Напоминание

Использование средств и методов физической культуры для развития познавательной деятельности дошкольников.


Автор: Береснева Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №2 "Сказка"
Населённый пункт: Город Котельнич Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: Использование средств и методов физической культуры для развития познавательной деятельности дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




В

течение

нескольких

десятилетий

система

дошкольного

образования

была

ориентирована

на

передачу

детям

знаний,

умений

и

навыков

по

отдельным

дисциплинам.

Конечно,

это

хорошо,

что

ребенок

овладевает

определенными

знаниями.

Однако,

это

привело

к

тому,

что

интеллектуальная

нагрузка

детей

значительно

превосходит

физическую,

вопреки знаниям о том, что двигательная активность ребенка обусловлена

естественной биологической потребностью и законами растущего организма.

И,

как

следствие,

по

данным

НИИ

гигиены

и

профилактики

заболеваний

детей,

около

90%

детей,

поступающих

в

школу,

имеют

отклонения в физическом и психическом здоровье. Причины сложившегося

неблагополучия самые разные. Одна из них состоит в недооценке значения

двигательной активности в формировании физического и духовного здоровья.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно.

Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал,

что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям

легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе,

покачивании

ногой,

постукивании

карандашом

по

столу

и

др.

На

двигательной

активности

построены

все

нейропсихологиче ские

коррекционно – развивающие и формирующие программы. Неподвижный

ребенок

не

обучаем

и

его

нельзя

ругать

за

излишнюю

двигательную

активность, развивающая работа должна быть направлена от движения к

мышлению, а не наоборот.

Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В.

Тарунтаева

и

др.)

считают,

что

формирование

у

дошкольников

математических

представлений

должны

опираться

на

предметно-

чувственную деятельность.

Поэтому

при

организации

познавательной

деятельности,

в

частности

формировании

первичных

математических

представлений

я

использовала методику Н.В. Финогеновой, в которой

акцент сделан на

оздоровительно-развивающую направленность, в результате интеграции

в

содержание занятия материала по физической культуре.

В этих условиях усвоение дидактической информации и решение

воспитательных задач осуществляется не на фоне подавления двигательной

активности детей, а наоборот, как ее результат. То есть средства и методы

физической культуры в дошкольном возрасте можно использовать не только

для

развития

двигательных

способностей,

но

и

для

совершенствования

познавательной и преобразующей деятельности детей.

Использование средств и методов физической культуры на занятиях

математикой начала со 2 младшей группы.

Младший

дошкольный

возраст

это

время,

когда

у

ребенка

начинает

складываться

интерес

к

средствам

и

способам

практических

действий,

что

представляет

для

педагогов

уникальные

возможности

для

обучения дошкольников через включение их в продуктивную деятельность.

Дети,

например,

рисуют,

лепят

и

выполняют

одновременно

задания

по

математике и развитию речи.

Но такая организация процесса обучения в младшем дошкольном

возрасте может оказывать и негативное воздействие на развитие младших

дошкольников. Продуктивная деятельность, как правило, выполняется, когда

ребенок сидит за столом. Я заметила, что долго находясь в таком положении,

дети быстро устают, их внимание рассеивается. Как известно, для этого

возраста

движение

является

естественной

биологической

потребностью

детского организма.

Содержание занятий основывается на двух видах задач:

- специфические – получение элементарных знаний по математике;

-

общепедагогические

направленные

на

повышение

уровня

умственного,

сенсорного

развития

дошкольников,

развитие

речи

и

обогащения словаря, воспитание волевых качеств, моральных ценностей,

эстетической культуры.

Физические

упражнения,

включаемые

в

содержание

занятий

по

математике, способствуют решению не только общепедагогических задач, но

и специфических. Знакомиться с понятиями, предлагаемыми программным

содержанием, такими, например, как длинный- короткий, высокий- низкий,

большой- маленький, можно не только сидя за столом сравнивая предметы из

наборов конструктора или мозаики, но и «собирая» грибы или ягоды в игре

«У медведя во бору» сравнивая затем их размер. В таких случаях подвижная

игра приобретает дидактическую направленность.

Подвижные игры с дидактической направленностью представляют

собой особую форму деятельности, в которой создаются условия для того,

чтобы ребенок сам ставил перед собой задачи и получал удовольствие от

процесса и результата своей деятельности. Особенностью данной категории

игр является наличие связи дидактического содержания с движением. При

этом роль движений ярко выражена при дидактическом содержании игры.

Они мотивированы содержанием игры, ее темой и целью.

Названия и

основную цель игр вы видите на слайдах.

Главное

достоинство

занятий

с

использованием

системы

дидактических подвижных игр в том, что при выполнении дидактических

заданий дети менее подвержены переутомляемости, усваиваемые понятия

приобретают

системный

характер.

Поэтому

самый

эффективный

путь,

ведущий к прочному и быстрому усвоению материала - это использование

подвижной игры дидактической направленности, в процессе которой дети

преодолевают

трудности,

тренируя

свои

силы,

развивают

двигательные

способности, оттачивают интеллектуальные умения.

В

структуру

занятий

я

ввела

различные

виды

двигательной

активности, которые обеспечивают участие высших психических функций в

процессе

овладения

двигательным

действием,

оказывая

тем

самым

положительное влияние на умственное развитие ребёнка.

Существует несколько видов механизмов оптимального сочетания

двигательного

действия

с

дидактическими

играми,

заданиями

и

упражнениями: синхронное и последовательное.

В

младшей

группе

для

развития

у

детей

любознательности,

познавательных

интересов,

творческих

способностей

все

занятия,

проводимые в течение учебного года, объединены общим сюжетом "Город

цветных человечков".

