Напоминание

"Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа с детьми с ФФНР"


Автор: Чернышенко Ася Владимировна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №59"
Населённый пункт: город Находка
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа с детьми с ФФНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №59» Г. НАХОДКА

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ФФНР»

Реферат по курсу повышения квалификации

«Организация и содержание деятельности учителя – логопеда в условиях

реализации ФГОС ДО»

Выполнила:

Чернышенко Ася Владимировна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 59» г.Находка

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение 3

2.Основнвя часть 7

2.1.Психолого – педагогическая характеристика детей с ФФНР

2.2.Организация методической работы 10

2.3Методы и приемы организации учебно –коррекционного

процесса 13

3.Заключение 15

4.Список литературы 16

5.Приложения 18

2

Введение.

Актуальность изучения

речевого развития дошкольников с

фонематическим

недоразвитием

речи

определена

тем,

что

этот

дефект

является

самым

распространенным

у

детей

среднего

и

старшего

дошкольного

возраста.

К

данной

группе

относятся

дети,

у

которых

наблюдается

неправильное

произношение

отдельных

звуков,

одной

или

нескольких

групп

звуков

(например,

свистящих,

свистящих

и

шипящих;

свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе.

Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической

классификации

речевых

нарушений

выделила

группу

детей

с

фонетико-

фонематическим

недоразвитием

речи

(ФФН).К

этой

категории

относятся

дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены

произносительная сторона речи и фонематический слух.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,

А.Р.Лурия,

Д.Н.Богоявленского,

Ф.А.Сохина,

А.Г.Тамбовцевой,

Г.А.Тумаковой

и

др.)

подтверждают,

что

элементарное

осознание

фонетических

особенностей

звучащего

слова

влияет

и

на

общеречевое

развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции

и дикции .

Развитие речи, которое включает умение четко произносить звуки и

различать

их,

владеть

артикуляционным

аппаратом,

правильно

строить

предложения,

одна

из

главных

проблем,

стоящих

перед

дошкольным

учреждением. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к

обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная

речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием

фонематического

слуха,

являются

потенциальными

дисграфиками

и

дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

3

В

последние

годы

увеличилось

количество

детей,

нуждающихся

в

логопедической помощи. В нашем ДОУ функционирует логопункт.

Логопед

имеет

возможность

охватить

большее

количество

детей

с

речевыми

нарушениями. Если

рассматривать

специфику

работы

логопедического пункта, то можно отметить следующее:

1.

В течение года логопед работает с 25 детьми. Таким образом, ведется

достаточно интенсивная работа.

2.

Основной

контингент

дети

с

достаточно

разноплановыми

проблемами речевого развития,(есть дети с дизартрией, дислалией,

ФФНР).

3.

Преимущественно

подгрупповая,

индивидуальная

формы

занятий,

занятия в микрогруппах.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования по речевому развитию включает:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

формирование

звуковой

аналитико-синтетической

активности

как

предпосылки обучения грамоте

В отличие от работы в логопедической группе, коррекция речи на

логопункте

не

подразумевает

проведения

фронтальных

занятий

по

формированию

лексической

стороны

речи,

развитию

фонематического

слуха, подготовке к обучению грамоте. Весь объем знаний, умений и

навыков, помимо коррекции звукопроизношения, логопед должен дать в

рамках индивидуальной и подгрупповой работы, что, в свою очередь,

увеличивает количество времени на изложение учебного материала. Это

4

представляет

определенные

сложности

в

организации

учебно-

коррекционного процесса.

В рамках работы логопедической группы программой предусмотрена

работа

воспитателей

с

детьми

по

закреплению

полученных

на

логопедических занятиях знаний, умений и навыков во второй половине дня.

В

работе

логопункта

это

не

предусмотрено,

что

также

представляет

сложность

для

работы

специалиста. Логопед

на

логопункте

вынужден

вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его

занятия.

Сами

дети

с

речевыми

нарушениями

получают

коррекционную

помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

Цели, задачи методической работы.

Поиск

наиболее

оптимальных путей

коррекции

речи

детей

старшего

дошкольного

возраста

в

условиях

логопункта

ДОУ

представляет

собой

актуальную, теоретически и практически значимую проблему.

Цель данной работы - разработать систему организации учебно-

коррекционного процесса у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в

условиях логопункта ДОУ.

