Напоминание

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе


Автор: Немсадзе Алена Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №17"
Населённый пункт: Белгородская область, Белгородский район, с. Пушкарное
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения

и семьи на современном этапе

Немсадзе Алена Викторовна,

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад №17

с. Пушкарное Белгородского района»

магистрант 2 курса НИУ БелГУ

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы взаимодействия детского сада

и

семьи.

В

основе

взаимодействия

дошкольного

учреждения

и

семьи

лежит

сотрудничество,

т.е.

совместное

определение

целей

деятельности,

совместное

распределение

сил,

средств,

предмета

деятельности

во

времени

в

соответствии

с

возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а

затем

и

прогнозирование

новых

целей,

задач

и

результатов.

Автор

уделяет

большое

внимание на содержание работы педагога с родителями в дошкольном образовательном

учреждении, применение современных форм и методов.

Ключевые

слова:

взаимодействие,

сотрудничество,

родители,

педагоги,

семья,

образование.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи основывается

на

сотрудничестве

1

,

т.е.

совместном

определении

целей

деятельности,

сил,

средств,

предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника,

совместного контроля и оценки результатов работы, а затем и прогнозировании новых

целей, задач и результатов.

Актуальность данной темы заключается в том, что современная семья отличается

своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается

число

конфликтных

семей,

где

разногласия

родителей

между

собой

отражаются

на

воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и

бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные

семьи.

В связи с таким положением появился термин «семьи группы риска», которые

нуждаются в особой поддержке.

В

первую

очередь,

взаимодействие

педагогов

дошкольного

учреждения

с

родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на

повышение педагогической культуры родителей.

Повышение педагогической культуры разрешает сложившееся противоречие между

воспитательным

потенциалом

семьи

и

его

использованием.

Составная

часть

взаимодействия – общение педагога с родителями.

Чтобы

родители

не

допускали

типичных

ошибок

в

воспитании

детей

и

не

испытывали

определенные

трудности,

задача

педагогов

дошкольного

учреждения

помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не все готовы к этой деятельности в

силу ряда причин. Возникает еще одно противоречие, которое разрешается посредством

методической работы в дошкольном образовательном учреждении..

Организацию работы по взаимодействию с родителями необходимо начинать с

анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в

детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно

1



Данилина, Т.А. Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной

программы дошкольных учреждений Берлина / Т.А.Данилина // Справочник старшего

воспитателя. – 2013. – № 2. – С.17–19.

выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы

взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения,

можно условно разделить на три группы

2

.

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад

просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только

хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления,

обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд

ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при

правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с

ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для

них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых

стартах или субботнике.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими

бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но

родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития

и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на

позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в

работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от

детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в

коллективе,

соблюдения

правильного

режима

дня,

обучения

и

развития.

Задача

воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут

членами

родительских

комитетов

и

активными

помощниками

воспитателей.

На

эту

родительскую

группу

воспитателю

необходимо

опираться

в

подготовке

родительских

собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Содержание работы педагога с родителями включае

т в се

бя, по сути, все

вопросы

воспитания и обуче

ния де

те

й, с которыми пе

дагог знакомит родите

ле

й дошкольников.

Для обсужде

ния с родите

лями не

суще

ствуе

т второсте

пе

нных те

м, поскольку родите

лям не

обходимы знания об особе

нностях развития ре

бе

нка, задачах воспитания, ме

тодах, организации пре

дме

тно-игровой сре

ды, подготовке

е

го к обуче

нию в школе

и др.

Все

м родите

лям не

обходимы пе

дагогиче

ские

знания, с рожде

ние

м ре

бе

нка они

вынужде

ны

овладе

ть

профе

ссие

й

воспитате

ля.

Пе

дагоги

де

тских

садов

профе

ссионалы, они готовы помочь в воспитании де

те

й. Важно орие

нтироваться на потре

бности се

мьи, запросы родите

ле

й, а не

просто им читать доклады или ле

кции. Совре

ме

нные

родите

ли достаточно грамотны, име

ют доступ к пе

дагогиче

ской информации. Есть

родите

ли, приобре

тающие

пе

дагогиче

скую лите

ратуру или выписывающие

пе

риодиче

ские

издания, не

которые

родите

ли могут получить не

обходимую информацию че

ре

з

Инте

рне

т,

но

часто

они

пользуются

случайной

лите

ратурой,

бе

ссисте

мно.

Иногда

воспитывают де

те

й интуитивно, «как воспитывали ме

ня», не

критично относятся к те

м

или иным проявле

ниям ре

бе

нка. Важно активизировать и обогащать воспитате

льные

уме

ния

родите

ле

й,

подде

рживать

их

уве

ре

нность

в

собстве

нных

пе

дагогиче

ских

возможностях, распространять положите

льный опыт воспитания в се

мье

: прове

де

ние

се

ме

йных досугов, сле

дование

се

ме

йным традициям, опыт закаливания де

те

й, се

ме

йного чте

ния и т.д. Те

зис о пе

дагогиче

ской не

состояте

льности се

мьи уже

поте

рял

свою актуальность.

