Напоминание

"Гиперактивный ученик. Проявление гиперактивности. Особенности общения с гиперактивным учеником"


Автор: Елизарова Евгения Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ сош № 17
Населённый пункт: г. Ногинск, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гиперактивный ученик. Проявление гиперактивности. Особенности общения с гиперактивным учеником"
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление на тему:

«Гиперактивный ученик».

В переводе с латинского

языка термин «гиперактивность»

означает деятельность,

превышающую норму. Такое

явление достаточно часто

встречается у детей, причем у

мальчиков патология встречаются

значительно чаще, чем у девочек.

Гиперактивность у детей –

это чрезмерная активность,

склонность к постоянному

отвлеканию, неумение

концентрироваться длительное

время на определенном занятии.

Ребенок постоянно нервно

возбужден.

Гиперактивность у детей –

упрощенный вариант названия синдрома дефицита внимания с

гиперактивностью (сокращенно СДВГ). Гиперактивный ребенок не способен

долго быть сосредоточенным, четко контролировать свое поведение,

отличается невнимательностью, излишней импульсивностью и

неусидчивостью.

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ:

- не обращает внимание на детали или делает много мелких ошибок:

- с трудом проявляет внимание.

- часто создается впечатление, что ребенок не слушает, что ему

говорят.

- не всегда может организовать себя.

- часто теряет вещи.

- легко отвлекается на посторонние предметы.

- чрезмерно забывчив

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИМПУЛЬСИВНОСТЬ:

- выпаливает ответы.

- с трудом дожидается, пока дойдет очередь.

- часто перебивает или мешает другим.

-_непомерно много говорит.

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ:

- дергает пальцами рук и ног.

- неспокойно сидит на стуле, постоянно крутится.

- с трудом удается сидеть, чаще встает, двигается.

ПРОЯВЛЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Такие дети нуждаются в постоянном контроле учителя. На уроке

гиперактивный ребенок занят своими делами, его сложно удержать на месте,

донести до него задание.

Гиперактивные дети характеризуются неустойчивой

работоспособностью, что является основной причиной увеличения

количества ошибок в ответах и письменных работах. Навыки чтения и

письма у таких учеников намного ниже, чем у одноклассников. К тому же

непоседливый школьник вовсе не склонен выслушивать рекомендации

взрослых, а тем более следовать им.

Чаще всего гиперактивные дети испытывают сложности в общении с

ровесниками. В начальных классах с таким малышом не хотят играть, так как

он навязывает свои правила и полностью отвергает установленные порядки.

В игре претендует на главную роль, но способен запомнить всего пару

правил, в которых то и дело путается. В результате играет, как ему

заблагорассудится, что совсем не устраивает остальных.

Гиперактивность ребенка мешает ему найти друзей – частые обиды,

порой переходящие в агрессию, способны оттолкнуть даже дружелюбно

настроенных ребят. Он старается обратить на себя внимание всеми

возможными способами, начинает вредничать, получая все больше замечаний

от учителей и родителей. Его самооценка падает: решив, что он хуже всех,

выбирает соответствующее поведение. Обидевшись и не успев подумать,

ребенок способен ударить обидчика. В то же время он считает, что поступает

правильно, и искренне не понимает причин негативного отношения к нему

одноклассников.

Итак, основными проявлениями гиперактивности у школьников

являются:

- невозможность сконцентрировать внимание;

- неспособность сидеть на одном месте некоторое время;

- затруднение выслушивания взрослого;

- неуравновешенность;

- заниженная самооценка;

- вспыльчивость;

- головная боль;

- нервный тик;

- возникновение разнообразных фобий (страхов);

- энурез.

Ребенок может обладать хорошим интеллектом, но при этом

отличаются плохой успеваемостью. Причины кроются в невнимательности.

Также такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык.

Ребенок ничего не хочет запоминать, постоянно крутится, подрывает

дисциплину. Конечно, большинство ребят активны. Но иногда поведение

крохи переходит любые границы.

Обратимся к таблице для того, чтобы понять основные отличия

активного ребенка от гиперактивного:

Активный ребенок

Гиперактивный ребенок

Большую часть дня активен,

предпочитает подвижные игры

пассивным, но если его

заинтересовать - может находится в

спокойном состоянии.

Он находится в постоянном

движении и просто не может себя

контролировать, то есть даже если он

устал, он продолжает двигаться, а

выбившись из сил окончательно,

плачет и истерит.

Быстро и много говорит, задает

бесконечное количество вопросов.

Быстро и много говорит,

глотает слова, перебивает, не

дослушивает. Задает много вопросов,

но редко выслушивает ответы на них.

Для него нарушение сна и

пищеварения (кишечные

расстройства) - скорее исключение.

Его невозможно уложить спать,

а если спит, то урывками,

беспокойно. У него часто кишечные

расстройства. Для гиперактивных

деток всевозможные аллергии не

редкость, головные боли, кишечные

расстройства

Он активный не везде. К

примеру, беспокойный и

непоседливый дома, но спокойный - в

садике, в гостях у малознакомых

людей.

Ребенок - неуправляемый, при

этом он абсолютно не реагирует на

запреты и ограничения. И в любых

условиях (дом, магазин, детсад,

детская площадка) ведет себя

одинаково активно.

