Автор: Осипова Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №62
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный план кружка
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 62»
Утверждаю:
Старший воспитатель
__________
«___» ____________ 201__ г.
Протокол № ____
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА
«Завиток»
Старшая группа № 2
Руководитель: Осипова Светлана Борисовна
2016– 2017 уч. год
Актуальность:
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический
процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности
видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с
первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание
эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.
Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно
выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.
Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного
воспитания.
Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления
с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды
художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к
искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие
– важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению
чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание
нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс
усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к
художественному творчеству.
Цель:
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное
декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
Приобщение к эстетической культуре;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить
элементы прекрасного в жизнь;
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций
росписи;
Развивать мелкую моторику рук детей;
Обогащать словарный запас детей.
Режим занятий:
1 раз в неделю по 20 мин.
в месяц: 4 занятия.
в год: 36 занятий.
Формы работы кружка:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов,
открыток, таблиц;
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
Просмотр видеофильмов;
Дидактические игры;
Использование силуэтного моделирования
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
Использование физминуток;
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые,
интегрированные.
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление о народных промыслах;
Умеют различать изделия разных народных промыслов;
Приобретут практические умения по работе с глиной, различными
изобразительными материалами;
У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя,
выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным
мастерством.
Работа с родителями:
Родительские собрания;
Индивидуальные консультации;
Беседы;
Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения
игрушек);
Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и
инструментами.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАБОТЫ КРУЖКА «Завиток»
в старшей группе № 2
Дата
Тема
Задачи
Материалы
и
пособия
м
с
е
н
т
я
б
р
ь
1
Путешествие по
народным промыслам.
Расширять представления детей о
многообразии изделий народного
декоративно-прикладного искусства.
Продолжать учить замечать и выделять
основные средства выразительности
изделий различных промыслов.
Воспитывать уважительное отношение к
труду народных мастеров, национальную
гордость за мастерство русского народа.
Предметы ДПИ;
Альбомы и открытки с
изображением изделий
народного декоративно
-прикладного искусства.
2
Дымковская
игрушка.
Рассказ
об
истории
промысла.
П о з н а ко м и т ь
д е т е й
с
н а р о д н ы м
декоративно-прикладным
искусством.
Расширять
представления
о
народной
игрушке.
Формировать
эстетическое
отношение
к
предметам.
Воспитывать
уважительное
отношение
к
народным
мастерам.
Вызвать
желание
самим
попробовать
нарисовать
эл е м е н т ы
р о с п и с и ,
и с п о л ь з о в ат ь
в
р а б о т е
нетрадиционную технику рисования.
Выставка дымковских
игрушек: фигурки
людей, разные
животные и птицы.
Силуэтное
моделирование
«Дымковские
барышни». Таблицы с
элементами росписи.
Листы белой бумаги
20*30 см. краска гуашь,
кисти, «тычки».
3
4
Лепка
«Дымковский индюк».
Обобщить и расширить знания детей о
дымковской игрушке. Учить отражать в
лепке характерные особенности внешнего
вида дымковского индюка; развивать
умения определять форму и величину
исходных форм для лепки разных частей
игрушки, использовать при лепке
конструктивный способ: тело с шеей и
головой лепить из одного куска глины,
хвост и крылья из отдельных кусков,
мелкие детали - гребень, бородку - лепить
налепами; учить для декоративного
украшения использовать стеку.
Дымковские игрушки и
иллюстрации с
изображением игрушек.
Глина, стеки, салфетки,
баночки с водой.
Рисование +
конструирование.
«Барышни-франтихи».
(Рисование тычком,
ватными палочками.)
Учить
расписывать дымковские изделия,
сочетая гладкоокрашенные части с узором;
учить шахматному расположению
элементов в узоре,
сочетанию
в
узоре
крупных элементов с мелкими;
формировать
умение делать
полуобъёмную игрушку из двух частей
(двойная верхняя часть куклы
наклеивается на юбку-конус.
У воспитателя 2-3
дымковские барышни и
выкройки игрушки –
двойная верхняя часть и
круг с надрезом по
радиусу. У детей такие
же выкройки из плотной
бумаги (нужно
предусмотреть
различные положения
рук куклы – в стороны,
подняты и др.), таблицы
с элементами
дымковской росписи,
краска гуашь,
фломастеры, мягкие
кисточки, «тычки», клей
ПВА, скрепки, простой
карандаш.
о
к
т
я
б
р
ь
1
Рисование +
аппликация «Весёлая
ярмарка» (коллективная
работа).
