Напоминание

Труд в природе как одно из средств экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста


Автор: Семенова Мотрена Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Кунчээн" с. Кюндяе Сунтарский улус(район) Республика Саха (Якутия)
Населённый пункт: с Кюндяе
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Труд в природе как одно из средств экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Кунчээн» с. Кюндяе, Сунтарского улуса. Республика Саха (Якутия)

ТРУД В ПРИРОДЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семенова Мотрена Владимировна

воспитатель средней группы

детского сада «Кунчээн»

2016 г.

«… Упорным трудом я стараюсь прививать детям

любовь

к

природе,

навыки

терпеливого

и

настойчивого

труда,

умение

преодолевать

трудности, что является особенно ценным в деле

воспитания». Г. Бессонов.

Введение

Актуальность. Народная педагогика с момента своего возникновения воплощала в

себе,

прежде

всего

опыт

трудового

воспитания

подрастающего

поколения.

Основу

народной

педагогики

составляют

воспитательные

традиции,

которые

выступают

средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального, трудового

опыта и нравственных ценностей. С их помощью от старших поколений к младшим

передавались

нормы

поведения

людей

и

национальных

черт

культуры.

Специфика

народной

педагогики

в

понимании

основ

воспитания

и

формирования

личности

предполагает, что понимании основ воспитания и формирования личности предполагает,

что основополагающим фактором воспитания должны стать трудовые традиции. Народная

педагогика определяет общее направление трудового воспитания, его цели, содержание,

формы, методы организации. Вся народная педагогика сводится, главным образом, к

воспитанию ребенка трудом, развитию трудолюбия и других нравственных качеств. В

этом залог преемственности, связи поколений, уважения к семье, роду, обществу в целом.

В основу данного проекта положены три основные идеи:

- необходимость воспитания трудолюбия у старших дошкольников как ключевая

качества при подготовке к школе;

- системный подход как основа повышения качества воспитательной работы;

- организация эффективной совместной деятельности работников детского сада и

семьи

на

основе

принципов

сотрудничества,

партнерства,

взаимопонимания

и

взаимоуважения.

- формирование основ экологической культуры;

Данный проект предусматривает организацию труда детей дошкольного

возраста

в

условиях

сельского

ДОУ.

Реализация

проекта

возможна

с

помощью

обеспечения оптимальных условий для организации труда детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать

участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в

семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей

определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной

его стороны.

Нужно каждому человеку понять, как он связан с природой и как люди зависят от

неё. Поняв и осознав это, тогда будет даваться детям правильное воспитание не только в

детском

саду,

но

и

в

семье.

Благодаря

этому

с

легкостью

будем

преодолевать,

экологические проблем и со временем эти проблемы перестанут быть глобальными.

Объект–процесс

экологического

трудового

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Предмет

-

процесс

экологического

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста посредством труда в природе

Цель - методы и форм организации труда в природе в экологическом воспитании

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Участие

детей

в

научно-практических

конференциях по средствам экологически- трудового воспитания.

Задачи:

1)

Изучить

психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме

экологического

образования и трудового воспитания дошкольника

2) Разработать и реализовать экологический проект «Огородник».

3) Участие детей в научно-практических конференциях.

Гипотеза:

экологически-

трудовое

воспитание

детей

старшего

дошкольного

возраста будет успешным, если:

-организовать эколого-развивающую предметную среду для трудовой деятельности;

- разработать перспективный план работы экологического проекта «Огородник»

- взаимодействовать с родителями воспитанников по экологическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста.

- подготовить детей к участию в научно- практических конференциях.

База

проведения

работы:

Работа

проведена

в

старше-подготовительной

группе

МБДОУ «Кунчээн» с. Кюндяе Сунтарский улус.

Содержание, методы и формы организации труда в природе в старшей группе

Проект «Огородник»

Вид проекта:

Информационно - практико - ориентированный.

Продолжительность проекта один год.

Срок реализации: с сентября - май.

Участники проекта: дети 4-7 лет, педагоги, родители.

Охватываемые

образовательные

области: «Социально-коммуникативное»,

«Речевое

развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Познание».

