Напоминание

"Экологические проблемы человечества"


Автор: Гаязова Ляля Вакильевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2 пгт Актюбинский"
Населённый пункт: пгт Актюбинский, Азнакаевского муниципального района РТ
Наименование материала: Разработка внеклассного мероприятия по экологии
Тема: "Экологические проблемы человечества"
Раздел: среднее образование





Назад




Экологические проблемы человечества

( Разработка внеклассного мероприятия для 10 класса).

Ляля Гаязова,

Учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 2 пгт

Актюбинский» Азнакаевского муниципального района.

Тема. Экологические проблемы человечества.

Учебно –воспитательные цели

Образовательные:

1.Углублять знания учащихся по проблемам взаимодействия общества и

природы на современном этапе.

2.Формировать у учащихся представление о сущности и причинах

возникновения экологических проблем человечества.

3.Рассмотреть методы рационального использования нефтяных ресурсов.

Воспитательные :

1.Формировать убеждённость о всенародной необходимости разоружения,

борьбы за мир, охраны окружающей среды, о необходимости активной

гражданской позиции по этим вопросам.

2.Развивать познавательные интересы у учащихся к глобальным проблемам

социального характера: межнациональных отношений ,культуры и

нравственности и.т.д.

3.Воспитывать экологическую культуру.

Развивающие:

1.Продолжить формирование умение и навыков:

а)делать выводы;

б)отстаивать своё мнение;

в) «примерить» на себе профессиональные роли;

г) развивать речь.

Форма : ролевая игра «Процесс».

Межпредметные связи: экология, химия, биология, география.

Опорные знания и умения:

1.Знания узловых вопросов раздела географии: «Общая экономико-

географическая характеристика мира»; по разделу химии : «Природные

источники углеводородов»; по разделу биологии : «Экология»

Оборудование:

Политическая карта мира, мультимедийные слайды: загрязнения атмосферы,

гидросферы, литосферы; схема парникового эффекта, последствия кислотных

дождей.

Выставка плакатов и рисунков учащихся по теме : «Земля у нас одна».

Плакат с высказыванием Антуана де Сент-Экзюпери : «Все мы пассажиры

одного карабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда».

Ход мероприятия.

Учитель. Ребята, 2017 год объявлен нашим государством годом экологии.

Именно поэтому сегодня мы хотим рассмотреть глобальные проблемы

человечества в экологическом аспекте с позиции наук естественного –

научного цикла.

Мы назвали наше внеклассное мероприятие «Процесс». Цель этого процесса

такова, что приводя неоспоримые доказательства , мы желаем вместе с вами

осудить разрушительные действия человека по отношению к нашему общему

дому по имени «Земля».

В ходе процесса мы предлагаем вам «примерить» на себя определённые

профессиональные роли, поэтому в нашей аудитории среди зрителей

присутствуют: президент ГО ,обозреватель журнала «Экологии», климатолог,

работник экологической лаборатории, начальник НГДУ ведущий программы

«Мир животных», сотрудник общества «Охрана природы », обозреватель

газеты «Красная звезда», ведущие процесса(в ролях выступают учащиеся).

Существует такое выражение «Человек-царь природы». Вашему вниманию

предлагаются несколько сюжетов презентации, по которым можно судить:

действительно ли ,человек «Царь природы»? И каков этот «царь»?(просмотр

презентации о разрушительных действиях человека по отношению к

гидросфере, литосфере и атмосфере).

В нашей аудитории находятся зрители, которых мы так же призываем

принимать активное участие в нашем мероприятии (ученики 10 класса и

приглашённые ученики 11 классов). Итак, начинаем наш процесс. Для этого

передаю слово нашим ведущим.

Ведущий 1.Нашу планету словно лихорадят глобальные проблемы. Но

сегодня мы поговорим об аспектах экологических проблем: биологических,

политико-экономических, природных.

Для начала мы даём слово президенту географического общества.

Президент ГО: Глобальные проблемы охватывают весь мир, всё

человечество, создают угрозу настоящего и будущего. Мы рассмотрим

только экологическую сторону этих проблем, решение которых требует

объединённых усилий ,совместны действий все государств. Известно, что

три глобальные проблемы образуют треугольник: население-социально-

экономическое развитие-окружающая среда. Мы не унаследовали Землю от

наших предков, мы берём её взаймы у наших потомков. Каковы же формы и

факторы воздействия человечества на окружающую среду? В какой мере

решения проблемы окружающей среды зависят от каждого жителя нашей

планеты?

Ведущий 2.Каков взгляд эколога на место человека на нашей планете? Свой

взгляд на данную проблему изложит обозреватель журнала «Экология».

