Автор: Володина Елена Семёновна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 323 "Сказка" Населённый пункт: г.Н.Новгород Наименование материала: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР Тема: Статья Раздел: дошкольное образование
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Володина Елена Семёновна
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 91
учитель-дефектолог
Проблема коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР средствами сказки.
Изучение эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР показало, что эмоциональное развитие
детей данной категории задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации,
что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей
характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная
утомляемость, нарушение самоконтроля и отсутствие волевых усилий.
Проблема специфики эмоционального развития детей с задержкой психического развития в
дошкольном возрасте является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные
возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на
формировании его личности в целом.
Исследования Н.Л. Белопольской, Л.В. Кузнецовой, В.И. Лубовского, В.Б. Никишиной, У.В.
Ульенковой, С.Г. Шевченко и других показали, что специфика эмоционально-волевой регуляции
деятельности и поведения у детей с задержкой психического развития в значительной мере
выражает собой сущностную характеристику специфики ЗПР как аномальной формы развития
психики. Специалисты отмечают недостаточность этой сферы, ее незрелость, проявляющуюся в
ситуативности поведения, нестойкости, нестабильности эмоциональных проявлений и, в
конечном результате, в нереализованности возрастного потенциала в формировании
эмоциональной коррекции поведения. Эти особенности исследователи связывают с незрелостью
мозга ребенка, спецификой его дефекта.
В работах Л.С. Марковой указывается, что у детей с задержкой психического развития
недостаточно сформирован механизм понимания эмоциональных состояний других людей – они
испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх,
удивление); недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное
состояние; серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность. Дошкольники с
задержкой психического развития не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить
помощи и знать не знают, как отказать другим. Они не понимают, что возможно проявление
сочувствия и сопереживания своему товарищу не только в ситуации его неблагополучия, но и
когда он испытывает радость, т.е. не понимают, что такое «порадоваться за другого».
Л.Н. Блинова отмечает, что эмоциональное сочувствие, это не только фактор развития личности,
оно выполняет ряд важных функций в воспитательных отношениях. Эмоциональные переживания
во многом определяют отношение ребёнка к воспитательной ситуации. Положительный настрой
является мощным мотиватором деятельности: с особым энтузиазмом выполняется то, что
привлекательно, приятно, насыщено радостью. Задержанность эмоционального развития у детей
с ЗПР проявляется в следующем: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что
нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Поэтому, по мнению автора, эти
дети более чем обычные, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи .
В своих исследованиях Н.В. Бабкина указывает, что главное направление развития эмоциональной
сферы у детей с ЗПР – это формирование способности управлять эмоциями. Эмоции становятся
более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, становятся устойчивыми, приобретают
глубину. У ребёнка появляются высшие чувства – сочувствие, сострадание, умение понимать
чувства других людей, сопереживать им, Адекватное эмоциональное реагирование в различных
ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему
проявлению (мимика, пантомимика, жесты, позы и т.д.). Автор отмечает, что ребёнок с задержкой
психического развития учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл
поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического
развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы:
недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности
поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений;
недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и
непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды, слабостью волевых усилий.
В результате – нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной
коррекции поведения.
Специалисты считают, что психологическое развитие дошкольников с ЗПР в значительной мере
определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и
правильная организация всей жизни. Присущие детям данной категории особенности
эмоциональной сферы, ставят необходимостью более активное, качественное формирование
коррекционного процесса. Коррекция будет проходить более успешно, если в процесс обучения
включить сказку.
Сказочный мир замечательно приспособлен для таких занятий. Само творение сказки, ее
композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по
своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-
следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных
характеристик поступков, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Сказка вводит ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и
эмоциональных открытий, заставляет задуматься над очень многим и почувствовать то, что
затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни.
