Автор: Немсадзе Алена Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №17"
Населённый пункт: Белгородская область, Белгородский район, с. Пушкарное
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения
и семьи на современном этапе
Немсадзе Алена Викторовна,
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад №17
с. Пушкарное Белгородского района»
магистрант 2 курса НИУ БелГУ
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы взаимодействия детского сада
и
семьи.
В
основе
взаимодействия
дошкольного
учреждения
и
семьи
лежит
сотрудничество,
т.е.
совместное
определение
целей
деятельности,
совместное
распределение
сил,
средств,
предмета
деятельности
во
времени
в
соответствии
с
возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а
затем
и
прогнозирование
новых
целей,
задач
и
результатов.
Автор
уделяет
большое
внимание на содержание работы педагога с родителями в дошкольном образовательном
учреждении, применение современных форм и методов.
Ключевые
слова:
взаимодействие,
сотрудничество,
родители,
педагоги,
семья,
образование.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи основывается
на
сотрудничестве
1
,
т.е.
совместном
определении
целей
деятельности,
сил,
средств,
предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника,
совместного контроля и оценки результатов работы, а затем и прогнозировании новых
целей, задач и результатов.
Актуальность данной темы заключается в том, что современная семья отличается
своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается
число
конфликтных
семей,
где
разногласия
родителей
между
собой
отражаются
на
воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и
бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные
семьи.
В связи с таким положением появился термин «семьи группы риска», которые
нуждаются в особой поддержке.
В
первую
очередь,
взаимодействие
педагогов
дошкольного
учреждения
с
родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на
повышение педагогической культуры родителей.
Повышение педагогической культуры разрешает сложившееся противоречие между
воспитательным
потенциалом
семьи
и
его
использованием.
Составная
часть
взаимодействия – общение педагога с родителями.
Чтобы
родители
не
допускали
типичных
ошибок
в
воспитании
детей
и
не
испытывали
определенные
трудности,
задача
педагогов
дошкольного
учреждения
–
помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не все готовы к этой деятельности в
силу ряда причин. Возникает еще одно противоречие, которое разрешается посредством
методической работы в дошкольном образовательном учреждении..
Организацию работы по взаимодействию с родителями необходимо начинать с
анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в
детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно
1
Данилина, Т.А. Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной
программы дошкольных учреждений Берлина / Т.А.Данилина // Справочник старшего
воспитателя. – 2013. – № 2. – С.17–19.
выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы
взаимодействия с семьей.
Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения,
можно условно разделить на три группы
2
.
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад
просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только
хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления,
обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд
ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при
правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с
ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для
них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых
стартах или субботнике.
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими
бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но
родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития
и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на
позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в
работу детского сада.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от
детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в
коллективе,
соблюдения
правильного
режима
дня,
обучения
и
развития.
Задача
воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут
членами
родительских
комитетов
и
активными
помощниками
воспитателей.
На
эту
родительскую
группу
воспитателю
необходимо
опираться
в
подготовке
родительских
собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
Содержание работы педагога с родителями включае
ﹶ
т в се
ﹶ
бя, по сути, все
ﹶ
вопросы
воспитания и обуче
ﹶ
ния де
ﹶ
те
ﹶ
й, с которыми пе
ﹶ
дагог знакомит родите
ﹶ
ле
ﹶ
й дошкольников.
Для обсужде
ﹶ
ния с родите
ﹶ
лями не
ﹶ
суще
ﹶ
ствуе
ﹶ
т второсте
ﹶ
пе
ﹶ
нных те
ﹶ
м, поскольку родите
ﹶ
лям не
ﹶ
обходимы знания об особе
ﹶ
нностях развития ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка, задачах воспитания, ме
ﹶ
тодах, организации пре
ﹶ
дме
ﹶ
тно-игровой сре
ﹶ
ды, подготовке
ﹶ
е
ﹶ
го к обуче
ﹶ
нию в школе
ﹶ
и др.
Все
ﹶ
м родите
ﹶ
лям не
ﹶ
обходимы пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ские
ﹶ
знания, с рожде
ﹶ
ние
ﹶ
м ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка они
вынужде
ﹶ
ны
овладе
ﹶ
ть
профе
ﹶ
ссие
ﹶ
й
воспитате
ﹶ
ля.
