Напоминание

Поиски истины (жизнь и творчество В.И.Вернадского)


Автор: Игнатова Вера Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: Поиски истины (жизнь и творчество В.И.Вернадского)
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВНО -

ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЕСТЕСТВЕННО

- НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ «ПОИСКИ ИСТИНЫ»

Игнатова Вера Юрьевна, учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Мичуринска Тамбовской области

Форма проведения мероприятия: семинар – практикум

Комплексно – дидактическая цель: раскрыть целостность и многогранность жизни и

творчества В.И.Вернадского через частично – поисковую, исследовательскую и

творческую деятельность школьников

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Активизация развития познавательной мотивации к исследованиям с

привлечением краеведческого материала по осознанной индивидуальной

траектории школьников

Формирование познавательного интереса к жизни и творчеству В.И. Вернадского

как одному из гениев учёного мира

Предметные

Систематизировать информации о многогранности В.И.Вернадского как учёного

Выработать навыки наблюдения, фиксирования результатов с последующим

сравнительным анализом, выводами, рефлексией и прогнозированием

Метапредметные

Организация учебного сотрудничества в парной и групповой дятельности с

выделением причинно – следственных связей

Развитие ИКТ - компетентности

Формирование адекватной оценки полученных результатов на основе научно

обоснованных аргументов своих действий

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих месяцев юные краеведы эколого – биологического

центра «Эколовёнок» МБОУ СОШ №1г. Мичуринска Тамбовской области

кропотливо изучали биографию великого русского учёного В.И.Вернадского.

И сейчас они с удовольствием представят вам результаты поиска в самых

разнообразных формах, познакомив нас с интереснейшими фактами из его

замечательной, наполненной творческим горением жизни.

Человек обладает замечательными способностями: мыслью уноситься к

звёздам, проникать в неприметный мир микробов и атомов, совершать

путешествия на миллионы лет в прошлое. Мы способны сознавать своё

единство не только с ныне живущими, но и с прошедшими поколениями.

Многие из тех, кто жили до нас, могут сделаться близкими, помогая нам

жить, думать, постигать неизвестное. Таких людей нередко называют

бессмертными. К их числу принадлежит Владимир Иванович Вернадский.

Сегодня мы попытаемся поразмышлять над его судьбой, понять истоки и суть

его одарённости, почему и как стал он учёным – первооткрывателем и

оригинальным мыслителем, крупнейшим естествоиспытателем нашего века.

Для него поиски истины, познание природы стало целью жизни, предметом

деятельности, источником вдохновения.

И пусть это знакомство с мыслью и идеями Вернадского обогатит в/ас не

только знаниями, но и поможет размышлять и познавать и окружающий мир,

и самого себя в нём.

СТАНОВЛЕНИЕ ВЕРНАДСКОГО КАК УЧЁНОГО

Волшебная пора детства

Демонстрация презентации «Детство Вернадского - пора великих

открытий»

Личность человека формируется в детстве. И именно в этот период юный

Володя поверил в волшебство науки.

Детство – волшебная пора, пора великих открытий, освоения мира и себя

самого. С помощью окружающих ребёнок создаёт собственный духовный

мир.

12 марта 1863года в Петербурге на Миллионной улице в семье профессора

Вернадского родился сын. Назвали его Владимиром.

Пухленький, несколько медлительный, добродушный, улыбчивый Володя

Вернадский был очень впечатлительным, принимал всё всерьёз.

Первые 5 лет его жизни прошли в Петербурге с летними выездами на дачу,

затем семья переехала в Харьков.

Первое детское умиление природой он испытал очень ярко и глубоко. Оно не

ослабевало у него с годами. Чем больше узнавал он окружающий мир, тем

сильнее становилось ощущение тайны.

Чтение открывало мальчику огромный, неведомый мир. В библиотеке отца

книг было много: он брал то одну, то другую, и каждая интересовала и

удивляла его.

Наибольшие впечатления оставляли географические книги. В пять или 6 лет

Володя начал читать объёмистую книгу – историю России. Немногое

удавалось ему понять из прочитанного. Но уже тогда он сумел ощутить и

почувствовать глубину исторического прошлого. Любовь к истории России

он сохранил на всю свою жизнь, никогда не отделяя себя от великой страны и

великого народа.

