Напоминание

Перспективный план кружка


Автор: Осипова Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №62
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный план кружка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62»

Утверждаю:

Старший воспитатель

__________

«___» ____________ 201__ г.

Протокол № ____

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА

«Завиток»

Старшая группа № 2

Руководитель: Осипова Светлана Борисовна

2016– 2017 уч. год

Актуальность:

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический

процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности

видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с

первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание

эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.

Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно

выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.

Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного

воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления

с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды

художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к

искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие

– важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению

чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание

нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс

усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к

художественному творчеству.

Цель:

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное

декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

Приобщение к эстетической культуре;

Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить

элементы прекрасного в жизнь;

Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций

росписи;

Развивать мелкую моторику рук детей;

Обогащать словарный запас детей.

Режим занятий:

1 раз в неделю по 20 мин.

в месяц: 4 занятия.

в год: 36 занятий.

Формы работы кружка:

Беседы;

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов,

открыток, таблиц;

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

Просмотр видеофильмов;

Дидактические игры;

Использование силуэтного моделирования

Экспериментирование с различными художественными материалами;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

Использование физминуток;

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые,

интегрированные.

Предполагаемый результат:

Дети имеют представление о народных промыслах;

Умеют различать изделия разных народных промыслов;

Приобретут практические умения по работе с глиной, различными

изобразительными материалами;

У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;

Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя,

выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;

Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным

мастерством.

Работа с родителями:

Родительские собрания;

Индивидуальные консультации;

Беседы;

Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения

игрушек);

Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и

инструментами.

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАБОТЫ КРУЖКА «Завиток»

в старшей группе № 2

Дата

Тема

Задачи

Материалы

и

пособия

м

с

е

н

т

я

б

р

ь

1

Путешествие по

народным промыслам.

Расширять представления детей о

многообразии изделий народного

декоративно-прикладного искусства.

Продолжать учить замечать и выделять

основные средства выразительности

изделий различных промыслов.

Воспитывать уважительное отношение к

труду народных мастеров, национальную

гордость за мастерство русского народа.

Предметы ДПИ;

Альбомы и открытки с

изображением изделий

народного декоративно

-прикладного искусства.

2

Дымковская

игрушка.

Рассказ

об

истории

промысла.

П о з н а ко м и т ь

д е т е й

с

н а р о д н ы м

декоративно-прикладным

искусством.

Расширять

представления

о

народной

игрушке.

Формировать

эстетическое

отношение

к

предметам.

Воспитывать

уважительное

отношение

к

народным

мастерам.

Вызвать

желание

самим

попробовать

нарисовать

эл е м е н т ы

р о с п и с и ,

и с п о л ь з о в ат ь

в

р а б о т е

нетрадиционную технику рисования.

Выставка дымковских

игрушек: фигурки

людей, разные

животные и птицы.

Силуэтное

моделирование

«Дымковские

барышни». Таблицы с

элементами росписи.

Листы белой бумаги

20*30 см. краска гуашь,

кисти, «тычки».

3

4

Лепка

«Дымковский индюк».

Обобщить и расширить знания детей о

дымковской игрушке. Учить отражать в

лепке характерные особенности внешнего

вида дымковского индюка; развивать

умения определять форму и величину

исходных форм для лепки разных частей

игрушки, использовать при лепке

конструктивный способ: тело с шеей и

головой лепить из одного куска глины,

хвост и крылья из отдельных кусков,

мелкие детали - гребень, бородку - лепить

налепами; учить для декоративного

украшения использовать стеку.

Дымковские игрушки и

иллюстрации с

изображением игрушек.

Глина, стеки, салфетки,

баночки с водой.

Рисование +

конструирование.

«Барышни-франтихи».

(Рисование тычком,

ватными палочками.)

Учить

расписывать дымковские изделия,

сочетая гладкоокрашенные части с узором;

учить шахматному расположению

элементов в узоре,

сочетанию

в

узоре

крупных элементов с мелкими;

формировать

умение делать

полуобъёмную игрушку из двух частей

(двойная верхняя часть куклы

наклеивается на юбку-конус.

У воспитателя 2-3

дымковские барышни и

выкройки игрушки –

двойная верхняя часть и

круг с надрезом по

радиусу. У детей такие

же выкройки из плотной

бумаги (нужно

предусмотреть

различные положения

рук куклы – в стороны,

подняты и др.), таблицы

с элементами

дымковской росписи,

краска гуашь,

фломастеры, мягкие

кисточки, «тычки», клей

ПВА, скрепки, простой

карандаш.