Продолжить
знакомство
детей
с
дымковскими сюжетными изделиями, их
содержанием и художественными
особенностями; учить замечать, какими
художественными средствами в сюжетной
лепке передается связь между фигурками;
упражнять в составлении сюжетных
композиций, в подборе для них
соответствующих дымковских игрушек,
ранее расписанных детьми; продолжать
формирование навыков коллективной
работы
(умения
договариваться,
распределять
работу,
оказывать
друг
другу помощь).
Дымковские игрушки и
иллюстрации с
изображением игрушек.
2
Рисование
«Как у чудо – индюка
все расписаны бока».
Рисование пальчиками,
«тычком», ватными
палочками.
Продолжить знакомство детей с тем, как
народные мастера «берут» узоры из
окружающей природы и преобразуют их
своей фантазией для украшения игрушек;
учить расписывать фигурку индюка
узором, близким по композиции,
элементам и цветосочетанию дымковским
птицам.
Таблицы с элементами
дымковской росписи,
игрушки побеленные,
темперные краски,
кисти, «тычки», ватные
палочки.
3
Филимоновские
свистульки.
Рассказ об истории
промысла.
Познакомить детей с творчеством
филимоновских мастеров. Расширять
представления о народной игрушки.
Формировать эстетическое отношение к
действительности средствами народного
декоративно-прикладного искусства.
Познакомить с элементами росписи.
Использовать нетрадиционную технику
рисования. Воспитывать уважительное
отношение к народным мастерам.
Выставка
филимоновских
игрушек, иллюстрации с
изображением
филимоновских
игрушек. Силуэтное
моделирование
«Филимоновские
свистульки»
Видеофильм. Таблицы с
элементами
филимоновской
росписи. Листы желтой
бумаги 20*30 см. краска
гуашь, кисти, ватные
палочки
4
Лепка
«Филимоновские
красавицы».
Обобщить знания детей о филимоновских
игрушках; формировать умение сделать
кукол выразительными за счёт осанки и
деталей одежды; использовать в лепке
пластический способ из целого куска
глины, развивать уважение и интерес к
народному творчеству.
Филимоновские
игрушки и иллюстрации
с изображением
игрушек. Глина, стеки,
салфетки, баночки с
водой.
1
Рисование
«Филимоновский
табунок».
З а к р е п л я т ь представление
о
последовательной росписи
филимоновской игрушки. Обратить
внимание на особенности расположения
узора. Учить составлять узор из знакомых
элементов на плоскостных игрушках
(вырезанных из бумаги).
Филимоновские олени и
коровки – вырезанные
из листа белой бумаги,
иллюстрации, таблицы с
элементами
филимоновской
росписи, краска, мягкие
кисти, перышко,
баночки с водой,
салфетки.
н
о
я
б
р
ь
2
Рисование
«Филимоновский
хоровод».
Закрепить знания детей о цветовой гамме
филимоновскои росписи, особенности
узора. Закрепить умение узнавать и
отличать филимоновские игрушки от
других по форме изделия, узору и
сочетанию цветов; самостоятельно
украшать свою филимоновскую красавицу.
Развивать цветовое восприятие,
творческую активность.
Таблицы с элементами
филимонвской росписи,
вырезанные заготовки
из бумаги, краски,
перышко.
н
о
я
б
р
ь
3
Перышко.
Закрепить знания детей о цветовой гамме
филимоновскои росписи, особенности
узора. Закрепить умение узнавать и
отличать филимоновские игрушки от
других по форме изделия, узору и
сочетанию цветов; самостоятельно
украшать свою филимоновскую красавицу.
Развивать цветовое восприятие,
творческую активность.
Таблицы с элементами
филимонвской росписи,
игрушки побеленные,
темперные краски,
перышко.
4
Рисование «Могучий
Полкан-богатырь».
Рисование пальчиками,
«тычком», ватными
палочками.
Закрепить знания детей и обобщить их о
каргопольской игрушке. Уметь её узнавать
и отличать от других по сюжету, форме,
узору. Закрепить умение самостоятельно
выбирать элементы росписи и
самостоятельно расписывать свою
игрушку. Развивать цветовое восприятие,
Таблицы с элементами
филимонвской росписи,
игрушки побеленные,
темперные краски,
ватные палочки, кисти,
«тычок».
творческую активность.
д
е
к
а
б
р
ь
1
Знакомство с
разнообразием русской
матрешки.