Обозреватель журнала «Экология». Первые древние люди появились на

Земле в результате эволюции 60 млн. лет назад и до этого природа жила сама

по себе. А разве 60 млн. лет это большой срок? Если принять возраст Земли

за 24 часа, то история человека составит всего 9 секунд! Конечно, древние

люди охотились на животных, собирали травы и плоды. Но в это же время

людей было совсем мало ,вооружены они тогда были плохо, да и не какой

промышленности с сельским хозяйством тогда не было. Поэтому, в древности

люди не могли нанести природе большой вред. Но время шло. Человечество

развивалось, придумывало всё новые и новые орудия и приспособления для

того, чтобы использовать природу в своих целях. Постепенно появилась

промышленность и сельское хозяйство, жителей на планете становилось всё

больше и больше. Ведь сейчас, как вы знаете нас 7,5 миллиардов. Поэтому,

влияние человечества на природу многократно возросло и зачастую

приносит живой природе непоправимый вред. Человек стал слишком много

брать от природы , слишком много выбрасывать в неё отходов и активно

загрязнять атмосферу, гидросферу и литосферу. При этом нарушаются

естественные круговороты , рвутся экологические цепочки, рушатся

экологические системы. С тех пор, как человек начал свои наступления на

природу, по самым скромным оценкам учёных более 900 видов животных и

растений к 2017 году полностью исчезли с лица Земли, а 21 286 находятся

под угрозой исчезновения. Учёные экологи считают, что каждый день на

планете бесследно исчезают несколько десятков видов растений и животных,

некоторых из которых ещё можно спасти. Следы наступления человека на

природу заметны по всей планете.

Ведущий 1. Спасибо. Каждый год 5 июня отмечается Всемирный день

окружающей среды. Как вы считаете, играет ли эта дата какую то роль в

охране окружающей среды?(вопрос аудитории)

Предполагаемый ответ. Играет определённую роль, так как он дает

необходимую информацию и вооружает население экологическими

знаниями всеми доступными средствами массовой информации в области

экологии.

Противоположное мнение. Не играет. Один день Всемирной охраны

окружающей среды, он и есть один день. Должна быть действующая

программа выхода из мирового экологического кризиса, которая должна

учитывать не только интересы всего человечества, но и отдельных стран.

(выслушиваются мнения всех желающих высказаться по этому вопросу).

Ведущий 2. В последние годы существует мнение, что в данное время

прослеживается тенденция повышение температуры на Земле. Неужели

глобальное потепление может оказаться роковым для судьбы человечества?

По этому вопросу мы послушаем руководителя центра «климатологии».

Климатолог. В последние годы учёных беспокоит проблема усиления

парникового эффекта. Приведу один пример. В водах, омывающих

Антарктиду кораблю впервые удалось пройти вокруг острова Джеймса Росса.

До сих пор проливы там всегда были покрыты многолетними льдами.

Температура в этих местах повысилась на 2,5◦, превысила среднюю

многолетнюю. По мнению учёных, началось таяние южной полярной шапки

планеты. Уровень воды в океане может подняться на 66 метров и затопить

прибрежные низменности, где проживает 25% населения. Сместятся

природные зоны. За последние 100 лет температура на Земле поднялась на

0,6◦. Расчёты показали, что при развитии парникового эффекта она может

увеличиться на 0,5◦ каждые 10 лет.

Ведущий 1. Все эти явления связаны с конкретной причиной или их много?

Климатолог. Во – первых, растёт количество выброса в атмосферу продуктов

горения. Ежегодно в атмосферу выбрасывается 5 млрд. тонн углекислого газа

(почти по тонне на человека), истощается озоновый слой вокруг планеты. Во

– вторых, это могут быть скрытые факторы, которые в будущем могут

повлиять на изменение климата. Например, воздействие растительного мира

на атмосферу, влияние облачного покрова, засорение атмосферы твёрдыми

частицами, влияние океана и т.д.

Ведущий 1.Кстати об озоновом слое. Он таит в себе многие бедствия для

человечества. Например , одна из самых больших озоновых дыр находиться

над Австралией и учёные считают, что именно поэтому там очень высокий

уровень онкологических заболеваний. В Австралии от рака ежедневно

умирают 3 человека. И число заболеваний в ближайшие 40 лет может

удвоиться.

А в области климата человечеству грозит только потепление на планете?

