Автор: Фаррахова Альмира Хуснулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Лангепас, Тюменская обл., ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка краткосрочного проекта для детей 5-6 лет
Тема: "Земля - наш общий дом"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка краткосрочного проекта «Земля наш общий дом» для детей 5-6
лет. (Старшая группа)
Актуальность: Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную
отзывчивость,
устойчивый
интерес
к
природе
и
желание
охранять
и
преумножать
природные богатства. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они проявляют
заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе,
о
растениях,
делятся
впечатлениями,
расспрашивают
о
деревьях,
цветах.
Дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной
ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к
природе, предметному миру, к себе и другим людям.
Проблема:
Существование
целого
ряда
экологических
проблем
в
мире
диктует
необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию у
населения экологического сознания и культуры природопользования. Начинать ее следует
уже в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Но дети часто
видят,
как
взрослые
нарушают
элементарные
нормы
поведения
в
местах
отдыха,
оставляют
мусор,
включают
громко
музыку,
вырезают
надписи
на
стволах
деревьев,
обижают бездомных животных. В совместной работе с родителями мы должны повышать
экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к окружающей природе, тем
самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение
человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цель проекта: Расширяя представления детей о живой и неживой природе, формировать
у детей осознанно-правильное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:
* Активизировать познавательную деятельность, повысить качество занятий в
свободное время.
* Поощрять детское экспериментирование, навыки исследовательской работы.
* Создать единое пространство, развивающую образовательно-интеллектуальную среду
в условиях детского сада, стимулирующую познавательную активность детей.
* Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов
и экспериментов.
Развивающие задачи: Развивать мышление, умение устанавливать причинно-
следственные связи между природными явлениями и губительной деятельностью людей;
развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать
выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности,
бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.
Участники
проекта:
Дети
старшей
группы,
родители
и
педагогический
коллектив
учреждения.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский.
Виды
детской
деятельности: Наблюдения,
опытно-экспериментальная
деятельность,
чтение
художественной
литературы,
заучивание
стихотворений,
драматизация
сказок,
экскурсии, изобразительная деятельность.
Обеспечение:
Материально-техническое:
ИКТ,
иллюстрации
и
сюжетные
картины,
шапки
для
драматизации, оборудование для опытов, набор семян, почва для огорода.
Учебно-методическое:
Методическая литература: С.Николаева Методическое пособие к программе «Зеленая
тропинка»; С.Николаева «Эколог в детском саду»; А.И.Иванова «Методика организации
наблюдений и экспериментов в детском саду»; Т.Зубкова «В гостях у старого дерева»;
С.Козлова
«Я
–
человек»;
Л.Молодова
«Игровые
экологические
занятия
с
детьми»;
Н.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; Н.Веракса,
О.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»; Л.Ковинько
«Секреты природы – это так интересно»; Н.А.Рыжова «Экологические сказки».
Художественная литература: В.Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Лесные
домишки», «Сова», «Как муравьишка домой спешил»; Г.Скребицкий «Всяк по-своему»;
М.Пришвин «Ребята и утята», «Еж»; Ю.Салин «Наш друг мишка»(отрывки); М.Горький
«Воробьишко», С.Маршак «Терем-теремок»; Е.Чарушин «Дятел», «Воробей», «Журавль»;
русская
народная
песенка
«Гуси»;
»
А.Яшин
«Покормите
птиц»;
М.Клокова
«Зима прошла».
Предполагаемый результат:
* Закрепление и расширение знаний детей об окружающей природе, формирование на
этой основе духовного, экологического и личностного отношения к окружающей
действительности;
* Развитие интереса у детей к исследовательской деятельности;
* Расширение связей с узкими специалистами ДОУ;
* Активизация работы по взаимодействию с родителями, позиции родителей как
участников педагогического процесса детского сада;
Продукт проектной деятельности: Фотоальбом, выставка рисунков, огород на окне.
Презентация проекта: Викторина.
