Автор: Конарева Вера Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №30"
Населённый пункт: город Калтан Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение современных информационных технологий в деятельность учителя по профессиональной ориентации школьников
Раздел: среднее образование
Внедрение современных информационных технологий в деятельность
учителя по профессиональной ориентации школьников
Конарева Вера Николаевна
МОУ «СОШ №30
имени Н.Н. Колокольцова»
г. Калтан
Одной из главных движущих сил развития экономики 21 века являются
информационные технологии. Работодатели все чаще требуют от сотрудников
применения
ИКТ
в
их
профессиональной
деятельности,
а
для
многих
растущих рынков повышение компьютерной грамотности трудовых ресурсов
становиться определяющим фактором развития экономики.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в
том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Очень важно именно в период обучения в школе выявить всех тех, кто
интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в
жизнь их планы и мечты, вывести обучаемых на дорогу поиска в науке,
помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Информационные
технологии
способны
существенно
повысить
эффективность и во вне учебной деятельности школьников. Очень часто
данная
область,
традиционно
не
привлекающая
должного
внимания
со
стороны учителей и учащихся, становится более приоритетной при условии
полноценной информатизации образования.
Вполне закономерно рассмотреть, как можно применить эти технологии и
в
профориентационной
работе
со
школьниками.
Важный
аспект
работы
школы
по
вопросам
профориентации
–
владение
информацией
о
предпочтениях
учащейся
молодежи,
которой
вскоре
предстоит
выйти
на
рынок
труда.
С
этой
целью
в
нашей
школе
регулярно
проводятся
социологические опросы и анкетирование.
Использование
различных
образовательных
средств
ИКТ
в
учебном
процессе позволяет решить следующие задачи:освоение предметной области
на разных уровнях глубины и детальности; выработка умений и навыков
решения
типовых
практических
задач
в
избранной
предметной
области;
выработка
умений
анализа
и
принятия
решений
в
нестандартных
проблемных
ситуациях;
проведение
уч е б но-ис с лед оват е льс ких
экспериментов
с
моделями
изучаемых
объектов,
процессов;
контроль
и
оценивание уровней знаний и умений.
Основные
направления
деятельности
учителя,
использующего
ИКТ
в
профориетационной работе: психолого-педагогическая диагностика личности
школьника;
формирование
профильных
групп;
продумывание
способов
мотивации
обучающихся
на
освоение
учебного
материала
с
учетом
их
лично стных
ориент аций;
разработка
дифференцированных
и
индивидуализированных инструкций и заданий для учащихся по работе с
электронными и информационными ресурсами; оказание помощи учащимся
в
овладении
навыками
работы
на
компьютере, разработка
контрольных
заданий,
критериев
оценивания,
способов
анализа
ошибок; организация
консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие
решению
личностных,
образовательных,
коммуникативных
проблем
обучающихся; отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в
целом, так и каждого ученика в отдельности.
Актуальность
профориентационной
помощи
школьникам
очевидна.
Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей
страны,
а
решение
этой
задачи
во
многом
зависит
от
того,
чем
будут
заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где
будут
работать.
Кроме
того,
грамотно
построенная
профориентационная
работа
позволяет
решать
и
многие
насущные
проблемы
воспитания,
особенно в старших классах. Профориентационная работа со школьниками
— это также вклад в решение острых социальных проблем.
Учитывая
важно сть
и
сложно сть
проблемы
лично стного
и
профессионального
самоопределения
школьников,
в
нашей
школе
была
создана система работы, обеспечивающая психологическое сопровождение
процесса
самоопределения
школьников
и
сознательного
выбора
будущей
профессии.
В
школе
создан
консультационно-информационный
центр
по
профориентации
старшеклассников.
Направления
работы
этого
центра:
создание
кабинета
профориентации
в
школе;
сбор
и
систематизация
материала
о
мире
профессий;
сбор
информации
о
высших
и
средне-
специальных учебных заведениях;
организация работы лекторской группы
(по запросам классных руководителей); организация встреч с интересными
людьми – представителями разных профессий.
В
последние
годы
с
9
класса
преподается
учебный
курс
«Твоя
профессиональная
карьера».
Этот
курс
позволяет
старшеклассникам
познакомиться с миром профессий, с условиями, ошибками и трудностями
выбора
профессии,
познать
свои
индивидуальные
психологические
особенности, возможности и ограничения, создать условия для осознанного и
самостоятельного профессионального самоопределения.
В кабинете профориентации школы накоплен большой информационно-
справочный материал о мире профессий, колледжах и Вузах Кемеровской
области. Имеется видеотека профессий, которая вызывает большой интерес у
школьников,
выбирающих
профессию.
В
ней
собраны
видеофильмы,
в
которых
красочно
отражены
наиболее
интересные
стороны
многих
профессий.
Литература
1.
Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. –
Ростов н/Д: Феникс, 2010.
2.
Дуванов А.А.
Методики и технологии обучения с использованием
информационных технологий. – М.: Чистые пруды, 2005.
3.
Мартынова М.С.
Профориентация школьников и ИКТ. – М.: ДМК
Пресс, 2009.