Пе
ﹶ
дагоги
де
ﹶ
тских
садов
–
профе
ﹶ
ссионалы, они готовы помочь в воспитании де
ﹶ
те
ﹶ
й. Важно орие
ﹶ
нтироваться на потре
ﹶ
бности се
ﹶ
мьи, запросы родите
ﹶ
ле
ﹶ
й, а не
ﹶ
просто им читать доклады или ле
ﹶ
кции. Совре
ﹶ
ме
ﹶ
нные
ﹶ
родите
ﹶ
ли достаточно грамотны, име
ﹶ
ют доступ к пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ской информации. Есть
родите
ﹶ
ли, приобре
ﹶ
тающие
ﹶ
пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
скую лите
ﹶ
ратуру или выписывающие
ﹶ
пе
ﹶ
риодиче
ﹶ
ские
ﹶ
издания, не
ﹶ
которые
ﹶ
родите
ﹶ
ли могут получить не
ﹶ
обходимую информацию че
ﹶ
ре
ﹶ
з
Инте
ﹶ
рне
ﹶ
т,
но
часто
они
пользуются
случайной
лите
ﹶ
ратурой,
бе
ﹶ
ссисте
ﹶ
мно.
Иногда
воспитывают де
ﹶ
те
ﹶ
й интуитивно, «как воспитывали ме
ﹶ
ня», не
ﹶ
критично относятся к те
ﹶ
м
или иным проявле
ﹶ
ниям ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка. Важно активизировать и обогащать воспитате
ﹶ
льные
ﹶ
уме
ﹶ
ния
родите
ﹶ
ле
ﹶ
й,
подде
ﹶ
рживать
их
уве
ﹶ
ре
ﹶ
нность
в
собстве
ﹶ
нных
пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ских
возможностях, распространять положите
ﹶ
льный опыт воспитания в се
ﹶ
мье
ﹶ
: прове
ﹶ
де
ﹶ
ние
ﹶ
се
ﹶ
ме
ﹶ
йных досугов, сле
ﹶ
дование
ﹶ
се
ﹶ
ме
ﹶ
йным традициям, опыт закаливания де
ﹶ
те
ﹶ
й, се
ﹶ
ме
ﹶ
йного чте
ﹶ
ния и т.д. Те
ﹶ
зис о пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ской не
ﹶ
состояте
ﹶ
льности се
ﹶ
мьи уже
ﹶ
поте
ﹶ
рял
свою актуальность.
2
Газизова,
Ф.С.
Взаимодействие
семьи
и
педагогов
в
дошкольных
учреждениях:
исследовательский
аспект
//
Детский
сад
и
семья:
аспекты
взаимодействия:
сборник
материалов. Всероссийской научно- практической конференции (заочной) / Ф.С. Газизова,
Г.Б. Минигулова. – М.: Казань: редакционно-издательский центр, 2011. – С. 475.
В планировании соде
ﹶ
ржания работы с родите
ﹶ
лями играе
ﹶ
т роль и приорите
ﹶ
тное
ﹶ
направле
ﹶ
ние
ﹶ
дошкольного образовательного учреждения. Наприме
ﹶ
р, е
ﹶ
сли это художе
ﹶ
стве
ﹶ
нно-эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ское
ﹶ
направле
ﹶ
ние
ﹶ
, то акце
ﹶ
нт де
ﹶ
лае
ﹶ
тся на сущности и задачах эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ского
воспитания,
их
ре
ﹶ
ше
ﹶ
нии
в
разных
возрастных
группах.
Це
ﹶ
ле
ﹶ
сообразно
познакомить родите
ﹶ
ле
ﹶ
й с организацие
ﹶ
й досуга и праздников в условиях учре
ﹶ
жде
ﹶ
ния и се
ﹶ
мьи, подключать их к подготовке
ﹶ
и прове
ﹶ
де
ﹶ
нию подобных ме
ﹶ
роприятий. Те
ﹶ
матика обще
ﹶ
ния с родите
ﹶ
лями може
ﹶ
т включать пробле
ﹶ
мы обуче
ﹶ
ния де
ﹶ
те
ﹶ
й рисованию, развитию
музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации спе
ﹶ
циалистов (наприме
ﹶ
р,
психолога, музыкального руководите
ﹶ
ля, пе
ﹶ
дагога по изобразите
ﹶ
льной де
ﹶ
яте
ﹶ
льности),
проводить открытые
ﹶ
просмотры де
ﹶ
тского творче
ﹶ
ства.