Данная цель требовала решения следующих задач:

изучить специальную литературу;

составить перспективный план работы по коррекции речи у детей с

ФФНР старшего дошкольного возраста

выявить основные методы и приемы

по коррекции речи;

оценить эффективность проведенной работы

Данная методическая работа раскрывает методику работы в условиях

логопункта ДОУ по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с

фонетико-фонематическим

недоразвитием

речи.

В

работу

включены:

перспективный план по коррекции звукопроизношения с включением тем по

закреплению лексико-грамматических категорий, первоначальных навыков

5

звукового анализа и синтеза; перечень использованной литературы; методы и

средства реализации программы.

2.Основная часть

2.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ФФНР

6

На логопункт ДОУ ПМПК было направлено 25 дошкольников 5-6лет с

различными

речевыми

нарушениями.

По

результатам

диагностики

выявлено у 14 детей ФФНР (стертая дизартрия, дислалия, ринолалия)

Охарактеризуем

особенности в протекании высших психических

функций у детей с ФФН:

— внимание у таких детей неустойчивое, нестабильное и иссякающее, а

также — слабо сформировано произвольное внимание,

ребенку трудно

сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переклю-

читься на другой;

объем

памяти

сужен

по

сравнению

с

нормой.

При

этом

ребенку

необходимо

больше

времени

и

повторов,

чтобы

запомнить

заданный

материал;

— отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с

преобладанием

наглядно-образного

мышления

дети

затрудняются

в

понимании абстрактных понятий и отношений.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности,

дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

— поведение нестабильное, с частой сменой настроения;

— возникают трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на

занятиях

дети

быстро

утомляются,

для

них

сложно

выполнение

одного

задания в течение длительного времени;

— имеются затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно —

двух-,

трех-,

четырехступенчатых,

требующ и х

п о э т а п н о г о

и

последовательного выполнения;

— в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера .

7

Состояние звукопроизношения

этих

детей

характеризуется

следующими особенностями:

1 . Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по

артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо

[с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], []'], вместо звонких — глухие Отсутствие

звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия

для

смешения

соответствующих

фонем.

При

смешении

звуков,

близких

артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам

процесс

фонемообразования

не

заканчивается.

Трудности

различения

близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к

их

смешению

при

чтении

и

на

письме.

Чаще

всего

оказываются

несформированными свистящие , шипящие и соноры

2 . Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или

нескольких

артикуляционно

близких

звуков

произносится

средний,

неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] —

нечто вроде смягченного [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность

фонематического

слуха

или

его

нарушения.

Такие

нарушения,

где

одна

фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют

фонематическим [10].

3 . Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции

изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или

заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте

или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной

фонетической

группы

заменяются,

звуки

другой

искажаются.

Такие

нарушения называются фонетико-фонематическими.

8

4 . Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок

может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух

не

различать

большее

число

звуков

из

разных

групп.

Относительное

благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие

фонематических процессов.

Таким образом, мы выяснили, что причиной искаженного произношения

звуков

является

недостаточная

сформированность

артикуляционной

моторики и ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют

на смысл слова.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить

методику

работы

с

детьми.

При

фонетических

нарушениях

большое

внимание логопед уделяет развитию артикуляционного аппарата, мелкой и

общей

моторики,

при

фонематических

нарушениях

-развитию

фонематического слуха.

У 6 дошкольников с ФФНР имеется большое количество дефектных

звуков, у них нарушена слоговая структура слова и произношение слов со

стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть»,

вместо велосипед - «сипед».

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает

на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают

трудности

при

выполнении

заданий,

когда

им

предлагают,

внимательно

слушая, хлопнуть в момент произнесения того или иного звука или слога.

Такие

же

трудности

возникают

при

повторении

за

логопедом

слогов

с

парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на

определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе

картинок на заданный звук.

Вывод

9

Изучив контингент детей, мы пришли к выводу, что

фонетико-

фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования

произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми

расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией

акустико-фонематической

и

артикуляторно-фонематической

формы.

Уровень

развития

фонематического

слуха

детей

влияет

на

овладение

звуковым анализом.

2.2 Организация методической работы.

