Автор: Лопатина Ольга Михайловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ "ПСЭК ИМ.П.МАЧНЕВА"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование мультимедиа технологий на уроках литературы"
Раздел: среднее образование
Использование мультимедиа технологий на уроках литературы.
Преподаватель: Лопатина Ольга Михайловна
ГАПОУ «ПСЭК им. П. Мачнева»
В настоящее время невозможно представить уроки литературы без
использования мультимедийных технологий, которые помогают сделать их
яркими, запоминающимися. Такие уроки развивают воображение
обучающихся, повышают их творческую активность. Мультимедийные
средства (электронные образовательные ресурсы) являются не только
наиболее эффективным средством обучения, но и составляют конкретно-
наглядную основу урока. Использование мультимедийных средств позволяет
погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать участником того
или иного праздника, традиции. Именно на таких уроках ребята учатся
грамотно использовать компьютер, понимают, что компьютер не только
игрушка или средство общения с друзьями, но и инструмент, с помощью
которого они учатся самостоятельно искать, извлекать, систематизировать,
анализировать и отбирать необходимую информацию.
Цели использования мультимедийных технологий на уроках:
повышение мотивации обучения;
развития познавательной активности обучающихся;
стимулирование самостоятельности обучающихся при подготовке к урокам.
Задачи использования мультимедийных технологий на уроках:
формирование умения работать с дополнительной литературой, используя
возможности компьютера, Интернета;
выработка умения самостоятельно анализировать, отбирать главное,
использовать на уроке;
повышение эффективности урока.
Применение технологий на уроках литературы:
позволяет организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков
обучающихся;
позволяет индивидуализировать процесс обучения;
активизирует познавательную деятельность обучающихся;
развивает творческий потенциал обучающихся;
повышает интерес к урокам литературы.
Мультимедиа технологии можно применять на всех этапах урока (при
объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле), а также
во внеклассной работе и на дополнительных занятиях, используя для этого
следующие ресурсы:
Презентации к урокам.
Презентации можно использовать на разных этапах урока. Это может быть
презентация-лекция, презентация-модель, презентация-задание, презентация-
итог, презентация-выступление, презентация-тест. Обучающиеся за
минимальное количество времени получают максимум наглядной
информации. Мультимедиа презентации обладают рядом преимуществ, а
именно: информативность, компактность, эстетическая и эмоциональная
привлекательность, наглядность, интерактивность. Они позволяют
разнообразить урок литературы, тем самым прививают у ребят интерес к
предмету.
Видеофрагменты.
На уроках литературы очень эффективным средством является использование
видеофрагментов. Обучающиеся сравнивают образы, созданные ими, с
образом, представленным в киноверсии. Радует, что иногда просмотр фильма
«заставляет» их взять в руки книгу. Видеофрагменты помогают обучающимся
получить более глубокое представление, как о главных героях, так и о
произведении в целом, а анализ позволяет выявить особенности восприятия
ключевых эпизодов произведения. При использовании видеофрагментов
нужно помнить, что на уроке литературы анализируется оригинальный текст
писателя, а не обработка сценариста и режиссера.
Аудиозаписи.
На уроках литературы должен звучать изучаемый текст, преподаватель и
обучающийся выразительно читают стихотворения, но в качестве образца
необходимо послушать художественное чтение, чтение стихотворений
профессиональными актерами. Эмоциональное воздействие велико.
Слайд-шоу.
При изучении произведений можно совершать виртуальные заочные
экскурсиям по литературным местам, связанным с именами русских
писателей и поэтов, для этого нужно продемонстрировать иллюстрации с
минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой
автоматической смены слайдов.
Использование ресурсов Интернета.
Возможности использования сети Интернет на уроках литературы
заключаются в следующем:
1. Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
2. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям
преподавателя;
3. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на
уроке;
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной
работы, как написание рефератов, сбор материала по теме, иллюстрирование
своих текстов материалами из Интернета. Таким образом, творческий подход
позволяет максимально эффективно использовать в своей работе богатый
инструментарий, представляемый современными компьютерными
технологиями.