Напоминание

"Использование театрализованных игр в детском саду"


Автор: Карнаухова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Детский сад № 204 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование театрализованных игр в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование театрализованных игр

в детском саду

Воспитатель: 1 квалификационной категории Карнаухова И.В.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского

творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и

находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою

выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в

живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь

подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное

эмоциональное наслаждение.

Театральная деятельность

направлена на целостное развитие личности

ребенка, его раскрепощение, раскрывает его творческие индивидуальные

способности. А также способствует самовыражению дошкольника.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и

способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению

любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой

информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;

настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций

при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью

требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что

способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается

умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность,

способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые

выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих

сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению

самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на

себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию,

умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой

аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и

персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать

пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли

позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир

фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся

более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои

мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий

мир.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность

не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но

жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия

деятельности, успешного выполнения задания.

В основе подготовки детей к театрализованным постановкам,

инсценировкам, участию в спектаклях лежат театральные игры, в основе

которых лежит техника освобождения от зажимов. Игровые ситуации, этюды,

как правило, способствуют развитию у ребенка психические процессы —

внимание, речь, воображение, память, интеллект, являющиеся, по мнению

Станиславского, основополагающими компонентами актерской деятельности.

Основные направления работы с детьми:

Театральная игра

Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление,

самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические,

музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные

обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей

дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение

ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи

Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные

на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Основы театральной культуры

Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными

понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства

(особенности театрального искусства; виды театрального искусства,

основы актерского мастерства; культура зрителя).

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в

себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от

этюдов к рождению спектакля.

Программные задачи:

• Активизировать познавательный интерес детей.

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,

находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

• Снимать зажатость и скованность.

• Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный

сигнал.

• Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со

сверстниками.

• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

• Развивать чувство ритма и координацию движений.

• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

• Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической

площадке, не сталкиваясь друг с другом.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

• Пополнять словарный запас.

• Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным

признакам.

• Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

• Знакомить с создателями спектакля.

• Знакомить с театральной терминологией.

• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

• Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки детей:

• Умение действовать согласованно.

• Умение снимать напряжение с отдельных групп мышц.

• Запоминание заданной позы.

• Запоминание и описывание внешнего вида любого ребенка.

• Знание 5-8 артикуляционных упражнений.

• Умение делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

• Умение произносить скороговорки в разных темпах.

• Умение произносить скороговорку с разными интонациями.

• Умение строить простейший диалог.

• Умение составлять предложения с заданными словами.

Театрализованную игру можно поделить на две группы:

Игры- драматизации;

Режиссерские.

В играх – драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с помощью

комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима),

производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо

сюжет с заранее существующим сценарием.

Виды драматизация -

Игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

Ролевые диалоги на основе текста;

Инсценировки произведений;

Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

Игры – драматизации с разыгрыванием сюжета без предварительной

подготовки.

Такие игры, как «Как это сделаешь ты?», «Угадай, что я делаю», «Мокрые

котята», этюды по сказкам – «Лиса в домике», «Лиса выгнала из домика», «Заяц

под кустом», этюды на стихотворения, «Немой диалог», «Утро начинается»,

«Цветочек» и многие другие.

Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием

театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой, на

фланелеграфе и др.).

Всестороннее развитие дошкольников средствами театрализованной игры

будет эффективно при условии:

Систематического использования театрализованных игр в

образовательном процессе;

Учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного

возраста;

Создание комфортных психолого – педагогических условий, для

становления гармонично – развитой подрастающей личности.

Можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно

реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

.



В раздел образования