Закрепить
знания
детей
о матрёшках из
разных областей России.(семеновская,
Загорская, Полхо-Майданская);
познакомить с приемами верховой росписи
(лессировки); Совершенствовать навыки
работы детей в составлении узоров той
лил иной росписи.совершенствовать
навыки и приемы работы мягкой кистью.
Создавать радостную атмосферу на
занятии, стараться вызвать у детей
желание самостоятельно рисовать
красками. Создавать
радостную
творческую атмосферу.
Мини-музей матрешки
(на 1 день)
Иллюстрации и детские
книги с изображением
матрешек
2
Лепка «Все они
матрёшеньки,
Все они
милашеньки...»
Обогащать
знания
детей
о
русской
матрёшке; вызвать у детей интерес к
образу, учить передавать фигурку из
целого куска глины, лепить матрёшек
разных по величине; воспитывать
аккуратность в работе и интерес к
народному творчеству.
Иллюстрации и детские
книги с изображением
матрешек
3
Русская матрешка.
Продолжать знакомить детей самой
популярной народной деревянной
игрушкой - русской матрёшкой.
Вызвать
у детей интерес к образу. Воспитывать
интерес
к народному творчеству.
Выставка русской
матрешки, иллюстрации
с ее изображением.
Таблицы с элементами
росписи семеновской
матрешки
4
Рисование «Очень
любим, мы, матрёшки
разноцветные одёжки».
Закрепить знания детей о матрёшке.
Совершенствовать
навыки работы детей
в составлении узоров. Совершенствовать
навыки и приемы работы мягкой кистью.
Создавать радостную творческую
атмосферу.
Выставка русской
матрешки, иллюстрации
с ее изображением.
Окрашенные детские
изделия. Таблицы с
элементами росписи
семеновской матрешки.
Краска, кисти, ватные
палочки, «тычки».
Я
н
в
а
р
ь
1
Золотая Хохлома.
Рассказ об истории
промысла.
Расширять знания детей о народном
промысле. Уточнять представления о
хохломском промысле. Учить детей
находить характерные особенности
хохломских изделий. Учить отражать
элементы окружающей действительности в
стилизованной народной росписи.
Формировать отношение к произведениям
народного искусства.
Выставка хохломских
изделий. Иллюстрации с
изображением
хохломских предметов
декоративно-
прикладного искусства.
Бумажные силуэты
хохломской посуды,
таблицы с элементами
хохломской росписи,
краска гуашь, кисти,
ватные палочки,
«тычки».
2
Рисование
«День рождения
Ушастика» (роспись
посуды).
Продолжать знакомить детей с хохломской
росписью, учить подбирать цвета красок к
фону чаш и ваз. Закреплять умение
задумывать и составлять композицию из
более сложных элементов хохломской
росписи. Закреплять умение рисовать
концом кисти, «тычком», правильно
набирать краску на кисть. Развивать
творческие способности детей,
самостоятельность.
таблицы с элементами
хохломской росписи,
краска гуашь, кисти,
ватные палочки,
«тычки», клей.
3
Рисование
«Шарфики для козлят»
Продолжать знакомить детей с народным
искусством. Учить рассматривать
хохломские изделия и выделять в росписи
отдельные элементы: «реснички»,
«травинки», «капельки», «ягодки». Учить
отражать элементы окружающей
действительности в стилизованной
народной росписи. Формировать умение
работать концом кисти, пользоваться
печаткой «тычком».
Хохломские изделия.
иллюстрации с
изображением
хохломских предметов
декоративно-
прикладного искусства..
бумажные полоски
20*30 см. желтого,
красного, черного
цветов, таблицы с
элементами хохломской
росписи, краска гуашь,
кисти, ватные палочки,
печатки «тычки».
Игрушка козы и козлят.
ф
е
в
р
а
л
ь
4
Рисование
«Золотые травы
Хохломы»
(коллективное панно).
На основе знаний о хохломском промысле
закреплять умение создавать
самостоятельную композицию, передавая
растительный характер орнамента,
праздничность. Торжественность колорита
Золотой Хохломы. Развивать в детях
стремление к творчеству.
. Бумажные силуэты
лепестков цветов,
таблицы с элементами
хохломской росписи,
краска гуашь, кисти,
ватные палочки,
«тычки», клей
1
Рисование
«Украсим теремок для
зверей»
(коллективная работа).