Соде
ﹶ
ржание
ﹶ
работы с родите
ﹶ
лями ре
ﹶ
ализуе
ﹶ
тся че
ﹶ
ре
ﹶ
з разнообразные
ﹶ
формы.
Главное
ﹶ
– доне
ﹶ
сти до родите
ﹶ
ле
ﹶ
й знания. Суще
ﹶ
ствуют традиционные
ﹶ
и не
ﹶ
традиционные
ﹶ
формы обще
ﹶ
ния пе
ﹶ
дагога с родите
ﹶ
лями дошкольников, суть которых обогатить их пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
скими
знаниями.
Традиционные
ﹶ
формы
подразде
ﹶ
ляются
на
колле
ﹶ
ктивные
ﹶ
,
индивидуальные
ﹶ
и наглядно-информационные
ﹶ
.
К колле
ﹶ
ктивным формам относятся групповые
ﹶ
родите
ﹶ
льские
ﹶ
собрания, конфе
ﹶ
ре
ﹶ
нции, «Круглые
ﹶ
столы» и др. Пове
ﹶ
стка дня може
ﹶ
т быть разнообразной, с уче
ﹶ
том поже
ﹶ
ланий
родите
ﹶ
ле
ﹶ
й.
Наприме
ﹶ
р,
такие
ﹶ
те
ﹶ
мы:
«Знае
ﹶ
те
ﹶ
ли
вы
свое
ﹶ
го
ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка»,
«Воспитание
ﹶ
послушания
у
де
ﹶ
те
ﹶ
й»,
«Ме
ﹶ
тоды
пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ского
возде
ﹶ
йствия»
и
др.
Традиционно пове
ﹶ
стка дня включае
ﹶ
т в се
ﹶ
бя чте
ﹶ
ние
ﹶ
доклада, хотя от этого сле
ﹶ
дуе
ﹶ
т
уходить, лучше
ﹶ
ве
ﹶ
сти диалог с использование
ﹶ
м ме
ﹶ
тодов активизации родите
ﹶ
ле
ﹶ
й. Не
ﹶ
ре
ﹶ
коме
ﹶ
ндуе
ﹶ
тся приме
ﹶ
нять в работе
ﹶ
с родите
ﹶ
лями казе
ﹶ
нных слов типа «доклад», «ме
ﹶ
роприятия», «пове
ﹶ
стка дня», «явка строго обязате
ﹶ
льна». Если пе
ﹶ
дагог читае
ﹶ
т те
ﹶ
кст, не
ﹶ
отрываясь, складывае
ﹶ
тся впе
ﹶ
чатле
ﹶ
ние
ﹶ
, что он не
ﹶ
компе
ﹶ
те
ﹶ
нте
ﹶ
н в излагае
ﹶ
мых вопросах.
В сообще
ﹶ
нии важно пре
ﹶ
дставить особе
ﹶ
нности жизни группы и каждого ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка. К
выступле
ﹶ
нию на собраниях могут подключаться спе
ﹶ
циалисты де
ﹶ
тского сада (врач, логопе
ﹶ
д, психолог и др.), а также
ﹶ
спе
ﹶ
циалисты сре
ﹶ
ди родите
ﹶ
ле
ﹶ
й, которые
ﹶ
име
ﹶ
ют отноше
ﹶ
ние
ﹶ
к
дошкольному де
ﹶ
тству (пе
ﹶ
диатр, юрист и др.). Собрание
ﹶ
готовится заране
ﹶ
е
ﹶ
, объявле
ﹶ
ние
ﹶ
выве
ﹶ
шивае
ﹶ
тся за 3-5 дне
ﹶ
й.
Це
ﹶ
ле
ﹶ
сообразно соче
ﹶ
тать разные
ﹶ
формы работы, наприме
ﹶ
р, после
ﹶ
прове
ﹶ
де
ﹶ
ния
развле
ﹶ
кате
ﹶ
льных ме
ﹶ
роприятий с родите
ﹶ
лями можно организовать бе
ﹶ
се
ﹶ
ды и собрания.
На общих родите
ﹶ
льских собраниях обсуждаются пробле
ﹶ
мы воспитания де
ﹶ
те
ﹶ
й.
