Автор: Филипповская Людмила Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: разработка урока элективного курса "Здоровый образ жизни"
Тема: "Закаливание"
Раздел: среднее образование
Тема: Закаливание организма.
Цель урока: создать условия, в которых учащиеся самостоятельно будут
открывать знания по данной теме, конструировать модель здорового образа
жизни, осознанно стремиться быть здоровыми душой и телом.
Задачи:
1)
Учить
детей
самостоятельно
овладевать
конкретными
знаниями,
необходимыми для их применения в конкретной деятельности;
2)
Сформировать
у
обучающихся
практические
навыки
закаливания
организма;
3) Развивать мотивацию учащихся к ЗОЖ.
Оборудование:
презентация,
тексты
(на
каждом
столе),
карточки
с
правилами ЗОЖ и смайлики на доске; солнышко на доске, по два лучика
(жёлтый и фиолетовый) у каждого учащегося,
песня «Если хочешь быть
здоров», м/ф «Смешарики».
Ход урока:
I.Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
-Наш урок я хочу начать словами знаменитого французского писателя,
композитора, философа Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы
сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если
будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их
достижению…» (Ж.Ж.Руссо) (1 сл.)
-Ребята, какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
II. Постановка учебной задачи.
-Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам посмотреть мультфильм.
-Почему Лосяш заболел?
-Как Копатыч помог ему?
-А почему Копатыч сам заболел?
-Какую тему мы будем изучать сегодня? (2 сл.)
-Записываем тему урока в тетрадь.
-Какие цели поставите перед собой? Что хотите узнать на уроке?
-Прежде, чем говорить о закаливании, я предлагаю провести блиц-опрос,
чтобы узнать состояние вашего здоровья.
Блиц-опрос (3 сл.)
1) Как часто в этом году у вас была простуда?
Ни разу – 0баллов;
От 1 до 4 раз – 1 балл;
1
Более 4 раз – 2 балла.
2)
Есть
ли
у
вас
хронические
заболевания
органов
дыхания
(бронхит,
гайморит, ангина, ринит, тонзиллит)?
Нет – 0 баллов;
Одно заболевание – 1 балл;
Комплекс заболеваний – 2 балла.
3)
Бывают
ли
у
вас
дни
общего
недомогания
(вялость,
упадок
сил,
сонливость, слабые головные боли и т.д.)?
Крайне редко – 0 баллов;
Част – 1 балл;
Очень часто – 2 балла.
-Подсчитайте количество своих баллов.
Подведём итоги: (4 сл.)
(Если вы набрали 0-1 балл, то ваше здоровье в порядке, 2-4 балла – вы в
группе риска, 5-6 баллов – ваш организм ослаблен)
-Поднимите руки, кто набрал от 0 до 1 балла; от 2 до 4 баллов; от 5 до 6
баллов.
-Подводя
итоги
опроса,
мы
увидели,
что
среди
нас
многие
имеют
ослабленное здоровье и подвержены простудам и заболеваниям.
- Что нам помогает сохранять здоровье?
III. Первичное изучение нового материала.
-Ребята, а что такое закаливание?
-Какое вы можете дать определение?
-Послушайте, какие определения закаливанию даются в словарях Ожегова и
Даля.
( выступают 2 уч-ся)
-Обратите внимание, какое определение закаливанию дают врачи. (5 сл.)
-Запишем это определение в тетрадь.
-Какие же существуют основные средства закаливания? Узнаете, отгадав
загадки.
1) Врач тем редко нужен, кто со мною дружен.
Кожа потемнеет – сам поздоровеет (Солнце)
2) Есть невидимка:
В дом не просится,
А прежде людей
Бежит, торопится (Воздух)
3) С горы сбегая без труда
Она гремит, как гром.
2
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей её и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам:
Зовут её……(Вода)
-Что же является лучшими средствами закаливания? (6 сл.)
(естественные силы природы: солнце, воздух и вода).
-Запишем в тетрадь:
Средства закаливания: солнце, воздух и вода.
