Автор: Карнаухова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Детский сад № 204 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование театрализованных игр в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Использование театрализованных игр
в детском саду
Воспитатель: 1 квалификационной категории Карнаухова И.В.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и
находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою
выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в
живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь
подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное
эмоциональное наслаждение.
Театральная деятельность
направлена на целостное развитие личности
ребенка, его раскрепощение, раскрывает его творческие индивидуальные
способности. А также способствует самовыражению дошкольника.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и
способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению
любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой
информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;
настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций
при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью
требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что
способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается
умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность,
способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые
выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих
сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению
самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на
себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию,
умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой
аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и
персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать
пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли
позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир
фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся
более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои
мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий
мир.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность
не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но
жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия
деятельности, успешного выполнения задания.
В основе подготовки детей к театрализованным постановкам,
инсценировкам, участию в спектаклях лежат театральные игры, в основе
которых лежит техника освобождения от зажимов. Игровые ситуации, этюды,
как правило, способствуют развитию у ребенка психические процессы —
внимание, речь, воображение, память, интеллект, являющиеся, по мнению
Станиславского, основополагающими компонентами актерской деятельности.
Основные направления работы с детьми:
Театральная игра
Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей
дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение
ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные
на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства
(особенности театрального искусства; виды театрального искусства,
основы актерского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в
себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от
этюдов к рождению спектакля.
Программные задачи:
• Активизировать познавательный интерес детей.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный
сигнал.
• Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической
площадке, не сталкиваясь друг с другом.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным
признакам.
• Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
• Знакомить с создателями спектакля.
• Знакомить с театральной терминологией.
• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
Предполагаемые умения и навыки детей:
• Умение действовать согласованно.
• Умение снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминание заданной позы.
• Запоминание и описывание внешнего вида любого ребенка.
• Знание 5-8 артикуляционных упражнений.
• Умение делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
• Умение произносить скороговорки в разных темпах.
• Умение произносить скороговорку с разными интонациями.
• Умение строить простейший диалог.
• Умение составлять предложения с заданными словами.
Театрализованную игру можно поделить на две группы:
Игры- драматизации;
Режиссерские.
В играх – драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с помощью
комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима),
производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо
сюжет с заранее существующим сценарием.
Виды драматизация -
Игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
Ролевые диалоги на основе текста;
Инсценировки произведений;
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
Игры – драматизации с разыгрыванием сюжета без предварительной
подготовки.
Такие игры, как «Как это сделаешь ты?», «Угадай, что я делаю», «Мокрые
котята», этюды по сказкам – «Лиса в домике», «Лиса выгнала из домика», «Заяц
под кустом», этюды на стихотворения, «Немой диалог», «Утро начинается»,
«Цветочек» и многие другие.
Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием
театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой, на
фланелеграфе и др.).
Всестороннее развитие дошкольников средствами театрализованной игры
будет эффективно при условии:
Систематического использования театрализованных игр в
образовательном процессе;
Учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного
возраста;
Создание комфортных психолого – педагогических условий, для
становления гармонично – развитой подрастающей личности.
Можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно
реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
.