К индивидуальным формам относятся пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ские
ﹶ
бе
ﹶ
се
ﹶ
ды с родите
ﹶ
лями; это
одна из наиболе
ﹶ
е
ﹶ
доступных форм установле
ﹶ
ния связи с се
ﹶ
мье
ﹶ
й. Бе
ﹶ
се
ﹶ
да може
ﹶ
т быть
как самостояте
ﹶ
льной формой, так и приме
ﹶ
няться в соче
ﹶ
тании с другими, наприме
ﹶ
р, она
може
ﹶ
т быть включе
ﹶ
на в собрание
ﹶ
, посе
ﹶ
ще
ﹶ
ние
ﹶ
се
ﹶ
мьи. Це
ﹶ
ль пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ской бе
ﹶ
се
ﹶ
ды –
обме
ﹶ
н мне
ﹶ
ниями по тому или иному вопросу; е
ﹶ
е
ﹶ
особе
ﹶ
нность – активное
ﹶ
участие
ﹶ
и
воспитате
ﹶ
ля и родите
ﹶ
ле
ﹶ
й. Бе
ﹶ
се
ﹶ
да може
ﹶ
т возникать стихийно по инициативе
ﹶ
и родите
ﹶ
ле
ﹶ
й и воспитате
ﹶ
ля. После
ﹶ
дний продумывае
ﹶ
т, какие
ﹶ
вопросы задаст родите
ﹶ
лям, сообщае
ﹶ
т
те
ﹶ
му и просит их подготовить вопросы, на которые
ﹶ
бы они хоте
ﹶ
ли получить отве
ﹶ
т. В ре
ﹶ
зультате
ﹶ
бе
ﹶ
се
ﹶ
ды родите
ﹶ
ли должны получить новые
ﹶ
знания по вопросам обуче
ﹶ
ния и
воспитания дошкольника.
Отде
ﹶ
льную группу составляют наглядно-информационные
ﹶ
ме
ﹶ
тоды. Они знакомят
родите
ﹶ
ле
ﹶ
й
с
условиями,
задачами,
соде
ﹶ
ржание
ﹶ
м
и
ме
ﹶ
тодами
воспитания
де
ﹶ
те
ﹶ
й,
способствуют пре
ﹶ
одоле
ﹶ
нию пове
ﹶ
рхностного сужде
ﹶ
ния о роли де
ﹶ
тского сада, оказывают
практиче
ﹶ
скую помощь се
ﹶ
мье
ﹶ
. К ним относятся записи на магнитофон бе
ﹶ
се
ﹶ
д с де
ﹶ
тьми,
виде
ﹶ
офрагме
ﹶ
нты организации различных видов де
ﹶ
яте
ﹶ
льности, ре
ﹶ
жимных моме
ﹶ
нтов,
занятий; фотографии, выставки де
ﹶ
тских работ, сте
ﹶ
нды, ширмы, папки-пе
ﹶ
ре
ﹶ
движки.
В настояще
ﹶ
е
ﹶ
вре
ﹶ
мя особой популярностью как у пе
ﹶ
дагогов, так и у родите
ﹶ
ле
ﹶ
й
пользуются не
ﹶ
традиционные
ﹶ
формы обще
ﹶ
ния с родите
ﹶ
лями. Они построе
ﹶ
ны по типу
развле
ﹶ
кате
ﹶ
льных
программ,
игр
и
направле
ﹶ
ны
на
установле
ﹶ
ние
ﹶ
не
ﹶ
формальных
контактов с родите
ﹶ
лями, привле
ﹶ
че
ﹶ
ние
ﹶ
их внимания к де
ﹶ
тскому саду. Родите
ﹶ
ли лучше
ﹶ
узнают свое
ﹶ
го ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка, поскольку видят е
ﹶ
го в другой, новой для се
ﹶ
бя обстановке
ﹶ
,
сближаются с пе
ﹶ
дагогами.
Схе
ﹶ
му классификации не
ﹶ
традиционных форм пре
ﹶ
длагае
ﹶ
т Т.В. Кротова
3
. Автором
выде
ﹶ
ляются
сле
ﹶ
дующие
ﹶ
не
ﹶ
традиционные
ﹶ
формы:
информационно-аналитиче
ﹶ
ские
ﹶ
,
досуговые
ﹶ
, познавате
ﹶ
льные
ﹶ
, наглядно-информационные
ﹶ
.
