Напоминание

"Информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности"


Автор: Саввинова Альбина Октябриновна
Должность: учитель физики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Кюндяинская СОШ им Б.Н.Егорова"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия), Сунтарский улус, с.Кюндяе
Наименование материала: статья
Тема: "Информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности"
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Кюндяинская СОШ»

Информационно-коммуникативные технологии как форма

организации внеурочной деятельности

Выполнила: учитель физики

Саввинова Альбина Октябриновна

2014г

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в

нашей

стране

наложили

отпечаток

на

развитие

личности

современного

ребёнка. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании,

появился термин «новая информационная технология обучени».

Использование

компьютерных

технологий

это

не

влияние

моды,

а

необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении

многих лет поднимается и решается в сфере образования.

Информационно

коммуникационные

технологии

или

ИКТ —

технологии, связанные с созданием, сохранением, передачей, обработкой и

управлением информацией.

Возможности использования ИКТ в организации воспитательного

процесса велики. Информационные технологии:

повышают и стимулируют интерес;

активизируют

мыслительную

деятельность

и

эффективность

воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;

позволяют

моделировать

и

визуализировать

процессы,

явления,

сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания

полноценного зрительного ряда;

позволяют индивидуализировать воспитание;

предоставляют

ученикам

возможность

самостоятельного

поиска

материалов, опубликованных в Интернет для подготовки сообщений,

докладов;

предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

создают

огромное

поле

для

развития

креативных

способностей,

формирования общей и информационной культуры.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится

новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Одной

из

основных

частей

информатизации

образования

является

использование

информационно-коммуникативных

технологий

в

образовательных

дисциплинах.

Следовательно,

возникает

значимость

информационной компетентности учащихся и учителей школ, а она является

одной из ключевых компетенций. Использование в учебно-воспитательном

процессе средств

ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения,

реализацию

идей

развивающего

обучения,

совершенствование

форм

и

методов

организации

учебного

процесса,

обеспечивающих

переход

от

механического

усвоения

учащимися

знаний

к

овладению

ими

умениями

самостоятельно приобретать новые знания.

Развитие

личности

важнейшая

задача

современного

образования.

Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств,

как

готовность

к

творческой

деятельности,

само стоятельно сть,

ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях.

Психологическая

готовность

к

жизни

в

информационном

обществе,

начальная

компьютерная

грамотность,

культура

использования

персонального

компьютера

сейчас

необходимы

каждому

человеку

независимо

от

профессии.

Все

это

предъявляет

качественно

новые

требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал

обогащенного

развития

личности.

Сегодня

невозможно

представить

внеурочную деятельность без использования

ИКТ. Совершенно очевидно,

что

реализация

внеурочной

деятельности

в

практике

школы,

отвечает

требованиям современной жизни.

Внедрение

информационно-коммуникативных

технологий

не

только

обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль

в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку,

они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир,

мыслить и творить.

Организация

внеурочной

работы

по

любому

учебному

предмету

занимает важное место в образовательном процессе современной школы и

направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний

учеников по учебным дисциплинам, привитие интереса к изучаемым наукам,

развитие творческих способностей учащихся.

К внеклассным мероприятиям, как правило, относят следующие виды

занятий:

спецкурсы

и

элективные

курсы,

кружковая

работа,

декады,

экскурсии,

викторины,

выставки,

олимпиады,

конкурсы,

конференции,

марафоны,

КВНы,

защиты

проектов,

проведение

исследований

и

т.д.

Разнообразие

форм

проведения

внеурочных

мероприятий

по

школьным

предметам представляет простор для проявления творчества, как школьников,

так и учителей.

Использование

современных

информационно-коммуникационных

технологий

при

проведении

внеклассных

мероприятий

по

предмету

усиливает их образовательный эффект: возможность в период участия во

внеурочном

мероприятии

содержательно

общаться

и

соревноваться

с

ровесниками

из

школ

других

городов

России

способствует

развитию

у

школьников информационной, коммуникативной культуры, а также развитию

предметных компетентностей.