Климатолог: Конечно , нет. Климат может измениться и в последствии

ядерной войны. Возникновение массовых пожаров после обмена ядерными

ударами могут способствовать образованию в атмосфере сплошного облака

из сажи, дыма ,гари и вызвать затмение всей земной поверхности-«ядерную

ночь». При этом температура на земном шаре может понизиться на 15-20

градусов , а в некоторых районах и до 40 градусов и тогда настанет «ядерная

зима». Конечно, массово начнут гибнуть животные и растения. Мне хочется

закончить своё выступление словами Льва Толстого:

«Что может быть ужаснее всех этих вновь выдуманных средств истребления

— пушек, ядер, бомб, ракет с бездымным порохом, торпед и других орудий

смерти?». Эти слова гения актуальны и в наше время.

Ведущий 2.Все эти проблемы непосредственно касаются и нас, жителей

Республики Татарстан ,так как в связи с добычей нефти ,сложилась сложная

экологическая ситуация. Слово предоставляется работнику Азнакаевской

экологической лаборатории.

Работник экологической лаборатории. Абсолютно все глобальные

тенденции ухудшения экологической ситуации распространяются и на

территорию Татарстана. Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы

приводит к деградации и гибели природных ландшафтов. Ухудшается

качество продуктов питания, что вызывает рост заболеваемости населения и

социальной напряжённости. Пока ещё нашу республику в число кризисных

территорий по экологии заносить рано, но вместе с тем достаточного

финансирования предохранительных мероприятий в Татарстане нет. А

положение экологии на сегодняшний день в Республике таково: ежегодно в

атмосферу выбрасывается около 600 тысяч тонн различных загрязняющих

веществ. Основной вклад загрязнения воздушного бассейна вносят

автотранспорт , предприятия топливно-энергетического комплекса ,химии и

нефтехимии, машиностроения . Так, основную долю в загрязнении

атмосферы Татарстана вносят такие предприятия как ОАО «Татнефть», ОАО

«Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФНК», ОАО

«Нижнекамскшина», ОАО «Казанская теплосетевая компания» и другие.

Высок уровень загрязнения воздушного бассейна так же в Альметьевске,

Менделеевске. Анализ качества водных объектов показывает, что и этот

важный природный ресурс ежегодно подвергается мощным антропогенным

воздействиям. В водные объекты Республики сбрасывается около 439,4 млн

кубометров сточных вод, с которыми поступает 600 тысяч тонн

загрязняющих веществ. Наиболее распространённым компонентом

загрязнения природных водоёмов являются нефтепродукты, а так же

сульфаты, хлориды, фосфаты, взвешенные частицы. Высокая загрязнённость

вод создают критическую ситуацию в обеспечении населения питьевой

водой.

Загрязнению подвергается и почвенный покров. Особую опасность

представляет загрязнение почв тяжелыми металлами, которое происходит за

счет выбросов промышленных предприятий и за счет выхлопных газов

автотранспорта.

Так, только в Казани за один год на один квадратный метр территории

выпадает 646 граммов загрязняющих веществ .

Таким образом, из всего сказанного видно, что экологическая обстановка в

Республике оставляет желать лучшего. Но, необходимо добавить, что

правительство Татарстана прилагает большие усилия для решения текущих

социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением

адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережения и

восстановления природных ресурсов.

Ведущий 1.Вашему вниманию предоставляется диалог между начальником

НГДУ и работником экологической службы. Уважаемая аудитория, подумайте

и вы, как бы вы решили проблему , освещаемую в данном диалоге.

Эколог. Скажите, а Вам не кажется, что при добычи нефти вы наносите

большой вред окружающей природе, животным, а самое главное –

здоровью проживающего здесь населения.

Начальник. Что ж, как говориться: лес рубят – щепки летят. Ведь одним из

«китов», на котором стоит экономика России является экспорт нефти и газа.

И к тому же, мне кажется, что не так страшен чёрт, как его малюют.

Эколог. Что ж, давайте прикинем. В результате порывов водопроводов

солёной воды и разлива сырой нефти, сегодня в регионах гибнут сотни

гектаров леса, выводится из оборота примерно столько же пахотных земель.

Наибольшие размеры имеют засоленные участки, которые образуются под

действием нефтепромысловых сточных вод - от 5 до 10 га, иногда 15-30 га.

Почва одновременно загрязнена и нефтью, и нефтепромысловыми

сточными водами. В этом случае почва, наземные и подземные водные

источники получают такое загрязнение, для восстановления после которого

им потребуются долгие годы.

Начальник. Не скроешь, конечно, есть случаи, были и наверняка будут.

Однако леса у нас ещё не перевелись, люди тоже живы. А благодаря

налоговым отчислениям от нефтяников более – менее приемлемо живут

пенсионеры, работники бюджета. Именно благодаря помощи нефтяников у

работников сельского хозяйства есть возможность засеивать эти земли. В

отличие от многих других регионов деревня в Татарстане скорее жива, чем

мертва.

