Напоминание

"Земля - наш общий дом"


Автор: Фаррахова Альмира Хуснулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Лангепас, Тюменская обл., ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка краткосрочного проекта для детей 5-6 лет
Тема: "Земля - наш общий дом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка краткосрочного проекта «Земля наш общий дом» для детей 5-6

лет. (Старшая группа)

Актуальность: Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную

отзывчивость,

устойчивый

интерес

к

природе

и

желание

охранять

и

преумножать

природные богатства. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они проявляют

заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе,

о

растениях,

делятся

впечатлениями,

расспрашивают

о

деревьях,

цветах.

Дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной

ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к

природе, предметному миру, к себе и другим людям.

Проблема:

Существование

целого

ряда

экологических

проблем

в

мире

диктует

необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию у

населения экологического сознания и культуры природопользования. Начинать ее следует

уже в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Но дети часто

видят,

как

взрослые

нарушают

элементарные

нормы

поведения

в

местах

отдыха,

оставляют

мусор,

включают

громко

музыку,

вырезают

надписи

на

стволах

деревьев,

обижают бездомных животных. В совместной работе с родителями мы должны повышать

экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к окружающей природе, тем

самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение

человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Цель проекта: Расширяя представления детей о живой и неживой природе, формировать

у детей осознанно-правильное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

* Активизировать познавательную деятельность, повысить качество занятий в

свободное время.

* Поощрять детское экспериментирование, навыки исследовательской работы.

* Создать единое пространство, развивающую образовательно-интеллектуальную среду

в условиях детского сада, стимулирующую познавательную активность детей.

* Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов

и экспериментов.

Развивающие задачи: Развивать мышление, умение устанавливать причинно-

следственные связи между природными явлениями и губительной деятельностью людей;

развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать

выводы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности,

бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.

Участники

проекта:

Дети

старшей

группы,

родители

и

педагогический

коллектив

учреждения.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский.

Виды

детской

деятельности: Наблюдения,

опытно-экспериментальная

деятельность,

чтение

художественной

литературы,

заучивание

стихотворений,

драматизация

сказок,

экскурсии, изобразительная деятельность.

Обеспечение:

Материально-техническое:

ИКТ,

иллюстрации

и

сюжетные

картины,

шапки

для

драматизации, оборудование для опытов, набор семян, почва для огорода.

Учебно-методическое:

Методическая литература: С.Николаева Методическое пособие к программе «Зеленая

тропинка»; С.Николаева «Эколог в детском саду»; А.И.Иванова «Методика организации

наблюдений и экспериментов в детском саду»; Т.Зубкова «В гостях у старого дерева»;

С.Козлова

«Я

человек»;

Л.Молодова

«Игровые

экологические

занятия

с

детьми»;

Н.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; Н.Веракса,

О.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»; Л.Ковинько

«Секреты природы – это так интересно»; Н.А.Рыжова «Экологические сказки».

Художественная литература: В.Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Лесные

домишки», «Сова», «Как муравьишка домой спешил»; Г.Скребицкий «Всяк по-своему»;

М.Пришвин «Ребята и утята», «Еж»; Ю.Салин «Наш друг мишка»(отрывки); М.Горький

«Воробьишко», С.Маршак «Терем-теремок»; Е.Чарушин «Дятел», «Воробей», «Журавль»;

русская

народная

песенка

«Гуси»;

»

А.Яшин

«Покормите

птиц»;

М.Клокова

«Зима прошла».

Предполагаемый результат:

* Закрепление и расширение знаний детей об окружающей природе, формирование на

этой основе духовного, экологического и личностного отношения к окружающей

действительности;

* Развитие интереса у детей к исследовательской деятельности;

* Расширение связей с узкими специалистами ДОУ;

* Активизация работы по взаимодействию с родителями, позиции родителей как

участников педагогического процесса детского сада;

Продукт проектной деятельности: Фотоальбом, выставка рисунков, огород на окне.

Презентация проекта: Викторина.

