Автор: Китаева Надежда Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал МОУ "СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области"
Населённый пункт: с. Савельевка
Наименование материала: внеклассное чтение
Тема: "События Отечественной войны 1812 г. в баснях И.А. Крылова"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка по литературе
Внеклассное чтение по литературе 6 класс
«События Отечественной войны 1812 г. в баснях И.А. Крылова»
Автор: Китаева Надежда Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
филиала МОУ «СОШ п. Горный
Краснопартизанского района
Саратовской области» в с. Савельевка.
Пояснительная записка.
Этот урок посвящается доблести, мужеству, горячей любви к Родине
русского народа в войне 1812 года. Эти качества имеют огромное значение
для
воспитания
патриотизма
и
гражданственности
подрастающего
поколения. Вопросы и задания на уроке поставлены так, чтобы убедиться в
том,
что
работа
по
военно-патриотическому
воспитанию
школьников
на
занятиях по литературе проводится не напрасно.
Цель: актуализация
сведений
о
роли
российского
народа
в
событиях
Отечественной войны 1812г. на примерах басен И.А. Крылова.
Задачи урока:
Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о баснях И.А.
Крылова, содержание которых связано с темой Отечественной войны 1812г.
Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
уважения и чувства долга к памяти предков и к памятникам культуры и
искусства.
Развивающие: развитие навыков выразительного чтения и культуры речи.
Формировать умение оценивать исторические события
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок – беседа с применением наглядности и ИКТ.
Методы: - словесный (беседа, опрос, выразительное чтение);
- наглядный (демонстрация мульт.кадров, таблиц, картин);
- практический (работа с учебником, применение знаний, контроль)
Приёмы: учебник, художественная литература, тетрадь, таблицы, картины.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карта, картины.
Ход урока
«Умереть – так только за Отчизну,
Жить – так только Родиной дыша».
(М. Джалиль)
1.
Вступление. Работа с темой урока и эпиграфом к нему
(Настенная карта «Отечественная война 1812г.»
Слайд1 ( фрагмент войны)
Эти слова мы посвящаем на уроке доблести, мужеству, горячей любви к
Родине русского народа в войне 1812года. Мы перелистаем героические
страницы событий и убедимся, что потомки помнят своих героев.
2.
Слово учителя.
Слайд 2. (портрет И.А.Крылова )
Сегодня мы на уроке будем продолжать изучать творчество Ивана
Андреевича Крылова.
Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни
написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла
в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен посвящены
её важнейшим событиям.
Крылов в аллегорической форме выразил своё отношение не только к
событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях
современники узнавали Наполеона, Александра I, М.И. Кутузова.
Слайд 3. (портреты Наполеона и М. Кутузова)
3. Проверка домашнего задания
Прочитать басни Крылова: «Волк на псарне», «Обоз»
Слайд 4.
Цикл басен, посвящённый Отечественной войне 1812г.(выставка книг)
а) «Волк на псарне» (подготовить выразительное чтение басни в лицах) ;
б) «Обоз»;
в) «Щука и Кот»;
г) «Ворона и Курица» ;
д) «Кот и повар».
-- Современником каких исторических событий и великих людей был
Крылов?
(Отечественная война 1812г., Александр 1, Кутузов, Наполеон)
Слайд 5.
(Цветная репродукция «Бородинское сражение»)
Самая
популярная
басня
И.
А.
Крылова,
связанная
с
событиями
Отечественной войны, ― «Волк на псарне».
В ней изображено тяжёлое положение Наполеона после Бородинского
сражения. В стихах говорится о мирных переговорах, в которые вступил Волк
– Наполеон с ловчим – Кутузовым, что нужно покончить кровопролитию.
Наполеон просит мира, но ловчий не поверил и выпускает гончую стаю.
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Аллегория сразу понятна. Это не волк ошибся и залез не туда, а Наполеон
очень просчитался, думая, что для него Москва будет легкой добычей, а
попал в безвыходное положение:
Мой волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит наконец
Ему расчесться за овец, ―
Пустился мой хитрец
В переговоры...
Эта басня была написана, когда стали известными попытки Наполеона
вести переговоры с Россией. Волк тоже вступает в переговоры:
Друзья! К чему весь этот шум?
Я, вам старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры,
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад..
