Автор: Саввинова Альбина Октябриновна
Должность: учитель физики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Кюндяинская СОШ им Б.Н.Егорова"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия), Сунтарский улус, с.Кюндяе
Наименование материала: статья
Тема: "Информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности"
Раздел: полное образование
МБОУ «Кюндяинская СОШ»
Информационно-коммуникативные технологии как форма
организации внеурочной деятельности
Выполнила: учитель физики
Саввинова Альбина Октябриновна
2014г
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в
нашей
стране
наложили
отпечаток
на
развитие
личности
современного
ребёнка. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании,
появился термин «новая информационная технология обучени».
Использование
компьютерных
технологий
–
это
не
влияние
моды,
а
необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении
многих лет поднимается и решается в сфере образования.
Информационно
коммуникационные
технологии
или
ИКТ —
технологии, связанные с созданием, сохранением, передачей, обработкой и
управлением информацией.
Возможности использования ИКТ в организации воспитательного
процесса велики. Информационные технологии:
повышают и стимулируют интерес;
активизируют
мыслительную
деятельность
и
эффективность
воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;
позволяют
моделировать
и
визуализировать
процессы,
явления,
сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания
полноценного зрительного ряда;
позволяют индивидуализировать воспитание;
предоставляют
ученикам
возможность
самостоятельного
поиска
материалов, опубликованных в Интернет для подготовки сообщений,
докладов;
предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
создают
огромное
поле
для
развития
креативных
способностей,
формирования общей и информационной культуры.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится
новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Одной
из
основных
частей
информатизации
образования
является
использование
информационно-коммуникативных
технологий
в
образовательных
дисциплинах.
Следовательно,
возникает
значимость
информационной компетентности учащихся и учителей школ, а она является
одной из ключевых компетенций. Использование в учебно-воспитательном
процессе средств
ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения,
реализацию
идей
развивающего
обучения,
совершенствование
форм
и
методов
организации
учебного
процесса,
обеспечивающих
переход
от
механического
усвоения
учащимися
знаний
к
овладению
ими
умениями
самостоятельно приобретать новые знания.
Развитие
личности
–
важнейшая
задача
современного
образования.
Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств,
как
готовность
к
творческой
деятельности,
само стоятельно сть,
ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях.
Психологическая
готовность
к
жизни
в
информационном
обществе,
начальная
компьютерная
грамотность,
культура
использования
персонального
компьютера
сейчас
необходимы
каждому
человеку
независимо
от
профессии.
Все
это
предъявляет
качественно
новые
требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал
обогащенного
развития
личности.
Сегодня
невозможно
представить
внеурочную деятельность без использования
ИКТ. Совершенно очевидно,
что
реализация
внеурочной
деятельности
в
практике
школы,
отвечает
требованиям современной жизни.
Внедрение
информационно-коммуникативных
технологий
не
только
обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль
в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку,
они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир,
мыслить и творить.
Организация
внеурочной
работы
по
любому
учебному
предмету
занимает важное место в образовательном процессе современной школы и
направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний
учеников по учебным дисциплинам, привитие интереса к изучаемым наукам,
развитие творческих способностей учащихся.
К внеклассным мероприятиям, как правило, относят следующие виды
занятий:
спецкурсы
и
элективные
курсы,
кружковая
работа,
декады,
экскурсии,
викторины,
выставки,
олимпиады,
конкурсы,
конференции,
марафоны,
КВНы,
защиты
проектов,
проведение
исследований
и
т.д.
Разнообразие
форм
проведения
внеурочных
мероприятий
по
школьным
предметам представляет простор для проявления творчества, как школьников,
так и учителей.
Использование
современных
информационно-коммуникационных
технологий
при
проведении
внеклассных
мероприятий
по
предмету
усиливает их образовательный эффект: возможность в период участия во
внеурочном
мероприятии
содержательно
общаться
и
соревноваться
с
ровесниками
из
школ
других
городов
России
способствует
развитию
у
школьников информационной, коммуникативной культуры, а также развитию
предметных компетентностей.