2



Газизова,

Ф.С.

Взаимодействие

семьи

и

педагогов

в

дошкольных

учреждениях:

исследовательский

аспект

//

Детский

сад

и

семья:

аспекты

взаимодействия:

сборник

материалов. Всероссийской научно- практической конференции (заочной) / Ф.С. Газизова,

Г.Б. Минигулова. – М.: Казань: редакционно-издательский центр, 2011. – С. 475.

В планировании соде

ржания работы с родите

лями играе

т роль и приорите

тное

направле

ние

дошкольного образовательного учреждения. Наприме

р, е

сли это художе

стве

нно-эсте

тиче

ское

направле

ние

, то акце

нт де

лае

тся на сущности и задачах эсте

тиче

ского

воспитания,

их

ре

ше

нии

в

разных

возрастных

группах.

Це

ле

сообразно

познакомить родите

ле

й с организацие

й досуга и праздников в условиях учре

жде

ния и се

мьи, подключать их к подготовке

и прове

де

нию подобных ме

роприятий. Те

матика обще

ния с родите

лями може

т включать пробле

мы обуче

ния де

те

й рисованию, развитию

музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации спе

циалистов (наприме

р,

психолога, музыкального руководите

ля, пе

дагога по изобразите

льной де

яте

льности),

проводить открытые

просмотры де

тского творче

ства.

Соде

ржание

работы с родите

лями ре

ализуе

тся че

ре

з разнообразные

формы.

Главное

– доне

сти до родите

ле

й знания. Суще

ствуют традиционные

и не

традиционные

формы обще

ния пе

дагога с родите

лями дошкольников, суть которых обогатить их пе

дагогиче

скими

знаниями.

Традиционные

формы

подразде

ляются

на

колле

ктивные

,

индивидуальные

и наглядно-информационные

.

К колле

ктивным формам относятся групповые

родите

льские

собрания, конфе

ре

нции, «Круглые

столы» и др. Пове

стка дня може

т быть разнообразной, с уче

том поже

ланий

родите

ле

й.

Наприме

р,

такие

те

мы:

«Знае

те

ли

вы

свое

го

ре

бе

нка»,

«Воспитание

послушания

у

де

те

й»,

«Ме

тоды

пе

дагогиче

ского

возде

йствия»

и

др.

Традиционно пове

стка дня включае

т в се

бя чте

ние

доклада, хотя от этого сле

дуе

т

уходить, лучше

ве

сти диалог с использование

м ме

тодов активизации родите

ле

й. Не

ре

коме

ндуе

тся приме

нять в работе

с родите

лями казе

нных слов типа «доклад», «ме

роприятия», «пове

стка дня», «явка строго обязате

льна». Если пе

дагог читае

т те

кст, не

отрываясь, складывае

тся впе

чатле

ние

, что он не

компе

те

нте

н в излагае

мых вопросах.

В сообще

нии важно пре

дставить особе

нности жизни группы и каждого ре

бе

нка. К

выступле

нию на собраниях могут подключаться спе

циалисты де

тского сада (врач, логопе

д, психолог и др.), а также

спе

циалисты сре

ди родите

ле

й, которые

име

ют отноше

ние

к

дошкольному де

тству (пе

диатр, юрист и др.). Собрание

готовится заране

е

, объявле

ние

выве

шивае

тся за 3-5 дне

й.

Це

ле

сообразно соче

тать разные

формы работы, наприме

р, после

прове

де

ния

развле

кате

льных ме

роприятий с родите

лями можно организовать бе

се

ды и собрания.

На общих родите

льских собраниях обсуждаются пробле

мы воспитания де

те

й.

К индивидуальным формам относятся пе

дагогиче

ские

бе

се

ды с родите

лями; это

одна из наиболе

е

доступных форм установле

ния связи с се

мье

й. Бе

се

да може

т быть

как самостояте

льной формой, так и приме

няться в соче

тании с другими, наприме

р, она

може

т быть включе

на в собрание

, посе

ще

ние

се

мьи. Це

ль пе

дагогиче

ской бе

се

ды –

обме

н мне

ниями по тому или иному вопросу; е

е

особе

нность – активное

участие

и

воспитате

ля и родите

ле

й. Бе

се

да може

т возникать стихийно по инициативе

и родите

ле

й и воспитате

ля. После

дний продумывае

т, какие

вопросы задаст родите

лям, сообщае

т

те

му и просит их подготовить вопросы, на которые

бы они хоте

ли получить отве

т. В ре

зультате

бе

се

ды родите

ли должны получить новые

знания по вопросам обуче

ния и

воспитания дошкольника.