о

к

т

я

б

р

ь

1

Рисование +

аппликация «Весёлая

ярмарка» (коллективная

работа).

Продолжить

знакомство

детей

с

дымковскими сюжетными изделиями, их

содержанием и художественными

особенностями; учить замечать, какими

художественными средствами в сюжетной

лепке передается связь между фигурками;

упражнять в составлении сюжетных

композиций, в подборе для них

соответствующих дымковских игрушек,

ранее расписанных детьми; продолжать

формирование навыков коллективной

работы

(умения

договариваться,

распределять

работу,

оказывать

друг

другу помощь).

Дымковские игрушки и

иллюстрации с

изображением игрушек.

2

Рисование

«Как у чудо – индюка

все расписаны бока».

Рисование пальчиками,

«тычком», ватными

палочками.

Продолжить знакомство детей с тем, как

народные мастера «берут» узоры из

окружающей природы и преобразуют их

своей фантазией для украшения игрушек;

учить расписывать фигурку индюка

узором, близким по композиции,

элементам и цветосочетанию дымковским

птицам.

Таблицы с элементами

дымковской росписи,

игрушки побеленные,

темперные краски,

кисти, «тычки», ватные

палочки.

3

Филимоновские

свистульки.

Рассказ об истории

промысла.

Познакомить детей с творчеством

филимоновских мастеров. Расширять

представления о народной игрушки.

Формировать эстетическое отношение к

действительности средствами народного

декоративно-прикладного искусства.

Познакомить с элементами росписи.

Использовать нетрадиционную технику

рисования. Воспитывать уважительное

отношение к народным мастерам.

Выставка

филимоновских

игрушек, иллюстрации с

изображением

филимоновских

игрушек. Силуэтное

моделирование

«Филимоновские

свистульки»

Видеофильм. Таблицы с

элементами

филимоновской

росписи. Листы желтой

бумаги 20*30 см. краска

гуашь, кисти, ватные

палочки

4

Лепка

«Филимоновские

красавицы».

Обобщить знания детей о филимоновских

игрушках; формировать умение сделать

кукол выразительными за счёт осанки и

деталей одежды; использовать в лепке

пластический способ из целого куска

глины, развивать уважение и интерес к

народному творчеству.

Филимоновские

игрушки и иллюстрации

с изображением

игрушек. Глина, стеки,

салфетки, баночки с

водой.

1

Рисование

«Филимоновский

табунок».

З а к р е п л я т ь представление

о

последовательной росписи

филимоновской игрушки. Обратить

внимание на особенности расположения

узора. Учить составлять узор из знакомых

элементов на плоскостных игрушках

(вырезанных из бумаги).

Филимоновские олени и

коровки – вырезанные

из листа белой бумаги,

иллюстрации, таблицы с

элементами

филимоновской

росписи, краска, мягкие

кисти, перышко,

баночки с водой,

салфетки.

н

о

я

б

р

ь

2

Рисование

«Филимоновский

хоровод».

Закрепить знания детей о цветовой гамме

филимоновскои росписи, особенности

узора. Закрепить умение узнавать и

отличать филимоновские игрушки от

других по форме изделия, узору и

сочетанию цветов; самостоятельно

украшать свою филимоновскую красавицу.

Развивать цветовое восприятие,

творческую активность.

Таблицы с элементами

филимонвской росписи,

вырезанные заготовки

из бумаги, краски,

перышко.

н

о

я

б

р

ь

3

Перышко.

Закрепить знания детей о цветовой гамме

филимоновскои росписи, особенности

узора. Закрепить умение узнавать и

отличать филимоновские игрушки от

других по форме изделия, узору и

сочетанию цветов; самостоятельно

украшать свою филимоновскую красавицу.

Развивать цветовое восприятие,

творческую активность.

Таблицы с элементами

филимонвской росписи,

игрушки побеленные,

темперные краски,

перышко.

4

Рисование «Могучий

Полкан-богатырь».

Рисование пальчиками,

«тычком», ватными

палочками.

Закрепить знания детей и обобщить их о

каргопольской игрушке. Уметь её узнавать

и отличать от других по сюжету, форме,

узору. Закрепить умение самостоятельно

выбирать элементы росписи и

самостоятельно расписывать свою

игрушку. Развивать цветовое восприятие,

Таблицы с элементами

филимонвской росписи,

игрушки побеленные,

темперные краски,

ватные палочки, кисти,

«тычок».

творческую активность.

д

е

к

а

б

р

ь

1

Знакомство с

разнообразием русской

матрешки.

