Напоминание

Использование элементов комплексного анализа текста в рамках подготовки к ЕГЭ (сочинение)


Автор: Лысенко Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: Город Межгорье Республика Башкортостан
Наименование материала: Доклад
Тема: Использование элементов комплексного анализа текста в рамках подготовки к ЕГЭ (сочинение)
Раздел: полное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕК- СТА В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ (ЧАСТЬ С) Основным требованием к результатам освоения образовательной програм- мы на сегодняшний день является развитие у обучающихся компетентности в рамках изучаемого предмета. А это не только знания, умения и навыки. Компетентность – это уровень образованности, характеризующийся способ- ностью личности решать проблемы жизненного и профессионального самоо- пределения. Интересы такой личности лежат в сфере мировоззрения и связа- ны с ее способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, опираясь на систему нравственных и общечело- веческих ценностей. Какое это отношение имеет к ЕГЭ? Самое прямое! Еди- ный Государственный Экзамен по русскому языку, точнее - третья его часть – сочинение–рассуждение, позволяет судить, получили мы такую компетент- ную личность или нет. Умение аргументированно отстоять свою точку зре- ния, увидеть общественно значимую проблему в тексте публицистического стиля, нравственную проблему в тексте художественного стиля, осознать все это в связи с окружающим миром и уметь это выразить с помощью связного, грамматически и стилистически правильно построенного монологического высказывания - эти навыки может продемонстрировать только компетентная личность. Нынешние условия, в которые нас поставила программа с сокра- щенным количеством часов для чтения в начальном звене и уроков литерату- ры – в среднем поставили нас, литераторов, в жесткие условия. Практически не читающую подростковую среду необходимо научить не просто грамотно писать, а выбирать свою жизненную позицию, владеть навыками стилистики и так далее, так далее… Думаю, не нужно напоминать коллегам, что еще не так давно было актуальным использовать на уроке лингвостилистический анализ текста. Одно время комплексный анализ текста как элемент урока был обязателен. Сегодня такой вид работы стал основой для составления заданий к олимпиадам по литературе. И – серьезной проблемой для учителя – пред-
метника, призванного при ограниченном количестве часов все –таки возвра- щаться к анализу текста для успешной подготовки к ЕГЭ. Когда–то новомод- ные интегрированные уроки стали сегодня нормой для каждого преподавате- ля русского языка и литературы. Потому что каждый из нас понимает: при комплексном анализе текста возникает полное интегрирование уроков русско- го языка и литературы. Итак, комплексный анализ текста. Это понятие пред- полагает в первую очередь неодносторонность. Применительно к любому тексту он подразумевает гармоничное сочетание, по крайней мере, двух основных аспектов – литературоведческого и лингвостилистического. Эле- менты последнего – область уроков русского языка. Литературоведческий же анализ – сфера литературы. Конечно, при современной перегруженной про- грамме по литературе практически не остается времени на кропотливую ра- боту над всеми элементами комплексного анализа. Но два из них остаются неизменными и обязательными при рассмотрении любого текста. Это опреде- ление темы и идеи произведения. При выполнении части С они соответству- ют таким понятиям, как «проблема» и «позиция автора». Особенно трудно ра- ботать с этими понятиями при анализе художественного текста. Так как пози- ция автора не лежит на поверхности, а именно она зачастую является одной из нравственных ценностей. И вот именно умению «считать» ее с позиции автора сложнее всего и научить ребят. А потому трудно нам, литераторам, со- гласиться с теми, кто считает подготовку к ЕГЭ «натаскиванием». Для нас это кропотливая работа вместе с ребятами на пути к «золотому ядру» произведе- ния. В своей работе я хочу поделиться с коллегами небольшим опытом рабо- ты всего лишь по одному произведению. Это повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Вашему вниманию – плоды размышлений моих уче- ников с основой на идейно–тематический анализ и акцентное вычитывание текста. Основные проблемы пове- сти (тематика произведения Авторская позиция (идея, чему учит, вывод) Использование в сочине- нии