Владимир Вернадский хорошо ладил со старшим братом Николаем.

Привязанность к сводному по отцу брату и отчуждённость от родных

младших сестёр – двойняшек заметно сказывались на отношениях с матерью.

В 1874 году Николай умер от туберкулёза. Несправедливая, ужасная смерть

брата потрясла Володю. Он очень жалел отца, который был в отчаянии.

Теперь они очень сблизились.

Несчастья делают нас мудрее. Они заставляют нас задуматься о добре и зле,

радости и горе, жизни и смерти. Именно в этот период детства Володя решил

для себя, что нужно как можно лучше узнать самого себя, людей вокруг и

весь этот великолепный, непостижимый и прекрасный мир.

Подобные мысли впервые стали приходить к Вернадскому после смерти

брата. Тогда же ему открылся путь поисков – бесконечный, туманный, такой

неясный, когда стоишь в самом его начале.

И если на пути встречались препятствия, то они лишь укрепляли его волю и

решительность.

Познание и человек – вот главная осознанная цель юного Володи.

Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился

Вернадский, была одной из лучших в России. В дальнейшем Вернадский

самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу

преимущественно научную на 15 –ти языках, а некоторые свои статьи писал

по – французки, по - английски, по - немецки. Вернадский любил

размышлять обо всём на свете, узнавать тысячи сведений и постигать науки

не по принуждению, а по собственному движению души. Господствующими

интересами были всё – таки широкие натуралистические. Во главе с

Андреем Красновым и Женей Ремизовым ежегодно весной и осенью

совершали экскурсии в пригороды Петербурга.

Сценка «Юные натуралисты»

Но вот позади и выпускные экзамены в гимназии, получен аттестат зрелости,

и Володя оказывается на пороге взрослой жизни. Перед ним встали вопросы

мироздания: что такое Космос и наша планета в нём?

Видеоролик «Земля как уникальная планета в космосе»

Юность учёного

Вернадский решил поступить в Петербургский университет на естественный

отдел физико – математического факультета. Наиболее сильное впечатление

произвели на первокурсников, в том числе и на Вернадского, лекции

Дмитрия Ивановича Менделеева. Молодёжь в то время преклонялась и перед

Бекетовым – учёным в силу того, что его лекции сильно отличались от

гимназистских преподаваний. До Бекетова преподавание ботаники велось в

университете схоластически. Бекетов устроил на территории университета

Ботанический сад с оранжереями, приобрёл микроскопы, таблицы и ввёл

практические задания для студентов.

Лабораторная работа «Определение растений из Ботанического сада

эпохи Вернадского»

Самым близким учителем для Вернадского был Василий Васильевич

Докучаев. Он много лет работал в почвенных экспедициях. Вернадский

сразу воспринял это направление в науке, перечитывал по несколько раз

записи лекций преподавателя, вдумываясь в каждое предложение, стараясь

осознать прочитанное, уловить связь между мыслями профессора и

собственными.

С третьего курса Вернадский специализируется по кристаллографии и

минералогии.

Практическая работа «В мире минералов»

За год до окончания университета Владимир потерял отца. Через год после

этого печального для него события он был оставлен для подготовки к

профессиональной деятельности при этом же университете. Обычно в таких

случаях давалась заграничная командировка для лучшего овладения своей

специальностью, но Вернадский жалеет мать и отказывает от этого

предложения университета, получив должность хранителя

Минералогического кабинета.

Студенческое братство

В.И.Вернадский , считавший своим гражданским долгом активно участвовать

в общественной жизни, проявляющий интерес к судьбам своей Родины,

вступил в студенческое научно – литературное общество.

Однажды член научно – литературного общества предложил оригинальную

мысль: «Превратим наше общество в настоящее «братство» и будем

помогать беречь свободу личности – ибо она – величайшее человеческое

сокровище. Будем помогать друг другу и окружающим, будем нести людям

свет и радость». С тех пор это общество и называлось «братством».

Его друзья – единомышленники (Ольденбург, Корнилов, Краснов, Гревс)

понимали, как трудно сохранить дружбу после университета, и потому

решили купить небольшое имение, которое назвали «Приютино».

В 1891 – 1892 годах сильный голод охватил большинство губерний России.

В Тамбовской губернии Вернадскому принадлежало несколько сот

десятин. За эти 7 месяцев членами братства было спасено около 25000

человек. И в этом большая заслуга Вернадского.