Закрепить

знания

детей

о матрёшках из

разных областей России.(семеновская,

Загорская, Полхо-Майданская);

познакомить с приемами верховой росписи

(лессировки); Совершенствовать навыки

работы детей в составлении узоров той

лил иной росписи.совершенствовать

навыки и приемы работы мягкой кистью.

Создавать радостную атмосферу на

занятии, стараться вызвать у детей

желание самостоятельно рисовать

красками. Создавать

радостную

творческую атмосферу.

Мини-музей матрешки

(на 1 день)

Иллюстрации и детские

книги с изображением

матрешек

2

Лепка «Все они

матрёшеньки,

Все они

милашеньки...»

Обогащать

знания

детей

о

русской

матрёшке; вызвать у детей интерес к

образу, учить передавать фигурку из

целого куска глины, лепить матрёшек

разных по величине; воспитывать

аккуратность в работе и интерес к

народному творчеству.

Иллюстрации и детские

книги с изображением

матрешек

3

Русская матрешка.

Продолжать знакомить детей самой

популярной народной деревянной

игрушкой - русской матрёшкой.

Вызвать

у детей интерес к образу. Воспитывать

интерес

к народному творчеству.

Выставка русской

матрешки, иллюстрации

с ее изображением.

Таблицы с элементами

росписи семеновской

матрешки

4

Рисование «Очень

любим, мы, матрёшки

разноцветные одёжки».

Закрепить знания детей о матрёшке.

Совершенствовать

навыки работы детей

в составлении узоров. Совершенствовать

навыки и приемы работы мягкой кистью.

Создавать радостную творческую

атмосферу.

Выставка русской

матрешки, иллюстрации

с ее изображением.

Окрашенные детские

изделия. Таблицы с

элементами росписи

семеновской матрешки.

Краска, кисти, ватные

палочки, «тычки».

Я

н

в

а

р

ь

1

Золотая Хохлома.

Рассказ об истории

промысла.

Расширять знания детей о народном

промысле. Уточнять представления о

хохломском промысле. Учить детей

находить характерные особенности

хохломских изделий. Учить отражать

элементы окружающей действительности в

стилизованной народной росписи.

Формировать отношение к произведениям

народного искусства.

Выставка хохломских

изделий. Иллюстрации с

изображением

хохломских предметов

декоративно-

прикладного искусства.

Бумажные силуэты

хохломской посуды,

таблицы с элементами

хохломской росписи,

краска гуашь, кисти,

ватные палочки,

«тычки».

2

Рисование

«День рождения

Ушастика» (роспись

посуды).

Продолжать знакомить детей с хохломской

росписью, учить подбирать цвета красок к

фону чаш и ваз. Закреплять умение

задумывать и составлять композицию из

более сложных элементов хохломской

росписи. Закреплять умение рисовать

концом кисти, «тычком», правильно

набирать краску на кисть. Развивать

творческие способности детей,

самостоятельность.

таблицы с элементами

хохломской росписи,

краска гуашь, кисти,

ватные палочки,

«тычки», клей.

3

Рисование

«Шарфики для козлят»

Продолжать знакомить детей с народным

искусством. Учить рассматривать

хохломские изделия и выделять в росписи

отдельные элементы: «реснички»,

«травинки», «капельки», «ягодки». Учить

отражать элементы окружающей

действительности в стилизованной

народной росписи. Формировать умение

работать концом кисти, пользоваться

печаткой «тычком».

Хохломские изделия.

иллюстрации с

изображением

хохломских предметов

декоративно-

прикладного искусства..

бумажные полоски

20*30 см. желтого,

красного, черного

цветов, таблицы с

элементами хохломской

росписи, краска гуашь,

кисти, ватные палочки,

печатки «тычки».

Игрушка козы и козлят.

ф

е

в

р

а

л

ь

4

Рисование

«Золотые травы

Хохломы»

(коллективное панно).

На основе знаний о хохломском промысле

закреплять умение создавать

самостоятельную композицию, передавая

растительный характер орнамента,

праздничность. Торжественность колорита

Золотой Хохломы. Развивать в детях

стремление к творчеству.

. Бумажные силуэты

лепестков цветов,

таблицы с элементами

хохломской росписи,

краска гуашь, кисти,

ватные палочки,

«тычки», клей

1

Рисование

«Украсим теремок для

зверей»

(коллективная работа).