Эколог. Нет слов, экономика поддерживается в основном за счёт нефти и

газа, добываемого вашими рабочими. Но соизмеримо ли это вредом,

наносимым здоровью тем же нефтяникам и населению проживающих в

нашем и близлежащих районах. Из – за нарушения бурением скважин

водоносных слоев сплошь и рядом засолены родники, колодцы, речушки.

Люди употребляя эту воду, незаметно в течение долгого времени

приобретают различные заболевания. Кроме того, для изучения пластов

нередко используют радиоактивные вещества, которые вызывает у людей

проблемы со здоровьем.

Начальник. Да, это всё имеет место. И виноваты в этом не только

нефтяники, сколько сама система организация производства, добыть

больше и подешевле, а после хоть трава не расти. Нефтяники по мере

возможности стараются соблюдать как технологию бурения, так и

технологию добычи нефти. Беда в том, что для этого не хватает некоторых

реагентов, хорошего качества цемента и обсадных труб и т.д. Но нефтяники

Татарстана не экономят на охране окружающей среды. В 2015 году

завершила действие третья по счёту 16 – летняя Экологическая программа

«Татнефти». Всего в реализацию программы вложено 68 млрд. рублей.

Забор пресной воды для поддержания пластового давления уменьшился в

1,6 раза, сброс неочищенных стоков в окружающую среду полностью

прекращён, внедряются передовые методы защиты скважин и

оборудования. Сжигание нефтяного газа на факелах уменьшилось. С 2000

года высажено более 450 тыс. саженцев деревьев. В 2016 году были

сформулированы Экологическая стратегия и Экологическая программа на

2016 – 2020г.г., заявленный объём финансирования – более 35 млрд. рублей.

Ведущий 2.Итак, ваш взгляд, ваша реакция на данный диалог. Чью

позицию вы поддерживаете и почему? (Вопрос к аудитории).

Предполагаемый ответ. В нефтяной отрасли работают многие родители

нашей школы и, возможно, мы тоже будем работать в ней. Наше

благосостояние зависит уровня развития данного предприятия. Считаю,

что наш регион более благоприятный в экологическом плане и пригодный

для жизни(выслушиваются мнения всех желающих высказаться по данной

проблеме).

Ведущий 1. Огромный вред наносят военные действия на экологическое

состояние природы. Слово политическому обозревателю газеты «Красная

звезда».

Политический обозреватель газеты «Красная Звезда». Ведение любых

военных действий приводит к разрушению окружающей среды. Япония,

Вьетнам, Афганистан, Донецкая и Луганская области, Сирия и т.д. Война –

это кровь, слёзы, разруха. Например, фугасное оружие может нанести

большой урон как почвенно-растительному покрову, боевые действия на

территории Донецкой и Луганской областей также привели к загрязнению

земель и нарушению ландшафтов природно-заповедного фонда.Так же

химическое, зажигательное, газовое оружие коренным образом вредит

экологии. Все эти удары по окружающей среде, которые нарастают, по мере

увеличения экономической мощи человека, приводят к тому, что природа не

успевает скомпенсировать разрушающие последствия хозяйственной

деятельности человека.

Вспомним, что существует гипотеза о том, что наша Земля – живое

разумное существо, и с неё – живой! – сдирают кожу (почву) и кто? –

человек, обязанный Земле – матушке своим существованием. Есть ли грех

страшнее?

Ведущий 2. В одной американской газете писали, что третья Мировая

война уже фактически началась, она ведётся против природы. Эта война

может быть последней, потому что она убьёт природу Земли. Послушаем

ведущего программы «Мир животных».

Ведущий программы «Мир животных». Мы все хорошо знаем сказку о

золотой рыбке Александра Сергеевича Пушкина. А я вам поведаю сказку о

«нефтяной рыбке». Жили – были старик со старухой у самого синего моря.

Забросил как – то старик в море невод. Вытащил старик невод с ржавыми

банками, битыми бутылками, пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Второй раз закинул невод, пришёл невод с золотой рыбкой. Взмолилась

рыбка человеческим голосом: «Только не отпускай старче в море! Лучше

кинь меня в аквариум с чистой водою – отслужу тебе любую службу. Не

хочу быть нефтяной рыбкой, а хочу быть рыбкой золотою».

Грустная сказка. У многих беспозвоночных животных и рыб, выловленных

в океане, радиоактивная зараженность в сотни и тысячи раз выше

радиоактивности воды, в которой они обитают. Морские животные и

растения накапливают в себе углеводороды нефти, пестициды и другие

химические соединения. Используя эти морепродукты, человек может стать

жертвой своей же деятельности.

