Автор: Марковская Юлия Ярославна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: статья
Тема: Театр как способ формирования универсальных учебных действий
Раздел: среднее образование
Театр как способ формирования универсальных учебных действий
Марковская Ю. Я.
учитель ИЗО и МХК,
МБОУ « Гимназия № 1»
Совсем недавно мы гордились тем, что являемся самой читающей страной мира. Но
сменилось всего несколько поколений, и мы с ужасом видим, на наших глазах вырастают и
взрослеют молодые люди, которые в принципе ничего ни читают. Последствие такого
печального
явления
несложно
себе
представить.
Нас
пытаются
убедить,
что
это
закономерное явление и этот процесс происходит во всём мире, но подобное утверждение
не
может
считаться
аргументом.
Глубоко
убеждена,
что
любовь
к
чтению,
заинтересованное отношение к классической литературе должно быть сформировано в
школе. Ни какой, даже самый любящий родитель, ни какой, даже самый лучший учитель,
не сможет заменить ребёнку безграничный мир литературы. И долг учителя открыть ему
дверь
в
этот
мир.
Но
каким
образом?
Наверное,
существует
много
способов
заинтересовать ребёнка художественным произведением, об одном из них я хотела бы
рассказать.
Литература важная составляющая мировой художественной культуры. Русская и
зарубежная
литература
бесценная
сокровищница,
вобравшее
в
себя
бесконечное
многообразие
человеческих
характеров.
Но
как
познакомить
с
ней
учеников?
Если
произведения изобразительного искусства можно показать, а музыку прослушать, то с
литературным произведением гораздо сложнее, его надо изучить, а на это потребуется
время. Сегодня модно пользоваться усечённым вариантом произведения, и Интернет, в
этом смысле, наш сильнейший враг, но на нашей стороне и профессионализм и желание
приобщить ребёнка к чтению.
Недавно в разговоре молодая женщина, успешная бизнесмен упомянула, что читает
«Войну и мир» именно читает, а не перечитывает. «Не знаю, что я делала в школе» -
застенчиво добавила она. Это её счастье, что природное стремление к развитию толкает
её
возвратиться
к
школьным
программным
произведениям.
Очень
часто
изучение
произведения не только не увлекает, но и вызывает стойкое отвращение к классике
вообще. И после бесплодных попыток уговорить детей прочитать что-нибудь из античной
драматургии у меня возникла идея поставить драму прямо на уроке.
Я
взяла
на
себя
смелость,
в
рамках
уроков
предусмотренных
для
изучения
драматургии и театра, познакомить с трагедией Еврипида «Медея». Почему именно это
произведение? Во первых, потому, что главная героиня - женщина, что в эпоху Еврипида
уже было новаторством. А во-вторых, это очень динамичное и драматичное произведение,
где пострадавшая в момент становиться преступницей, а прославленный герой жертвой.
Трагедия
Еврипида
«Медея»
достаточно
небольшое
произведение
и
временные
рамки урока позволяют воспроизвести его полностью.
Сложность состояла в том, чтобы задействовать весь класс. Ведь это не театр-студия,
куда
приходят
подготовленные,
заинтересованные,
желающие
заниматься
дети
-
это
обычный
урок
и
нужно
было
организовать
его
так,
чтобы
все
максимально
были
включены в работу. Поэтому в трёх разных эпизодах Медею играли три разные девочки, а
Ясона три разных мальчика. Итак, артистов у меня было 8 человек, а остальные 17
человек были зрители, с которыми предварительно была проведена беседа, о том, что
зритель
не
менее
ответственная
и
важная
роль.
Кроме
того,
на
следующем
уроке
планировалась контрольная работа по произведению, о которой класс был предупреждён.
Сначала я просто распечатывало текст и «артисты» читали его стоя у доски. Но
потом мы решили перенести наш спектакль в малый актовый зал. Там была настоящая
сцена
и
партер.
Так
как
наша
гимназия
располагает
определённым
количеством
театральных костюмов, возникла идея использовать их в спектакле.
Итак, зрители рассаживаются, а за сценой помогаю артистам, задействованным в
первой
сцене
переодеваться
в
костюмы.