Структура занятия:

1часть – мотивационно - организационная (2-3 мин)

2 часть - основная - открытие нового знания или умения (10-12

мин), воспитатель с помощью диалога на основе предметной деятельности

приводит к "открытию" нового знания или умения.

3 часть - итоговая (1-2 мин). Дети рассказывают, что нового они

узнали и где эти знания могут пригодиться.

Таким образом, во время занятия статическая работа занимает не

более

5

минут.

Подвижно-дидактические

игры,

перемещая

из

одного

игрового

пространства

в

другое,

выполнение

заданий

позволяют

максимально

удовлетворить

потребность

детей

в

активных

движениях

в

течение

всего

занятия,

двигательная

нагрузка

способствует

повышению

умственной работоспособности и эмоционального тонуса ребенка, а также

благополучному усвоению материала.

В средней группе

занятия объединены единым сюжетом «Театр

волшебных чисел».

В ходе путешествий со сказочными героями, дети не

только знакомятся с числовым рядом от 1 до 9, но и узнают особенности

каждой

цифры.

При

такой

организации

познавательной

деятельности

создается

непринужденная

и

доброжелательная

атмосфера,

позволяющая

нивелировать все стрессообразующие факторы. Важным является также и то,

что

новое

знание

не

дает

ребенку

в

готовом

виде,

а

вводится

через

самостоятельное его «открытие» детьми. При этом на протяжении всего

цикла занятий введение нового материала происходит с учетом взаимосвязи

изучаемого с предметами и явлениями окружающего мира.

В

старшей

и

подготовительной

группе

вся

образовательная

деятельность - сюжетная. В основе ее построения лежит история или сказка,

в

ней

живут

и

действуют

математические

термины,

сказочные

герои,

с

которыми можно совершить путешествие в необычный мир приключений.

Каждое занятие превращается в маленький праздник,

имеющий образное

название.

Любые знания усваиваются лучше и легче, если во время занятий

задействуется

крупная

и

мелкая

моторика

ребенка.

И

если

подвижные

дидактические

игры

развивают

крупномоторные

навыки,

то

мелкая

моторика

задействована

в

выполнении

кинезиологических

упражнений.

Меня очень заинтересовала кинезиология — наука о развитии головного

мозга через движение. Это наука о движении мыслей, чувств, мышц тела

человека. В

свободном переводе с

греческого наука о

«природной

мудрости тела», о важности развития межполушарного взаимодействия.

Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми

лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят

положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна

нагрузка,

тем

значительнее

эти

изменения

Данная

методика

позволяет

выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей

его мозга. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности

полушарий головного мозга, их взаимодействия. Поэтому я включила эти

упражнения в занятия, как постоянную разминку.

То, как дети справляются с выполнением упражнений одновременно

является и диагностикой интеллектуального развития.

С детьми раннего возраста выполняются пальчиковые игры от простого

к сложному. Им доступны многие кинезиологические упражнения, такие,

как «Пальчик, зайчик, кулачок»,

«Дом, замок, расческа, ежик», «Гуси»,

«Заяц, коза», «Оладушки, фонарики», (однонаправленные), к 3 годам дети

могут выполнять упражнение «Очки, бинокль, колечки», разнонаправленные

движения. Многие кинезиологические упражнения встречаются в потешках,

пальчиковых

играх,

песенках-инсценировках:

«Гуси-гуси»,

«Ладушки»,

«Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит» и др. Упражнения выполняем

правой и левой рукой попеременно.

После

того

как

дети

научились

выполнять

пальчиковые

игры,

с

четырех-пяти

лет

дается

комплекс

пальчиковых

кинезиологических

упражнений.

Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослыми, затем

самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивается

время и сложность заданий. Упражнение выполняется сначала правой рукой,

затем

левой,

затем

двумя

руками

вместе.

При

затруднениях

взрослый

предлагает

ребенку

помогать

себе

командами

(«заяц-коза-вилка»),

произносимыми

вслух

или

про

себя.

Осуществление

речевого

контроля

помогает гиперактивным детям сконцентрировать внимание на упражнении.

Детям интересно научиться таким движениям, которые выполняют

даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, выполняя

упражнения дети всегда знали, что они помогают им лучше думать, быть

внимательными,

лучше

запоминать.

Да

и

игровой

момент

развития

интеллекта давал больше пользы, чем другие методы обучения тем или иным

навыкам и умениям.

Результативность опыта

Анализируя

данные

диагностики,

можно

сделать

вывод

о

том,

что

воспитанники продемонстрировали хороший уровень умственного развития,

достигнуты

стабильные

средние

и

высокие

показатели

в

конце

года,

благодаря

применению

методики

«Математика

в

движении»

и

кинезиологических упражнений.

Срезовая диагностика также дала положительные результаты. И радует

то,

что

после

занятий

у

детей

хорошее

самочувствие

активность

и

настроение. Они с удовольствием играют в подвижные дидактические игры и

в свободное время.

Практикумы

и

тренинги

для

родителей

также

повлияли

на

положительный

результат,

дома

дети

тоже

повторяли

некоторые

игры

и

упражнения.

В перспективе я надеюсь внести больше движений и в другие виды

детской деятельности, так как практика показала, что, как и предполагается в

стандарте дошкольного образования наиболее положительные результаты

развития детей дает тесная интеграция образовательных областей.

В

презентации

предлагается

пример

сочетания

математики

с

музыкально-ритмическими движениями.



В раздел образования