребенка трудом, развитию трудолюбия и других нравственных качеств. В
этом залог преемственности, связи поколений, уважения к семье, роду, обществу в целом.
В основу данного проекта положены три основные идеи:
- необходимость воспитания трудолюбия у старших дошкольников как ключевая
качества при подготовке к школе;
- системный подход как основа повышения качества воспитательной работы;
- организация эффективной совместной деятельности работников детского сада и
семьи
на
основе
принципов
сотрудничества,
партнерства,
взаимопонимания
и
взаимоуважения.
- формирование основ экологической культуры;
Данный проект предусматривает организацию труда детей дошкольного
возраста
в
условиях
сельского
ДОУ.
Реализация
проекта
возможна
с
помощью
обеспечения оптимальных условий для организации труда детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать
участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в
семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей
определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной
его стороны.
Нужно каждому человеку понять, как он связан с природой и как люди зависят от
неё. Поняв и осознав это, тогда будет даваться детям правильное воспитание не только в
детском
саду,
но
и
в
семье.
Благодаря
этому
с
легкостью
будем
преодолевать,
экологические проблем и со временем эти проблемы перестанут быть глобальными.
Объект–процесс
экологического
трудового
воспитания
детей
дошкольного
возраста.
Предмет
-
процесс
экологического
воспитания
детей
старшего
дошкольного
возраста посредством труда в природе
Цель - методы и форм организации труда в природе в экологическом воспитании
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Участие
детей
в
научно-практических
конференциях по средствам экологически- трудового воспитания.
Задачи:
1)
Изучить
психолого-педагогическую
литературу
по
проблеме
экологического
образования и трудового воспитания дошкольника
2) Разработать и реализовать экологический проект «Огородник».
3) Участие детей в научно-практических конференциях.
Гипотеза:
экологически-
трудовое
воспитание
детей
старшего
дошкольного
возраста будет успешным, если:
-организовать эколого-развивающую предметную среду для трудовой деятельности;
- разработать перспективный план работы экологического проекта «Огородник»
- взаимодействовать с родителями воспитанников по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста.
- подготовить детей к участию в научно- практических конференциях.
База
проведения
работы:
Работа
проведена
в
старше-подготовительной
группе
МБДОУ «Кунчээн» с. Кюндяе Сунтарский улус.
Содержание, методы и формы организации труда в природе в старшей группе
Проект «Огородник»
Вид проекта:
Информационно - практико - ориентированный.
Продолжительность проекта один год.
Срок реализации: с сентября - май.
Участники проекта: дети 4-7 лет, педагоги, родители.
Охватываемые
образовательные
области: «Социально-коммуникативное»,
«Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Познание».
Перспективный план подпроектов
Месяц
Проекты
Р а б о т а
с
родителями
Прикрепленны
е работники
Под проекты
1
2
3
4
5
Сентябрь
Беседа: «Что растет в огороде»
Практика:«Сбор
урожая
с
огорода,
сбор
морковки
и
свеклы»
Организовать
рабочую одежду
для детей
Воспитатели,
Пом.
Воспитателей,
Р а б о ч и й
-
дворник д.с.
«Что растет в
огороде»
«Сбор семян»
«Хранение
семян»
«Как
хранить
овощи»
«Экскурсия
в
школьный
огород»
Октябрь
Беседа:
«Ярмарка»
Практика:
Заготовка овощей на продажу
Распродажа
овощей, салатов,
распространени
е
о п ы т а
п о
приготовлению
заготовок.
Воспитатели,
пом.
Воспитателей,
повар д.с.
«Ярмарка»
«Свекла»
«Морковка»
«Перец»
«Укроп»
«Капуста»
Ноябрь
Беседа:
«Салат Винегрет»
Практика:
«Салат винегрет»
Рецепты,
блюда
из овощей.
Мед.
Работник
д.с.
Воспитатели,
пом.
Воспитателей,
повар
детского
сада
«Салат
Винегрет»
«Салаты»
«Витамины»
Декабрь
Беседа:
Вода
Практика:
Опыт с водой
Дети с помощью
родителей
собирают
информацию
о
воде
Воспитатели,
п о м .
Воспитателей
«Вода»,
« С о л н ц е » ,
«Воздух»
«Чипполино»
Январь
Беседа:
«Растения не могут жить без
воды»
Практика:
«Лук- Лучок» (наблюдение)
Принести лук 2
шт.
посуду
под
лук.
Воспитатели,
п о м .
Воспитателей
«Растения
не
могут
ж и т ь
без воды»
Февраль
Беседа:
«Огурчики- огурцы»
Практика:
П о с а д к а
с е м я н
о г у р ц о в
( наблюдение, уход)
Дети с помощью
родителей
собирают
информацию
об
огурцах
Воспитатели,
п о м .
Воспитателей
Р а б о ч и й
-
дворник д.с.
«Огуречки
-
огурцы»
«Картошка
всему голова»,
«Семена»
Март
Беседа:
«Растения на подоконнике»
Практика:
У х о д ,
з а
р а с т е н и я м и
(наблюдение).
Рассказ
родителя
(родители
проводят беседу
и практику)
Воспитатели,
п о м .
Воспитателей
«Растения
на
подоконнике»,
«Почва»,
Апрель
Беседа:
Посадка
семян
цветов
на
рассаду
Практика:
Уход за рассадой
Принести
с е м е н а
н е
прихотливых
цветов.