Брак Вернадского

В научно – литературном обществе Вернадский познакомился с Наталией

Егоровной Старицкой. Эта молодая девушка была не особенно красивой, но

удивительно милой, обаятельной и очень умной. У них оказались общие

интересы, вкусы; они много говорили, читали, гуляли.

Владимир Иванович очень серьёзно подходил к вопросу о браке как высшей

формы единения мужчины и женщины, основанной на взаимной любви и

преданности. В ноябре 1886 года отпраздновали свадьбу Владимира

Ивановича с Наталией Егоровной. Через год у них родился сын Георгий.

Психологический аутотренинг «Ваше представление о браке»

ТВОРЧЕСТВО В ЖИЗНИ УЧЁНОГО

В начале творческого пути…

Но в жизни великих мыслителей, к числу которых, безусловно, относится

Вернадский, главное – творчество.

Обычно Вернадский вёл параллельно несколько научных исследований,

занимаясь как общественными, так и естественными науками. Вот почему его

творчество интересно не только узким специалистам (геологам, биологам,

географам), но и каждому образованному человеку.

В начале своего творческого пути Владимир Иванович Вернадский писал:

«Нет ничего сильнее жажды познания, силы сомнения, и это искание, это

стремление – есть основа всякой учёной деятельности».

Поэтому вскоре после рождения сына Докучаев добился от министра

просвещения и университетского начальства разрешение на заграничную

командировку, доказав всем, что его ученик, Вернадский, удивительно

талантлив и поэтому ему необходимо готовиться к профессуре.

Владимир Иванович составляет план на 2 года, так как необходимы новые,

экспериментальные методы работы. Вернадский размышляет: «Может быть,

об этом можно узнать в Неаполе в кристаллографической лаборатории

профессора Скакки? Но у Скакки нечему научиться: он стар и оставил

науку». Неудача с посещением Скакки не охладила интерес к избранной

теме, наоборот, она его подкрепила, поэтому Вернадский отправился дальше

к немецким профессорам, а затем в Париж. В Париже Вернадский проводит

серию опытов с такими силикатами как рогоавя обманка и авгит.

Эксперименты по превращению веществ приводят его к мысли о

деморфизме в природе.

Весной 1890года Владимир Иванович получил письмо от Павлова, который

приглашает его в Московский университет в качестве приват – доцента на

кафедру минералогии.

И вместе с семьёй Вернадский отправляется в Москву.

Вернадский – Дарвин в минералогии

Вернадский стал, можно сказать. Дарвином в минералогии. Он показал

изменения, присущие минералам.

Учёный писал: «Для мира минералов иной закон жизни. Здесь господствуют

круговороты. Одни и те же минералы, исчезая, появляются вновь. Все

химические реакции земной коры, насколько их можно проследить до сих

пор, представляют определённые циклы, которые постоянно повторяются»

Вернадский описал природные геологические тела, в которые объединяются

минералы, а также их сферы земли, составленные из этих тел. Если прежде

исследовались свойства минералов в связи с их внутренними качествами, то

теперь же свойства изучались и как результат воздействия окружающей

среды, особенностей жизни, определённого развития данного минерала.

Рассматривая минералы в их связи с окружающей средой, Вернадский

вынужден был охватить многие миллионы лет геологической истории,

обширнейшие области планеты, геологические оболочки: атмосферу,

гидросферу, земную кору. Особо он выделял коллоидные растворы.

Вернадский выявил различия между минералогией и кристаллографией. Он

отнёс к минералам, кроме твёрдых тел, жидкости и газы. Вернадский ввёл в

практику преподавания минералогические экскурсии, чтобы изучать

минералы в естественных природных условиях, а не только в учебных

коллекциях.

Так, меняя направление минеральных процессов земной коры, человек

обедняет минеральное богатство нашей планеты. Как бороться с этим? Один

из наиболее эффективных методов подсказан Вернадским – восстановление

минеральных ресурсов, создание искусственных месторождений полезных

ископаемых.

Первые шаги на этом пути уже сделаны. Искусственно возобновляются

запасы полезных вод, выпаривается поваренная соль, вымораживается

мирабалитмагневая соль; началось использование микробов для извлечения

ценных минеральных компонентов; добываются вещества из

минерализованных вод; искусственно производят алмазы, рубины, сапфиры.

