Напоминание

"Сюжетно-ролевая игра и ее вклад в личностное развитие дошкольников"


Автор: Варшавская Вероника Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 24
Населённый пункт: город Красногорск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра и ее вклад в личностное развитие дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Сюжетно-ролевая игра и ее вклад в личностное развитие дошкольни-

ков»

Выполнил:

восспитатель

Варшавская Вероника Евгеньевна

Москва

2016

Содержание

Введение……………………………………………………………….......... 3

Глава 1. Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника ………............... 5

Глава 2. Руководство педагога сюжетно-ролевой игрой дошкольника... 7

Список литературы………………………………………………………….. 11

2

Введение

В настоящее время возникла серьёзная проблема:

у детей падает ин-

терес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютер-

ные игры и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть

только один выход из этого критического положения: взрослым следует уста-

новить

с

детьми

тёплые,

душевные

отношения,

проявить

интерес

к

их

проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует

личностному развитию ребёнка.

Игра – дело серьёзное. В игре ребёнок отражает своё представление об

окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих че-

ловеческих качеств. Дети в ходе игры учатся понимать друг друга, сопережи-

вать, проявлять чуткость и милосердие.

Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей,

способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда по-

мнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

В

последние

годы

на

игровую

деятельность дошкольников обращали

пристальное внимание ведущие психологи. В этой связи необходимо упомя-

нуть исследования Д. Б. Эльконина о социальной природе и механизме ста-

новления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребёнка. Учё-

ный с умел установить, что игровая деятельность ребёнка, аспекты которой

не использованы в педагогическом процессе, влияют на его психическое, а

в частности и на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. На этот

момент указывают и исследования А. В. Запорожца.

В ФГОС говорится о необходимости реализации Программы, прежде

всего в форме игры. Это правильный подход, но здесь есть риск превраще-

ния спонтанной детской деятельности в специфическую форму занятия. Эти

проявления игры необходимо очень четко различать.

3

Положение

об

игре

с

мнимой

ситуацией

как

ведущей

деятельности

для детей дошкольного возраста впервые было сформулировано Л. С. Выгот-

ским. В исследованиях Д. Б. Эльконина акцент смещался на ролевое поведе-

ние, и ведущим типом деятельности названа сюжетно-ролевая игра. Сего-

дня

для обозначения

детских

сюжетных игр

применяются

разные терми-

ны: «творческая», «сюжетно-ролевая» и «самодеятельная».

Чаще они ис-

пользуются как синонимы. При этом на вопрос: «Какая игра является веду-

щей

деятельностью дошкольников?»

педагоги

уверенно

отвечали «Сю-

жетно-ролевая».

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углу-

биться в научное определение игры. Игра - вид не продуктивной деятельно-

сти, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Иссле-

дования отечественных и зарубежных ученых, философов, социологов, исто-

риков культуры: Г. Либшер, Г. Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И Усти-

менко, Д. Н. Кузнецов и др. отмечают ценность игры, ее условность, а также

указывают

на

ее значение в

формировании

социального

поведения,

само-

утверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в си-

туации общения.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», со-

ставляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность,

тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все сторо-

ны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процес-

се игры активно работают все его психические процессы: мышление, вооб-

ражение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра

выступает как важное средство воспитания.

4

Глава 1 Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что “Игра – это

огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жи-

вительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это

искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ”.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гар-

моничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зави-

сит от того,

что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения,

от

взрослых,

которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий

мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот

“ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возмож-

ность адаптироваться им в социальной среде.

Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимает сю-

жетно-ролевая творческая игра.

Сюжетно-ролевая игра является мощным

средством социализации, “взросления ” подрастающего поколения.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми воспитатель ставит следую-

щие задачи:

а) Расширять знания о труде людей разных профессий. Обогащать впе-

чатления детей о социальном мире.

б) Учить детей в ходе игры понимать друг друга, сопереживать, прояв-

лять чуткость и милосердие.

в) Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому об-

щению со сверстниками.

г) Воспитывать личностные качества ребёнка: дружелюбие, гуманность,

трудолюбие, целеустремлённость, активность.

д) Способствовать формированию организаторских умений и способно-

стей.

5

е) Развивать логическое мышление, фантазию, творческое воображение.

Необходимо учить детей играть, помогать находить образцы и сюжеты

для ролевых игр. Чтобы правильно организовать руководство играми, воспи-

татель должен изучить игровые интересы и уровень развития своих детей.

Педагог является старшим другом детей, партнёром по игре.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их

называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники

воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятель -

ности взрослых.

Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, со-

держание и роль. Сюжетно-ролевые игры включают в себя:

а) Игры на бытовые темы: “Дочки - матери”, “ Семья”.

б) Игры с производственной тематикой: “Больница”, “Магазин”.

в) Игры с общественно - политической тематикой: “Космодром”.

г ) Театрализованные

игры:

режиссёрские

(режиссером

является

ребёнок, а исполнителем - кукла) и игры - драматизации (по готовому сюже-

ту литературных произведений).

д) Строительные игры: “Город”, “Гараж”.

е) Игры - забавы и развлечения (игры с вертушками, солнечными

зайчиками).

6

Глава 2 Руководство педагога сюжетно-ролевой игрой дошкольника

Процесс руководства игрой должен быть построен так, чтобы воспита-

ние игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением, развитием и

воспитанием. Исходя из этого принципа, можно выделить 3 группы мето-

дов:

1 группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатления-

ми, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюде-

ния, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художествен-

ных произведений, индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литера-

турных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного те-

атра.

