Автор: Крымова Ульяна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №920
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности
Тема: "Волшебной музыки страна"
Раздел: дошкольное образование
«
Волшебной музыки страна»
Цель: Развитие сотрудничества между детьми. Создание условий для самостоятельных
музыкальных импровизаций детей. Игровое обучение совместному исполнительству.
Задачи:
• Дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых
инструментах;
• развивать слуховое восприятие;
• слушать красивую музыку, чувствовать ее и определять характер;
• учить детей понимать дирижерские жесты, развивать способности детей к
организованной работе в ансамбле;
• уметь оркестровать пьесу, связывая звучание тембров музыкальных инструментов с
характером музыки.
Звучит музыка «Зимние грезы» П.И.Чайковского.
Дети спокойно входят в зал.
Муз.рук. Ребята, вы обратили внимание, какая красивая музыка пригласила нас сегодня на
занятие? Это замечательное произведение называется «Зимние грезы», написал его
П.И.Чайковский. Давайте с вами поговорим о том, какая была музыка?
Дети: Музыка была спокойная, тихая, задумчивая, нежная, мягкая, светлая.
Муз.рук. А у меня сегодня не такое настроение, которое изобразил в своем произведении
композитор, оно более радостное, веселое, приподнятое, потому что я пришла сегодня в
ваш детский сад, встретилась с вами – такими красивыми, замечательными ребятишками.
Внезапно начинает звучать музыка.
Муз.рук. (удивленно) Вы слышите? Где-то опять звучит музыка. Откуда раздаются эти
звуки? Давайте поищем.
Дети ищут, находят сундучок.
Муз.рук Сундучок какой-то. Посмотрим, что в нем? (Открывают) Да в нем музыкальные
инструменты! Наверное, они залежались и решили привлечь наше внимание своей
музыкой. Давайте их возьмем. (Дети разбирают инструменты). Вы их узнали? И сегодня
на занятии инструменты будут нашими помощниками. А мне не досталось музыкального
инструмента. Сейчас я загляну в сундучок, может что-то там осталось и для меня.
(Достает из сундучка палочку). Палочка! (Рассматривает)
Я догадалась! Это же дирижерская палочка. Значит, она может управлять вашими
инструментами. Сейчас мы все становимся музыкантами!
Совместное музицирование. «
Полька-шарманка» Д.Шостаковича
Муз.рук. Хорошо поиграли. А теперь хотите поиграть и на других инструментах? Ведь
настоящие музыканты могут играть на разных инструментах.
ИГРА «Инструментальный Хоровод» («Рондо» Слонимского)
(Звучит двухчастная музыка. Дети кладут инструменты на пол, поворачиваются по
кругу. На 1 часть музыки – двигаются по кругу поскоками, на 2 часть –
останавливаются, берут музыкальный инструмент, возле которого оказались и играют
на нем. Затем все повторяется еще раз.)
Муз.рук. Знаете, когда звучат сразу все инструменты – это называется оркестр. А есть
такая музыка, где хорошо будет звучать только определенная группа инструментов.
Вот, например, колокольчик - у него очень нежный, звенящий звук. У нас есть и
заменяющий его инструмент, который сделан из гвоздиков. Если им позвенеть, будет очень
похоже на колокольчик. И еще на колокольчик очень похож звук металлофона, если на нем
играть легкими ударами молоточка. Звонкий, чистый и прозрачный звук у треугольника,
играют на нем, ударяя металлической палочкой.
(Под объяснения дети издают звуки на своих инструментах)
Вот так, в сказке-балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского нежная волшебная, искрящаяся
музыка, которую можно передать звуками колокольчиков, металлофонов и треугольников.
Слушание фрагмента из произведения «Танец феи Драже» П.И.Чайковского.
Ансамблевая оркестровка
Муз.рук. Мы с вами сейчас увидели и услышали пример игры в ансамбле, а теперь мы
будем снова играть оркестром. Но сначала мы послушаем музыку, которую будем
оркестровать.
Я хочу предложить вам произведение гениального композитора нашего времени Дмитрия
Шостаковича (Показать портрет).
Дмитрий Шостакович с самого раннего детства тянулся к музыке. Его отец очень хорошо
пел, мать прекрасно играла на фортепиано. Дома постоянно звучала музыка.
У Шостаковича очень много хорошей музыки, писал он музыку и для детей. У него есть
альбом под названием «Танцы кукол».
Мы с вами послушаем произведение из этого альбома, которое называется «Вальс-шутка».
Слово вальс означает «кружиться». Чаще всего это плавный танец. Но вальсы бывают
разные: стремительные, радостные, быстрые, медленные, нежные, грустные или очень
веселые, шутливые.
Давайте сами определим характер этого вальса.
Дети слушают «ВАЛЬС-ШУТКА» Д.Шостакович в фортепианном исполнении.
Дети: Вальс веселый, отрывистый, как будто танцуют игрушки, куклы.
Муз.рук. Вальс-шутка звучит высоко, отрывисто, прозрачно, легко, изящно, волшебно. Он
очень красив. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки. А вы
обратили внимание, характер музыки все время был одинаков?
Дети: Вначале музыка была легкой, тихой, потом она стала громкая, потом снова тихая.
Муз.рук. Правильно, значит в вальсе три части. Первая звучит легко, прозрачно, негромко.
Вторая часть более яркая, громкая, даже праздничная, затем, в третьей часть музыка снова
такая, как вначале.
Ребята, вы послушали «Вальс-шутку» на фортепиано, а ведь мы будем играть его в
оркестре, поэтому давайте послушаем его в оркестровом исполнении.
(Слушание).
Какое исполнение вам понравилось больше? (Ответы детей)
Муз. рук. Я с вами согласна, ведь в оркестровом исполнении вальс звучит намного ярче,
но характер его остался прежним. Теперь давайте и мы с вами попробуем этот вальс
сыграть в оркестре. Мы с вами говорили, что первая часть вальса звучит легко, изящно,
негромко. Какие инструменты смогут передать эти звуки?
Дети: колокольчики, металлофоны, бубны.
Муз.рук. Правильно. Колокольчики, металлофоны – только если играть легкими ударами
молоточка и бубны – если ими встряхивать. Давайте попробуем.
Дети играют 1 часть.
Муз.рук. Замечательно! Теперь вторая часть более громкая, яркая. Какие инструменты
могут так звучать? (Треугольник, тарелки, бубны). Да, а еще ярко, торжественно может
звучать металлофон, если на нем играть приемом «глиссандо» (показывает) Попробуйте.
(Дети играют на металлофонах «глиссандо»). А теперь попробуем вместе под музыку.
(Играют вместе вторую часть) Здорово! Сыграем весь вальс? Сыграем. А моя палочка
превратит меня в дирижера, а сама будет дирижерской палочкой.
Оркестровое исполнение ВАЛЬСА.
Муз.рук. По-моему, получилось неплохо! Но для каждого оркестра самое главное – это
выступление. Выступление перед зрителями. Мы с вами на следующих занятиях еще
порепетируем наш оркестр и обязательно выступим перед зрителями! А на сегодня – всем
спасибо, вы молодцы!