В идеале надо стремиться к тому, что все минеральные ресурсы стали

возобновимыми , и мы действовали бы не только как разрушители, но и как

создатели, чтобы динамика минералов под нашим контролем становилась всё

более активной и разнообразной.

Вернадский создал геохимию в таком облике, какую мы видим сейчас: науку

об истории атомов в связи с историей и динамикой земных сфер живого

вещества. Эту геохимию можно назвать динамической и эволюционной.

Но есть ещё практическая геохимия. С её помощью ведутся поиски и

разведка залежей полезных ископаемых. Эта геохимия очень развита в

промышленности и сельском хозяйстве. Без минеральных ресурсов , сейчас, в

век техники, не обойтись. Но как не важна практическая часть, но без

практики она слепа.

Основы геохимии Вернадский разработал, занимаясь динамической

минералогией. Главная задача геохимии – изучение истории атомов земной

коры и других сфер планеты. Вернадский разделил химические элементы по

особенностям их поведения в земных условиях. Новая наука даёт

геохимическую классификацию этих элементов.

В отличие от большинства геологов Вернадский, сочетая научный анализ и

синтез, рассматривал судьбу кристаллов и минералов в связи с жизнью

земной коры, как подвижные динамические структуры, подвластные, как и

всё в природе, времени.

Геохимия

Среди плодотворных геохимических идей Вернадского одна тесно связана с

динамической минералогией и возобновлением природных богатств.

Вернадский писал о планетных вихрях атомов(круговоротах земного

вещества). Он выделил наиболее распространённую группу циклических

элементов, которые активно используются живым веществом, ведь благодаря

циклическим элементам происходят бесчисленные реакции, создающие

минералы. Вернадский использовал для анализа геохимических процессов

понятие динамических равновесий (цикличности) и диссимметрии.

Изменения во всепланетарных вихрях атомов приводят к очень важным

явлениям. Повышение содержания в атмосфере углекислого газа

способствует потеплению (СО

2

мешает тепловым лучам рассеиваться,

задерживает их у поверхности земли). Уменьшение количества СО

2

в

атмосфере

может вызвать значительное похолодание, а в приполярных

широтах даже оледенение. Так, впервые мощные залежи угля приурочены к

так называемому каменноугольному периоду(около трёхсот миллионов лет

назад, когда достигла расцвета наземная растительность). Чуть позже, в конце

каменноугольного периода, началось великое оледенение Земли. И подобных

примеров немало. Почти все переломные эпохи истории Земли –

своеобразные геологические революции – связаны с жизнедеятельностью

организмов, с эволюцией живого вещества. Геохимические особенности

биосферы можно познать только с учётом деятельности живого вещества.

Первым это постиг и доказал Вернадский.

Система геосфер не только

работает на протяжении миллионов лет, но и производит всё более

насыщенную энергией «геологическую продукцию» - горные породы,

минералы. Да и живое вещество биосферы планеты постоянно усложнялось,

а оно ведь тоже продукт механизма геосферы.

Вернадский о живом веществе

С позиции геохимии живые организмы Вернадский рассматривал как

особую геохимическую силу. Он первым стал исследовать жизнь как целое,

как геологическое своеобразное живое вещество, характеризующееся весом,

химическим составом, геохимической активностью. Вернадский

подчеркивал, что за геологическую историю организмы, по – видимому,

осваивали новые области планеты, приспосабливаясь к многообразным

природным условиям, участвуя в их изменении. Распространение живого

вещества можно сравнивать с распространением газов. Если бы не

существовало непреодолимых препятствий, живое вещество, как и газы,

наполняло бы всё пространство.

Отличительная черта всех работ этого периода – разделение по научным

дисциплинам. Вернадский вёл исследования, публиковал статьи и книги по

минералам, кристаллографии, геохимии, общей геологии, почвоведению,

истории наук. Он выделил и начал разрабатывать радиогеохимию.

Радиогеохимия

В 1921 году в Ленинграде Вернадский организовал Радиевый институт.

Мысли о радиоактивности занимают учёного так же, как и мысли о

геохимической роли живого вещества. Непрерывное гелиевое излучение он

называл « гелиевым дыханием Земли». Вернадский отмечал: «Этот процесс

идёт как часы. По количеству неактивных элементов определяется

геологический возраст. В радиогеохимии год не удобная единица, поэтому

геологический возраст планеты Вернадский предлагает исчислять

денамириадой.