Послушай- ка, сосед, ―
Тут ловчий перервал ответ, ―
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю:
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
Эту басню И. А. Крылов послал М. И. Кутузову, и тот читал ее офицерам.
Очевидцы рассказывали, что, когда речь дошла до слов «ты сер, а я, приятель,
сед», великий полководец снял фуражку и показал седую голову.
-Какие новые для вас качества Волка увидели вы в басне «Волк на
псарне»?
/Волк
–
боязливый,
опасается
за
свою
шкуру.
На
глазах
читателя,
перестраивается, пытается приспособиться к обстоятельствам.
Волк даже клянется, что будет защищать чужие стада/
В
басне
есть
выражение
«ты
сер…»
Почему
в
басне
так
настойчиво
фиксируется серый цвет?
Каким представляется вам Ловчий?
4. Словарная работа.
Слайд 6.
Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами
ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой)
В тетрадь (записать самостоятельно после разбора)
Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо.
Он понимает, что с волками надо обращаться по - волчьи.
/Ловчий конкретен, строг, поэтому ему принадлежат не только финальные
слова, но и необычная мораль басни. Ловчий не доверяет Волку, потому что
не
раз
с
ним
сталкивался.
Находит
мудрый
ответ
на
хитрость
волка:
с
волками иначе не делать мировой…/
-Читаем басню еще раз по ролям, помня, что Волк боится за свою шкуру, а
Ловчий уверен, тверд в своих намерениях.
-Был ли патриотом И.А. Крылов?
5. Работа по теме.
Выразительное чтение басни «Обоз». Сообщение ученика.
Басня «Обоз» была написана во время войны 1812года. «Конь добрый»-
главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов. Сберегая силы для
решительного боя, Кутузов вёл войну осторожно, отступал, заманивая врага в
глубь страны, и, наконец, разбил и уничтожил огромную, считавшуюся
непобедимой армию Наполеона. «Лошадь молодая» - царь Александр 1 и его
сторонники, которые не понимали планов Кутузова и были недовольны его
медлительностью, из-за которой, мол, Кутузов избежал решительного
сражения с Наполеоном. После сдачи русской армией Москвы, многие начали
обвинять Кутузова в бездействии. Сам царь поставил главнокомандующему
вину, что он не дал вторичного сражения Наполеону под Москвой.
Крылов басней «Обоз» выступил в защиту Кутузова. Старый добрый
«Конь» Кутузова медленно и верно сводит обоз под гору, верно ведёт войну, а
«Лошадь молодая», пустилась вскачь по камням и рытвинам, «с возом - бух в
канаву». Сатира басни направлена против противников Кутузова, которые
брались не за своё дело.
Один из учеников комментирует (если нужно с помощью учителя), что
мораль басни носит общечеловеческий характер:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
6. Вывод выше сказанному.
События Отечественной войны 1812 года точно отражены в послании
Батюшкова «К Дашкову»:
Мой друг! Я видел море зла
И неба мстительного кары:
Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары.
Я видел сонмы богачей,
Бегущих в рубищах издранных,
Я видел бледных матерей,
Из милой родины изгнанных!
Я на распутье видел их,
Как, к персям чад прижав грудных,
Они в отчаянье рыдали
И с новым трепетом взирали
На небо рдяное кругом.
Это стихотворение – одно из сильнейших поэтических произведений
Отечественной войны 1812г.
Слайд 7.
8 сентября – День воинской славы России –
День Бородинского сражения
Этот день установлен в честь Бородинского сражения русской армии под
командованием
М.
Кутузова
с
французской
армией.
Русская
армия
на
Бородинском поле одержала крупнейшую победу. Наполеон, стремившийся
разбить русских в генеральном сражении и тем самым решить судьбу войны в
свою
пользу,
не
добился
этой
цели.
Русская
армия
под
командованием
Кутузова
исключительно
упорно
сражалась
за
занимаемую
позицию
при
Бородине
и
нанесла
тяжёлый
удар
французским
войскам.
Наполеон
впоследствии
называл
Бородинское
сражение
самым
кровопролитным
и
ужасным из всех пятидесяти данных им сражений.
7. Итог урока
-Что нового вы узнали сегодня на уроке о баснях Крылова?
8. Домашнее задание
Выучить понравившуюся басню наизусть