Не
буду
лукавить,
первый
спектакль
был
абсолютно провальным. Оказалось, что дети совершенно не умеют держаться на сцене,
читают текст роли очень тихо, неэмоционально, поворачиваются к зрителям спиной, да и
было видно, что некоторые артисты (несмотря на то, что получили «роль» заранее) свои
слова
впервые прочли только на сцене.
А
зрители, устав вслушиваться, казалось,
совершенно не интересуются происходящим.
Но, проверочная работа показала, что основная задача была выполнена и ученики
достаточно
хорошо
разобрались
в
перипетиях
сюжета
и
взаимоотношениях
героев,
особенно те, кто выполнил каникулярное задание и прочитал древнегреческий миф об
аргонавтах, на основе которого Еврипид и создал свою трагедию.
И вот тогда, когда пьеса была сыграна, мы с учениками смогли обсудить её. Считают
ли они героем Ясона? Как они относятся к Медее? Как оценивают её поступок? Стали ли
люди лучше с тех пор как умер Еврипид?
Позднее, по отзывам детей, стало понятно, что идея создания театра на уроке
увлекла не только меня.
Ценность нашего опыта в том, что спектакль создаётся прямо на уроке, «здесь и
сейчас» и даже небольшие репетиции, которые мы успеваем проводить, тоже происходят в
присутствии зрителей.
Правду говорят, что опыт отец мастерства, постепенно пришло понимание, что
необходимо учить текст роли, иначе артист, который не знает слов, жалко смотрится на
сцене, ушла скованность и неуклюжесть, появилась уверенность и свобода движений.
Изъявили желание сыграть какую-нибудь роль даже те, кто первое время категорически
отказывался.
Более
внимательными
и
чуткими
стали
наши
зрители,
иногда
выслушивающие один и тот же эпизод по нескольку раз, аплодисментами, реагирующие
даже на самые незначительные удачи. Конечно, мы ещё далеки от того, чтобы кому-то
показать
наши
инсценировки.
Хотя
у
меня
была
мысль
попробовать
объединить
параллель, но это пока планы на будущее.
Что стало главным результатом этой формы организации урока?
Новые
требования
к
системе
образования,
сформулированные
в
ФГОС,
предполагают,
что
обучающийся
будет
самостоятельно
добывать
знания
в
процессе
обучения.
И
коммуникативные,
и
регулятивные,
и
познавательные,
а
самое
главное
личностные универсальные учебные действия формируются в процессе инсценировки.
Театральная
деятельность
носит
развивающий
характер,
сознательный
уход
от
традиционных,
набивших
оскомину
форм
обучения,
позволяет
проявить
свою
индивидуальность и при этом остаться собой.
У
любого
ребёнка
существует
потребность
в
развитии
и
преодолении
себя.
Творчество бывает свободным, иначе это уже не творчество. Что самое главное в театре на
уроке,
где
играют
дети?
Стремление
воспитать
ребёнка
через
активное
общение
с
искусством. Игра в театре требует внимательного отношения к тексту. Какая разница
современному школьнику
чего хотел от жизни Фауст, и какие чувства испытывал к
Маргарите? В большинстве случаев судьба главного героя трагедии Гёте оставит его
равнодушным. Но только не тогда, когда он или его одноклассник играет роль Фауста или
Маргариты в импровизированном школьном спектакле. И здесь понадобиться знание
произведения и уметь читать автора между строк.
В конце года я провожу письменный опрос для того, чтобы получить обратную
связь, услышать мнение своих учеников. Учащиеся отвечают на вопросы, что было самым
скучным, что было самым интересным, самым трудным и к какой бы теме хотелось
вернуться.
Даже те, кого я считала, абсолютно равнодушным к нашим постановкам написали,
чтоб в будущем году было больше театра.
Характерным отзывом является рефлексия Алёны Н. «Я бы очень хотела сыграть
ещё какую-нибудь роль - писала она - я знаю, я играла плохо, боялась и волновалась, но я
очень постараюсь сыграть следующий раз лучше и надеюсь, что Вы доверите мне какую-
нибудь роль.
Спасибо
тебе,
Алёна.
Я
тоже
постараюсь.
И
тоже
очень
надеюсь.
На
великих
драматургов и на вас.