Этапы реализации проекта:

Подготовительныйэтап:

Цель:

Создать

условия

для

участия

детей,

педагогического

коллектива

и

родителей

в

образовательном процессе.

Содержание:

Выбор актуальной темы;

Постановка цели и задачи;

Сбор и накопление методического и технического материала;

Включение в план – схемы занятий, игр, экскурсий и других видов деятельности;

Разработка домашних заданий;

Договор об экскурсии в музейно-выставочный центр;

Беседа с родителями;

Изготовление шапок для драматизации сказок.

Основной этап:

Цель: Дать детям знания и представления об объектах и явлениях природы,

Развивать познавательные и творческие способности детей.

Воспитывать осознанно – правильное отношение к окружающей

Содержание:

Совместная деятельность детей и воспитателей:

Наблюдения в природе, за ростом растений в огороде на окне;

Цикл интегративных занятий «В гостях у старого дерева»;

Экскурсия в краеведческий музей;

Чтение художественной литературы;

Разучивание песен и стихов о родном крае, его природе, животных и растениях;

Экскурсия в музей, фотовыставка;

Драматизация сказки «Терем-теремок» С.Маршак;

Опытно-экспериментальная деятельность «Секреты природы – это так интересно»;

Самостоятельная деятельность детей:

Рисование сюжетных и пейзажных картин.

Заключительный этап

Цель: Обобщить полученные знания и представления.

Содержание: Викторина. Участие в конкурсе «Огород на окне».

Используемая литература:

Веракса

Н.

Е.

«Познавательно-исследовательская

деятельность

дошкольников»

Мозайка, 2014

Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» +СD, 2006, Детство

Нищева Н. В. Альбом «Четыре времени года+СD» Детство, 2007

Кондратьева «Мы. Программа экологического образования», Детство, 2006

Тугушева

«Экспериментальная

деятельность

для

детей.

Средняя

и

старшая

группа», Детство, 2008

Нищева

Н.В.

«Конспекты

занятий

по

формированию

у

дошкольников

естественнонаучных представ», 201.

Тимофеева

Л.Л./Ребенок

и

окружающий

мир.

Комплексное

занятие

в

старшей

группе, 2011

Крашенинникова Е. Е., Холодова О. Л./Развитие познавательных способностей

дошкольников 4-7 лет. ФГОС, 2015

Николаева С. Н./Парциальная программа «Юный эколог» детям 3-7 лет, 2016

Соломенникова О. А./Ознакомление с природой в детском саду старшая группа

ФГОС, 2016

Козлова С.А. «Я – человек» Москва «Школьная Пресса» 2004.

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия», «ЦГЛ»Москва2003.

Никонова

Н.О.

«Экологический

дневник

дошкольника»

С-Петербург

«Детство-

Пресс» 2007.

Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно!» Линка-Пресс Москва 2004.

Зубкова Т., Аромштам М. «В гостях у старого дерева» Москва «Чистые пруды»

2007.

Н.А.Рыжова «Экологические сказки» Москва «Чистые пруды» 2008.

Календарно-тематическое планирование:

1-я неделя. Цикл интегративных занятий «В гостях у старого дерева»,

Наблюдения за веточкой в вазе,

Эксперименты с семенами – что нужно, чтобы проросли семена.

Чтение. В.Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Лесные домишки»,

«Сова», «Как муравьишка домой спешил»

2-я

неделя.

Опытно-экспериментальная

деятельность

«Секреты

природы

это

так

интересно!» (Опыты с водой, воздухом, почвой). Дети делают выводы и зарисовывают.

Чтение. М.Пришвин «Ребята и утята», «Еж»;

3-я неделя. Экскурсия в краеведческий музей. Фотовыставка;

Разучивание песен, стихов о родном крае и его природе;

Чтение.

Е.Чарушин «Дятел», «Воробей», «Журавль»;

4-я неделя Драматизация сказки «Терем-теремок» С.Маршак;

Выставка рисунков «Природа – наш общий дом»;

Презентация проекта. Викторина. Участие в конкурсе «Огород на окне».



В раздел образования