Учить составлять узор на полосе бумаги из

элементов хохломской росписи, чередуя их

(ромашки, простой трилистик, ягоды

смородины); закрепить знание цветов,

используемых в хохломской композиции, и

умение сочетать их; развивать интерес к

хохломскому искусству; вызвать

сочувствие к героям сказки; закрепить

технические умения: набирать краску на

кисть, пользоваться «тычком».

Хохломские изделия.

иллюстрации с

изображением

хохломских предметов

декоративно-

прикладного искусства.

Большой теремок на

стене из бумаги,

игрушки животных –

мышки, лягушки, зайца,

лисы, волка, медведя.

Бумажные полоски

20*30 см. желтого,

красного, черного

цветов, таблицы с

элементами хохломской

росписи, краска гуашь,

кисти, ватные палочки,

печатки «тычки».

2

Веселый Городец.

Рассказ об истории

промысла.

Продолжать знакомство детей с русскими

народными промыслами, рассказать им о

Городецком промысле. Учить узнавать

Городецкую технику росписи дерева, ее

характерные признаки. Воспитывать

уважение к труду народных мастеров,

интерес к изучению русской истории.

Воспитывать патриотизм, гордость за свою

Родину. Учить прорисовывать элементы

городецкой росписи используя технику

рисования пальчиками.

Выставка городецких

изделий. Иллюстрации с

изображением

городецких изделий

декоративно-

прикладного искусства.

Видеофильм. Бумажные

полоски 20*30 см.,

таблицы с элементами

городецкой росписи,

краска гуашь, кисти,

ватные палочки,

«тычки».

3

Рисование

«Украсим кукольную

мебель городецким

узором» (коллективная

работа).

Закрепить умение детей самостоятельно и

творчески применять умения и навыки,

полученные на занятиях по знакомству с

Городецкой росписью, для украшения

Городецким узором новых изделий. Учить

рисовать новые элементы росписи – Розан,

Городецкого коня и птицу. Согласовывать

композицию и величину узора с формой и

величиной частей мебели, пользуясь

схемами узора; продолжать формирование

навыков совместной работы.

У воспитателя

картонная ширма в виде

одной-двух комнат и

две-три небольшие

куклы, картонная

мебель: стулья, кресла,

стол, диван, кровати и

др.., с прикрепленными

к ним бумажными

частями, которые будут

расписываться узорами.

Таблицы с элементами

городецкой росписи,

краска гуашь,

фломастеры, кисти,

ватные палочки,

«тычки», трафареты,

воздушные фломастеры,

зубные щетки, стеки.

4

Рисование

«Сарафан для

Матрешки»

Продолжать знакомство с Городецкой

росписью, ее колоритом, основными

элементами узора. Учить рисовать

городецкие цветы – купавки и ромашки

голубого и розового цвета. Закреплять

навыки смешивания красок на палитре для

получения нужного цвета. Учить

использовать нетрадиционную технику

рисования – рисование пальчиками, оттиск

поролоном.

Выставка городецких

изделий. Иллюстрации с

изображением

городецких изделий

декоративно-

прикладного искусства.

трафареты матрешек,

таблицы с элементами

городецкой росписи,

краска гуашь, кисти,

трафареты «ромашки»,

«купавки», поролон.

м

а

р

т

1

Декоративное

рисование

«Городецкие узоры -

сколько радости для

глаз» (Городецкий узор

на кухонной доске).

Расширять представление детей о том, что

одинаковые изделия можно украшать по-

разному, учить выбирать для изображения

одну

из

предложенных

вариантов

композиции

или

самостоятельно

придумывать узор и его расположение на

доске; закрепить умение рисовать прямые и

закругленные цветочные гирлянды из

самостоятельно подобранных элементов с

с о б л юд е н и е м

х а р а к т е р н ы х

цветосочетаний Городецкой росписи;

познакомить детей с украшением листьев

чёрными тоненькими закруглёнными

штрихами, белыми точками

Вырезанные из картона

досточки, Таблицы с

элементами городецкой

росписи, краска гуашь,

кисти.

2

Сине-белое чудо

Гжели.

Рассказ о промысле.

Познакомить детей с историей гжельского

промысла. Учить выделять характерные

особенности гжельского промысла.

Формировать умение выполнять

растительные элементы росписи.

Выставка гжельских

изделий. Иллюстрации с

изображением

гжельских изделий

декоративно-

прикладного искусства.

Видеофильм. Трафареты

посуды, таблицы с

элементами гжельской

росписи, краска гуашь,

кисти.

м

а

р

т

3

Рисование «Роспись

фигурок».

Закрепить знания детей о гжельском

промысле; росписью. Учить подбирать

цвета

красок.