Сказочные герои рассматриваются как персонифицированные эмоции. Какие бы выдуманными ни
были персонажи и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. В сказке ребенок
проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни. Сказку
можно назвать испытательной площадкой для трудных эмоций и базовым руководством для
превращения пугающих и запретных эмоций в приятные.
Отождествляясь с героем, ребенок не умом, а всем своим существом проживает необходимые для
него состояния. И здесь мы встречаемся еще с одним замечательным свойством сказки: она
требует от ребенка активного участия. Погружаясь в сказочный мир, ребенок живет за своих
героев, преодолевает препятствия, побеждая самостоятельно зло, изменяется внутренне,
приобретает новые возможности и опыт, т.е. превращается в самостоятельного, компетентного
субъекта деятельности.
Психологи признают, что сказки всецело связаны с работой фантазии, именно как органа
эмоциональной сферы: сказочный мир объективирует для ребенка те или иные чувства и в этом
тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайна их влияния на детскую душу.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и
откликается на события и явления окружающей действительности.
Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате
этого сопереживания у ребенка появляются не только новые представления о людях, предметах и
явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.
В своей работе мы поставили следующие задачи:
Коррекционно-развивающие: Снятие эмоционального напряжения у детей с ЗПР, развитие
уверенности в себе, формирование мотивации достижения поставленной цели, осознание и
понимание своих действий и поступков через действия персонажей сказок.
Формировать умения принимать самого себя и других людей; Формировать умения осознавать
свои чувства; Развивать у детей с ЗПР умение чувствовать и понимать другого;
Образовательные: Обогатить словарь детей образными выражениями, метафорами и
пословицами;
Воспитательные: Учить уважительно, с любовью относиться к людям, сопереживать, воспитывать
внимание и терпимость друг к другу; Воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать,
порадоваться за другого; воспитывать самостоятельность, активность, дисциплинированность,
выдержку.
Наша работа делится на этапы:
1 этап включал в себя снятие эмоционального напряжения и развитие уверенности в себе.
Формирование интереса и развитие способности наблюдать и запоминать выразительные
движения, мимику, позы, пространственное расположение, перемещение сверстников.
Основной этап содержит формирование мотивации достижения поставленной цели. Развитие
умения адекватно передавать собственное аффективное состояние в движении, мимике, слове
(страх, огорчение), и способности выражать настроение вербальными и невербальными
средствами общения.
На 3 этапе - Перенос полученного эмоционального опыта в личностное психологическое
пространство. Осознание и понимание своих действий и поступков через действия персонажей
сказок.
Методы и приемы работы:
Чтение сказки и беседа о прочитанном.
Психогимнастика
Иллюстрации к сказкам.
Рассказывание сказки с движениями.
Импровизация сказки.
Драматизация сказки.
Решение сказочных задач.
Литература
1.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под
ред. К.С. Лебединской – М., 1982. – 125 с.
2.
Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для
психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабакина. – М.: Айрис
пресс, 2005. – 78 с.
3.
Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное
пособие / Л.Н. Блинова – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004 г. – 136 с.
4.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: монография. – М,
1990. – 32 – 56 с.
5.
Борякова, Н.Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой
психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология – 2003. – №1 – 10 с.
6.
Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки: Колобок. Ружье и сердце. – СПб.: Речь,
2006. – 64с.
7.
Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки: О курочке Рябе и Рождестве Зверей. –
СПб.: Речь, 2006. – 64с.
8.
Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки: Мужик, медведь и лиса. Противоречка. –
СПб.: Речь, 2006. – 90с.
9.
Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
10.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие /И.А. Зимняя. - Ростов-на-
Дону, 1997.
11.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии /Т.Д. Зинкевич-
Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2001.
12.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д Практикум по сказкотерапии/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.
– 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Речь, 2013. – 320с.
13.
Иванова, Э. Сказка и современное детство /Э. Иванова //Дошкольное воспитание. -
N 9. - 1985.
14.
Соколов, Д. Сказка и сказкотерапия /Д.Соколов. - М.: Класс, 1997.