Автор: Рубижанская Нина Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г.Королев Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проведение внеурочного общешкольного мероприятия
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Интеллектуально-познавательный
проект
«Коль книги живут,
не прерывается связь поколений…»
Автор:
Рубижанская Нина Алексеевна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2017 год
Содержание
Введение…………………………………………………………. 3 - 4
Актуальность проблемы
Целевая аудитория
Принципы, используемые при реализации проекта
Цели и задачи проекта…………………………………………… 5
Предполагаемый результат……………………………………… 5
Этапы реализации проекта……………………………………….. 5 - 8
Организационно-методический
Практический
Аналитический
Результаты реализации проекта………………………………….8 - 9
Источники………………………………………………………….10
Введение
Актуальность проблемы
С раннего детства человек знакомится с книгами. Они сопровождают его всю
жизнь. Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни
образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё
то, что накопило человечество за все века своего существования в различных
областях.
Но
так
считают
сегодня
далеко
не
все
представители
подрастающего поколения. К великому сожалению книги сейчас пользуются
небольшой популярностью, особенно у молодежи. Сейчас им книги заменили
интернет и фильмы. На смену традиционным бумажным книгам приходят
книги
электронные.
А
многие
ребята
читают
книги
сегодня?
С
этими
вопросами мы и вышли в классы. Вот результаты нашего опроса:
Вопрос 1. Как много ты читаешь книг (кроме учебников):
Вопрос 2. Что больше любишь читать?
Классы
Фантастика
Ист. литература
Детективы
6 класс
70%
20%
10%
8 класс
60%
20%
20%
11 класс
55%
25%
20%
Вопрос 3. Какой вид книги предпочитаешь?
Мы не против интернета и не против фильмов, но
за то, чтобы книгам
вернулась былая слава, чтобы каждый хотя бы раз в неделю сел и перечитал
любимую книгу или же прочитал что-то новое и обогатил свои знания новой
информацией.
Когда держишь в руках книгу XVIII- XIX веков, невольно проникаешься
духом того времени, понимаешь, что книга выступает не только как носитель
информации, но и как источник истории прошлых столетий.
Идея о том, что в домашних библиотеках хранятся книги старого издания,
стала
отправной
точкой
для
нашего
проекта:
вовлечь
учащихся
разных
классов в исследование книги как исторического источника.
Целевая аудитория - учащиеся 1-11 классов МБОУ СОШ №15.
В
период
взросления
социальные
ценности
подвергаются
испытаниям.
Представленный
проект
привлечет
интерес
к
книге
не
только
как
к
источнику информации, но и как к историческому источнику. Он позволит
разнообразить формы учебно-воспитательной работы внутри школы. В ходе
проекта учащиеся приобретут навыки, которые пригодятся им в дальнейшей
жизни и будут способствовать социальной адаптации.
Принципы, используемые при реализации проекта
Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их
взаимодействие.
Последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую
устойчивость интереса учащихся.
Использование конкретных наборов методических приёмов на
различных ступенях образовании.
Цели и задачи проекта
Цель:
Развивать у школьников исследовательские умения и формирование
отношения к книге как важнейшей ценности культурно – исторического
наследия общества.
Данный проект способствует решению задач:
сплочение
детского
коллектива
школы,
объединение
учащихся
и
педагогов единым коллективным делом;
создание в школьном пространстве атмосферы доверия и открытости
между всеми участниками образовательного процесса;
создание
условий
для
проявления
познавательно-творческой
активности учащихся;
развитие
навыков
проектно-исследовательской
деятельности
участников проекта.
При создании
проекта учитывались особенности образовательной среды
школы,
возрастной
диапазон
учащихся,
социально-психологические
особенности классных коллективов.
Предполагаемый результат
Воспитание
активной
жизненной
позиции:
ребенок,
успешно
взаимодействующий
в
коллективе;
ребенок,
противостоящий
безграмотности; социально адаптированный ребенок.
Повышение
интереса
учащихся
к
внеклассной
работе
через
использование
в
школе
нетрадиционных
методов
в
области
формирования культурно-исторических ценностей.
Повышение учебно-познавательной активности учащихся.
Этапы реализации проекта
Организационно-методический (1 этап). Сентябрь - Январь
Определение ресурсной базы
Создание стратегической команды
Обобщение предложений по участию в проекте
Утверждение плана совместной реализации проекта
Проведение
индивидуальной
работы
с
учащимися
8
класса
по
подготовке и написанию исследовательского проекта.