Отде

льную группу составляют наглядно-информационные

ме

тоды. Они знакомят

родите

ле

й

с

условиями,

задачами,

соде

ржание

м

и

ме

тодами

воспитания

де

те

й,

способствуют пре

одоле

нию пове

рхностного сужде

ния о роли де

тского сада, оказывают

практиче

скую помощь се

мье

. К ним относятся записи на магнитофон бе

се

д с де

тьми,

виде

офрагме

нты организации различных видов де

яте

льности, ре

жимных моме

нтов,

занятий; фотографии, выставки де

тских работ, сте

нды, ширмы, папки-пе

ре

движки.

В настояще

е

вре

мя особой популярностью как у пе

дагогов, так и у родите

ле

й

пользуются не

традиционные

формы обще

ния с родите

лями. Они построе

ны по типу

развле

кате

льных

программ,

игр

и

направле

ны

на

установле

ние

не

формальных

контактов с родите

лями, привле

че

ние

их внимания к де

тскому саду. Родите

ли лучше

узнают свое

го ре

бе

нка, поскольку видят е

го в другой, новой для се

бя обстановке

,

сближаются с пе

дагогами.

Схе

му классификации не

традиционных форм пре

длагае

т Т.В. Кротова

3

. Автором

выде

ляются

сле

дующие

не

традиционные

формы:

информационно-аналитиче

ские

,

досуговые

, познавате

льные

, наглядно-информационные

.

Основной задаче

й информационно-аналитиче

ских форм организации обще

ния с

родите

лями (таких, наприме

р, как социологиче

ские

сре

зы, опросы, «Почтовый ящик»)

являются сбор, обработка и использование

данных о се

мье

каждого воспитанника, обще

культурном уровне

е

го родите

ле

й, наличии у них не

обходимых пе

дагогиче

ских знаний,

отноше

нии

в

се

мье

к

ре

бе

нку,

запросах,

инте

ре

сах,

потре

бностях

родите

ле

й

в

психолого-пе

дагогиче

ской

информации.

Только

на

аналитиче

ской

основе

возможно

осуще

ствле

ние

индивидуального, личностно-орие

нтированного подхода к ре

бе

нку в

условиях

дошкольного

учре

жде

ния,

повыше

ние

эффе

ктивности

воспитате

льно-

образовате

льной работы с де

тьми и построе

ние

грамотного обще

ния с их родите

лями.

Досуговые

формы

организации

обще

ния

призваны

устанавливать

те

плые

не

формальные

отноше

ния ме

жду пе

дагогами и родите

лями, а также

боле

е

дове

рите

льные

отноше

ния ме

жду родите

лями и де

тьми. К данной группе

форм можно отне

сти

прове

де

ние

пе

дагогами

дошкольных

учре

жде

ний

таких

совме

стных

праздников

и

досугов в группе

, как «Встре

ча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я – дружная

се

мья» и др.

Такие

ве

че

ра

помогают

создать

эмоциональный

комфорт

в

группе

,

сблизить

участников пе

дагогиче

ского проце

сса. Родите

ли могут проявить сме

калку и фантазию в

различных конкурсах. Использование

досуговых форм способствуе

т тому, что благодаря

установле

нию

позитивной

эмоциональной

атмосфе

ры

родите

ли

становятся

боле

е

открытыми для обще

ния, в дальне

йше

м пе

дагогам проще

налаживать с ними контакты,

пре

доставлять пе

дагогиче

скую информацию.

Познавате

льные

формы организации обще

ния пе

дагогов с се

мье

й пре

дназначе

ны

для

ознакомле

ния

родите

ле

й

с

особе

нностями

возрастного

и

психологиче

ского

развития де

те

й, рациональными ме

тодами и прие

мами воспитания для формирования у

родите

ле

й

практиче

ских

навыков.

Основная

роль

продолжае

т

принадле

жать

таким

колле

ктивным формам обще

ния, как собрания, групповые

консультации и др. Данные

формы использовались и раньше

. Однако се

годня изме

нились принципы, на основе

которых строится обще

ние

пе

дагогов и родите

ле

й. К ним относятся обще

ние

на основе

диалога, открытость, искре

нность в обще

нии, отказ от критики и оце

нки партне

ра по

обще

нию. Поэтому данные

формы можно рассматривать как не

традиционные

.

Наглядно-информационные

формы организации обще

ния пе

дагогов и родите

ле

й

ре

шают

задачи

ознакомле

ния

родите

ле

й

с

условиями,

соде

ржание

м

и

ме

тодами

воспитания де

те

й в условиях дошкольного учре

жде

ния, позволяют правильне

е

оце

нить

де

яте

льность пе

дагогов, пе

ре

смотре

ть ме

тоды и прие

мы домашне

го воспитания, объе

ктивне

е

увиде

ть де

яте

льность воспитате

ля. Это могут быть информационные

проспе

кты для родите

ле

й, организация дне

й (не

де

ль) открытых две

ре

й, открытых просмотров

занятий и других видов де

яте

льности де

те

й, выпуск газе

т, организация мини-библиоте

к

и др.