-Я сейчас вам расскажу одну историю, а вы сами сделайте выводы.
«Представь себе, что я весь - лицо»
В Древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика.
На старике была только одна набедренная повязка.
-Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? - спросил юноша.
-Но ты же не закрываешь лицо? - вместо ответа заметил старик.
-Но то же лицо, оно привыкло! - воскликнул юноша.
-Так представь себе, что я весь - лицо, - ответил старик.
-Как вы понимаете ответ старика? Объясните.
-Ребята, поднимите руки, только честно, те, кто закаляется.
-Какими средствами закаливания вы пользуетесь?
-Я знаю, что в вашем классе есть ребята, которые закаливаются всей семьёй
на протяжении многих лет. Послушаем их выступления.
1)
На
протяжении
многих
лет
мы
всей
семьёй
закаляемся.
Отдаём
предпочтение
такому
средству
закаливания,
как
вода.
Каждое
утро
принимаем контрастный душ, обтираемся полотенцем. А папа каждый день
на улице обливается водой, даже зимой. Летом мы часто выезжаем на речку,
каждый год бываем на море. (7 сл.)
-Ребята, есть вопросы к однокласснику?
2)
Мы
тоже
на
протяжении
многих
лет
закаляемся
всей
семьёй.
Предпочтение отдаём такому средству закаливания, как воздух. Ежедневно
проветриваем квартиру, ночью спим с открытой форточкой. Каждый день
стараемся час-другой гулять на улице. Летом совершаем долгие прогулки на
велосипеде, зимой – на лыжах. (8-9 сл.)
-Ребята, есть вопросы к однокласснику?
3)
Также
на
протяжении
многих
лет
мы
закаляемся
всей
семьёй.
Предпочтение отдаём такому средству закаливания, как солнце. Весной и
летом мы много времени проводим на солнце, загораем. Стараемся каждый
3
год бывать на море, где много времени проводим на пляже под лучами
ласкового солнышка. (10 сл.)
-Ребята, есть вопросы к однокласснику?
-А как правильно закаливаться водой, воздухом, солнцем? Можно ли сразу,
если вы решили закаляться, купаться в проруби?
-Работаем следующим образом. Перед вами –тексты.
-1 ряд читает текст о закаливании воздухом, 2 ряд-о закаливании водой, 3
ряд- о закаливании солнцем.
-Даю вам 3 мин, после чего несколько человек каждого ряда охарактеризуют
своё средство закаливания.
Текст №1 «СВЕЖИЙ ВОЗДУХ»
Закаливание воздухом:
-Прогулки на свежем воздухе;
-Походы;
-Сон на свежем воздухе.
Воздух
-
свежий,
чистый
-
полезен
всем
ребятам.
Можно
принимать
воздушные ванны на солнце и в тени. Хороши воздушные ванны во время
походов, когда маршрут лежит через лес. И вообще старайтесь во время
воздушных ванн больше двигаться. Принимать воздушные ванны следует в
местах, защищенных от ветра. Можно организовать дневной сон на свежем
воздухе в комнате с открытыми окнами, на веранде, под навесом. В осеннее
время полезна медленная ходьба в теплой одежде по лесу, берегу речки,
парку. Длина маршрута - до 1 км. Очень хорошо устраивать сквозняк, но
самим на сквозняке находиться нельзя. Необходимо постоянно следить за
чистотой воздуха и обязательно проветривать комнату перед сном.
Результат:
повышается
устойчивость
организма
к
резким
перепадам
температур, ускоряется восстановление после нагрузок.
Текст №2 «ЦЕЛЕБНАЯ ВОДА»
Закаливание водой:
-Обтирание;
-Обливание ног;
-Душ;
-Контрастный душ.
Закаливание водой можно начинать с обтирания или обливания. Для первого
обливания температура воды должна быть +32°; +33°. Через день снижай
температуру на 1°. После обливания хорошо разотри тело.