Ведущий 1. Один из сотрудников Вашингтонского отделения Всемирного

фонда охраны природы говорит, что если бы кто – либо взял и уничтожил

полотна Рембранта, поднялись бы дикие вопли. Убивая животных, с

эстетической точки зрения, делается тоже самое. Допустимо ли сравнение

эстетических ценностей, воплощенных в полотнах мастеров, с животными?

(вопрос аудитории)

Предполагаемый ответ .Искусство делает нашу жизнь более яркой,

насыщенной, интересной. Всё это так, но природа – это не только среда

обитания органического мира, но и среда существования настоящего и

будущего поколения людей (выслушиваются мнения всех желающих

высказаться по данной проблеме).

Ведущий 1.Идея человеческого мира: не использовать во вред людям и

природе плоды цивилизации. Но это изречение несовместимо, так как

цивилизация может затормозится, а это не реально. Сегодня, как в

Зазеркалье из известной сказки, надо «Бежать со всех ног, чтобы только

остаться на том же месте». А чтобы двигаться вперёд, чтобы укреплять

свои позиции в мире, нужно ещё больше ускорения. Вопрос к классу: ваш

взгляд на данное противоречие?

Предполагаемый ответ. Цивилизация должна развиваться, не за счёт

разрушения природы, а в устойчивой гармонии с нею. Для этого

необходимо составлять правильные программы, которые могут

моделировать и прогнозировать результаты деятельности человека

(выслушиваются мнения всех желающих высказаться по данной проблеме)

Ведущий 2. Вспомним опять выражение «Человек – царь природы».

Уверены ли вы в данной формулировке? Послушаем мнение сотрудника

общества охраны природы.

Сотрудник Общества охраны природы. Учёные обнаружили, что в самом

поверхностном слое гидросферы жизнь буквально бьёт ключом, поражая

своим многообразием. Кого только здесь нет. Всем хватает места, но

существует страшная угроза для этой райской жизни. Это нефть! Конечно

нефть – это одна из основ современной промышленности. Каждый год в

мире добывают несколько миллионов тонн нефти и около половина этого

количества - в морях и океанах. При этом погибает не только жизнь

поверхностного слоя, но и погибает огромное количества водоплавающих

птиц. Биологи считают, что в результате аварийных разливах нефти в мире

каждый год гибнет около миллиона водоплавающих птиц. Ещё пример:

видели ли вы, как дымятся заводские трубы? Кроме золы, пыли и

углекислого газа они выбрасывают в атмосферу ещё серный и сернистый

газ. Если газы смешиваются с водой, получится кислота. Выходящие из

труб газы соединяясь с атмосферными водами, проливаются на Землю

кислотным дождём. Мы – то с вами можем от него спрятаться, а как же

быть растениям и животным? Они гибнут и при этом разрушается

экологическая система.

Можно приводить множество примеров, как неразумная деятельность

человека пагубна отражается на природе. Многое о себе возомнил человек с

тех пор, как начал своё наступление на природу. Он даже назвал себя царём

природы. Но жизнь показала, что царь этот никудышный.

Ведущий 1. В 1992 году в Рио – де – Жанейро политические деятели и

учёные более 170 стран мира приняли ряд решений, направленных на

защиту природы. А в 1997 году в Нью – Йорке собралась специальная

сессия ООН, чтобы принять решительные меры и изменить отношения

государств и людей к природе. Все, наверное, слышали о международной

экологической организации Гринпис, что в переводе с английского означает

«Зелёный мир». Эта организация работает в 17 странах мира. Посредством

акций Гринпис старается предотвратить дальнейшие разрушения

окружающей среды.

Ведущий 1. В решении экологических проблем каждый из вас принимает

участие ежедневно. Всё очень просто: перед нами ставятся вопросы типа

«Когда вы выносите мусорное ведро, поднимите ли вы случайно

рассыпавшийся мусор или равнодушно пойдёте дальше». Это тоже

проявление вашей гражданской позиции по отношению к природе и

обществу. Только объединив свои силы, люди могут решить проблемы,

стоящие перед человечеством, спасти цивилизацию. Вспомним слова

Экзюпери: «Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы

поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной

Земле, стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой

скромной надписью: каждый хотел лучшего для себя!»

Учитель. Мы сегодня говорили с вами о самой, пожалуй, актуальной

проблеме – проблеме экологии. Прислушайтесь! Слышите ли вы грозное,

пугающее и мучительное тиканье часового механизма экологической

бомбы?(тиканье часов)

Спасибо всем!



В раздел образования