Внеурочная

работа в школе проводится в различных формах, среди

которых

важное

место

занимают

факультативные

занятия

и

кружки,

призванные

углублять

информационные

знания

школьников,

уже

определивших

основной

круг

своих

учебных

интересов.

Учитывая,

что

потребность в специалистах-информатиках сейчас очень велика, необходимо

формировать соответствующий интерес еще в школе Строгие рамки урока и

насыщенность

программы

не

всегда

позволяют

ответить

на

многие,

интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные

занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в

силу

своей

наглядности,

красочности

и

простоты,

принесут

наибольший

эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее

реализации в качестве базовой рассматривается следующая организационная

модель

внеурочной

деятельности.

Внеурочная

деятельность

может

осуществляться через:

-

учебный

план

образовательного

учреждения,

а

именно,

через

часть,

формируемую

участниками

образовательного

процесса

(дополнительные

образовательные

модули,

спецкурсы,

учебные

научные

исследования,

практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного

учреждения;

-

инновационную

(экспериментальную)

деятельность

по

разработке,

апробации,

внедрению

новых

образовательных

программ,

в

том

числе,

учитывающих региональные особенности.

Связующим

звеном

между

урочной

и

внеурочной

деятельностью

учащихся

выступают

различные

факультативы,

учебные

спецкурсы

и

элективные курсы , участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, научных

конференциях. За период

2008-2013 учебные годы мы приняли участие в

следующих мероприятиях с применением ИКТ:

1.

Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

2.

Всероссийский

фестиваль

исследовательских

и

творческих

работ

учащихся «Портфолио»

3.

Всероссийская интернет – олимпиада по физике

4.

Международная игра – конкурс «Инфознайка»

5.

И н т е р н е т

о л и м п и а д ы

п о

и н ф о р м а т и к е

и

м а т е м а т и к е

Санкт- Петербургский Государственный Университет

6.

Республиканская

Интернет

-

викторина,

посвященная

Дню

космонавтики.

Значительную

роль

в

информационной

поддержке

реализации

внеурочной

деятельности

играет

Интернет-сайт

образовательного

учреждения,

не

только

обеспечивающий

взаимодействие

с

социальными

партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и

расширяющий

многообразие

форм

поощрений,

усиливающий

публичное

признание достижений всех участников образовательного процесса.

Я считаю, что при решении задач в воспитании школьников по всем этим

направлениям,

классному

руководителю

целесообразно

использовать

информационные технологии потому ,что внедрение ИКТ во внеурочную

деятельность – это повышение интереса школьников, способ разнообразия

форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение

процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в

новых условиях.

Воспитательная работа может строиться в разных формах, но одной из

главных форм был и остаётся классный час. Классные часы разрабатываются

по различным направлениям.

Использование ИКТ на классных часах способствует:

развитию интереса ребенка к классному часу;

развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами;

эффективному управлению внимания учащихся;

активизация познавательной деятельности;

формированию навыков исследовательской работы;

повышению информационной культуры;

усилению эмоционального воздействия.

На классных часах я применяю различные формы использования новых

информационных технологий, а именно:

презентации;

интерактивные тесты;

поиск и обработка информации в сети Интернет;

электронные ресурсы медиатеки.

В моем классе создано электронное (индивидуальное) портфолио для

каждого ученика совместно с родителями.

Важно понимать, что именно информационно-коммуникационные

технологии

дают

сегодня

возможность,

несмотря

на

территориальную

удаленность,

участвовать

всем

субъектам

образовательного

процесса

не

только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах,

расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том

числе и во внеурочной деятельности.

Основные

плюсы

и

положительные

стороны

использования

ИКТ

в

работе:

наглядность,

доступность,

научность,

эстетичность

и

др.

Внеурочная

деятельность

с

использованием

ИКТ

обеспечивает

широкую

творческую

деятельность

учащегося

в

информационной

среде,

положительный

эмоциональный

настрой,

создает

ситуацию

успеха.

Информационные

технологии

позволяют

разнообразить

формы

работы

с

учащимися, делать их творческими.

Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет

развивать

у

учащихся

желание

самоутвердиться,

получить

конечный

положительный результат.



В раздел образования