Автор: Уткина Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Анна Ахматова "Тайны ремесла"
Раздел: начальное образование
Тема: Анна Андреевна Ахматова. «Тайны ремесла»
Цели:
-Познакомить со стихотворением «Тайны ремесла» .
-Учить быть наблюдательными, видеть красоту в обыденной жизни, воспитывать желание видеть
необычайное в привычном окружении, работать над техникой чтения, создавать условия,
способствующие развитию творческих задатков.
-Развивать речь, мышление, интерес к чтению, формировать выразительное, осознанное чтение.
-Учить всматриваться в картины, человека, сочувствовать, сопереживать всему живому.
-Учить находить рифму и рифмовать самим.
-Воспитывать любовь к книге.
Ход:
1.
Организационный момент.
2. Актуализация знаний
- Как
называется
глава
учебника,
над
которой
мы
сейчас
работаем? (Обнаруживаем,
что
у
искусства есть своя особенная правда)
- На основе каких произведений мы наблюдали особенную правду искусства? (Леонардо да Винчи
«Мона
Лиза
(Джоконда)»,встреча
с
Марией
Вайсман,
М.Вайсман
«Шмыгимышь»,
Пабло
Пикасо
«Плачущая женщина», Эдвар Мунк «Крик»,Марк Шагал «День Рождения», Франц Марк «Птицы»,
Велимир Хлебников «Кузнечик»)
- Какое из перечисленных произведений вам больше понравилось и почему? В чём правда
искусства? (Что касается работ художников, то некоторые рисуют совсем непохоже, если смотреть
только глазами, надо уметь смотреть сердцем)
-На прошлом уроке прочитали стихотворение Велимира Хлебникова «Кузнечик
- Зачем автор сломал форму слов? Что побудило его нарушить привычную форму слов и изобрести
свои собственные? (Просто автор увидел красоту, всё было так красиво, что обычными словами не
передашь)
3. Постановка темы и задач урока.
-Сегодня
мы
познакомимся ещё
с
одной
тайной,
только тайна
творчества
поэтессы
Анны
Ахматовой.
4. Формирование новых знаний.
а) повторение пройденного.
Но сначала давайте вспомним, что говорила Мария Вайсман о поэтах и писателях.
Мы ещё раз убедились в том, что поэты, писатели обыкновенные люди с одной стороны, которые
возможно живут с нами по соседству. У них есть дети, семья, домашние животные. Но с другой
стороны, это непростые люди, т.к. способны в повседневных простых предметах разглядеть необычное,
сломать привычное и выразить чётко свои эмоции. Чтобы стать настоящим специалистом нужно быть
наблюдательным. А быть поэтом - это особый дар, который не имеет ничего общего со способностью
писать в рифму. Итак, прежде чем познакомимся со стихотворением Анны Ахматовой, хочется обратить
на личность самого автора.
б) Рассказ учителя об А.Ахматовой.
Анна
Андреевна
Ахматова
(настоящая
фамилия
Горенко)
родилась
11
(23)
июня
1889.
Предки
Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда
псевдоним). Отец инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. Годовалым
ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Каждое лето
проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке Льва Толстого.
В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-
французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет. Все главные
вехи Анна Ахматова связывает со своими стихами. Стихотворения носили характер дневниковых
записей (о которых и говорила Мария Вайсман), были проникнуты мотивами грусти и одиночества.
В
первые
месяцы
Великой
Отечественной
войны
Ахматова
пишет
плакатные
стихотворения
(впоследствии "Клятва", 1941, и "Мужество", 1942 стали всенародно известными). По распоряжению
властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в
Ташкенте. Пишет много стихов, В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно
приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник "Бег времени". 5 марта 1966
года в Домодедово (под Москвой) Анна Андреевна Ахматова скончалась. Сам факт существования
Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв
последней живой связи с ушедшей эпохой.
в) Чтение и анализ стихотворения.
На странице 104 учебника прочтите стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Тайны ремесла»,
Словарная
работа: не ведая -не
зная, лебеда -травянистое
или
кустарниковое
растение,
засоряющее
посевы, оклик –возглас,
которым
окликают, сор –мелкий
мусор, дёготь -
жидкий
продукт
сухой
перегонки древесины, а также твёрдого топлива — каменных и бурых углей, сланцев, торфа. Дёготь
столетиями использовался для просмаливания лодок, кораблей, канатов и деревянных строений. Но,
несмотря на очень неприятный запах и вкус, он широко используется современной медициной для
лечения
различных
заболеваний:
Ангина
хроническая,
водянка,
выпадение
волос,
грибковые
заболевания кожи.
Прочитайте ещё раз это стихотворение и попытайтесь ответить на вопрос что хотел сказать автор этим
стихотворением? (настоящий поэт всем интересуется, ко всему присматривается. Не выбирает поэт
специально только «красивенькое». Его интересуют все звуки и запахи мира, даже резкие и дурные,
самые разные впечатления. Для поэта нет избранных тем или впечатлений, поэт интересуется всеми
проявлениями жизни. Как говорила Мария Вайсман «…В жизни всё так интересно! Надо учиться
видеть подробности. Есть масса интересного на улице –и не только предметы, но и запахи, звуки. И из
всего этого складывается жизнь».