Практический (2 этап). Февраль - Апрель
1) Презентация исследовательского ученического проекта на классных часах
«Коль книги живут, не прерывается связь поколений…» (Приложение 1)
2) Выход с исследовательским проектом на конкурсы и НПК различного
уровня (Приложение 2)
3) Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по
детской книге ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из
Дании Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день
детской
книги.
В
этот
день
и
было
решено
провести
реализацию
практической
части
проекта
одновременно для
всей
школы.
Проведено
общешкольное
мероприятие
«Посреди
любой
страницы,
оживают
чудеса…» :
Выставка-презентация «Книжные раскопки».
Выставка
проходила
в
коридоре
в
течение
всего
учебного
дня
на
переменах.
В о
в р е м я
у р о к о в
д л я
учащихся 1- 6 классов были
организованы
экскурсии
на
выставку.
Ребята
определяют
н а и б ол е е
понравившуюся
книгу.
У ч е н и к а ,
представившего эту книгу, ждет приз.
Презентации книг «Книг заветные страницы», представленных на
выставку, проводили в классах, где учатся эти ребята на уроках
истории, литературы и классных часах. Ребята – участники выставки не
только выбрали из домашней библиотеки книгу для выставки, но и
самостоятельно подготовили презентации. Условие одно: книга должна
быть не моложе 1955 года издания. На презентацию отводилось 10-15
минут. Ребята давали внешнюю характеристику источника и
рассказывали о содержании книги.
Оформление стендов «Школьный учебник», «История детской книги»,
«История книгопечатания на Руси» (Приложение 3)
Проведение
библиотечных
уроков «Замечательные книжки» (первая
неделя четверти) в 1 – 5 классах:
«Книга в моей жизни – что она значит?»
«Ум без книги, как птица без крыльев»
"Журнальный калейдоскоп"
«Творчество К.И.Чуковского»
«Творчество Н.В. Гоголя»
Аналитический (3 этап) Апрель
Подведение итогов и анализ результатов
1) Активное участие в проведении всех мероприятий «Коль книги живут, не
прерывается связь поколений…» приняло участие 109 учеников и 8
педагогов:
Исследовательский ученический проект- 2 человека
Подготовка проведение презентации «Книг заветные страницы», - 15
человек
Предоставление книг для выставки «Книжные раскопки»- 135 книг- 92
ученика и 6 педагогов
2) Экскурсии проведены для 15 классов. Организованно посетили экскурсию
более 300 человек. В свободном режиме на выставке практически побывали
все ученики школы, педагоги и работники ОУ.
3)
Получены
отзывы
о
проведенных
мероприятиях
и
отмечены
благодарственными письмами активные участники проекта
Результаты реализации проекта
По мнению учащихся, школы данное мероприятие стало одним из
интересных и запоминающихся мероприятий.
Оформление
«пустых
стен»
школьного
коридора
материалами
по
истории книгопечатания на Руси, историй школьного учебника, детскими
книжками разного времени, фотоматериалами.
Заметка о проведении данного мероприятия размещена на сайте ОУ.
Победа учащихся нашей школы на конкурсах различного уровня:
«Мне все понравилось!
Особенно как Ксюша и Арина
рассказали. Они такие умные!»
4 «б»
«Мне все понравилось!
Особенно как Ксюша и Арина
рассказали. Они такие умные!»
4 «б»
«Девочки очень интересно нам
все рассказали. Я раньше этого
не знал»
Дима 7 «б»
«Девочки очень интересно нам
все рассказали. Я раньше этого
не знал»
Дима 7 «б»
Областной конкурс
искусствоведческих и краеведческих
проектов «Древо жизни»
I место
IX открытый межрегиональный
конкурс исследовательских работ
учащихся «Культура и история
Отечества глазами детей»
II место
Источники
Крылова
Н.
«Проектная
деятельность
школьника
и
педагога»,
ж.
«Народное образование», №7, 2005.
Новикова
Т.
Проектные
технологии
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности/ Народное образование, №7, 2000
Пахомова
Н.Ю.
«Проектное
обучение
в
учебно-воспитательном
процессе школы», ж. «Методист», №3, 2004.