Учить составлять узор на полосе бумаги из
элементов хохломской росписи, чередуя их
(ромашки, простой трилистик, ягоды
смородины); закрепить знание цветов,
используемых в хохломской композиции, и
умение сочетать их; развивать интерес к
хохломскому искусству; вызвать
сочувствие к героям сказки; закрепить
технические умения: набирать краску на
кисть, пользоваться «тычком».
Хохломские изделия.
иллюстрации с
изображением
хохломских предметов
декоративно-
прикладного искусства.
Большой теремок на
стене из бумаги,
игрушки животных –
мышки, лягушки, зайца,
лисы, волка, медведя.
Бумажные полоски
20*30 см. желтого,
красного, черного
цветов, таблицы с
элементами хохломской
росписи, краска гуашь,
кисти, ватные палочки,
печатки «тычки».
2
Веселый Городец.
Рассказ об истории
промысла.
Продолжать знакомство детей с русскими
народными промыслами, рассказать им о
Городецком промысле. Учить узнавать
Городецкую технику росписи дерева, ее
характерные признаки. Воспитывать
уважение к труду народных мастеров,
интерес к изучению русской истории.
Воспитывать патриотизм, гордость за свою
Родину. Учить прорисовывать элементы
городецкой росписи используя технику
рисования пальчиками.
Выставка городецких
изделий. Иллюстрации с
изображением
городецких изделий
декоративно-
прикладного искусства.
Видеофильм. Бумажные
полоски 20*30 см.,
таблицы с элементами
городецкой росписи,
краска гуашь, кисти,
ватные палочки,
«тычки».
3
Рисование
«Украсим кукольную
мебель городецким
узором» (коллективная
работа).
Закрепить умение детей самостоятельно и
творчески применять умения и навыки,
полученные на занятиях по знакомству с
Городецкой росписью, для украшения
Городецким узором новых изделий. Учить
рисовать новые элементы росписи – Розан,
Городецкого коня и птицу. Согласовывать
композицию и величину узора с формой и
величиной частей мебели, пользуясь
схемами узора; продолжать формирование
навыков совместной работы.
У воспитателя
картонная ширма в виде
одной-двух комнат и
две-три небольшие
куклы, картонная
мебель: стулья, кресла,
стол, диван, кровати и
др.., с прикрепленными
к ним бумажными
частями, которые будут
расписываться узорами.
Таблицы с элементами
городецкой росписи,
краска гуашь,
фломастеры, кисти,
ватные палочки,
«тычки», трафареты,
воздушные фломастеры,
зубные щетки, стеки.
4
Рисование
«Сарафан для
Матрешки»
Продолжать знакомство с Городецкой
росписью, ее колоритом, основными
элементами узора. Учить рисовать
городецкие цветы – купавки и ромашки
голубого и розового цвета. Закреплять
навыки смешивания красок на палитре для
получения нужного цвета. Учить
использовать нетрадиционную технику
рисования – рисование пальчиками, оттиск
поролоном.
Выставка городецких
изделий. Иллюстрации с
изображением
городецких изделий
декоративно-
прикладного искусства.
трафареты матрешек,
таблицы с элементами
городецкой росписи,
краска гуашь, кисти,
трафареты «ромашки»,
«купавки», поролон.
м
а
р
т
1
Декоративное
рисование
«Городецкие узоры -
сколько радости для
глаз» (Городецкий узор
на кухонной доске).
Расширять представление детей о том, что
одинаковые изделия можно украшать по-
разному, учить выбирать для изображения
одну
из
предложенных
вариантов
композиции
или
самостоятельно
придумывать узор и его расположение на
доске; закрепить умение рисовать прямые и
закругленные цветочные гирлянды из
самостоятельно подобранных элементов с
с о б л юд е н и е м
х а р а к т е р н ы х
цветосочетаний Городецкой росписи;
познакомить детей с украшением листьев
чёрными тоненькими закруглёнными
штрихами, белыми точками
Вырезанные из картона
досточки, Таблицы с
элементами городецкой
росписи, краска гуашь,
кисти.
2
Сине-белое чудо
Гжели.
Рассказ о промысле.
Познакомить детей с историей гжельского
промысла. Учить выделять характерные
особенности гжельского промысла.
Формировать умение выполнять
растительные элементы росписи.
Выставка гжельских
изделий. Иллюстрации с
изображением
гжельских изделий
декоративно-
прикладного искусства.
Видеофильм. Трафареты
посуды, таблицы с
элементами гжельской
росписи, краска гуашь,
кисти.
м
а
р
т
3
Рисование «Роспись
фигурок».
Закрепить знания детей о гжельском
промысле; росписью. Учить подбирать
цвета
красок.
