Автор: Варшавская Вероника Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 24
Населённый пункт: город Красногорск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра и ее вклад в личностное развитие дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Сюжетно-ролевая игра и ее вклад в личностное развитие дошкольни-
ков»
Выполнил:
восспитатель
Варшавская Вероника Евгеньевна
Москва
2016
Содержание
Введение……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника ………............... 5
Глава 2. Руководство педагога сюжетно-ролевой игрой дошкольника... 7
Список литературы………………………………………………………….. 11
2
Введение
В настоящее время возникла серьёзная проблема:
у детей падает ин-
терес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютер-
ные игры и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть
только один выход из этого критического положения: взрослым следует уста-
новить
с
детьми
тёплые,
душевные
отношения,
проявить
интерес
к
их
проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует
личностному развитию ребёнка.
Игра – дело серьёзное. В игре ребёнок отражает своё представление об
окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми.
Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих че-
ловеческих качеств. Дети в ходе игры учатся понимать друг друга, сопережи-
вать, проявлять чуткость и милосердие.
Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей,
способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда по-
мнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.
В
последние
годы
на
игровую
деятельность дошкольников обращали
пристальное внимание ведущие психологи. В этой связи необходимо упомя-
нуть исследования Д. Б. Эльконина о социальной природе и механизме ста-
новления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребёнка. Учё-
ный с умел установить, что игровая деятельность ребёнка, аспекты которой
не использованы в педагогическом процессе, влияют на его психическое, а
в частности и на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. На этот
момент указывают и исследования А. В. Запорожца.
В ФГОС говорится о необходимости реализации Программы, прежде
всего в форме игры. Это правильный подход, но здесь есть риск превраще-
ния спонтанной детской деятельности в специфическую форму занятия. Эти
проявления игры необходимо очень четко различать.
3
Положение
об
игре
с
мнимой
ситуацией
как
ведущей
деятельности
для детей дошкольного возраста впервые было сформулировано Л. С. Выгот-
ским. В исследованиях Д. Б. Эльконина акцент смещался на ролевое поведе-
ние, и ведущим типом деятельности названа сюжетно-ролевая игра. Сего-
дня
для обозначения
детских
сюжетных игр
применяются
разные терми-
ны: «творческая», «сюжетно-ролевая» и «самодеятельная».
Чаще они ис-
пользуются как синонимы. При этом на вопрос: «Какая игра является веду-
щей
деятельностью дошкольников?»
педагоги
уверенно
отвечали «Сю-
жетно-ролевая».
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углу-
биться в научное определение игры. Игра - вид не продуктивной деятельно-
сти, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Иссле-
дования отечественных и зарубежных ученых, философов, социологов, исто-
риков культуры: Г. Либшер, Г. Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И Усти-
менко, Д. Н. Кузнецов и др. отмечают ценность игры, ее условность, а также
указывают
на
ее значение в
формировании
социального
поведения,
само-
утверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в си-
туации общения.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», со-
ставляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность,
тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все сторо-
ны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процес-
се игры активно работают все его психические процессы: мышление, вооб-
ражение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра
выступает как важное средство воспитания.
4
Глава 1 Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника.
Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что “Игра – это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жи-
вительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это
искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ”.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гар-
моничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зави-
сит от того,
что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения,
от
взрослых,
которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий
мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот
“ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возмож-
ность адаптироваться им в социальной среде.
Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимает сю-
жетно-ролевая творческая игра.
Сюжетно-ролевая игра является мощным
средством социализации, “взросления ” подрастающего поколения.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми воспитатель ставит следую-
щие задачи:
а) Расширять знания о труде людей разных профессий. Обогащать впе-
чатления детей о социальном мире.
б) Учить детей в ходе игры понимать друг друга, сопереживать, прояв-
лять чуткость и милосердие.
в) Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому об-
щению со сверстниками.
г) Воспитывать личностные качества ребёнка: дружелюбие, гуманность,
трудолюбие, целеустремлённость, активность.
д) Способствовать формированию организаторских умений и способно-
стей.
5
е) Развивать логическое мышление, фантазию, творческое воображение.
Необходимо учить детей играть, помогать находить образцы и сюжеты
для ролевых игр. Чтобы правильно организовать руководство играми, воспи-
татель должен изучить игровые интересы и уровень развития своих детей.
Педагог является старшим другом детей, партнёром по игре.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их
называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники
воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятель -
ности взрослых.
Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, со-
держание и роль. Сюжетно-ролевые игры включают в себя:
а) Игры на бытовые темы: “Дочки - матери”, “ Семья”.
б) Игры с производственной тематикой: “Больница”, “Магазин”.
в) Игры с общественно - политической тематикой: “Космодром”.
г ) Театрализованные
игры:
режиссёрские
(режиссером
является
ребёнок, а исполнителем - кукла) и игры - драматизации (по готовому сюже-
ту литературных произведений).
д) Строительные игры: “Город”, “Гараж”.
е) Игры - забавы и развлечения (игры с вертушками, солнечными
зайчиками).
6
Глава 2 Руководство педагога сюжетно-ролевой игрой дошкольника
Процесс руководства игрой должен быть построен так, чтобы воспита-
ние игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением, развитием и
воспитанием. Исходя из этого принципа, можно выделить 3 группы мето-
дов:
1 группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатления-
ми, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюде-
ния, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художествен-
ных произведений, индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литера-
турных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного те-
атра.