Внеурочная
работа в школе проводится в различных формах, среди
которых
важное
место
занимают
факультативные
занятия
и
кружки,
призванные
углублять
информационные
знания
школьников,
уже
определивших
основной
круг
своих
учебных
интересов.
Учитывая,
что
потребность в специалистах-информатиках сейчас очень велика, необходимо
формировать соответствующий интерес еще в школе Строгие рамки урока и
насыщенность
программы
не
всегда
позволяют
ответить
на
многие,
интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные
занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в
силу
своей
наглядности,
красочности
и
простоты,
принесут
наибольший
эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее
реализации в качестве базовой рассматривается следующая организационная
модель
внеурочной
деятельности.
Внеурочная
деятельность
может
осуществляться через:
-
учебный
план
образовательного
учреждения,
а
именно,
через
часть,
формируемую
участниками
образовательного
процесса
(дополнительные
образовательные
модули,
спецкурсы,
учебные
научные
исследования,
практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного
учреждения;
-
инновационную
(экспериментальную)
деятельность
по
разработке,
апробации,
внедрению
новых
образовательных
программ,
в
том
числе,
учитывающих региональные особенности.
Связующим
звеном
между
урочной
и
внеурочной
деятельностью
учащихся
выступают
различные
факультативы,
учебные
спецкурсы
и
элективные курсы , участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, научных
конференциях. За период
2008-2013 учебные годы мы приняли участие в
следующих мероприятиях с применением ИКТ:
1.
Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
2.
Всероссийский
фестиваль
исследовательских
и
творческих
работ
учащихся «Портфолио»
3.
Всероссийская интернет – олимпиада по физике
4.
Международная игра – конкурс «Инфознайка»
5.
И н т е р н е т
о л и м п и а д ы
п о
и н ф о р м а т и к е
и
м а т е м а т и к е
Санкт- Петербургский Государственный Университет
6.
Республиканская
Интернет
-
викторина,
посвященная
Дню
космонавтики.
Значительную
роль
в
информационной
поддержке
реализации
внеурочной
деятельности
играет
Интернет-сайт
образовательного
учреждения,
не
только
обеспечивающий
взаимодействие
с
социальными
партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и
расширяющий
многообразие
форм
поощрений,
усиливающий
публичное
признание достижений всех участников образовательного процесса.
Я считаю, что при решении задач в воспитании школьников по всем этим
направлениям,
классному
руководителю
целесообразно
использовать
информационные технологии потому ,что внедрение ИКТ во внеурочную
деятельность – это повышение интереса школьников, способ разнообразия
форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение
процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в
новых условиях.
Воспитательная работа может строиться в разных формах, но одной из
главных форм был и остаётся классный час. Классные часы разрабатываются
по различным направлениям.
Использование ИКТ на классных часах способствует:
развитию интереса ребенка к классному часу;
развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами;
эффективному управлению внимания учащихся;
активизация познавательной деятельности;
формированию навыков исследовательской работы;
повышению информационной культуры;
усилению эмоционального воздействия.
На классных часах я применяю различные формы использования новых
информационных технологий, а именно:
презентации;
интерактивные тесты;
поиск и обработка информации в сети Интернет;
электронные ресурсы медиатеки.
В моем классе создано электронное (индивидуальное) портфолио для
каждого ученика совместно с родителями.
Важно понимать, что именно информационно-коммуникационные
технологии
дают
сегодня
возможность,
несмотря
на
территориальную
удаленность,
участвовать
всем
субъектам
образовательного
процесса
не
только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах,
расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том
числе и во внеурочной деятельности.
Основные
плюсы
и
положительные
стороны
использования
ИКТ
в
работе:
наглядность,
доступность,
научность,
эстетичность
и
др.
Внеурочная
деятельность
с
использованием
ИКТ
обеспечивает
широкую
творческую
деятельность
учащегося
в
информационной
среде,
положительный
эмоциональный
настрой,
создает
ситуацию
успеха.
Информационные
технологии
позволяют
разнообразить
формы
работы
с
учащимися, делать их творческими.
Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет
развивать
у
учащихся
желание
самоутвердиться,
получить
конечный
положительный результат.