Воспитатели,
п о м .
Воспитателей
«Посадка
с е м я н
н а
рассаду»
«Маленький
огородник»,
«В
гостях
у
синьора
помидора»,
Май
Беседа:
«Клумбы для бабочек»
Практика:
Посадка цветов в клумбы
Заготовка
п о с у д ы
д л я
цветов. Посадка
цветов в клумбы
в м е с т е
с
родителями.
Воспитатели,
п о м .
Воспитателей
рабочий д. с.
«Мои зеленые
друзья»,
«Растут цветы
для
красоты»,
« О х ,
к а к о й
дворик»,
Итог: Ожидаемые результаты:
- положительное отношение к труду, трудолюбие;
- активное участие детей и их родителей в оборудовании и дизайне помещения и
территории;
- сотрудничество и взаимопомощь между детьми;
-
закладывание
первоначальных
навыков
сельскохозяйственного
труда
у
детей
дошкольного возраста;
- участие в научно-практических конференциях.
Результаты проекта
Наши
воспитатели
организуют
деятельность
детей
так,
чтобы
она
была
содержательной,
эмоционально
насыщенной,
способствовала
формированию
практических
навыков
и
необходимых
представлений
о
природе
и
постепенно
«переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе является
совместная деятельность взрослого и детей. Совместный труд дает возможность взрослым
в непринужденной форме передавать детям свои знания и навыки, любовь к природе. При
общении
взрослого
с
ребенком
в
ходе
совместного
трудового
процесса
повышает
восприимчивость детей к новым знаниям, стимулирует возникновение у них активных
вопросов, стремления сравнить собственный опыт с чужим.
Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок
задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать.
Работая,
ребенок
непосредственно
знакомится
со
свойствами
предметов,
материалов.
Положительное эмоциональное отношение к труду закладывает основы трудолюбия –
сложнейшего свойства личности. Чтобы ребенок полюбил труд, необходимо сделать его
результативным,
успешным,
постоянно
усложняющимся
по
содержанию
и
форме
организации. Организуя трудовую деятельность детей, надо стремиться к тому, чтобы она
доставляла им радость, приносила удовлетворение.
Для
реализации
работы
мы
начали
с
благоустройства
территории.
Началось
строительство
игровой
и
спортивной
площадки.
На
участке
детского
сада
разбили
цветники и огород. В конце февраля высадили рассаду огурцов. Дети высаживали семена
овощей, цветов, ухаживают за рассадой.
Наши воспитанники Васильев Эрчимэн с докладом «Черная смородина – чудо
ягодка»
и
Гуринова
Алина
с
докладом
«Выращивание
огурца
на
подоконнике»
участвовали в кустовой научно- практическом конференции с. Эльгяй, где Алина заняла 2
место, а в улусном заняла тоже 2 место.
Во время работы и наблюдений в огороде и цветнике они приобретают знания о
жизни растений, навыки по уходу за ними.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Артамонова
О.
Предметно-пространственная
среда:
ее
роль
в
развитии
личности//Дошкольное воспитание–1995-№4.
2.
Ашиков
В.
Семицветик–программа
культурно-экологического
образования
дошкольников.//Дошкольное воспитание.–1998–№2
3.
Безгина Е. Не разрушать, а созидать.//Дошкольное воспитание.–2003–№7
4.
Белавина И., Найденская Н. «Планета–наш дом»//Обруч.–1977–№2
5.
Бобылева Л. Береги природу!//Дошкольное воспитание.–2002–№7
6.
Вербицкий
А.А.
Основы
концепции
развития
не
прерывного
экологического
образования//Педагогика–1997-№6–с.31–36.
7.
Вересов Н.Н.«Мы земляне». Программа по экологическому воспитанию старших
дошкольников.//Дошкольное воспитание.–1994–№12
8.
Газина
О.
Профессиональная
готовность
к
эколого-педагогической
работе
с
дошкольниками.//Дошкольное воспитание.–2001–№7
9.
Г и р у с о в
Э . В .
О т
э к о л о г и ч е с к о г о
з н а н и я
к
э к о л о г и ч е с к о м у
сознанию.//Взаимодействие общества и природы.–М.,1986
10. Голубева К.Н. Воспитание у детей любви к природе.–Л.,1962.
11. Зверев М.Д. Экогласность и образование Советская педагогика.–1991–№1
12. ЗенинаТ.Экологические
акции
в
работе
с
дошкольниками.//Дошкольное
воспитание.–2002–№7
13. Николаева С.Н. Методика экологического образования детей. М.:Академия,2002.
14. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду.–
М.,1999.
15. Николаева
С.Н.Создание
условий
для
экологического
воспитания
детей:
Методические рекомендации для ДОУ.–М.,1993.
16. Николаева С.Н.Теория и методика экологического образования детей: Учебное
пособие для студентов высших пед.уч.заведений:М.:Академия,2002.
17. Нисканен Л. Природа в развитии воспитании ребенка.//Дошкольное воспитание.–
2000–№7
18. Рыжова
Н.
Педагогические
модели
организации
экологического
образования
в
ДОУ.//Дошкольное воспитание.–2000–№9
19. Сидорова Т.В. Физкультурно-экологическая работа в дошкольных учреждениях:
методическое пособие/АГПИим. Гайдара А.П–Самара:АГПИ,2006.
20.
Толстикова
О.
Создаем
развивающую
среду
своими
руками//Дошкольное
воспитание–1997-№5