2 группа - это методы, способствующие становлению и развитию игро-
вой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное уча-
стие воспитателя в игре. Кроме того, педагог широко использует оказание
детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путём предло-
жений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы - разгово-
ра по поводу замысла игры, развития его содержания, подведение итогов.
Важной задачей для воспитателя является распределение ролей с учётом воз-
можностей, интересов и желаний каждого ребёнка.
3 группа методов связана с обучением детей конструированию из строи-
тельного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту
группу входят такие методы и приёмы:
совместное выполнение воспитателем и детьми построек;
рассматривание образца воспитателя, показ приёмов конструиро-
вания;
использование схем, таблиц; подбор материала для обыгрывания
построек;
7
Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги
путём складывания (лодочки, пароходы, животные, мебель); изготовлению
игрушек из природного и бросового материала (катушек, коробок);
Сюжетно - ролевые игры – это игры, в которых дети отображают жизнь
и деятельность взрослых. Дети играют в “Дочки-матери”, “Магазин”, “Боль-
ницу”, тем самым дошкольники подражают домашним делам мамы и бабуш-
ки, знакомятся с работой продавца, врача. Игра с куклами в дочки- матери
существовала во все времена. Это естественно: родители – самые близкие,
любимые люди. Наблюдая поведение ребёнка в игре, можно судить о взаи-
моотношениях взрослых в семье. Эти игры помогают воспитывать у детей
уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Дети бе-
рут на себя роли членов семьи, устраивают для кукол дом, игровой уголок,
ходят в гости, что способствует социально-личностному развитию дошколь-
ников
Особенно увлекают ребят героические профессии. Любимые игры –
полёты космических кораблей, охрана границы (в моряков, в лётчиков), путе-
шествия. У мальчиков обычно популярны игры в войну, в этом проявляется
их тяга к героическому подвигу, преклонение перед мужеством, смелостью.
Такие игры помогают формированию патриотических чувств, дисциплиниру-
ют детей, объединяют их в дружный коллектив.
Задача
педагога – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их
увлекательными,
содержательными,
насыщенными,
показать
благородную
роль защитников Отечества.
Важнейшее условие успешного руководства творческой игрой – умение
завоевать доверие детей, установить с ними контакт.
В сюжетно-ролевых играх происходит обогащение игрового опыта де-
тей, прослеживаются их взаимоотношения, складываются навыки совмест-
ной игровой деятельности.
Наблюдения за игрой помогают воспитателю
определить качества личностного и социального развития ребёнка, характеры
8
детских взаимоотношений, решать спорные вопросы советами, предложения-
ми, дать игре нужное направление.
Театрализованные игры - это игры, где дети разыгрывают сценки по
знакомым сказкам, книгам детских писателей. Они играют роли персонажей
из сказок, выступают в роли Мухи - Цокотухи, доброго доктора Айболита.
Необходимо использовать для инсценировки разные атрибуты – маски, ко-
стюмы, куклы, игрушки, декорации. Эти игры приносят детям огромное
удовольствие. Дети стараются глубже передать образ героя и показать своё
отношение к нему. Игры драматизации помогают дошкольникам глубже по-
нять идею книги, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Воспитанию дружеских отношений между детьми способствуют строи-
тельные игры. Вместе с ребятами педагог определяет, какие для игры нуж-
ны постройки, кто, что и с кем будет строить. В старшей группе дошкольники
проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строитель-
ной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творче-
ства.
Педагог должен раскрыть детям взаимоотношения взрослых в строи-
тельном труде. Этой цели могут служить экскурсии на строительные объек-
ты. После завершения построек или окончания игры желательно провести
беседу о том, как они строили, как играли, кто строил дружно. Старшие до-
школьники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строи-
тельной игры. В подготовительной к школе группе дети затевают игры, осно-
вой которых является комплекс построек: “Наш город”, “Аэропорт”.
Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласован-
ности действий, совместного обсуждения, умения считаться с мнением това-
рищей.
С детьми старшего возраста проводятся игры с природными материа-
лами. Воспитатель направляет дошкольников на самостоятельные действия
с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу,
9
выдумку, изобретательность. Для игр с песком и глиной требуется разный до-
полнительный материал – обрезки дерева, колышки, шнуры, фигурки людей,
животных, деревьев, разнообразные машины. Часть игрушек дети могут сде-
лать сами (лодки, пароходы, самолёты).
Нравится детям постройки из снега. Педагог учит воспитанников изго-
товлять из снега кирпичи и складывать из них стены домов, делать крепости,
утрамбовывать снег, валы, лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки
для украшения построек. Зимой при сооружении построек на участке следу-
ет предусмотреть возможность таких развлечений, как “Праздник русской
зимы”, а также игр по сказкам “Заячья избушка”, “Зимовье зверей”, “Мо-
розко”.
Таким образом, сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в
жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие поло-
жительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему обучению
в школе, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для
подготовки ребёнка к будущему и для того, чтобы сделать его настоящую
жизнь полной, интересной и счастливой.
10
Список литературы
1.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре – Москва,
“Просвещение” 1983.
2.
Никитин Б. П. Развивающие игры – Москва, Педагогика 1985.
3.
Русскова Л. В. Методические рекомендации к “Программе воспитания
и обучения в детском саду” – Москва, “Просвещение” 1986.
4.
Выготский Л.С. Детская психология. М., 2006.
5.
Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном
возрасте. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2002.
6.
Короткова Н. А. Сюжетно - ролевая игра старшего дошкольника //
Ребёнок в детском саду.2006. - №4.
11