Биохимия

Науку, изучающую геохимическую деятельность живого вещества, геохимию

биосферы, Вернадский предложил выделить особо. Назвал её биогеохимией.

Живое вещество перемещает огромные массы веществ. Общий вес

биосферы, по подсчётам учёного, 10

27

тонн, а вес живого вещества в

миллионы раз меньше 10

15

тонн. «Живое вещество непрерывно обновляется,

за год оно производит скромную работу, но за миллионы лет перерабатывает

всю массу биосферы, а за миллиард лет оно успевает несколько раз

пропустить через себя всю массу земной коры.

Биогеохимия помогает геологам познавать месторождения полезных

ископаемых и вести на научной основе их добычу. Для географов биохимия

очень важна: она позволяет изучать жизнь современных ландшафтов,

геохимические особенности морей, океанов, отдельных районов. И биологи

широко используют данные биохимии в своих исследованиях: нельзя

выяснить тайны жизнедеятельности организма без учёта окружающей его

природной среды. Организм и среда биохимически едины.

Но наиболее важна биохимия – не только для учёных и производственников,

но и для всех мирян – в связи с глобальной деятельностью человечества и

перестройки биосферы. Биогеохимия, изучающая влияние живого вещества

на судьбы химических элементов Земли, стала первой и основной наукой о

биосфере.

Учение о биосфере

Книга Вернадского «Биосфера» состоит из двух очерков: «Биосфера в

космосе» и «Область жизни». Он пишет, что биосферу можно рассматривать

как область земной коры, занятую «трансформаторами, переводящими

космические излучения в действенную энергию – электрическую,

химическую, механическую, тепловую и т.д., причём световая, лучистая

энергия является главным источником энергии биосферы». Участки,

населённые жизнью, Вернадский называл «плёнками (сгущениями) жизни».

Он вычислил время, необходимое разным организмам «для захвата

поверхности планеты», и назвал его скоростью передачи жизни.

Вернадский заметил, что более крупные организмы размножаются медленнее

мелких, а дикие – домашних. По способу питания Вернадский делит живое

вещество на две резко различимые группы: автотрофные и гетеротрофные

организмы. В первой группе он также выделял земные автотрофные

организмы, существование которых определяется областью проникновения

солнечных лучей, и автотрофные бактерии, живущие за счёт окисления серы,

железа, азота, углерода в почве или морской воде.

В настоящее время следы организмов обнаружены в наиболее древних

породах возрастом 3,6 -3,8 млр. лет, что свидетельствует о геологической

древности биосферы и подтверждает одно основных положений учения

Вернадского о биосфере: признаки участия жизни в геологических процессах

проявляются до самых древних наблюдаемых в земной коре событий.

Вернадский постоянно подчёркивал два важнейших с геологической точки

зрения положения: планетный , геологически закономерный характер жизни

и теснейшую связь всех геологических процессов в биосфере с

деятельностью живого вещества. Эти положения составляют саму суть

концепции Вернадского.

Вернадский ввёл представления о биогеохимических функциях живого

вещества, понимая под ними различные проявления жизнедеятельности

организмов в составе среды и в особенностях миграции химических

элементов в биосфере.

Вернадский указывал: «Жизнь остаётся в главных своих чертах в течение

геологического времени постоянной, меняется только форма».

Вернадский рассматривал переход от биосферы к ноосфере («сфере разума»)

как единственный процесс, в котором человечество должно избавиться от

страдания, войн, голода и болезней. Учёный призывал всех россиян бороться

за это будущее.

Защита плакатов «Ноосфера – сфера разума!»

Вернадский – учёный - энциклопедист

В научном творчестве Вернадского первой шла его мысль, а мысль учёного

всегда была обращена к природе: блестящий минеролог, кристаллограф,

геолог. Геохимик, биогеохимик, радиогеолог, словом, учёный –

энциклопедист.

Невозможно указать такую науку о Земле, в которую Вернадский не внёс бы

своего творчества. Он был единственным академиком, который участвовал

сразу трёх отделений Академии СССР: химического, геолого –

минералогического, физико – математичекого. Творчество Вернадского

обширно и многогранно.