В настояще

е

вре

мя пе

дагоги все

больше

обращаются к новым не

традиционным

формам

работы

с

родите

лями.

Но

мы

пре

красно

понимае

м,

что

ме

роприятия,

проводимые

эпизодиче

ски, не

могут заме

нить систе

матиче

ской работы с родите

лями, и

не

име

ют положите

льного эффе

кта.

От воспитате

ля тре

буе

тся творче

ский подход к организации работы с родите

лями: поиск новых приме

ров; использование

ме

тодов активизации родите

ле

й, направле

3



Кротова,

Т. В. Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями /

Кротова Т. В., Комарова О.А. // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3 – С. 70–73.

нных на появле

ние

у них инте

ре

са к пробле

ме

, на возникнове

ние

у них ассоциаций с

собстве

нным

опытом

воспитания

де

те

й,

пе

ре

осмысливание

свое

й

родите

льской

позиции

4

. При этом не

обходимо учитывать потре

бность родите

ле

й в знаниях. Главное

,

чтобы родите

ли не

являлись только пассивными слушате

лями. Можно прове

сти анке

тирование

: «Че

го вы жде

те

от де

тского сада в этом году?», «Об организации дополните

льных платных услуг», «По ре

зультатам года».

Также

можно

приме

нить

творче

ские

объявле

ния.

Объявле

ния

постоянно

присутствуют для родите

ле

й: о дне

прове

де

ния утре

нников, родите

льских собраний,

различных ме

роприятий и т.п. Чаще

все

го объявле

ние

носит официальный характе

р и

оформле

но в де

ловом стиле

. Но даже

к объявле

нию для родите

ле

й можно подойти

творче

ски,

те

м

самым

повысив

урове

нь

их

заинте

ре

сованности

к

получе

нной

информации и настроив на положите

льное

взаимоде

йствие

с пе

дагогами.

Инициатором установле

ния сотрудниче

ства должны быть пе

дагоги дошкольного

образовательного

учреждения,

поскольку

они

профе

ссионально

подготовле

н ы

к

образовате

льной работе

, а сле

довате

льно, понимают, что е

е

успе

шность зависит от

согласованности и пре

е

мстве

нности в воспитании де

те

й. Пе

дагог сознае

т, что такое

сотрудниче

ство в инте

ре

сах ре

бе

нка и что в этом не

обходимо убе

дить родите

ле

й.

Инициатива в установле

нии взаимоде

йствия с се

мье

й и квалифицированная ре

ализация задач этого взаимоде

йствия опре

де

ляют направляющую роль дошкольного

образовательного учреждения в се

ме

йном воспитании.

Оче

нь хоте

лось бы, чтоб и воспитате

ли и родите

ли все

гда помнили, что се

мья

для ре

бёнка – это источник обще

стве

нного опыта. Зде

сь он находит приме

ры для

подражания и зде

сь происходит е

го социальное

рожде

ние

. И е

сли мы хотим вырастить

нравстве

нно здоровое

поколе

ние

, то должны ре

шать эту пробле

му «все

м миром»: де

тский сад, се

мья, обще

стве

нность.

Список литературы:

4



Минина, А. В. Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной

программы дошкольных учреждений Берлина / А. В. Минина // Справочник старшего

воспитателя. – 2013. – № 2. – С.17–19.

1.

Данилина,

Т.А.

Сотрудничество

с

родителями.

Важное

направление

образовательной программы дошкольных учреждений Берлина / Т.А.Данилина //

Справочник старшего воспитателя. – 2013. – № 2. – С.17–19.

2.

Газизова, Ф.С. Взаимодействие семьи и педагогов в дошкольных учреждениях:

исследовательский аспект // Детский сад и семья: аспекты взаимодействия: сборник

материалов. Всероссийской научно- практической конференции (заочной) / Ф.С.

Газизова, Г.Б. Минигулова. – М.: Казань: редакционно-издательский центр, 2011. –

С. 475.

3.

Кротова,

Т. В. Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями /

Кротова Т. В., Комарова О.А. // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3 – С. 70–73.

4.

Минина,

А.

В.

Сотрудничество

с

родителями.

Важное

направление

образовательной программы дошкольных учреждений Берлина / А. В. Минина //

Справочник старшего воспитателя. – 2013. – № 2. – С.17–19.

5.

Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / О. В.

Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. – С. 77

6.

Педагогическое взаимодействие в детском саду/ Под ред. Н. В. Микеляевой.–М.:

ТЦ Сфера, 2013. – С. 128.



В раздел образования