Руководствуясь программой под руководством Т.Б.Филичевой,

Г.В.Чиркиной

«Логопедическая

программа

по

преодолению

фонетико-

фонематического недоразвития у детей старшей группы» мною составлен

календарно - тематический план подгрупповых занятий по коррекции речи у

детей

старшего

дошкольного

возраста,

имеющими

ФФНР

в

условиях

логопедического пункта в ДОУ. (Приложение 1)

В ходе занятий проводились игры на развитее физиологического и

речевого

дыхания,

мелких

движений

рук,

развитие

зрительно-

пространственных представлений, математических представлений.

Форма организации обучения

подгрупповая, подвижными

микрогруппами и индивидуальная.

Распределение занятий соответствует требованиям к максимальной

образовательной

нагрузке

на

ребёнка

в

ДОУ,

определёнными

СанПиН

2.4.1.3049-13

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной

группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые

10

нарушения. Периодичность занятий – 2 раза в неделю не более 30 минут

для детей подготовительной группы.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется

характером

и

степенью

выраженности

речевого

нарушения,

возрастом

и

индивидуальными

психофизическими

особенностями

детей.

Количество

НОД с каждым ребенком: 2-3 раза в неделю (по 15 минут).

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строилась по

следующим основным направлениям:

совершенствование мимической моторики.

совершенствование

статической

и

динамической

организации

движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

формирование звукопроизносительных навыков, фонематических

процессов;

уточнение,

обогащение

и

активизация

лексического

запаса

в

процессе нормализации звуковой стороны речи;

Я использовала разнообразные приемы постановки и коррекции звуков,

специфичные

не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с

нарушенным звукопроизношением в зависимости от этиологии нарушения.

Одновременно с

постановкой

звука

проводила

упражнения

по

их

различению

на

слух.

Восприятие звука

стимулирует

правильное

произношение,

а

четкая,

осознанная

артикуляция,

в

свою

очередь,

способствует

лучшему

различению

звуков.

Мы

выяснили,

что

сроки

постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени

сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,

регулярности

занятий.

Постановка

звука

может

занять

1–2

занятия,

а

автоматизация 3-4 или 5–7 занятий может потребоваться только для того,

чтобы

подготовить

артикуляционный

аппарат

для

постановки

звука. На

коррекционно-развивающих

занятиях

с

помощью

специальных

игр

и

упражнений создавались условия для повышения работоспособности детей.

11

На подгрупповых занятиях прививался навык коллективной работы.

Дети

учились

адекватно

оценивать

качество

речевых

высказываний

сверстников.

Состав

подгрупп

меняелся

по

усмотрению

логопеда

в

зависимости

от

динамики

достижений

дошкольников

в

коррекции

произношения.

На занятиях осуществлялось:

закрепление навыков произношения изученных звуков;

отработка

навыков

восприятия

и

воспроизведения

сложных

слоговых

структур,

состоящих

из

правильно

произносимых

звуков;

расширение

лексического

запаса

в

процессе

закрепления

поставленных ранее звуков;

формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

развитие диалогической и монологической речи.

Важной особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий

является

то,

что

они

носят

опережающий

характер

и

готовят

детей

к

усвоению более сложного материала.

2.3 Методы и приемы организации учебно-коррекционного процесса

В соответствии с ФГОС ДОУ основной формой работы с детьми-

дошкольниками

по

всем

направлениям

развития

является

игровая

деятельность.

.

Вся коррекционно-развивающая

деятельность

носила

игровой

характер,

насыщалась

разнообразными

играми

и

развивающими

игровыми упражнениями.

12

Логопедическое

воздействие

осуществлялось

различными методами,

среди которых выделяются: наглядные, словесные и практические. Выбор и

использование

того

или

иного

метода

определялся

характером

речевого

нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического

воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими

особенностями

ребенка.

На

каждом

из

этапов

логопедической

работы

эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивался

соответствующей

группой

методов.

Так,

для

этапа

постановки

звука

характерно

преимущественное

использование

практических

и

наглядных

методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются

беседа,

пересказ,

рассказ,

т.

е. словесные

методы. Практические

методы

использовались

при

формировании

речевых

навыков

путем

широкого

применения специальных упражнений и игр.

В

процессе

коррекции

речи применялись здоровьесберегающие

технологии

(речедвигательная

ритмика,

зрительная

гимнастика,

смена

статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения,

упражнения

для

коррекции

общей

и

мелкой

моторики,

различные

виды

массажа)

-

информационно-коммуникационные

технологии

( в и д е о ,

ауд и о ,

фотоматериалы, компьютерные игры, презентации)

Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей

работы

с

воспитанниками

адаптировались

современные

методические

разработки,

в

том

числе Сазоновой

Н.,

Лынской

М.