Основной задаче
ﹶ
й информационно-аналитиче
ﹶ
ских форм организации обще
ﹶ
ния с
родите
ﹶ
лями (таких, наприме
ﹶ
р, как социологиче
ﹶ
ские
ﹶ
сре
ﹶ
зы, опросы, «Почтовый ящик»)
являются сбор, обработка и использование
ﹶ
данных о се
ﹶ
мье
ﹶ
каждого воспитанника, обще
ﹶ
культурном уровне
ﹶ
е
ﹶ
го родите
ﹶ
ле
ﹶ
й, наличии у них не
ﹶ
обходимых пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ских знаний,
отноше
ﹶ
нии
в
се
ﹶ
мье
ﹶ
к
ре
ﹶ
бе
ﹶ
нку,
запросах,
инте
ﹶ
ре
ﹶ
сах,
потре
ﹶ
бностях
родите
ﹶ
ле
ﹶ
й
в
психолого-пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ской
информации.
Только
на
аналитиче
ﹶ
ской
основе
ﹶ
возможно
осуще
ﹶ
ствле
ﹶ
ние
ﹶ
индивидуального, личностно-орие
ﹶ
нтированного подхода к ре
ﹶ
бе
ﹶ
нку в
условиях
дошкольного
учре
ﹶ
жде
ﹶ
ния,
повыше
ﹶ
ние
ﹶ
эффе
ﹶ
ктивности
воспитате
ﹶ
льно-
образовате
ﹶ
льной работы с де
ﹶ
тьми и построе
ﹶ
ние
ﹶ
грамотного обще
ﹶ
ния с их родите
ﹶ
лями.
Досуговые
ﹶ
формы
организации
обще
ﹶ
ния
призваны
устанавливать
те
ﹶ
плые
ﹶ
не
ﹶ
формальные
ﹶ
отноше
ﹶ
ния ме
ﹶ
жду пе
ﹶ
дагогами и родите
ﹶ
лями, а также
ﹶ
боле
ﹶ
е
ﹶ
дове
ﹶ
рите
ﹶ
льные
ﹶ
отноше
ﹶ
ния ме
ﹶ
жду родите
ﹶ
лями и де
ﹶ
тьми. К данной группе
ﹶ
форм можно отне
ﹶ
сти
прове
ﹶ
де
ﹶ
ние
ﹶ
пе
ﹶ
дагогами
дошкольных
учре
ﹶ
жде
ﹶ
ний
таких
совме
ﹶ
стных
праздников
и
досугов в группе
ﹶ
, как «Встре
ﹶ
ча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я – дружная
се
ﹶ
мья» и др.
Такие
ﹶ
ве
ﹶ
че
ﹶ
ра
помогают
создать
эмоциональный
комфорт
в
группе
ﹶ
,
сблизить
участников пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ского проце
ﹶ
сса. Родите
ﹶ
ли могут проявить сме
ﹶ
калку и фантазию в
различных конкурсах. Использование
ﹶ
досуговых форм способствуе
ﹶ
т тому, что благодаря
установле
ﹶ
нию
позитивной
эмоциональной
атмосфе
ﹶ
ры
родите
ﹶ
ли
становятся
боле
ﹶ
е
ﹶ
открытыми для обще
ﹶ
ния, в дальне
ﹶ
йше
ﹶ
м пе
ﹶ
дагогам проще
ﹶ
налаживать с ними контакты,
пре
ﹶ
доставлять пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
скую информацию.
Познавате
ﹶ
льные
ﹶ
формы организации обще
ﹶ
ния пе
ﹶ
дагогов с се
ﹶ
мье
ﹶ
й пре
ﹶ
дназначе
ﹶ
ны
для
ознакомле
ﹶ
ния
родите
ﹶ
ле
ﹶ
й
с
особе
ﹶ
нностями
возрастного
и
психологиче
ﹶ
ского
развития де
ﹶ
те
ﹶ
й, рациональными ме
ﹶ
тодами и прие
ﹶ
мами воспитания для формирования у
родите
ﹶ
ле
ﹶ
й
практиче
ﹶ
ских
навыков.
Основная
роль
продолжае
ﹶ
т
принадле
ﹶ
жать
таким
колле
ﹶ
ктивным формам обще
ﹶ
ния, как собрания, групповые
ﹶ
консультации и др. Данные
ﹶ
формы использовались и раньше
ﹶ
. Однако се
ﹶ
годня изме
ﹶ
нились принципы, на основе
ﹶ
которых строится обще
ﹶ
ние
ﹶ
пе
ﹶ
дагогов и родите
ﹶ
ле
ﹶ
й. К ним относятся обще
ﹶ
ние
ﹶ
на основе
ﹶ
диалога, открытость, искре
ﹶ
нность в обще
ﹶ
нии, отказ от критики и оце
ﹶ
нки партне
ﹶ
ра по
обще
ﹶ
нию. Поэтому данные
ﹶ
формы можно рассматривать как не
ﹶ
традиционные
ﹶ
.