Он неагрессивный. Но

случайно или в пылу конфликта

может ударить , но сам редко

провоцирует конфликт.

Часто провоцирует конфликты.

Не контролирует свою агрессию -

дерется, кусается, толкается, пускает

в ход подручные средства: палки,

камни, причем думает, что делает

правильно.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Есть теория, что причиной истинной гиперактивности является

дефицит определенных гормонов, которые вырабатываются именно тогда,

когда ребенок двигается. Если ребенок не подвижен, то этих гормонов не

хватает организму и ребенок плохо себя чувствует физически, поэтому он

вынужден постоянно быть в движении.

Причины возникновения гиперактивности у детей кроются в

неблагоприятных факторах во время протекания беременности:

- угроза прерывания;

- гипоксия плода;

- курение;

- неправильное питание;

- стрессыматери.

У ребенка может развиться синдром гиперактивности в результате

неблагоприятных факторов при родах:

- недоношенность (рождение крохи до 38-й недели);

- стимуляция родов;

- стремительные роды;

- затяжные роды.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Большинство родителей наивно полагают, что малыш со временем

перерастет. Однако изменения при непредпринятом лечении мало чем

порадуют. Симптомы гиперактивности в подростковом возрасте способны

усугубляться.

Осложнения запущенной патологии чреваты конкретными

проявлениями физической агрессии:

- издевательства над сверстниками;

- драки;

- попытки суицида.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

Корректно сформулированные запреты. Гиперактивность у детей

выражается в неприятии запретов. При общении с баловником следует

строить предложения таким образом, чтобы там не было отрицания или слова

«нет». Например, вместо запрета «Не бегай по лужам!» предложить «Давай

пройдем по сухому асфальту». Если запрета не избежать, обязательно нужно

объяснить своему чаду причину и предложить альтернативы.

Контроль временных рамок. Гиперактивность детей проявляется и в

недостаточном чувстве времени, поэтому нужно самому следить за сроками

выполнения заданий, поставленных перед крохой.

Важна последовательность. Основная характеристика малыша с

расстройством поведения это невнимательность. Ему не рекомендуется

давать несколько поручений одновременно («убери игрушки, помой руки,

садись обедать»). Непоседе сложно воспринять всю эту информацию, он

наверняка отвлечется и не выполнит ни одно из заданий. Поэтому поручения

следует давать в четкой логической последовательности.

Конкретно поставленные задачи. Гиперактивность у детей негативно

сказывается на их логическом и абстрактном мышлении, поэтому задачи

необходимо обозначать как можно точнее. Общаясь, следует использовать

максимально короткие предложения, без лишней смысловой нагрузки.

Длинных формулировок лучше избегать.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ребенка следует часто хвалить, когда он заслуживает. Поощряйте и

незначительные успехи, будьте к нему внимательны.

Обязательно придумайте ежедневные поручения. Не выполняйте за него их.

Заведите блокнот, в который записываете вместе с малышом каждый день его

успехи.

Ставьте перед малышом соответствующие способностям задачи, за

выполнение которых обязательно хвалите. Не занижайте и не завышайте

требования.

Определите четкие границы – что нельзя, что можно. Малыш должен

научиться справляться с трудностями, не создавайте тепличные условия.

Не приказывайте малышу, старайтесь всегда просить.

Вызывающее поведение – это желание привлечь внимание. Проведите

больше времени с ним.

Поддерживайте дома строгий распорядок дня, который должны соблюдать

все члены семьи.

Старайтесь избегать чрезмерно людных мест – рынок, торговый центр –

чтобы не спровоцировать перевозбуждения крохи.

Оберегайте малыша от переутомления. Такое состояние вызывает

повышенную двигательную активность и занижает самоконтроль.

Не позволяйте малышу долго смотреть телевизор. Введите определенный

режим просмотра и четко ему следуйте.

Все ваши правила и ограничения должны обязательно быть выполнимыми.

Поэтому перед введением их проанализируйте, сможете ли он выполнить их.

Ребенок нуждается в налаженном режиме сна. Он должен просыпаться и

ложиться спать в одно время. Малыш обязательно должен высыпаться.

Учите ребенка думать о последствиях его действий и обучайте

самоконтролю.

Старайтесь сохранять спокойствие. Вы – пример для крохи.

Малыш должен осознать свою значимость, быть в чем-либо успешным. Это

очень важно для него.

Помогите выбрать сферу деятельности, в которой малыш сможет раскрыть

способности.

Также необходимо учитывать рекомендации врачей:

щадящее обучение (небольшой класс, дозированные задания, сокращенные

уроки);

полноценный сон;

правильное питание;

нормальная физическая активность;

длительные прогулки.

организация досуга ребенка, но выбирая спортивные игры для ребенка с

СДВГ, старайтесь избегать соревновательных элементов. Не рекомендованы

детям игры со статистическими нагрузками или показательными

выступлениями.

(Большую пользу принесут плаванье, аэробные тренировки, езда на

велосипеде, лыжный спорт).

Путем моделирования различных ситуаций успеха, он поможет подобрать

определенную сферу деятельности, в которой малыш ощутит себя достаточно

уверенно.

Ребенку в таком особенном состоянии, необходимо оказать

своевременную помощь. Ведь ее отсутствие может привести к

формированию асоциальной личности.



В раздел образования