5.Поход в «Музейный дом»
Кто автор этой работы и в каком музее нашей страны находится подлинник? В 1911 году в Париже Н.И.
Альтман мельком познакомился с Анной Ахматовой. В 1913 году Натан Исаевич встретился с Анной
Ахматовой, уже во второй раз. Альтман был поражен ее обликом, великолепным умением нести бремя
своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное.
Анна Ахматова теперь была символом своей страны и своего времени. Когда Альтман попросил
Ахматову позировать ему, она согласилась. Сначала Н. Альтман одним росчерком сделал дружеский
шарж. Знаменитый портрет появился позже, когда начались долгие сеансы в мастерской-мансарде на
Васильевском острове, где Анна Ахматова жила в студенческом общежитии. Когда писалась эта картина
Анне Андреевне было 25 лет, но она уже стала известным поэтом.
Видно ли, что изображённая художником молодая дама имеет отношение к миру искусства? Как он
это подчёркивает? Имеет ли значение её наряд? А фантастический пейзаж из цветных кристаллов?
(школьники
сразу
чувствуют
принадлежность
поэтессу
к
миру
искусства,
к
какому-то
особому
духовному полю. Внешние детали : дама красиво, изысканно, со вкусом одета. Нарядным и необычным
её довольно простое платье делают насыщенный синий цвет, экстравагантное сочетание с жёлтой
шалью, глубокий вырез и длина. Фантастический пейзаж из прозрачных и цветных кристаллов, на
фоне которого изображена поэтесса, помогает создать возвышенную, загадочную атмосферу.)
Как поэт ощущает себя в окружающем мире (обрати внимание на позу и осанку Ахматовой, на то,
как она держится): робко или уверенно? смущённо или независимо? Она замкнута в себе или открыта
для общения? (Школьники обратят внимание на позу и жест героини портрета. Она держится прямо,
уверенно и независимо. Видно, что добиться её внимания непросто: поэтесса погружена в мир своих
мыслей
и
переживаний.
Руки,
сложенные
кольцом,
говорят
о
её
замкнутости
в
себе,
некоторой
отгороженности от окружающего мира).
Как
можно
охарактеризовать
выражение
её
лица:
оно
спокойное,
горделивое,
мечтательное,
надменное, ироничное, вдохновенное, благородное независимое? Как-то по-другому? (Выражение
лица поэтессы спокойное, черты утончённые, благородные. Её взгляд направлен внутрь себя, поэтому
лицо имеет слегка отрешённое выражение. На губах играет чуть заметная ироничная улыбка. Видно, что
Анна Ахматова-человек с богатым внутренним миром, самоуглублённый, гордый и ироничный.)
Современники называли её походку, её жесты, её манеру разговаривать «царственными». Удалось
ли художнику передать эту особенность натуры Анны Ахматовой? (Пусть школьники ещё раз
отметят изысканную позу, красивый и гордый профиль, благородную осанку героини портрета. В
портрете нет внешних признаков знатности. Но есть ощущение царственности-благодаря изысканной
позы поэтессы, в которой угадывается сдержанность, собранность, горделивость, внутренняя свобода).
В любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия Кто-то одобрил эту работу, кто-то,
напротив высказал резко отрицательное мнение. Художник показывает нам образ женщины твердый,
угловатый, холодный, замкнутый. Анна Ахматова сидит в правом повороте, в длинном синем платье.
Синий цвет преобладает на этой работе Н.И. Альтмана, как вы думаете, что обозначает он? этот цвет по
структуре образа - указатель войны. Это цвет войны, цвет насилия и зла. Практически всю правую часть
холста занимает пейзаж: замерзшие, в форме кристаллов деревья, а дерево - это "древо жизни", но во
время войны жизнь в стране замерла, замерзла. Запах на платье Анны Андреевны мужской (на правую
сторону), у женщины мужской запах и вырез в форме латинской цифры V, что означает победа. Это
говорит о том, что несмотря на сложную судьбу она стала победителем!
Выделите с помощью горизонтальной рамки фрагмент «Пейзаж из кристаллов». Как ещё можно назвать
этот фрагмент? Затем выделите фрагмент (горизонтальный, вертикальный), который тебе больше всего
понравился. Как его можно назвать? Так в чём же особенная правда у этой картины Натана Альтмана?
На следующем уроки мы познакомимся ещё с одним стихотворением Анны Ахматовой, но уже о
весне.
- Сами попробуем написать, используя рифмы стихи о весне, о приходе весны. Попробуем передать свои
чувства, настроение, которое мы ощущаем с приходом весны.
… весна … тепло
… ото сна … кругом
… шумок … хотели
… говорок … улетели
… цветёт … знакомо
… хоровод … из дома
6.Итог урока
- Что вам, ребята, особенно понравилось на уроке?
- Что нового узнали?
- О чём хочется рассказать другим?
7. Домашнее задание с 104 наизусть. Узнать в каком году было написано стихотворение «Тайны
ремесла».