Напоминание

Театр как способ формирования универсальных учебных действий


Автор: Марковская Юлия Ярославна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: статья
Тема: Театр как способ формирования универсальных учебных действий
Раздел: среднее образование





Назад




Театр как способ формирования универсальных учебных действий

Марковская Ю. Я.

учитель ИЗО и МХК,

МБОУ « Гимназия № 1»

Совсем недавно мы гордились тем, что являемся самой читающей страной мира. Но

сменилось всего несколько поколений, и мы с ужасом видим, на наших глазах вырастают и

взрослеют молодые люди, которые в принципе ничего ни читают. Последствие такого

печального

явления

несложно

себе

представить.

Нас

пытаются

убедить,

что

это

закономерное явление и этот процесс происходит во всём мире, но подобное утверждение

не

может

считаться

аргументом.

Глубоко

убеждена,

что

любовь

к

чтению,

заинтересованное отношение к классической литературе должно быть сформировано в

школе. Ни какой, даже самый любящий родитель, ни какой, даже самый лучший учитель,

не сможет заменить ребёнку безграничный мир литературы. И долг учителя открыть ему

дверь

в

этот

мир.

Но

каким

образом?

Наверное,

существует

много

способов

заинтересовать ребёнка художественным произведением, об одном из них я хотела бы

рассказать.

Литература важная составляющая мировой художественной культуры. Русская и

зарубежная

литература

бесценная

сокровищница,

вобравшее

в

себя

бесконечное

многообразие

человеческих

характеров.

Но

как

познакомить

с

ней

учеников?

Если

произведения изобразительного искусства можно показать, а музыку прослушать, то с

литературным произведением гораздо сложнее, его надо изучить, а на это потребуется

время. Сегодня модно пользоваться усечённым вариантом произведения, и Интернет, в

этом смысле, наш сильнейший враг, но на нашей стороне и профессионализм и желание

приобщить ребёнка к чтению.

Недавно в разговоре молодая женщина, успешная бизнесмен упомянула, что читает

«Войну и мир» именно читает, а не перечитывает. «Не знаю, что я делала в школе» -

застенчиво добавила она. Это её счастье, что природное стремление к развитию толкает

её

возвратиться

к

школьным

программным

произведениям.

Очень

часто

изучение

произведения не только не увлекает, но и вызывает стойкое отвращение к классике

вообще. И после бесплодных попыток уговорить детей прочитать что-нибудь из античной

драматургии у меня возникла идея поставить драму прямо на уроке.

Я

взяла

на

себя

смелость,

в

рамках

уроков

предусмотренных

для

изучения

драматургии и театра, познакомить с трагедией Еврипида «Медея». Почему именно это

произведение? Во первых, потому, что главная героиня - женщина, что в эпоху Еврипида

уже было новаторством. А во-вторых, это очень динамичное и драматичное произведение,

где пострадавшая в момент становиться преступницей, а прославленный герой жертвой.

Трагедия

Еврипида

«Медея»

достаточно

небольшое

произведение

и

временные

рамки урока позволяют воспроизвести его полностью.

Сложность состояла в том, чтобы задействовать весь класс. Ведь это не театр-студия,

куда

приходят

подготовленные,

заинтересованные,

желающие

заниматься

дети

-

это

обычный

урок

и

нужно

было

организовать

его

так,

чтобы

все

максимально

были

включены в работу. Поэтому в трёх разных эпизодах Медею играли три разные девочки, а

Ясона три разных мальчика. Итак, артистов у меня было 8 человек, а остальные 17

человек были зрители, с которыми предварительно была проведена беседа, о том, что

зритель

не

менее

ответственная

и

важная

роль.

Кроме

того,

на

следующем

уроке

планировалась контрольная работа по произведению, о которой класс был предупреждён.

Сначала я просто распечатывало текст и «артисты» читали его стоя у доски. Но

потом мы решили перенести наш спектакль в малый актовый зал. Там была настоящая

сцена

и

партер.

Так

как

наша

гимназия

располагает

определённым

количеством

театральных костюмов, возникла идея использовать их в спектакле.

Итак, зрители рассаживаются, а за сценой помогаю артистам, задействованным в

первой

сцене

переодеваться

в

костюмы.

