Напоминание

"События Отечественной войны 1812 г. в баснях И.А. Крылова"


Автор: Китаева Надежда Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал МОУ "СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области"
Населённый пункт: с. Савельевка
Наименование материала: внеклассное чтение
Тема: "События Отечественной войны 1812 г. в баснях И.А. Крылова"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка по литературе

Внеклассное чтение по литературе 6 класс

«События Отечественной войны 1812 г. в баснях И.А. Крылова»

Автор: Китаева Надежда Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

филиала МОУ «СОШ п. Горный

Краснопартизанского района

Саратовской области» в с. Савельевка.

Пояснительная записка.

Этот урок посвящается доблести, мужеству, горячей любви к Родине

русского народа в войне 1812 года. Эти качества имеют огромное значение

для

воспитания

патриотизма

и

гражданственности

подрастающего

поколения. Вопросы и задания на уроке поставлены так, чтобы убедиться в

том,

что

работа

по

военно-патриотическому

воспитанию

школьников

на

занятиях по литературе проводится не напрасно.

Цель: актуализация

сведений

о

роли

российского

народа

в

событиях

Отечественной войны 1812г. на примерах басен И.А. Крылова.

Задачи урока:

Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о баснях И.А.

Крылова, содержание которых связано с темой Отечественной войны 1812г.

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;

уважения и чувства долга к памяти предков и к памятникам культуры и

искусства.

Развивающие: развитие навыков выразительного чтения и культуры речи.

Формировать умение оценивать исторические события

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок – беседа с применением наглядности и ИКТ.

Методы: - словесный (беседа, опрос, выразительное чтение);

- наглядный (демонстрация мульт.кадров, таблиц, картин);

- практический (работа с учебником, применение знаний, контроль)

Приёмы: учебник, художественная литература, тетрадь, таблицы, картины.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карта, картины.

Ход урока

«Умереть – так только за Отчизну,

Жить – так только Родиной дыша».

(М. Джалиль)

1.

Вступление. Работа с темой урока и эпиграфом к нему

(Настенная карта «Отечественная война 1812г.»

Слайд1 ( фрагмент войны)

Эти слова мы посвящаем на уроке доблести, мужеству, горячей любви к

Родине русского народа в войне 1812года. Мы перелистаем героические

страницы событий и убедимся, что потомки помнят своих героев.

2.

Слово учителя.

Слайд 2. (портрет И.А.Крылова )

Сегодня мы на уроке будем продолжать изучать творчество Ивана

Андреевича Крылова.

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни

написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла

в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен посвящены

её важнейшим событиям.

Крылов в аллегорической форме выразил своё отношение не только к

событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях

современники узнавали Наполеона, Александра I, М.И. Кутузова.

Слайд 3. (портреты Наполеона и М. Кутузова)

3. Проверка домашнего задания

Прочитать басни Крылова: «Волк на псарне», «Обоз»

Слайд 4.

Цикл басен, посвящённый Отечественной войне 1812г.(выставка книг)

а) «Волк на псарне» (подготовить выразительное чтение басни в лицах) ;

б) «Обоз»;

в) «Щука и Кот»;

г) «Ворона и Курица» ;

д) «Кот и повар».

-- Современником каких исторических событий и великих людей был

Крылов?

(Отечественная война 1812г., Александр 1, Кутузов, Наполеон)

Слайд 5.

(Цветная репродукция «Бородинское сражение»)

Самая

популярная

басня

И.

А.

Крылова,

связанная

с

событиями

Отечественной войны, ― «Волк на псарне».

В ней изображено тяжёлое положение Наполеона после Бородинского

сражения. В стихах говорится о мирных переговорах, в которые вступил Волк

– Наполеон с ловчим – Кутузовым, что нужно покончить кровопролитию.

Наполеон просит мира, но ловчий не поверил и выпускает гончую стаю.

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Аллегория сразу понятна. Это не волк ошибся и залез не туда, а Наполеон

очень просчитался, думая, что для него Москва будет легкой добычей, а

попал в безвыходное положение:

Мой волк сидит, прижавшись в угол задом.

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом

И что приходит наконец

Ему расчесться за овец, ―

Пустился мой хитрец

В переговоры...

Эта басня была написана, когда стали известными попытки Наполеона

вести переговоры с Россией. Волк тоже вступает в переговоры:

Друзья! К чему весь этот шум?