Этапы реализации проекта:
Подготовительныйэтап:
Цель:
Создать
условия
для
участия
детей,
педагогического
коллектива
и
родителей
в
образовательном процессе.
Содержание:
Выбор актуальной темы;
Постановка цели и задачи;
Сбор и накопление методического и технического материала;
Включение в план – схемы занятий, игр, экскурсий и других видов деятельности;
Разработка домашних заданий;
Договор об экскурсии в музейно-выставочный центр;
Беседа с родителями;
Изготовление шапок для драматизации сказок.
Основной этап:
Цель: Дать детям знания и представления об объектах и явлениях природы,
Развивать познавательные и творческие способности детей.
Воспитывать осознанно – правильное отношение к окружающей
Содержание:
Совместная деятельность детей и воспитателей:
Наблюдения в природе, за ростом растений в огороде на окне;
Цикл интегративных занятий «В гостях у старого дерева»;
Экскурсия в краеведческий музей;
Чтение художественной литературы;
Разучивание песен и стихов о родном крае, его природе, животных и растениях;
Экскурсия в музей, фотовыставка;
Драматизация сказки «Терем-теремок» С.Маршак;
Опытно-экспериментальная деятельность «Секреты природы – это так интересно»;
Самостоятельная деятельность детей:
Рисование сюжетных и пейзажных картин.
Заключительный этап
Цель: Обобщить полученные знания и представления.
Содержание: Викторина. Участие в конкурсе «Огород на окне».
Используемая литература:
Веракса
Н.
Е.
«Познавательно-исследовательская
деятельность
дошкольников»
Мозайка, 2014
Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» +СD, 2006, Детство
Нищева Н. В. Альбом «Четыре времени года+СD» Детство, 2007
Кондратьева «Мы. Программа экологического образования», Детство, 2006
Тугушева
«Экспериментальная
деятельность
для
детей.
Средняя
и
старшая
группа», Детство, 2008
Нищева
Н.В.
«Конспекты
занятий
по
формированию
у
дошкольников
естественнонаучных представ», 201.
Тимофеева
Л.Л./Ребенок
и
окружающий
мир.
Комплексное
занятие
в
старшей
группе, 2011
Крашенинникова Е. Е., Холодова О. Л./Развитие познавательных способностей
дошкольников 4-7 лет. ФГОС, 2015
Николаева С. Н./Парциальная программа «Юный эколог» детям 3-7 лет, 2016
Соломенникова О. А./Ознакомление с природой в детском саду старшая группа
ФГОС, 2016
Козлова С.А. «Я – человек» Москва «Школьная Пресса» 2004.
Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия», «ЦГЛ»Москва2003.
Никонова
Н.О.
«Экологический
дневник
дошкольника»
С-Петербург
«Детство-
Пресс» 2007.
Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно!» Линка-Пресс Москва 2004.
Зубкова Т., Аромштам М. «В гостях у старого дерева» Москва «Чистые пруды»
2007.
Н.А.Рыжова «Экологические сказки» Москва «Чистые пруды» 2008.
Календарно-тематическое планирование:
1-я неделя. Цикл интегративных занятий «В гостях у старого дерева»,
Наблюдения за веточкой в вазе,
Эксперименты с семенами – что нужно, чтобы проросли семена.
Чтение. В.Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Лесные домишки»,
«Сова», «Как муравьишка домой спешил»
2-я
неделя.
Опытно-экспериментальная
деятельность
«Секреты
природы
–
это
так
интересно!» (Опыты с водой, воздухом, почвой). Дети делают выводы и зарисовывают.
Чтение. М.Пришвин «Ребята и утята», «Еж»;
3-я неделя. Экскурсия в краеведческий музей. Фотовыставка;
Разучивание песен, стихов о родном крае и его природе;
Чтение.
Е.Чарушин «Дятел», «Воробей», «Журавль»;
4-я неделя Драматизация сказки «Терем-теремок» С.Маршак;
Выставка рисунков «Природа – наш общий дом»;
Презентация проекта. Викторина. Участие в конкурсе «Огород на окне».