Перспективный план подпроектов

Месяц

Проекты

Р а б о т а

с

родителями

Прикрепленны

е работники

Под проекты

1

2

3

4

5

Сентябрь

Беседа: «Что растет в огороде»

Практика:«Сбор

урожая

с

огорода,

сбор

морковки

и

свеклы»

Организовать

рабочую одежду

для детей

Воспитатели,

Пом.

Воспитателей,

Р а б о ч и й

-

дворник д.с.

«Что растет в

огороде»

«Сбор семян»

«Хранение

семян»

«Как

хранить

овощи»

«Экскурсия

в

школьный

огород»

Октябрь

Беседа:

«Ярмарка»

Практика:

Заготовка овощей на продажу

Распродажа

овощей, салатов,

распространени

е

о п ы т а

п о

приготовлению

заготовок.

Воспитатели,

пом.

Воспитателей,

повар д.с.

«Ярмарка»

«Свекла»

«Морковка»

«Перец»

«Укроп»

«Капуста»

Ноябрь

Беседа:

«Салат Винегрет»

Практика:

«Салат винегрет»

Рецепты,

блюда

из овощей.

Мед.

Работник

д.с.

Воспитатели,

пом.

Воспитателей,

повар

детского

сада

«Салат

Винегрет»

«Салаты»

«Витамины»

Декабрь

Беседа:

Вода

Практика:

Опыт с водой

Дети с помощью

родителей

собирают

информацию

о

воде

Воспитатели,

п о м .

Воспитателей

«Вода»,

« С о л н ц е » ,

«Воздух»

«Чипполино»

Январь

Беседа:

«Растения не могут жить без

воды»

Практика:

«Лук- Лучок» (наблюдение)

Принести лук 2

шт.

посуду

под

лук.

Воспитатели,

п о м .

Воспитателей

«Растения

не

могут

ж и т ь

без воды»

Февраль

Беседа:

«Огурчики- огурцы»

Практика:

П о с а д к а

с е м я н

о г у р ц о в

( наблюдение, уход)

Дети с помощью

родителей

собирают

информацию

об

огурцах

Воспитатели,

п о м .

Воспитателей

Р а б о ч и й

-

дворник д.с.

«Огуречки

-

огурцы»

«Картошка

всему голова»,

«Семена»

Март

Беседа:

«Растения на подоконнике»

Практика:

У х о д ,

з а

р а с т е н и я м и

(наблюдение).

Рассказ

родителя

(родители

проводят беседу

и практику)

Воспитатели,

п о м .

Воспитателей

«Растения

на

подоконнике»,

«Почва»,

Апрель

Беседа:

Посадка

семян

цветов

на

рассаду

Практика:

Уход за рассадой

Принести

с е м е н а

н е

прихотливых

цветов.

Воспитатели,

п о м .

Воспитателей

«Посадка

с е м я н

н а

рассаду»

«Маленький

огородник»,

«В

гостях

у

синьора

помидора»,

Май

Беседа:

«Клумбы для бабочек»

Практика:

Посадка цветов в клумбы

Заготовка

п о с у д ы

д л я

цветов. Посадка

цветов в клумбы

в м е с т е

с

родителями.

Воспитатели,

п о м .

Воспитателей

рабочий д. с.

«Мои зеленые

друзья»,

«Растут цветы

для

красоты»,

« О х ,

к а к о й

дворик»,

Итог: Ожидаемые результаты:

- положительное отношение к труду, трудолюбие;

- активное участие детей и их родителей в оборудовании и дизайне помещения и

территории;

- сотрудничество и взаимопомощь между детьми;

-

закладывание

первоначальных

навыков

сельскохозяйственного

труда

у

детей

дошкольного возраста;

- участие в научно-практических конференциях.

Результаты проекта

Наши

воспитатели

организуют

деятельность

детей

так,

чтобы

она

была

содержательной,

эмоционально

насыщенной,

способствовала

формированию

практических

навыков

и

необходимых

представлений

о

природе

и

постепенно

«переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе является

совместная деятельность взрослого и детей. Совместный труд дает возможность взрослым

в непринужденной форме передавать детям свои знания и навыки, любовь к природе. При

общении

взрослого

с

ребенком

в

ходе

совместного

трудового

процесса

повышает

восприимчивость детей к новым знаниям, стимулирует возникновение у них активных

вопросов, стремления сравнить собственный опыт с чужим.

Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок

задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать.

Работая,

ребенок

непосредственно

знакомится

со

свойствами

предметов,

материалов.

Положительное эмоциональное отношение к труду закладывает основы трудолюбия –

сложнейшего свойства личности. Чтобы ребенок полюбил труд, необходимо сделать его

результативным,

успешным,

постоянно

усложняющимся

по

содержанию

и

форме

организации. Организуя трудовую деятельность детей, надо стремиться к тому, чтобы она

доставляла им радость, приносила удовлетворение.

Для

реализации

работы

мы

начали

с

благоустройства

территории.

Началось

строительство

игровой

и

спортивной

площадки.

На

участке

детского

сада

разбили

цветники и огород. В конце февраля высадили рассаду огурцов. Дети высаживали семена

овощей, цветов, ухаживают за рассадой.

Наши воспитанники Васильев Эрчимэн с докладом «Черная смородина – чудо

ягодка»

и

Гуринова

Алина

с

докладом

«Выращивание

огурца

на

подоконнике»

участвовали в кустовой научно- практическом конференции с. Эльгяй, где Алина заняла 2

место, а в улусном заняла тоже 2 место.

Во время работы и наблюдений в огороде и цветнике они приобретают знания о

жизни растений, навыки по уходу за ними.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Артамонова

О.

Предметно-пространственная

среда:

ее

роль

в

развитии

личности//Дошкольное воспитание–1995-№4.

2.

Ашиков

В.

Семицветик–программа

культурно-экологического

образования

дошкольников.//Дошкольное воспитание.–1998–№2

3.

Безгина Е. Не разрушать, а созидать.//Дошкольное воспитание.–2003–№7

4.

Белавина И., Найденская Н. «Планета–наш дом»//Обруч.–1977–№2

5.

Бобылева Л. Береги природу!//Дошкольное воспитание.–2002–№7

6.

Вербицкий

А.А.

Основы

концепции

развития

не

прерывного

экологического

образования//Педагогика–1997-№6–с.31–36.

7.

Вересов Н.Н.«Мы земляне». Программа по экологическому воспитанию старших

дошкольников.//Дошкольное воспитание.–1994–№12

8.

Газина

О.

Профессиональная

готовность

к

эколого-педагогической

работе

с

дошкольниками.//Дошкольное воспитание.–2001–№7

9.

Г и р у с о в

Э . В .

О т

э к о л о г и ч е с к о г о

з н а н и я

к

э к о л о г и ч е с к о м у

сознанию.//Взаимодействие общества и природы.–М.,1986

10. Голубева К.Н. Воспитание у детей любви к природе.–Л.,1962.

11. Зверев М.Д. Экогласность и образование Советская педагогика.–1991–№1

12. ЗенинаТ.Экологические

акции

в

работе

с

дошкольниками.//Дошкольное

воспитание.–2002–№7

13. Николаева С.Н. Методика экологического образования детей. М.:Академия,2002.

14. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду.–

М.,1999.

15. Николаева

С.Н.Создание

условий

для

экологического

воспитания

детей:

Методические рекомендации для ДОУ.–М.,1993.

16. Николаева С.Н.Теория и методика экологического образования детей: Учебное

пособие для студентов высших пед.уч.заведений:М.:Академия,2002.

17. Нисканен Л. Природа в развитии воспитании ребенка.//Дошкольное воспитание.–

2000–№7

18. Рыжова

Н.

Педагогические

модели

организации

экологического

образования

в

ДОУ.//Дошкольное воспитание.–2000–№9

19. Сидорова Т.В. Физкультурно-экологическая работа в дошкольных учреждениях:

методическое пособие/АГПИим. Гайдара А.П–Самара:АГПИ,2006.

20.

Толстикова

О.

Создаем

развивающую

среду

своими

руками//Дошкольное

воспитание–1997-№5



В раздел образования