Закреплять
умение
задумывать и составлять композицию из
знакомых элементов гжельской росписи;
умение рисовать ворсом всей кистью и
концом, правильно набирать краску на
кисть. Развивать творческие способности
детей, самостоятельность.
Выставка гжельских
изделий. Иллюстрации с
изображением
гжельских изделий
декоративно-
прикладного искусства
и сувениры. Таблицы с
элементами гжельской
росписи, краска гуашь,
кисти.
4
«Чайный сервиз для
кукол» (коллективная
работа).
Обобщить и расширить знания детей о
гжельском промысле. Развивать
творческие способности детей (умение
самостоятельно выбирать посуду для
лепки); формировать умение переносить
усвоенные способы лепки на изготовление
новых изделий; дать детям представление
о сервизе; учить детей договариваться.
Гжельский сервиз.
Глина, стеки, салфетки,
баночки с водой.
а
п
р
е
л
ь
1
Лепка «Гжельские
фигурки».
Воспитывать любовь и уважение к труду
народных мастеров закрепить умение
лепить разными способами (пластический,
комбинированный, конструктивный),
используя
мотивы Гжели.
Пластилин, элементы
гжельской росписи,
гжельские фигурки.
2
Рисование «Расцветай
Гжель васильковая»
(роспись чайного
сервиза).
Учить рисованию гжельской розы,
использованию двойного мазка. Закрепить
умение детей передавать своеобразие
цветового колорита (сочетание белого и
синего), рассматривать глиняные формы
после побелки, использовать приёмы
кистевой росписи.
Белые листы, таблицы с
элементами гжельской
росписи, краска
темперная, кисти,
ватные палочки,
«тычки».
а
п
р
е
л
ь
3
Искусство Жостова.
Рассказ о промысле.
Познакомить детей с народным промыслом
Жостова. Воспитывать уважение к труду
народных умельцев. Формировать
эстетическое отношение средствами
народного декоративно-прикладного
искусства. Учить выполнять элементы
жостовской росписи и составлять
несложные композиции.
Выставка изделий
жостова. Видеофильм
«Жостовская красота».
Бумажные трафареты
разной формы черного,
красного, желтого,
синего цветов; краска
гуашь, мягкие кисти.
а
п
р
е
л
ь
4
Рисование
«Жостовские
подносы»
Продолжать знакомить детей с народным
промыслом Жостова. Дать знания об
особенностях жостовской росписи:
элементах узора, колорите, композиции.
Закрепить умение составлять узор на
круге, овале, квадрате, прямоугольнике,
заполняя середину и края -кайму.
Составлять букеты из крупных и мелких
цветов, наносить мазки. Передавая
оттенки, самостоятельно составлять узор
на выбранной форме (круг, овал и т.д.).
Использовать нетрадиционную технику
рисования – пальчиками.
Подносы из картона,
красного, желтого,
синего цветов. Таблицы
с элементами росписи.
Темперные краски,
кисти, вода.
м
а
й
1
Знакомство с
богородской резной
деревянной игрушкой.
Познакомить детей с новым промыслом –
богородскими резными игрушками.
Познакомить с особенностями их
изготовления, своеобразием композиции.
Выставка богородских
резных игрушек.
Альбомы с
иллюстрациями
игрушек.
2
Лепка «Богородский
медведь».
Закрепить умение передавать замысел,
лепить фигурку животных, выделяя их
характерные особенности. Развивать
чувство ритма в процессе оформления
поверхности изделия. Закрепить умение
украшать фигурку с помощью стеки.
Развивать творчество, фантазию,
аккуратность.
Богородские игрушки.
Глина, стеки, салфетки,
баночки с водой.
3
Рисование
«Богородские
игрушки»
Продолжать знакомить детей с
богородской резной деревянной игрушкой.
Учить рисовать богородскую игрушку
графическим способом, стараясь передать
движение и строение персонажей.
Воспитывать эстетическое отношение к
изделиям народных мастеров. Уважение к
их труду.
Богородские игрушки.
Бумага, простые
карандаши.
4
Рисование
по замыслу.
Закрепить знания, умения, навыки по
декоративно-прикладному искусству.
Умение выполнять узор на силуэте,
используя различные нетрадиционные
техники рисования. Развивать творческие
способности детей.
Список литературы
Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика –
Синтез, 2001.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по
программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва.
Просвещение, 2000.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва.
ФМиЗХ, 1993.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва.
Просвещение, 1991.
Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.
Москва. Педагогика, 1990.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая
группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.