Закреплять

умение

задумывать и составлять композицию из

знакомых элементов гжельской росписи;

умение рисовать ворсом всей кистью и

концом, правильно набирать краску на

кисть. Развивать творческие способности

детей, самостоятельность.

Выставка гжельских

изделий. Иллюстрации с

изображением

гжельских изделий

декоративно-

прикладного искусства

и сувениры. Таблицы с

элементами гжельской

росписи, краска гуашь,

кисти.

4

«Чайный сервиз для

кукол» (коллективная

работа).

Обобщить и расширить знания детей о

гжельском промысле. Развивать

творческие способности детей (умение

самостоятельно выбирать посуду для

лепки); формировать умение переносить

усвоенные способы лепки на изготовление

новых изделий; дать детям представление

о сервизе; учить детей договариваться.

Гжельский сервиз.

Глина, стеки, салфетки,

баночки с водой.

а

п

р

е

л

ь

1

Лепка «Гжельские

фигурки».

Воспитывать любовь и уважение к труду

народных мастеров закрепить умение

лепить разными способами (пластический,

комбинированный, конструктивный),

используя

мотивы Гжели.

Пластилин, элементы

гжельской росписи,

гжельские фигурки.

2

Рисование «Расцветай

Гжель васильковая»

(роспись чайного

сервиза).

Учить рисованию гжельской розы,

использованию двойного мазка. Закрепить

умение детей передавать своеобразие

цветового колорита (сочетание белого и

синего), рассматривать глиняные формы

после побелки, использовать приёмы

кистевой росписи.

Белые листы, таблицы с

элементами гжельской

росписи, краска

темперная, кисти,

ватные палочки,

«тычки».

а

п

р

е

л

ь

3

Искусство Жостова.

Рассказ о промысле.

Познакомить детей с народным промыслом

Жостова. Воспитывать уважение к труду

народных умельцев. Формировать

эстетическое отношение средствами

народного декоративно-прикладного

искусства. Учить выполнять элементы

жостовской росписи и составлять

несложные композиции.

Выставка изделий

жостова. Видеофильм

«Жостовская красота».

Бумажные трафареты

разной формы черного,

красного, желтого,

синего цветов; краска

гуашь, мягкие кисти.

а

п

р

е

л

ь

4

Рисование

«Жостовские

подносы»

Продолжать знакомить детей с народным

промыслом Жостова. Дать знания об

особенностях жостовской росписи:

элементах узора, колорите, композиции.

Закрепить умение составлять узор на

круге, овале, квадрате, прямоугольнике,

заполняя середину и края -кайму.

Составлять букеты из крупных и мелких

цветов, наносить мазки. Передавая

оттенки, самостоятельно составлять узор

на выбранной форме (круг, овал и т.д.).

Использовать нетрадиционную технику

рисования – пальчиками.

Подносы из картона,

красного, желтого,

синего цветов. Таблицы

с элементами росписи.

Темперные краски,

кисти, вода.

м

а

й

1

Знакомство с

богородской резной

деревянной игрушкой.

Познакомить детей с новым промыслом –

богородскими резными игрушками.

Познакомить с особенностями их

изготовления, своеобразием композиции.

Выставка богородских

резных игрушек.

Альбомы с

иллюстрациями

игрушек.

2

Лепка «Богородский

медведь».

Закрепить умение передавать замысел,

лепить фигурку животных, выделяя их

характерные особенности. Развивать

чувство ритма в процессе оформления

поверхности изделия. Закрепить умение

украшать фигурку с помощью стеки.

Развивать творчество, фантазию,

аккуратность.

Богородские игрушки.

Глина, стеки, салфетки,

баночки с водой.

3

Рисование

«Богородские

игрушки»

Продолжать знакомить детей с

богородской резной деревянной игрушкой.

Учить рисовать богородскую игрушку

графическим способом, стараясь передать

движение и строение персонажей.

Воспитывать эстетическое отношение к

изделиям народных мастеров. Уважение к

их труду.

Богородские игрушки.

Бумага, простые

карандаши.

4

Рисование

по замыслу.

Закрепить знания, умения, навыки по

декоративно-прикладному искусству.

Умение выполнять узор на силуэте,

используя различные нетрадиционные

техники рисования. Развивать творческие

способности детей.

Список литературы

Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика –

Синтез, 2001.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по

программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва.

Просвещение, 2000.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.

Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва.

ФМиЗХ, 1993.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва.

Просвещение, 1991.

Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.

Москва. Педагогика, 1990.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая

группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.



В раздел образования