Наглядно-информационные
ﹶ
формы организации обще
ﹶ
ния пе
ﹶ
дагогов и родите
ﹶ
ле
ﹶ
й
ре
ﹶ
шают
задачи
ознакомле
ﹶ
ния
родите
ﹶ
ле
ﹶ
й
с
условиями,
соде
ﹶ
ржание
ﹶ
м
и
ме
ﹶ
тодами
воспитания де
ﹶ
те
ﹶ
й в условиях дошкольного учре
ﹶ
жде
ﹶ
ния, позволяют правильне
ﹶ
е
ﹶ
оце
ﹶ
нить
де
ﹶ
яте
ﹶ
льность пе
ﹶ
дагогов, пе
ﹶ
ре
ﹶ
смотре
ﹶ
ть ме
ﹶ
тоды и прие
ﹶ
мы домашне
ﹶ
го воспитания, объе
ﹶ
ктивне
ﹶ
е
ﹶ
увиде
ﹶ
ть де
ﹶ
яте
ﹶ
льность воспитате
ﹶ
ля. Это могут быть информационные
ﹶ
проспе
ﹶ
кты для родите
ﹶ
ле
ﹶ
й, организация дне
ﹶ
й (не
ﹶ
де
ﹶ
ль) открытых две
ﹶ
ре
ﹶ
й, открытых просмотров
занятий и других видов де
ﹶ
яте
ﹶ
льности де
ﹶ
те
ﹶ
й, выпуск газе
ﹶ
т, организация мини-библиоте
ﹶ
к
и др.
В настояще
ﹶ
е
ﹶ
вре
ﹶ
мя пе
ﹶ
дагоги все
ﹶ
больше
ﹶ
обращаются к новым не
ﹶ
традиционным
формам
работы
с
родите
ﹶ
лями.
Но
мы
пре
ﹶ
красно
понимае
ﹶ
м,
что
ме
ﹶ
роприятия,
проводимые
ﹶ
эпизодиче
ﹶ
ски, не
ﹶ
могут заме
ﹶ
нить систе
ﹶ
матиче
ﹶ
ской работы с родите
ﹶ
лями, и
не
ﹶ
име
ﹶ
ют положите
ﹶ
льного эффе
ﹶ
кта.
От воспитате
ﹶ
ля тре
ﹶ
буе
ﹶ
тся творче
ﹶ
ский подход к организации работы с родите
ﹶ
лями: поиск новых приме
ﹶ
ров; использование
ﹶ
ме
ﹶ
тодов активизации родите
ﹶ
ле
ﹶ
й, направле
3
Кротова,
Т. В. Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями /
Кротова Т. В., Комарова О.А. // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3 – С. 70–73.
ﹶ
нных на появле
ﹶ
ние
ﹶ
у них инте
ﹶ
ре
ﹶ
са к пробле
ﹶ
ме
ﹶ
, на возникнове
ﹶ
ние
ﹶ
у них ассоциаций с
собстве
ﹶ
нным
опытом
воспитания
де
ﹶ
те
ﹶ
й,
пе
ﹶ
ре
ﹶ
осмысливание
ﹶ
свое
ﹶ
й
родите
ﹶ
льской
позиции
4
. При этом не
ﹶ
обходимо учитывать потре
ﹶ
бность родите
ﹶ
ле
ﹶ
й в знаниях. Главное
ﹶ
,
чтобы родите
ﹶ
ли не
ﹶ
являлись только пассивными слушате
ﹶ
лями. Можно прове
ﹶ
сти анке
ﹶ
тирование
ﹶ
: «Че
ﹶ
го вы жде
ﹶ
те
ﹶ
от де
ﹶ
тского сада в этом году?», «Об организации дополните
ﹶ
льных платных услуг», «По ре
ﹶ
зультатам года».
Также
ﹶ
можно
приме
ﹶ
нить
творче
ﹶ
ские
ﹶ
объявле
ﹶ
ния.
