Формирование чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Автор: Бакирова Диляра Мидесовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №124 "Планета детства" Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: Статья Тема: Формирование чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Раздел: дошкольное образование
Формирование чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста
через проектную деятельность.
С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая
информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень
рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета
открывается ребёнку не сразу, а в определённой последовательности. Цвет -
это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и
играют
с
ним.
Знакомство
с
цветом
помогает
им
полнее
и
тоньше
воспринимать
предметы
и
явления
окружающего
мира,
развивает
наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цвет и его сочетания имеют
огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего
детям
законы
красоты
окружающего
мира.
Цвет
воздействует
на
эмоциональную
сферу
ребенка,
участвует
в
процессе
художественной
деятельности,
формирует
художественный
вкус.
В
связи
с
этим
чувство
красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.
Чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и
искусстве,
умение
передавать
цвет
при
создании
образа
в
рисунке,
аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной
деятельности
с
целью
создания
цветового
образа,
а
также
выражать
индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление
художественных
способностей
ребенка,
но
и
способность
отражения
им
окружающего
мира. Сначала
дети
оперируют
ограниченной
палитрой,
которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей
с
цветом
-
это
путь
непосредственного
восприятия
цвета
в
связи
с
окружающим
миром,
в
единстве
с
обозначающим
его
словом.
Ребенок
воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно, наконец, радуется
цвету, яркой окраске предметов. Эти ценные качества требуют обогащения,
художественного развития, которое может осуществить педагог в процессе
обучения.
Чувство
цвета
может
быть
развито
путем
серии
специально
организованных
заданий.
Значение
цветового
восприятия
в
жизни
дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития
мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития
новых
способов
образования,
педагогических
технологий
нацеленных
на
индивидуальное
развитие
личности,
творческую
инициативу,
выработку
навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование
у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения
возникающих
в
жизни
проблем
–
профессиональной
деятельности,
самоопределения, повседневной жизни.
Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности,
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и
применять
знания,
тщательно
обдумывать
принятые
решения,
четко
планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу
и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных
связей.
Всему
этому
способствует
включение
в
урочную
и
внеурочную
деятельность учащихся метода проекта.
Проектная деятельность влияет на формирование:
организационно-деятельностных качеств учащихся (способность
осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель
и организовать ее достижение)
креативных качеств (вдохновение, гибкость ума, терпимость к
противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения)
коммуникативные
качества
(умение
взаимодействовать
с
другими
людьми,
с
объектами
окружающего
мира,
воспринимать
его
информацию,
выполнять
разные
социальные
роли
в
группе
и
коллективе).
Проектная деятельность имеет следующие особенности:
проектная
деятельность
разворачивается
в
проблемной
ситуации,
которая не может быть решена прямым действием;
участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но
простого
интереса
здесь
недостаточно.
Нужно,
чтобы
и
педагог,
и
ребенок
сформулировали
причину,
по
которой
они
включаются
в
исследование;
проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе
проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда
ищет адресата, к которому обращено его высказывание, оформленное в
виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко
выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним
из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Формирование
чувства
цвета
у
детей
происходит
в
единстве
с
развитием способностей, эстетических чувств ребенка дошкольного возраста
при целенаправленном руководстве со стороны педагога, передающего свой
профессиональный опыт.
На формирование чувства цвета у детей влияют следующие условия:
-
умение
детей
эстетически
воспринимать
и
оценивать
окружающую
действительность;
-
понимание
произведений
изобразительного
и
народного
декоративно-
прикладного искусства и выделение в них цветовой выразительности;
-
умение
работать
с
цветом:
подбирать
цвета,
характерные
для
разных
предметов,
создавать
оттенки
цветов
в
соответствии
со
спецификой
изобразительного материала.
Метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных
видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном
целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и
познавать
окружающую
действительность
гораздо
быстрее
и
глубже.
Опираясь
на
полученные
в
ходе
проекта
знания
детей,
их
наблюдения,
впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать
атмосферу
сотворчества.
Ведь
только
заинтересовав
каждого
ребенка
конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и
инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода
заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому
исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и
интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной
деятельности.
Литература:
1.Веракса
Н.
Е.,Веракса
А.
Н.
2011
г.
Проектная
деятельность
дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Библиотека
«Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, - Мозаика Синтез.
2.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн.
Для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под
ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
3.Морозова Л.Д. 2010 г. Педагогическое проектирование в ДОУ; от
теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.
4.Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников / Под
ред. Т.С. Комаровой А.В. Размысловой. - М.: Просвещение, 2002. - 148с.