Напоминание

"Волшебной музыки страна"


Автор: Крымова Ульяна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №920
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности
Тема: "Волшебной музыки страна"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Волшебной музыки страна»

Цель: Развитие сотрудничества между детьми. Создание условий для самостоятельных

музыкальных импровизаций детей. Игровое обучение совместному исполнительству.

Задачи:

• Дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых

инструментах;

• развивать слуховое восприятие;

• слушать красивую музыку, чувствовать ее и определять характер;

• учить детей понимать дирижерские жесты, развивать способности детей к

организованной работе в ансамбле;

• уметь оркестровать пьесу, связывая звучание тембров музыкальных инструментов с

характером музыки.

Звучит музыка «Зимние грезы» П.И.Чайковского.

Дети спокойно входят в зал.

Муз.рук. Ребята, вы обратили внимание, какая красивая музыка пригласила нас сегодня на

занятие? Это замечательное произведение называется «Зимние грезы», написал его

П.И.Чайковский. Давайте с вами поговорим о том, какая была музыка?

Дети: Музыка была спокойная, тихая, задумчивая, нежная, мягкая, светлая.

Муз.рук. А у меня сегодня не такое настроение, которое изобразил в своем произведении

композитор, оно более радостное, веселое, приподнятое, потому что я пришла сегодня в

ваш детский сад, встретилась с вами – такими красивыми, замечательными ребятишками.

Внезапно начинает звучать музыка.

Муз.рук. (удивленно) Вы слышите? Где-то опять звучит музыка. Откуда раздаются эти

звуки? Давайте поищем.

Дети ищут, находят сундучок.

Муз.рук Сундучок какой-то. Посмотрим, что в нем? (Открывают) Да в нем музыкальные

инструменты! Наверное, они залежались и решили привлечь наше внимание своей

музыкой. Давайте их возьмем. (Дети разбирают инструменты). Вы их узнали? И сегодня

на занятии инструменты будут нашими помощниками. А мне не досталось музыкального

инструмента. Сейчас я загляну в сундучок, может что-то там осталось и для меня.

(Достает из сундучка палочку). Палочка! (Рассматривает)

Я догадалась! Это же дирижерская палочка. Значит, она может управлять вашими

инструментами. Сейчас мы все становимся музыкантами!

Совместное музицирование. «

Полька-шарманка» Д.Шостаковича

Муз.рук. Хорошо поиграли. А теперь хотите поиграть и на других инструментах? Ведь

настоящие музыканты могут играть на разных инструментах.

ИГРА «Инструментальный Хоровод» («Рондо» Слонимского)

(Звучит двухчастная музыка. Дети кладут инструменты на пол, поворачиваются по

кругу. На 1 часть музыки – двигаются по кругу поскоками, на 2 часть –

останавливаются, берут музыкальный инструмент, возле которого оказались и играют

на нем. Затем все повторяется еще раз.)

Муз.рук. Знаете, когда звучат сразу все инструменты – это называется оркестр. А есть

такая музыка, где хорошо будет звучать только определенная группа инструментов.

Вот, например, колокольчик - у него очень нежный, звенящий звук. У нас есть и

заменяющий его инструмент, который сделан из гвоздиков. Если им позвенеть, будет очень

похоже на колокольчик. И еще на колокольчик очень похож звук металлофона, если на нем

играть легкими ударами молоточка. Звонкий, чистый и прозрачный звук у треугольника,

играют на нем, ударяя металлической палочкой.

(Под объяснения дети издают звуки на своих инструментах)

Вот так, в сказке-балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского нежная волшебная, искрящаяся

музыка, которую можно передать звуками колокольчиков, металлофонов и треугольников.

Слушание фрагмента из произведения «Танец феи Драже» П.И.Чайковского.

Ансамблевая оркестровка

Муз.рук. Мы с вами сейчас увидели и услышали пример игры в ансамбле, а теперь мы

будем снова играть оркестром. Но сначала мы послушаем музыку, которую будем

оркестровать.

Я хочу предложить вам произведение гениального композитора нашего времени Дмитрия

Шостаковича (Показать портрет).

Дмитрий Шостакович с самого раннего детства тянулся к музыке. Его отец очень хорошо

пел, мать прекрасно играла на фортепиано. Дома постоянно звучала музыка.

У Шостаковича очень много хорошей музыки, писал он музыку и для детей. У него есть

альбом под названием «Танцы кукол».

Мы с вами послушаем произведение из этого альбома, которое называется «Вальс-шутка».

Слово вальс означает «кружиться». Чаще всего это плавный танец. Но вальсы бывают

разные: стремительные, радостные, быстрые, медленные, нежные, грустные или очень

веселые, шутливые.

Давайте сами определим характер этого вальса.

Дети слушают «ВАЛЬС-ШУТКА» Д.Шостакович в фортепианном исполнении.

Дети: Вальс веселый, отрывистый, как будто танцуют игрушки, куклы.

Муз.рук. Вальс-шутка звучит высоко, отрывисто, прозрачно, легко, изящно, волшебно. Он

очень красив. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки. А вы

обратили внимание, характер музыки все время был одинаков?

Дети: Вначале музыка была легкой, тихой, потом она стала громкая, потом снова тихая.

Муз.рук. Правильно, значит в вальсе три части. Первая звучит легко, прозрачно, негромко.

Вторая часть более яркая, громкая, даже праздничная, затем, в третьей часть музыка снова

такая, как вначале.

Ребята, вы послушали «Вальс-шутку» на фортепиано, а ведь мы будем играть его в

оркестре, поэтому давайте послушаем его в оркестровом исполнении.

(Слушание).

Какое исполнение вам понравилось больше? (Ответы детей)

Муз. рук. Я с вами согласна, ведь в оркестровом исполнении вальс звучит намного ярче,

но характер его остался прежним. Теперь давайте и мы с вами попробуем этот вальс

сыграть в оркестре. Мы с вами говорили, что первая часть вальса звучит легко, изящно,

негромко. Какие инструменты смогут передать эти звуки?

Дети: колокольчики, металлофоны, бубны.

Муз.рук. Правильно. Колокольчики, металлофоны – только если играть легкими ударами

молоточка и бубны – если ими встряхивать. Давайте попробуем.

Дети играют 1 часть.

Муз.рук. Замечательно! Теперь вторая часть более громкая, яркая. Какие инструменты

могут так звучать? (Треугольник, тарелки, бубны). Да, а еще ярко, торжественно может

звучать металлофон, если на нем играть приемом «глиссандо» (показывает) Попробуйте.

(Дети играют на металлофонах «глиссандо»). А теперь попробуем вместе под музыку.

(Играют вместе вторую часть) Здорово! Сыграем весь вальс? Сыграем. А моя палочка

превратит меня в дирижера, а сама будет дирижерской палочкой.

Оркестровое исполнение ВАЛЬСА.

Муз.рук. По-моему, получилось неплохо! Но для каждого оркестра самое главное – это

выступление. Выступление перед зрителями. Мы с вами на следующих занятиях еще

порепетируем наш оркестр и обязательно выступим перед зрителями! А на сегодня – всем

спасибо, вы молодцы!



В раздел образования