Объявле
ﹶ
ния
постоянно
присутствуют для родите
ﹶ
ле
ﹶ
й: о дне
ﹶ
прове
ﹶ
де
ﹶ
ния утре
ﹶ
нников, родите
ﹶ
льских собраний,
различных ме
ﹶ
роприятий и т.п. Чаще
ﹶ
все
ﹶ
го объявле
ﹶ
ние
ﹶ
носит официальный характе
ﹶ
р и
оформле
ﹶ
но в де
ﹶ
ловом стиле
ﹶ
. Но даже
ﹶ
к объявле
ﹶ
нию для родите
ﹶ
ле
ﹶ
й можно подойти
творче
ﹶ
ски,
те
ﹶ
м
самым
повысив
урове
ﹶ
нь
их
заинте
ﹶ
ре
ﹶ
сованности
к
получе
ﹶ
нной
информации и настроив на положите
ﹶ
льное
ﹶ
взаимоде
ﹶ
йствие
ﹶ
с пе
ﹶ
дагогами.
Инициатором установле
ﹶ
ния сотрудниче
ﹶ
ства должны быть пе
ﹶ
дагоги дошкольного
образовательного
учреждения,
поскольку
они
профе
ﹶ
ссионально
подготовле
ﹶ
н ы
к
образовате
ﹶ
льной работе
ﹶ
, а сле
ﹶ
довате
ﹶ
льно, понимают, что е
ﹶ
е
ﹶ
успе
ﹶ
шность зависит от
согласованности и пре
ﹶ
е
ﹶ
мстве
ﹶ
нности в воспитании де
ﹶ
те
ﹶ
й. Пе
ﹶ
дагог сознае
ﹶ
т, что такое
ﹶ
сотрудниче
ﹶ
ство в инте
ﹶ
ре
ﹶ
сах ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка и что в этом не
ﹶ
обходимо убе
ﹶ
дить родите
ﹶ
ле
ﹶ
й.
Инициатива в установле
ﹶ
нии взаимоде
ﹶ
йствия с се
ﹶ
мье
ﹶ
й и квалифицированная ре
ﹶ
ализация задач этого взаимоде
ﹶ
йствия опре
ﹶ
де
ﹶ
ляют направляющую роль дошкольного
образовательного учреждения в се
ﹶ
ме
ﹶ
йном воспитании.
Оче
ﹶ
нь хоте
ﹶ
лось бы, чтоб и воспитате
ﹶ
ли и родите
ﹶ
ли все
ﹶ
гда помнили, что се
ﹶ
мья
для ре
ﹶ
бёнка – это источник обще
ﹶ
стве
ﹶ
нного опыта. Зде
ﹶ
сь он находит приме
ﹶ
ры для
подражания и зде
ﹶ
сь происходит е
ﹶ
го социальное
ﹶ
рожде
ﹶ
ние
ﹶ
. И е
ﹶ
сли мы хотим вырастить
нравстве
ﹶ
нно здоровое
ﹶ
поколе
ﹶ
ние
ﹶ
, то должны ре
ﹶ
шать эту пробле
ﹶ
му «все
ﹶ
м миром»: де
ﹶ
тский сад, се
ﹶ
мья, обще
ﹶ
стве
ﹶ
нность.
Список литературы:
4
Минина, А. В. Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной
программы дошкольных учреждений Берлина / А. В. Минина // Справочник старшего
воспитателя. – 2013. – № 2. – С.17–19.
1.
Данилина,
Т.А.
Сотрудничество
с
родителями.
Важное
направление
образовательной программы дошкольных учреждений Берлина / Т.А.Данилина //
Справочник старшего воспитателя. – 2013. – № 2. – С.17–19.
2.
Газизова, Ф.С. Взаимодействие семьи и педагогов в дошкольных учреждениях:
исследовательский аспект // Детский сад и семья: аспекты взаимодействия: сборник
материалов. Всероссийской научно- практической конференции (заочной) / Ф.С.
Газизова, Г.Б. Минигулова. – М.: Казань: редакционно-издательский центр, 2011. –
С. 475.
3.
Кротова,
Т. В. Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями /
Кротова Т. В., Комарова О.А. // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3 – С. 70–73.
4.
Минина,
А.
В.
Сотрудничество
с
родителями.
Важное
направление
образовательной программы дошкольных учреждений Берлина / А. В. Минина //
Справочник старшего воспитателя. – 2013. – № 2. – С.17–19.
5.
Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / О. В.
Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. – С. 77
6.
Педагогическое взаимодействие в детском саду/ Под ред. Н. В. Микеляевой.–М.:
ТЦ Сфера, 2013. – С. 128.