Как проводится обтирание? Сначала приготовь воду. Намочи рукавичку или
полотенце в воде и быстро вытри им грудь, живот, спину. Потом разотрись
докрасна
сухим
полотенцем.
Запомни:
температуру
воды
уменьшай
постепенно. Но если начал закаливаться - делай эти процедуры каждый день,
иначе
не
получишь
хорошего
результата.
Температуру
воды
можно
уменьшить до +20°.
Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то
теплой, то холодной водой. Встань под теплый душ на 1,5 минуты, затем
облейся прохладной водой.
4
Результат:
повышается
устойчивость
организма
к
резким
перепадам
температур, ускоряется восстановление после нагрузок.
Текст №3 «ЛАСКОВОЕ СОЛНЦЕ»
Закаливание солнцем:
-Солнечные ванны.
Продолжительность от 20 минут до 2-х часов до полудня начиная со второй
половины апреля.
Противопоказания – острые воспалительные заболевания.
Принимая солнечные ванны, следует соблюдать простые правила. Начинай
загорать в кружевной тени деревьев 3 - 4 минуты, с перерывом 10 минут.
Каждый день прибавляй по 2 - 3 минуты пребывания на солнце. Очень
полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени.
Загорать следует в утренние и вечерние часы, подставляя под солнечные лучи
попеременно то спину, то грудь, то бока. И еще не забудь, выходя на солнце,
надень на голову панаму или платок. Можно принимать воздушные ванны в
теплую облачную погоду.
Результат:
повышается
устойчивость
организма
к
жару
и
воздействию
ультрафиолетовых лучей.
-1-й ряд, как назывался ваш текст? (11 сл.)
-В чём заключается закаливание воздухом?
-Как правильно закаливаться воздухом?
-Каков результат закаливания воздухом?
-2-й ряд, как назывался ваш текст? (12 сл.)
-В чём заключается закаливание водой?
-Как правильно закаливаться водой?
-Каков результат закаливания водой?
-3-й ряд, как назывался ваш текст? (13 сл.)
-В чём заключается закаливание солнцем?
-Как правильно закаливаться солнцем?
-Каков результат закаливания солнцем?
Физминутка.
Проводят волонтёры.
-А теперь я предоставляю слово волонтёрам нашей школы.
-Кто такие волонтёры?
-Ребята, а кто из вас знает, что такое флешмоб?
Волонтёры проводят флешмоб на песню «Если хочешь быть здоров».
-В
нашей
школе
много
лет
работает
волонтёрское
движение.
Ребята
пропагандируют ЗОЖ: проводят семинары, кл. часы, тренинги и многое
другое.
Если
вы
тоже
решите
стать
волонтёрами,
можете
обратиться
к
девочкам, они вам подскажут, что нужно будет сделать.
5
-Спасибо, девочки. А мы ПРОДОЛЖАЕМ.
-Ещё один способ закаливания-это босохождение. В чём оно заключается,
узнаем, послушав сообщение. (14 сл.)
БОСОХОЖДЕНИЕ
Хождение
босиком
-
отличное
закаливание.
Почему?
На
наших
стопах
собрано много нервных окончаний, влияющих на работу внутренних органов.
Значит, занимаясь босохождением, мы помогаем нашему организму лучше
работать. Где ходить босиком? В летнее время сначала по теплой прогретой
солнышком дорожке, по речному мелководью, утром - по росистой траве. В
сосновом
бору
полезно
походить
по
опавшей
хвое.
Чтобы
не
было
плоскостопия, полезно ходить по песку, по камушкам. А еще очень хорошо
ходить по пашне, конечно, если там ничего не посеяно. Попроси родителей
купить тебе специальный резиновый коврик.
Полезно перед сном проводить контрастное обливание ног. Можно ходить в
ванне в прохладной воде, по снегу, но обязательно перед этим посоветоваться
с родителями.
-Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих
процедур, необходимо соблюдать правила закаливания.