Не

буду

лукавить,

первый

спектакль

был

абсолютно провальным. Оказалось, что дети совершенно не умеют держаться на сцене,

читают текст роли очень тихо, неэмоционально, поворачиваются к зрителям спиной, да и

было видно, что некоторые артисты (несмотря на то, что получили «роль» заранее) свои

слова

впервые прочли только на сцене.

А

зрители, устав вслушиваться, казалось,

совершенно не интересуются происходящим.

Но, проверочная работа показала, что основная задача была выполнена и ученики

достаточно

хорошо

разобрались

в

перипетиях

сюжета

и

взаимоотношениях

героев,

особенно те, кто выполнил каникулярное задание и прочитал древнегреческий миф об

аргонавтах, на основе которого Еврипид и создал свою трагедию.

И вот тогда, когда пьеса была сыграна, мы с учениками смогли обсудить её. Считают

ли они героем Ясона? Как они относятся к Медее? Как оценивают её поступок? Стали ли

люди лучше с тех пор как умер Еврипид?

Позднее, по отзывам детей, стало понятно, что идея создания театра на уроке

увлекла не только меня.

Ценность нашего опыта в том, что спектакль создаётся прямо на уроке, «здесь и

сейчас» и даже небольшие репетиции, которые мы успеваем проводить, тоже происходят в

присутствии зрителей.

Правду говорят, что опыт отец мастерства, постепенно пришло понимание, что

необходимо учить текст роли, иначе артист, который не знает слов, жалко смотрится на

сцене, ушла скованность и неуклюжесть, появилась уверенность и свобода движений.

Изъявили желание сыграть какую-нибудь роль даже те, кто первое время категорически

отказывался.

Более

внимательными

и

чуткими

стали

наши

зрители,

иногда

выслушивающие один и тот же эпизод по нескольку раз, аплодисментами, реагирующие

даже на самые незначительные удачи. Конечно, мы ещё далеки от того, чтобы кому-то

показать

наши

инсценировки.

Хотя

у

меня

была

мысль

попробовать

объединить

параллель, но это пока планы на будущее.

Что стало главным результатом этой формы организации урока?

Новые

требования

к

системе

образования,

сформулированные

в

ФГОС,

предполагают,

что

обучающийся

будет

самостоятельно

добывать

знания

в

процессе

обучения.

И

коммуникативные,

и

регулятивные,

и

познавательные,

а

самое

главное

личностные универсальные учебные действия формируются в процессе инсценировки.

Театральная

деятельность

носит

развивающий

характер,

сознательный

уход

от

традиционных,

набивших

оскомину

форм

обучения,

позволяет

проявить

свою

индивидуальность и при этом остаться собой.

У

любого

ребёнка

существует

потребность

в

развитии

и

преодолении

себя.

Творчество бывает свободным, иначе это уже не творчество. Что самое главное в театре на

уроке,

где

играют

дети?

Стремление

воспитать

ребёнка

через

активное

общение

с

искусством. Игра в театре требует внимательного отношения к тексту. Какая разница

современному школьнику

чего хотел от жизни Фауст, и какие чувства испытывал к

Маргарите? В большинстве случаев судьба главного героя трагедии Гёте оставит его

равнодушным. Но только не тогда, когда он или его одноклассник играет роль Фауста или

Маргариты в импровизированном школьном спектакле. И здесь понадобиться знание

произведения и уметь читать автора между строк.

В конце года я провожу письменный опрос для того, чтобы получить обратную

связь, услышать мнение своих учеников. Учащиеся отвечают на вопросы, что было самым

скучным, что было самым интересным, самым трудным и к какой бы теме хотелось

вернуться.

Даже те, кого я считала, абсолютно равнодушным к нашим постановкам написали,

чтоб в будущем году было больше театра.

Характерным отзывом является рефлексия Алёны Н. «Я бы очень хотела сыграть

ещё какую-нибудь роль - писала она - я знаю, я играла плохо, боялась и волновалась, но я

очень постараюсь сыграть следующий раз лучше и надеюсь, что Вы доверите мне какую-

нибудь роль.

Спасибо

тебе,

Алёна.

Я

тоже

постараюсь.

И

тоже

очень

надеюсь.

На

великих

драматургов и на вас.



В раздел образования