1. Анализ жизни с Матерой. Проблема связи Человека с землей, со своими корнями, воспри- ятие природы как живой материи. 1. Земля, природа – ис- точник всего живого, в том числе и человеческо- го существования. Как Матера для своих жи- телей в повести Распути- на. 1.Неразрывную связь человека и природы мы видим в пове- сти Распутина «Прощание с Матерой» Особенно когда ав- тор описывает остров, землю как источник жизни человека. 2.Исходя из сю- жета (строитель- ство ГЭС) Проблема влия- ния человека на природу. 2. Человек вмешивается в вечные законы приро- ды, нарушая естествен- ные процессы, вредя тем самым окружающему миру и себе. 2. Человек разрушает природу. Так в произведении Распутина «Прощание с Матерой» мы видим, что уничтожая веками обжитую землю, в погоне за электриче ством, ч е л о в е к переезжает в бестолково по- строенные дома, где и жить-то неудобно. 3.Проблема влия- ния научно-тех- нического про- гресса на челове- чество. 3.Человек платит слиш- ком высокую цену за технический прогресс: становится жертвой эко- логических катастроф. Технический прогресс – не прогресс Человече- ства. Человек стал за- ложником техники, ма- шин. 3.Рассуждая о влиянии техни- ческого прогресса на челове- ка, Распутин в своей повести «Прощание с Матерой» пока- зывает, что мы становимся жертвой его. И машина уже руководит человеком, а не он ей. 4. Эпизод разго- вора Дарьи с вну- ком. 4. Человек – царь приро- ды. 4. Подтверждением вечности природных законов и самой природы служит, например,
Проблема господства чело- века над приро- дой. Поцарюет, да загорюет. Человек возгордился, ставит огромные цели, забывая, что без земли он никто. Природа – веч- на. Символ этой вечно- сти – Царский Листвень в повести Распутина. Царский Листвень в произве- дении Распутина «Прощание с Матерой» Который ни огонь, ни пила не берет. Заставляет нас задуматься над тем, как мол человек по отношению к природе. 5. Эпизод сжига- ния кладбища. Проблема истори- ческой памяти. Зачем хранить па- мять о прошлом? О Родине? 5. Память о прошлом важна для сохранения связи поколений, преем- ственности. Важно по- нимание того, что мы – звено цепи, пользуемся тем, что досталось нам от предков. Следователь- но, и мы должны оста- вить что-то своим детям. 5. Так зачем же хранить па- мять о прошлом? Вспоминая гнев жителей Матеры из пове- сти Распутина, когда они узна- ют о сжигании кладбища, мы понимаем, что прошлое, как и настоящее, - звенья одной цепи, важные для связи поло- жений. Так как на пустом ме- сте ничего не рождается. Все переходит от поколения к по- колению. 6.Эпизод: Дарья обряжает из бу. Проблема сохра- нения, бережного отношения к тра- дициям. 6.Достоин уважения, нравственен человек, хранящий традиции сво- его народа, потому что он несет в себе связь времен, способствует сохранению культуры, без которой нет нации, достоинства. 6.Безусловно, нравственен че- ловек, хранящий традиции своих предков. Так нравствен- на Дарья из повести Распути- на, обряжающая избу в по- следний путь, перед сжигани- ем. Дарья несет в себе связь времен, а это способствует сохранению культуры, без ко- торой нет нации.
В последнее время слово «духовность» стало дефицитом во всех сферах жизни. Политики, общественные организации, философы ратуют за духов- ное возрождение народа. Духовность рождается и проявляется через челове- ка. В процессе приближения его к нравственным ценностям, лежащим в основе любого произведения классической литературы. Идейно–тематиче- ский анализ такого произведения как элемент комплексного анализа текста при подготовке к выполнению части С ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА, на мой взгляд, если и не гарантирует на сто процентов воспита- ние нравственной личности, то уж точно закладывает хоть какие–то нрав- ственные основы. Потому что литература как предмет эстетического цикла пронизана духовностью и есть окно в бездну человека. В литературе нрав- ственность перестает быть категорией философской, моральной или эстети- ческой. Нравственность преображается в истину.


В раздел образования