Я, вам старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры,

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад..

Послушай- ка, сосед, ―

Тут ловчий перервал ответ, ―

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю:

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

Эту басню И. А. Крылов послал М. И. Кутузову, и тот читал ее офицерам.

Очевидцы рассказывали, что, когда речь дошла до слов «ты сер, а я, приятель,

сед», великий полководец снял фуражку и показал седую голову.

-Какие новые для вас качества Волка увидели вы в басне «Волк на

псарне»?

/Волк

боязливый,

опасается

за

свою

шкуру.

На

глазах

читателя,

перестраивается, пытается приспособиться к обстоятельствам.

Волк даже клянется, что будет защищать чужие стада/

В

басне

есть

выражение

«ты

сер…»

Почему

в

басне

так

настойчиво

фиксируется серый цвет?

Каким представляется вам Ловчий?

4. Словарная работа.

Слайд 6.

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами

ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой)

В тетрадь (записать самостоятельно после разбора)

Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо.

Он понимает, что с волками надо обращаться по - волчьи.

/Ловчий конкретен, строг, поэтому ему принадлежат не только финальные

слова, но и необычная мораль басни. Ловчий не доверяет Волку, потому что

не

раз

с

ним

сталкивался.

Находит

мудрый

ответ

на

хитрость

волка:

с

волками иначе не делать мировой…/

-Читаем басню еще раз по ролям, помня, что Волк боится за свою шкуру, а

Ловчий уверен, тверд в своих намерениях.

-Был ли патриотом И.А. Крылов?

5. Работа по теме.

Выразительное чтение басни «Обоз». Сообщение ученика.

Басня «Обоз» была написана во время войны 1812года. «Конь добрый»-

главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов. Сберегая силы для

решительного боя, Кутузов вёл войну осторожно, отступал, заманивая врага в

глубь страны, и, наконец, разбил и уничтожил огромную, считавшуюся

непобедимой армию Наполеона. «Лошадь молодая» - царь Александр 1 и его

сторонники, которые не понимали планов Кутузова и были недовольны его

медлительностью, из-за которой, мол, Кутузов избежал решительного

сражения с Наполеоном. После сдачи русской армией Москвы, многие начали

обвинять Кутузова в бездействии. Сам царь поставил главнокомандующему

вину, что он не дал вторичного сражения Наполеону под Москвой.

Крылов басней «Обоз» выступил в защиту Кутузова. Старый добрый

«Конь» Кутузова медленно и верно сводит обоз под гору, верно ведёт войну, а

«Лошадь молодая», пустилась вскачь по камням и рытвинам, «с возом - бух в

канаву». Сатира басни направлена против противников Кутузова, которые

брались не за своё дело.

Один из учеников комментирует (если нужно с помощью учителя), что

мораль басни носит общечеловеческий характер:

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

6. Вывод выше сказанному.

События Отечественной войны 1812 года точно отражены в послании

Батюшкова «К Дашкову»:

Мой друг! Я видел море зла

И неба мстительного кары:

Врагов неистовых дела,

Войну и гибельны пожары.

Я видел сонмы богачей,

Бегущих в рубищах издранных,

Я видел бледных матерей,

Из милой родины изгнанных!

Я на распутье видел их,

Как, к персям чад прижав грудных,

Они в отчаянье рыдали

И с новым трепетом взирали

На небо рдяное кругом.

Это стихотворение – одно из сильнейших поэтических произведений

Отечественной войны 1812г.

Слайд 7.

8 сентября – День воинской славы России –

День Бородинского сражения

Этот день установлен в честь Бородинского сражения русской армии под

командованием

М.

Кутузова

с

французской

армией.

Русская

армия

на

Бородинском поле одержала крупнейшую победу. Наполеон, стремившийся

разбить русских в генеральном сражении и тем самым решить судьбу войны в

свою

пользу,

не

добился

этой

цели.

Русская

армия

под

командованием

Кутузова

исключительно

упорно

сражалась

за

занимаемую

позицию

при

Бородине

и

нанесла

тяжёлый

удар

французским

войскам.

Наполеон

впоследствии

называл

Бородинское

сражение

самым

кровопролитным

и

ужасным из всех пятидесяти данных им сражений.

7. Итог урока

-Что нового вы узнали сегодня на уроке о баснях Крылова?

8. Домашнее задание

Выучить понравившуюся басню наизусть



В раздел образования