И.,

Новиковой

Иванцовой Т. Н., Азовой Е. А., Черновой О.О.

Разнообразие,

вариативность

используемых

методик

позвол ило

обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений,

индивидуализировать

коррекционно-развивающий

процесс,

обеспечить

индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и

структуры речевого нарушения.

Вывод

13

При

планировании

и

проведении

индивидуальных

и

подгрупповых

коррекционных

занятий

необходимо

учитывать

эти

специфические

особенности

детей

с

ФФН.

Организуя

логопедическую

работу

с

ними,

целесообразно:

осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом

его возрастных и психических особенностей;

обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем

чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;

чередовать различные виды деятельности;

включать

в

занятия

тренировочные

упражнения

по

развитию

внимания, памяти, мыслительных операций.

3. Заключение

В результате спланированной целенаправленной работы показатели

диагностики

звукопроизношения

и

различных

сторон

речи

значительно

превышают показатели начало года.

Дети могут вслушиваться

в

речь,

удерживать

в

памяти

воспринимаемый т на слух материал;

14

- слышать звучание чужой и собственной речи и исправлять свои ошибки;

- различать акустически близкие фонемы на слух и в произношении;

- определять место заданного звука в словах (начало, середина, конец)

- делить слова на слоги;

- владеть основными способами словообразования;

- подбирать нужные грамматические формы слов;

- правильно согласовать слова в предложении;

- самостоятельно построить предложение из данных слов;

- владеют интонационными средствами выразительности речи в

пересказе, чтении стихов.

Вся выше описанная работа позволила создать оптимальные условия

для

работы

логопункта

дошкольного

учреждения

и

достижения

высоких

результатов

в

коррекционной

работе

с

детьми,

нуждающимися

в

логопедической помощи.

Список литературы

1.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития

фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб.: «Детство-

пресс », 2010 г.,

2.

Борисова.Е.А.

Индивидуа льные

логопедиче ские

занятия

с

дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера,2008 г.,

3.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.- М.:Владос,2003 г.,

15

4.

Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.- М.: Прос.,

1985,

5.

Каше Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического

строя речи (в подготовительной к школе группе.)- М.: Прос., 1978г.,

6.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа

с детьми по коррекции звукопроизношения.- М.: 1998г.,

7.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия

в подготовительной группе для детей с ФФНР.- М.: 1998г.,

8.

Лопухиной И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития

речи.- М.: «Аквариум», 1996г.,

9.

Метельская Н.Г. 100 физминуток на логопедических занятиях.- М.: ТЦ

« Сфера», 2009г.,

10.Методы

обследования

речи

детей:

Пособие

по

диагностике

речевых

нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ,

2003.

11.Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь развития фонематического

восприятия и навыков звукового анализа.- СПб .: « Детство-пресс», 2000 г.,

12.Филичева

Т.Б.,

Чиркина

Г.В.

Программа

логопедической

работы

по

преодолению

фонетико-фонематическим

недоразвитием

детей

в

старшей

группе. М., «Просвещение» 2010г.

13.Фомичева

М.Ф. Воспитание

у

детей

правильного

произношения.

М.

«Просвещение» 1989г.

14.Филичева Т.Б. , Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Методическое

пособие с иллюстрациями .- Екатеринбург « АРД ЛТД», 2000г.,

16

Приложения

Календарно-тематический план.

Неделя

Лексическая

тема

Кол-во

занятий

Звуковой анализ и синтез и лексико-грамматический строй

речи

1-

2

Сентябрь

Стартовая диагностика.

17

3

Начало

осени.

1

Понятие о слове – предмете.

1

Ед. и мн.ч. сущ – ных с флексией - и.

4

Грибы.

1

Мн.число сущ-ных с флексией - ы.

1

Мн.число сущ-ных с флексией - а, - я (маслята, листья).

Октябрь

1

Фрукты и

ягоды.

1

Мн.число сущ-ных с изменением основы (ухо, лоб, цыплёнок).

1

Словообразование. Уменьшительная и превосходная степень

сущ-ных.

2

Деревья и

кусты.

Лес.

1

Уменьшительно -ласкательная форма сущ-ных .