2 группа - это методы, способствующие становлению и развитию игро-

вой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное уча-

стие воспитателя в игре. Кроме того, педагог широко использует оказание

детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путём предло-

жений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы - разгово-

ра по поводу замысла игры, развития его содержания, подведение итогов.

Важной задачей для воспитателя является распределение ролей с учётом воз-

можностей, интересов и желаний каждого ребёнка.

3 группа методов связана с обучением детей конструированию из строи-

тельного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту

группу входят такие методы и приёмы:

совместное выполнение воспитателем и детьми построек;

рассматривание образца воспитателя, показ приёмов конструиро-

вания;

использование схем, таблиц; подбор материала для обыгрывания

построек;

7

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги

путём складывания (лодочки, пароходы, животные, мебель); изготовлению

игрушек из природного и бросового материала (катушек, коробок);

Сюжетно - ролевые игры – это игры, в которых дети отображают жизнь

и деятельность взрослых. Дети играют в “Дочки-матери”, “Магазин”, “Боль-

ницу”, тем самым дошкольники подражают домашним делам мамы и бабуш-

ки, знакомятся с работой продавца, врача. Игра с куклами в дочки- матери

существовала во все времена. Это естественно: родители – самые близкие,

любимые люди. Наблюдая поведение ребёнка в игре, можно судить о взаи-

моотношениях взрослых в семье. Эти игры помогают воспитывать у детей

уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Дети бе-

рут на себя роли членов семьи, устраивают для кукол дом, игровой уголок,

ходят в гости, что способствует социально-личностному развитию дошколь-

ников

Особенно увлекают ребят героические профессии. Любимые игры –

полёты космических кораблей, охрана границы (в моряков, в лётчиков), путе-

шествия. У мальчиков обычно популярны игры в войну, в этом проявляется

их тяга к героическому подвигу, преклонение перед мужеством, смелостью.

Такие игры помогают формированию патриотических чувств, дисциплиниру-

ют детей, объединяют их в дружный коллектив.

Задача

педагога – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их

увлекательными,

содержательными,

насыщенными,

показать

благородную

роль защитников Отечества.

Важнейшее условие успешного руководства творческой игрой – умение

завоевать доверие детей, установить с ними контакт.

В сюжетно-ролевых играх происходит обогащение игрового опыта де-

тей, прослеживаются их взаимоотношения, складываются навыки совмест-

ной игровой деятельности.

Наблюдения за игрой помогают воспитателю

определить качества личностного и социального развития ребёнка, характеры

8

детских взаимоотношений, решать спорные вопросы советами, предложения-

ми, дать игре нужное направление.

Театрализованные игры - это игры, где дети разыгрывают сценки по

знакомым сказкам, книгам детских писателей. Они играют роли персонажей

из сказок, выступают в роли Мухи - Цокотухи, доброго доктора Айболита.

Необходимо использовать для инсценировки разные атрибуты – маски, ко-

стюмы, куклы, игрушки, декорации. Эти игры приносят детям огромное

удовольствие. Дети стараются глубже передать образ героя и показать своё

отношение к нему. Игры драматизации помогают дошкольникам глубже по-

нять идею книги, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Воспитанию дружеских отношений между детьми способствуют строи-

тельные игры. Вместе с ребятами педагог определяет, какие для игры нуж-

ны постройки, кто, что и с кем будет строить. В старшей группе дошкольники

проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строитель-

ной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творче-

ства.

Педагог должен раскрыть детям взаимоотношения взрослых в строи-

тельном труде. Этой цели могут служить экскурсии на строительные объек-

ты. После завершения построек или окончания игры желательно провести

беседу о том, как они строили, как играли, кто строил дружно. Старшие до-

школьники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строи-

тельной игры. В подготовительной к школе группе дети затевают игры, осно-

вой которых является комплекс построек: “Наш город”, “Аэропорт”.

Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласован-

ности действий, совместного обсуждения, умения считаться с мнением това-

рищей.

С детьми старшего возраста проводятся игры с природными материа-

лами. Воспитатель направляет дошкольников на самостоятельные действия

с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу,

9

выдумку, изобретательность. Для игр с песком и глиной требуется разный до-

полнительный материал – обрезки дерева, колышки, шнуры, фигурки людей,

животных, деревьев, разнообразные машины. Часть игрушек дети могут сде-

лать сами (лодки, пароходы, самолёты).

Нравится детям постройки из снега. Педагог учит воспитанников изго-

товлять из снега кирпичи и складывать из них стены домов, делать крепости,

утрамбовывать снег, валы, лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки

для украшения построек. Зимой при сооружении построек на участке следу-

ет предусмотреть возможность таких развлечений, как “Праздник русской

зимы”, а также игр по сказкам “Заячья избушка”, “Зимовье зверей”, “Мо-

розко”.

Таким образом, сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в

жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие поло-

жительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему обучению

в школе, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для

подготовки ребёнка к будущему и для того, чтобы сделать его настоящую

жизнь полной, интересной и счастливой.

10

Список литературы

1.

Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре – Москва,

“Просвещение” 1983.

2.

Никитин Б. П. Развивающие игры – Москва, Педагогика 1985.

3.

Русскова Л. В. Методические рекомендации к “Программе воспитания

и обучения в детском саду” – Москва, “Просвещение” 1986.

4.

Выготский Л.С. Детская психология. М., 2006.

5.

Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном

возрасте. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2002.

6.

Короткова Н. А. Сюжетно - ролевая игра старшего дошкольника //

Ребёнок в детском саду.2006. - №4.

11



В раздел образования