Автор: Вострикова Наталия Викторовна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ Шакинская СШ
Населённый пункт: х. Шакин, Кумылженский район, Волгоградская область
Наименование материала: Программа по немецкому языку
Тема: "Работа с одаренными детьми"
Раздел: среднее образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Шакинская средняя общеобразовательная школа
Кумылженского района Волгоградской области
Рассмотрено на заседании МО Утвержд
аю
Протокол № 1
директор школы
от 29 августа 2011 г. ________________/Слепухина Н.И./
Руководитель МО
____________ /Шагульскова Н.А./ приказ № 60 от 08 .09.2011 г
Программа по немецкому языку
«Работа с одаренными детьми»
Составитель: учитель Вострикова Н.В.
МКОУ Шакинская СОШ
Кумылженского района
Волгоградской области
2011 - 2012 учебный год.
Пояснительная записка
В
настоящее
время
все
более
приоритетной
становится
работа
с
одаренными
детьми.
Актуальность
работы
с
одаренными
детьми
определяется несколькими обстоятельствами: прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одаренных. Важнейшая задача
общества
в
этой
связи
-
сохранить
и
развить
одаренность
каждого.
Поэтому
нам,
педагогам,
в
своей
повседневной
практической
деятельности приходиться быть очень внимательным к каждому ребенку, его способностям и особенностям.
Развитие любого вида одаренности создает основу для создания условий успешной реализации ребенка в обществе. Таким образом, можно
говорить о том, что развитие одаренности на уроках, в том числе, на уроках немецкого языка связано с ориентацией образования на развитие
способностей личности, на формирование познавательной активности учащихся и с новыми требованиями к уровню способностей ребенка,
к знаниями по иностранному языку. Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе школьника,
воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Этот предмет способствует формированию у школьника целостной картины мира
в условиях полилога культур и повышает уровень гуманитарного образования школьников, социально адаптируя личность к постоянно
меняющимся условиям жизни. Роль иностранного языка особенно велика в развитии способностей одаренных детей. Работая в условиях
общеобразовательной школы это не менее важно, чем в гимназиях и лицеях. Педагог обязан не дать затеряться талантливым в основной
массе школьников .
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
Цель:
Создание системы деятельности учителя иностранного языка для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, развития одарённости.
Обеспечение возможности самореализации одарённой личности в различных видах деятельности.
Задачи:
· Осуществлять перспективное планирование всех сторон и видов речевой деятельности и предусматривать характер взаимодействия между
ними.
· Определять характер и объём языкового материала для каждого урока в соответствии с результатами методического анализа материала
параграфа.
· Спроектировать цель каждого урока с учётом этапов работы над материалом и программных требований; предусмотреть необходимые для
достижения цели виды работ, определить характер и виды упражнений, спланировать домашнее задание.
· Содействовать развитию творчески мыслящего ученика, умеющего сравнивать, анализировать, высказывать личную точку зрения.
Реализация программы предусматривает следующие направления деятельности:
1 . П о з н а в а т е л ь н о е
–
р а с ш и р е н и е
о б щ е г о
к р у г о з о р а
у ч а щ и х с я ,
з н а н и й
о
с т р а н е
и з у ч а е м о г о
я з ы к а .
2. Образовательное – формирование представлений о языке, его истории, об особенностях языка на современном этапе, его роли в мире.
3 .
И с с л ед о ват е л ь с ко е
–
у гл убл е н н о е
и зу ч е н и е
отд е л ь н ы х
р а зд е л о в
н ау к и
о
я з ы ке
–
г р а м мат и к и , фонетики.
4. Практическое – глубокое овладение немецким языком, дающее возможность реализовывать практические навыки владения языком в
ситуациях общения, ролевых играх, работе с текстом, печатными изданиями и др.
Формы работы с одаренными учащимися:
· факультативы;
· участие в конкурсах;
· участие в олимпиадах;
· работа по индивидуальным планам;
· сотрудничество;
Методы и приёмы:
· проектировочные (умение планировать работу);
· адаптационные (умение действовать по плану в конкретных учебных условиях);
· мотивационные (умение эффективно стимулировать познавательную деятельность учащихся);
· коммуникативные (умение общаться с обучаемыми на уроке и вне его);
· познавательные (интерес к исследовательской деятельности).
Средства обучения:
Основные:
- программа – государственный документ;
- компоненты УМК: книга для учителя, учебник, книга для чтения, звукозапись, набор учебно – наглядных пособий, включающий
предметные, тематические и сюжетные картинки, диафильмы, кинофрагменты;
Вспомогательные: словари, справочники, сборники упражнений, книги для дополнительного чтения, таблицы, газеты, журналы, наглядные
пособия, аудиовизуальные средства обучении;
Технические: музыка, видеофильмы, слайды, презентации, интернетресурсы;
Ожидаемые результаты программы:
· Активное участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
· Оформление выставок творческих работ.
· Защита проектов.
· Формирование устойчивого интереса и высокой мотивации учащихся к учебной деятельности.
· Развитие способностей, творчества и дарования детей.
План индивидуальной работы с одаренными детьми по немецкому языку на 2011-2012 уч. г.
№ Ф.И.О. ученика
Класс
Содержание мероприятия
Сроки
Результат
Попова Светлана
10
Майданникова Марина
9
Петров Владислав
8
Нагаев Иван
7
Чиркова Дарья
7
1
Индивидуальные домашние задания
в течение года
2
Подготовка
к
школьному
этапу
Всероссийской
олимпиады школьников
Сентябрь-октябрь
3
Участие в первом туре Всероссийской олимпиады
школьников.
октябрь
Победители:
Майданникова
Марина, 9 класс – 1
место;
Попова
Светлана,
10
класс – 1 место
Петров
Владислав,
8
класс – 1 место
Нагаев Иван,7 класс-1
место
Чиркова
Дарья,
7
класс- 1 место
4
Анализ результатов олимпиады
ноябрь
5
Изучение
литературы:
работа
в
библиотеке
с
литературой, работа в сети Интернет.
в течение года
6
Участие во втором туре Всероссийской олимпиады
школьников.
январь
Победитель
Майданникова
Марина, 9 класс – 1
место;
7
Анализ результатов олимпиады
февраль
8
Участие
в
конкурсах,
проектах
различных
направлений и уровней
в течение года
9
Подбор заданий повышенного уровня сложности
для одаренных детей
в течение года
10
Создание
в
учебном
кабинете
ка ртот е к и
материалов повышенного уровня сложности
в течение года
11
Анализ проделанной работы за год
май - июнь
Мотивационное обеспечение индивидуального сопровождения.
1.Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего
развития, создание ситуаций успеха.
2.Способствовать развитию творческого потенциала, давать толчок к саморазвитию и самореализации
Литература
1. И.Л. Бим, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения
Федерального компонента государственного стандарта общего образования»
2. И.Л. Бим, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения
Федерального компонента государственного стандарта общего образования» ИЯШ №5, 2004 образования» ИЯШ №5, 2003
3.Л.З. Якушина «Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку» М: Высшая школа,1990
4. Я.М. Колкер, Е.С.Устинова, Т.М. Еналиева - Практическая методика обучения иностранному языку, М:Издательский центр
"Академия", 2005
5 .М.Цветкова - Особенности факультативных занятий для старшеклассников
6. В.И. Шепелева. Принципы организации внеклассной работы
Якушина Л. 3. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку.
Иностр. яз. в школе, 1975. № 5