Напоминание

Статья


Автор: Володина Елена Семёновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 323 "Сказка"
Населённый пункт: г.Н.Новгород
Наименование материала: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Тема: Статья
Раздел: дошкольное образование





Назад





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Володина Елена Семёновна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 91 учитель-дефектолог Проблема коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР средствами сказки. Изучение эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР показало, что эмоциональное развитие детей данной категории задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля и отсутствие волевых усилий. Проблема специфики эмоционального развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании его личности в целом. Исследования Н.Л. Белопольской, Л.В. Кузнецовой, В.И. Лубовского, В.Б. Никишиной, У.В. Ульенковой, С.Г. Шевченко и других показали, что специфика эмоционально-волевой регуляции деятельности и поведения у детей с задержкой психического развития в значительной мере выражает собой сущностную характеристику специфики ЗПР как аномальной формы развития психики. Специалисты отмечают недостаточность этой сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения, нестойкости, нестабильности эмоциональных проявлений и, в конечном результате, в нереализованности возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения. Эти особенности исследователи связывают с незрелостью мозга ребенка, спецификой его дефекта. В работах Л.С. Марковой указывается, что у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирован механизм понимания эмоциональных состояний других людей – они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление); недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние; серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность. Дошкольники с задержкой психического развития не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи и знать не знают, как отказать другим. Они не понимают, что возможно проявление сочувствия и сопереживания своему товарищу не только в ситуации его неблагополучия, но и когда он испытывает радость, т.е. не понимают, что такое «порадоваться за другого». Л.Н. Блинова отмечает, что эмоциональное сочувствие, это не только фактор развития личности, оно выполняет ряд важных функций в воспитательных отношениях. Эмоциональные переживания во многом определяют отношение ребёнка к воспитательной ситуации. Положительный настрой является мощным мотиватором деятельности: с особым энтузиазмом выполняется то, что
привлекательно, приятно, насыщено радостью. Задержанность эмоционального развития у детей с ЗПР проявляется в следующем: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Поэтому, по мнению автора, эти дети более чем обычные, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи . В своих исследованиях Н.В. Бабкина указывает, что главное направление развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР – это формирование способности управлять эмоциями. Эмоции становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, становятся устойчивыми, приобретают глубину. У ребёнка появляются высшие чувства – сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им, Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, пантомимика, жесты, позы и т.д.). Автор отмечает, что ребёнок с задержкой психического развития учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды, слабостью волевых усилий. В результате – нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения. Специалисты считают, что психологическое развитие дошкольников с ЗПР в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Присущие детям данной категории особенности эмоциональной сферы, ставят необходимостью более активное, качественное формирование коррекционного процесса. Коррекция будет проходить более успешно, если в процесс обучения включить сказку. Сказочный мир замечательно приспособлен для таких занятий. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характеристик поступков, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Сказка вводит ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, заставляет задуматься над очень многим и почувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Сказочные герои рассматриваются как персонифицированные эмоции. Какие бы выдуманными ни были персонажи и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. В сказке ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни. Сказку можно назвать испытательной площадкой для трудных эмоций и базовым руководством для превращения пугающих и запретных эмоций в приятные. Отождествляясь с героем, ребенок не умом, а всем своим существом проживает необходимые для него состояния. И здесь мы встречаемся еще с одним замечательным свойством сказки: она
требует от ребенка активного участия. Погружаясь в сказочный мир, ребенок живет за своих героев, преодолевает препятствия, побеждая самостоятельно зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт, т.е. превращается в самостоятельного, компетентного субъекта деятельности. Психологи признают, что сказки всецело связаны с работой фантазии, именно как органа эмоциональной сферы: сказочный мир объективирует для ребенка те или иные чувства и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайна их влияния на детскую душу. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающей действительности. Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним. В своей работе мы поставили следующие задачи: Коррекционно-развивающие: Снятие эмоционального напряжения у детей с ЗПР, развитие уверенности в себе, формирование мотивации достижения поставленной цели, осознание и понимание своих действий и поступков через действия персонажей сказок. Формировать умения принимать самого себя и других людей; Формировать умения осознавать свои чувства; Развивать у детей с ЗПР умение чувствовать и понимать другого; Образовательные: Обогатить словарь детей образными выражениями, метафорами и пословицами; Воспитательные: Учить уважительно, с любовью относиться к людям, сопереживать, воспитывать внимание и терпимость друг к другу; Воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого; воспитывать самостоятельность, активность, дисциплинированность, выдержку. Наша работа делится на этапы: 1 этап включал в себя снятие эмоционального напряжения и развитие уверенности в себе. Формирование интереса и развитие способности наблюдать и запоминать выразительные движения, мимику, позы, пространственное расположение, перемещение сверстников. Основной этап содержит формирование мотивации достижения поставленной цели. Развитие умения адекватно передавать собственное аффективное состояние в движении, мимике, слове (страх, огорчение), и способности выражать настроение вербальными и невербальными средствами общения. На 3 этапе - Перенос полученного эмоционального опыта в личностное психологическое пространство. Осознание и понимание своих действий и поступков через действия персонажей сказок. Методы и приемы работы: Чтение сказки и беседа о прочитанном.
Психогимнастика Иллюстрации к сказкам. Рассказывание сказки с движениями. Импровизация сказки. Драматизация сказки. Решение сказочных задач. Литература 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской – М., 1982. – 125 с. 2. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабакина. – М.: Айрис пресс, 2005. – 78 с. 3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие / Л.Н. Блинова – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004 г. – 136 с. 4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: монография. – М, 1990. – 32 – 56 с. 5. Борякова, Н.Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология – 2003. – №1 – 10 с. 6. Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки: Колобок. Ружье и сердце. – СПб.: Речь, 2006. – 64с. 7. Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки: О курочке Рябе и Рождестве Зверей. – СПб.: Речь, 2006. – 64с. 8. Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки: Мужик, медведь и лиса. Противоречка. – СПб.: Речь, 2006. – 90с. 9. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995. 10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие /И.А. Зимняя. - Ростов-на- Дону, 1997. 11. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии /Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2001.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д Практикум по сказкотерапии/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Речь, 2013. – 320с. 13. Иванова, Э. Сказка и современное детство /Э. Иванова //Дошкольное воспитание. - N 9. - 1985. 14. Соколов, Д. Сказка и сказкотерапия /Д.Соколов. - М.: Класс, 1997.


В раздел образования