-Что же это за правила, вы узнаете самостоятельно. Работаем в парах. Перед
вами
текст
«Правила
закаливания».
Прочитайте,
выпишите
правила
в
тетрадь. Даю вам 3 мин. Не забывайте помогать друг другу.
Правила закаливания:
1.Постепенность.
Повышать
силу
закаливающего
воздействия
и
про-
должительность процедуры нужно постепенно. Закаливание лучше начинать
в летнее время.
2.Последовательность. К водным процедурам и солнечным ваннам можно
переходить после того, как ребёнок привык к воздушным ваннам. Сначала
обтирание, затем обливание и купание в открытых водоёмах.
3.Регулярность. Нельзя прерывать закаливающие процедуры.
4.Комплексность.
Закаливание
будет
наиболее
эффективным,
если
в
комплексе используются все естественные силы природы: солнце, воздух и
вода.
5.Учёт
индивидуальных
особенностей. При
закаливании
необходимо
принимать во внимание и возраст, и пол, и состояние здоровья.
Кроме
того
необходимо
знать,
что
сразу
стать
закалённым
нельзя.
Закаливание – длительный процесс.
-Проверим, какие правила вы выписали. В чём заключается каждое правило?
-Обратите внимание на экран. Все ли правила вы выписали? (15 сл.)
6
-Результатом нашего закаливания должны быть не только стойкость к
болезням, но и бодрость, хорошее настроение, работоспособность. От любой
процедуры старайтесь получить максимум удовольствия.
-Каждому ли доступны средства закаливания организма?
-Какой же мы вывод можем сделать? Прочитайте. (16 сл.)
Вывод: Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не
позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
Давайте вместе скажем волшебные слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
IV. Первичное закрепление новых знаний.
-А сейчас проведём игру «Полезно – не полезно» (на доске-правила-
предложения и смайлики).
-Заниматься физкультурой…
-Спать до самого обеда…
-Соблюдать режим труда и отдыха…
-Не проветривать помещение…
-Выполнять правила личной гигиены…
-Читать книги лёжа на диване…
-Чаще бывать на свежем воздухе…
-Носить тесную одежду и обувь…
-Обтираться и обливаться водой…
-Соблюдать режим питания…
V. Домашнее задание. ( 17 сл.)
-Подобрать загадки, пословицы и поговорки о закаливании;
- Подготовить презентацию или фотоколлаж про свою спортивную семью.
VII. Рефлексия (подведение итогов)
-Что нового для себя вы узнали на уроке?
-Что вам уже было известно?
-Достигли ли вы своих целей?
-Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей?
Выставление оценок.
-А сейчас я обращаюсь к тем учащимся, которые в начале урока признались,
что они не закаливаются. Поднимите руки, кто решил начать закаливаться.
МОЛОДЦЫ!
-Обратите внимание на доску. Здесь-солнышко, у каждого на парте-лучики. С
одной стороны лучик жёлтый, с другой-голубой. Вам нужно прикрепить
лучики к солнышку. Если вы довольны своей работой на уроке и урок вам
понравился, прикрепляете жёлтый лучик, если вы не довольны своей работой
и урок вам не понравился, прикрепляете голубой лучик.
7
ВЫХОДЯТ ПО ОЧЕРЕДИ.
-И в заключение урока предлагаю посмотреть сценку.
На стульях сидят двое ребят, подмышками у них градусники, в руках носовые
платки, головы обвязаны полотенцами – они болеют. К ним выходят два
крепыша, спортсмена. У одного из них в руках мяч, у другого – скакалка.
Один крепыш (показывая другому на болеющих):
Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной.
Утром бег и душ бодрящий.
Как для взрослых, настоящий!
Второй крепыш (показывая другому на болеющих):
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Не послушались — болеют!
1 болеющий: Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться.
2 болеющий: Кончим кашлять и чихать —
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной.
1 Крепыш: Погодите! Ой-ой-ой!
2 Крепыш: Крепким стать нельзя мгновенно, закаляйтесь постепенно!
8