Напоминание

"Развитие произвольного внимания у детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр"


Автор: Петрачкова Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский Дом "Надежда" для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Белово
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие произвольного внимания у детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр"
Раздел: начальное образование





Назад





Статья по теме «Развитие произвольного внимания у детей с

умственной отсталостью, посредством дидактических игр».

Воспитатель: Петрачкова Т.В.
В последнее время в коррекционной педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры. В первую очередь, внедрение в практику игровых методик направленных на поиск новых форм социальной организованности и кул ьту р ы в за и м о от н о ш е н и й м е ж д у у ч и т е л е м и у ч а щ и м и с я . Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активно сти умственно-отсталых ш кол ь н и ко в , стимулирования их интереса к изучаемым предметам.. И здесь на помощь приходит игра – один из древнейших, и, тем не менее, важных методов обучения. Поэтому считаю,что игра это предмет научных исследований, где широко используется в качестве одного из важных средств воспитания и о б у ч е н и я д е т е й . В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка с нарушением интеллекта - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками, попытки адаптации в обществе. Дети с нарушением интеллекта с удовольствием играют, но в отличии от здоровых сверстников сами не придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносились бы в особый и н т е р е с н ы й м и р п р и к л ю ч е н и й . Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом , так и отдельных внутренних процессов: внимания, памяти, наблюдательности , мышления, обобщения. Дидактические игры особенно важны в обучении и воспитании детей начальной ступени, так как в ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных учащихся. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу , без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету. 1
Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Она является ценным средством воспитания интеллектуальной активности , активизирует живой интерес к процессу познания .В ней дети охотно преодолевая трудности, тренируют свои умственные познания, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным , познавательным, облегчает процесс обучения. Дидактическая игра - это игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок. Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Дидактическая игра в начальной школе должна быть разнообразной по форме и по содержанию ,и строиться в соответствии с закономерностями обучения, так как дидактические игры влияют на развитие различных сторон мышления учащегося: наглядно-образного и словесно-логического. Временной отрезок дидактической игры 10-20 минут. Важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. В игре проявляются особенности характера ребёнка, уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Проведение дидактической игры с учащимися требует от учителя большого мастерства и умения руководить ею. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед учащимися познавательную задачу , подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске .Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с учащимися учитель должен обратить на нее внимание .В такой игре должен участвовать каждый ученик класса. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность. С ее помощью глубже и ярче учащимися постигаются явления окружающего мира, интеллектуальный уровень и познается мир. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у учащихся необходимо использовать и направлять в целях решения определенных коррекционных задач. Игра будет являться средством коррекции , воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный коррекционный процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, н а с о з н а н и е , н а в о л ю и н а п о в е д е н и е в ц е л о м . Часто среди педагогов бытует мнение:”Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же мы будем отрабатывать правила?”. Однако эти проблемы происходят от недопонимания значимости игры как средства 2
обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования с о з н а н и я ш к о л ь н и к о в . В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обе спечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Я рассмотрела игру как средство воспитания. Основными аспектами развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие: 1 . В и г р е р а з в и в а е т с я м о т и в а ц и о н н а я п о т р е б н о с т ь . 2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: • ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки. 3 . Р а з в и в а е т с я п р о и з в о л ь н о с т ь п о в е д е н и я : • разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и п р а в и л а п о в е д е н и я . 4 . Р а з в и в а ю т с я у м с т в е н н ы е д е й с т в и я : • формируется план представлений, развиваются способности и творческие в о з м о ж н о с т и р е б е н к а . Игра меня интересует как принцип поведения, а не как способ развлечься. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя. Для детей с отставанием в развитии важны качества, как организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации и т.д. Педагогу, использующему игровую игровую деятельность в качестве педагогического средства, важно понимать и скрытые механизмы, благодаря которым происходит ее влияние на развитие и коррекцию личности учащихся. Проводить игру, можно на разных этапах учебного процесса: 3
1. Дидактические игры при чтении слов и предложений. 2. Дидактические игры по математике. 3. Дидактические игры по временам годам и явления природы. 4. Дидактические игры способствующие совершенствующие слуховому восприятию, развитию навыков слогового анализа и синтеза. 5. Дидактические игры способствующие закреплению зрительного образа буквы алфавита, развитию навыков звуко- буквенного анализа и синтеза. 6. Дидактические игры по ознакомлению с окружающим. Как же снизить чрезмерную активность учащегося? При помощи комплекса дидактических игр снижается гиперактивность и повышается работоспособность, снижается отвлекаемость во время урока. Ребенок лучше концентрирует произвольное внимание на той задаче, которая перед ним поставлена. Появляется больший интерес ко всему учебному процессу. Лучше усваивается и запоминается изучаемый материал. Проводя самоподготовку с использованием дидактических игр, был виден значительный прогресс гиперактивного ребенка. Ряд проблем, замеченных у ребенка до начала реализации эксперимента с комплексом дидактических игр, был исследован после проведения серии уроков с использованием дидактических игр. Результаты после проведения дидактических игр представлены во второй колонке. До проведения дидактических игр на уроках После проведения дидактических игр на уроках 1. Не может сидеть спокойно 1. может спокойно высидеть ½ урока. 2. Крутится, вертится 2. Реже стал поворачиваться к соседу на задней парте 3. Наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах 3. Не качает ногами, когда сидит 4. Находится в постоянном движении, « будто к нему прикрепили мотор» 4. Стал более сдержанным в некоторых ситуациях, попусту не бегает 5. Невнимателен 5. Стал внимательнее слушать задания с элементами игры 4
6. Мешает другим, вмешивается в разговор 6. Более увлечен своей работай 7. Отвечает, не дослушав вопроса 7. Пытается дослушать вопрос, обращенный к нему, после чего несколько секунд размышляет над ответом 8. Перебивает своих одноклассников и учителя 8. Попытки не перебивать других выполняются с трудом 9. Не доделывает задание до конца 9. Старается сделать задания до конца, но так, чтобы быть первым в его выполнении 10. Легко отвлекается на посторонние стимулы 10. Утратился интерес к отвлекаемым стимулам извне Таким образом, можно сделать выводы о том, что в организации учебного процесса именно дидактическими средствами возможна коррекция поведения ребенка. Так, в исследовании выявленна основная проблема умственно отсталых детей – низкий уровень произвольного внимания. И продуктивно она решается средствами реализации комплекса дидактических игр. 5


В раздел образования