История науки знает немало великих имён в области естественных наук.

Такими был Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов.

В XX веке такой же по значению величиной в области естествознания стал

Вернадский. По словам одного из учеников, выдающегося геохимика

Саукова: «Минералогию он реформировал, геохимию он наполнил

содержанием, биогеохимию и радиогеохимию он создал».

И всё – таки наибольшее достижение Вернадского состоит в том, что он

сумел объединить в единое целое учение о живом веществе, биосфере и

ноосфере, а также свои минералогические, радиологические и

гидрогеологические идеи.

Цельность и многогранность творчества учёного

Цельность и многогранность научного творчества – характерная особенность

Вернадского, отличающая его от других великих учёных последнего

столетия.

Вернадский обладал удивительной способностью видеть великое, большое в

малом, переходить от частностей к обобщениям. Говоря словами Блейка:

«В одно мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо - в чашке лепестка.»

Вернадский был волевым человеком. Это доказывает целый ряд факторов его

жизни. Прежде всего, это замечательная способность к самовоспитанию. Он

в полной мере смог осуществить свои жизненные замыслы и планы. В этом

наиболее ярко выявились его целеустремлённость и воля.

Принцип симметрии привёл Вернадского к принципу вечности жизни. В

современной терминологии – это принцип биогенеза, рассматриваемый

учёным в контексте сохранения массы и энергии. «задача человека

заключается в доставлении наивозможной пользы окружающим,» -этот

принцип Вернадский сформировал ещё в юности и пронёс через всю жизнь.

Учёный очень высоко оценивал возможности человека: « Нам дарован

природой великолепный орган познания – мозг, даны чувства, долгая , очень

долгая жизнь, в особенности если мерить её не годами».

«Нет ничего более ценного в мире и ничего требующего большего бережения

и уважения как свободная личность», - считал Вернадский. Но если жизнь

бесценна, то как тогда относиться к смерти? Учёный, подобно Сократу,

воспринимал исчезновение своей личности как естественный процесс, к

которому каждый должен готовиться, такова необходимость.

«Я сделал всё, что мог…»

Вернадский считал себя счастливым человеком. Незадолго до смерти он

писал: «Счастье познания, быть может, самое надёжное, самое необдуманное

счастье на земле. Я сделал всё, что мог».

В конце 1943 года здоровье стало изменять ему; он ослабел и изредка заходил

в лабораторию, но интереса к ней не потерял.

В январе 1945года великий русский учёный скончался от кровоизлияния в

мозг.

Но со смертью личности не разрушается сфера разума, и в этом смысле

бессмертие ноосферы есть бессмертие человеческой личности.

Перечень достоинств Вернадского можно было бы начать так: чистота души,

твёрдость взглядов, огромная сила воли, могучий разум. Вернадский

интересен и велик сам по себе как прекрасная человеческая личность.

Характерная черта личности Вернадского – незавершённость. Его замыслы

всегда были грандиознее, чем исполнение. Словно автор, углубляясь в

неведомые области познания, не видит он конца своим исканиям и

предлагает последователям: «Двигайтесь дальше, дерзайте, творите!»

БЕССМЕРТИЕ МЫСЛИТЕЛЯ

К числу гениев XX века, кроме Циолковского и Чижевского, можно по праву

отнести и Вернадского.

К сожалению, как это часто бывает, труды Вернадского не были по

достоинству оценены при жизни.

Однако, чем больше времени проходит, тем всё более и более значительным

представляется творчество Вернадского, тем больше мы видим свершение

его прогнозов, тем более опираемся в своих практических природоохранных

мероприятиях на его учение о биосфере и её преобразование в ноосферу.

Науки, основоположником которых явился Вернадский, в настоящее время

хорошо известны и строят свою работу, опираясь на золотой фонд

достижений учёного.

Новые поколения учатся у него синтезу наук. Продолжают работать

организованные им институты, лаборатории, комиссии.

В городах, где жил и работал Вернадский, созданы музеи, носящие его имя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аксёнов Г.Н. «В.И.Вернадский – о природе времени и пространстве»

Баландин Р.К. «В.И. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие»

Мочалов И.И., Оноприенко В.И. «В.И.Вернадский: Наука. Философия.

Человек»

Яншин А.Л. «Библиография учёных В.И.Вернадский»



В раздел образования