1

Уменьшительно-ласкательная форма сущ-ных .

3

Золотая

осень.

Сравнение

лета и

осени.

1

Согласование сущ-ных с личными местоимениями мой, моя.

1

Слова – предметы, обозначающие живые и неживые предметы.

4

Труд людей

осенью.

1

Понятие о слове – действии.

1

Образование слов – действий от звукоподражательных слов

(хрю – хрюкает, мяу – мяукает).

Ноябрь

1

Домашние

животные.

1

Согласование глаголов настоящего времени с сущ-ми в числе.

1

Согласование глаголов прошедшего времени с сущ-ми в роде и

числе.

2

Домашние

животные.

1

Образование и практическое использование приставочных

глаголов (ходит, бежит).

1

Приставочные глаголы (ехал, шёл, плыл, летел).

3

Домашние

птицы.

1

Глаголы – антонимы.

1

Дифференциация понятий «слово – предмет» и «слово –

действие».

4

Овощи.

1

Слово – признак. Согласование сущ-ных с прилагательными с

опорой на схему.

1

Образование прилагательных от глаголов (жарить –

жареный).

Декабрь

1

Конец

Развитие

Прилагательные – антонимы.

18

осени.

Начало

зимы.

2

слухового восприятия

2

Одежда.

2

Знакомство с гласными

звуками

Уменьшительно – ласкательная

форма прилагательных.

3

Звери

наших

лесов.

2

Определение первого

ударного гласного звука

Образование притяжательных

прилагательных (лиса – лисий).

4

Новый год.

2

Фоноритмика. Гласные звуки

Образование относительных

прилагательных от сущ-ных

(дерево – деревянный, яблоко –

яблочный). Закрепление

понятий «слово – предмет»,

«слово – признак».

Январь

каникулы

3

Зимние

забавы.

2

Звук и буквы Уу

Понятие о предложении.

Предложение из двух слов: П +

С, С + П.

4

Зимующие

птицы.

2

Звук и буквы Аа

Составление предложений с

опорой на схему и картинки.

Предложения с однородными

подлежащими

Февраль

1

Семья.

2

Звуки и буквы Аа,Уу

Винительный падеж без

предлога (Дедушка читает

газету.)

2

Транспорт.

2

Звук и буквы Ии

Дательный падеж без предлога

(Куклу подарили Тане.)

3

Наша

Армия.

2

Звук и буквы Ии

Родительный падеж без

предлога (Это шлем

танкиста.).

4

Конец

зимы.

2

Звук и буквы Ээ

Творительный падеж без

предлога (Лес покрылся

пушистым снегом.)

Март

1

8

Марта.

2

Звук и буквы Ээ

Знакомство с предлогами.

Предлог «на» (вин.п.) Мы

пригласили маму на утренник.

2

Профессии

быта.

2

Звук и буквы Оо

Предлог «в» (вин.п.)

Дифференциация предлогов

«на», «в». Положили ... стол.

Налили … тарелку.

3

Весна.

2

Звук и буквы Оо

Предлоги «у», «без» (род.п.) У

птицы птенцы. Птица без

птенцов.

4

Предлоги «с», «со» (род.п.,

19

Перелетные

птицы.

2

Звук и буква ы

твор.п.)

Апрель

1

Труд людей

весной.

2

Звуки ы-и

Предлог «из» (род.и твор.п.)

Дифференциация предлогов

«из» - «с», «со».

2

Игры и

игрушки.

2

Звуки мм’, буквы Мм

Предлоги «к», «по» (дат.п.)

3

День

космонавтик

и.

2

Звуки мм’, буквы Мм

Дифференциация предлогов

«под», «над» (твор.п.),

использование их в речи.

4

Наш город.

2

Звуки хх’, буквы Хх

Дифференциация предлогов

«в», «на», «из», «с».

Май

1

Наша

Родина.

2

Звуки хх’, буквы Хх

Использование предлогов

«о», «об» с предложным

падежом.

2

День

Победы.

2

Звуки н,н’, буквы Нн

Предлоги «за», «из-за».

Отработка предлогов по

картинкам, по действию.

3

Лес, поле,

луг.

2

Звуки н,н’, буквы Нн

Предлоги «под»,

«из – под».

Заключительный

мониторинг

4

Цветы.

2

Звуки с,с’, буквы Сс

Предлоги

«около», «через»,

«между».

Закрепление

20

21



В раздел образования