Автор: Маранцева Любовь Васильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №50 "Дефектолог"
Населённый пункт: г.Люберцы Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль пальчиковых игр для психического развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Пальчиковые игры способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти,
воображения и мышления, положительно влияют на эмоциональное состояние, а также
радуют и ободряют детей, учат их общаться. Развитие мелкой моторики способствует
формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи,
нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз и снижает психическое
напряжение. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения
пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические
движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных
(двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые
области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и
рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются
мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития
речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких
движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и
пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Пальчиковые игры - это самый универсальный дидактический и развивающий материал.
Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на
мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется, улучшается настроение детей,
формируются добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком, а также среди детей.
В своей работе с детьми я активно использую данную технологию с целью развития
познавательных способностей детей, расширение их кругозора, формирования
адекватных возрасту способов общения со взрослыми и сверстниками.
В своей работе я использую авторские игры Е.А. Савельевой (кн. «Пальчиковые и жесто-
вые игры в стихах для дошкольников». Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2010).
А также собственные комплексы упражнений, которые привожу ниже.
РАССКАЖЕМ СКАЗКУ ПАЛЬЧИКАМИ.
( комплексы упражнений, составленные педагогом-психологом Маранцевой Л.В.).
1.ОСЕНЬ.
Вот стоит большой дом (Обе ладони прижаты указательный палец одной руки оьведен в
сторону).
Около дома растет береза (предплечья рук соединены вместе, ладони отведены в сто-
роны). На веточках березы висят желтые листочки (движения пальчиками, ладони нак-
лоняем поочередно вправо – влево). Дует холодный осенний ветер, листочки срываются
с веток, летят и тихо ложатся на землю (руки плавно опускаются вниз).
По дорожке идет девочка Маша (указательным и средним пальцами обеих рук «шагаем»
по поверхности стола).
Осенние листочки под ее ногами тихо шуршат (дыхательное упражнение: вдох –
пауза- выдох со зв. ш-ш-ш). В руках у Маши корзинка (пальцы рук сплетены). А в
корзинке лежит круглое, сочное, вкусное яблоко (пальцы обеих рук соприкасаются
кончиками, ладони выпуклые), 2 лесных орешка ( большой и указат.пальцы на обеих
руках соединены в кольцо), и большой белый гриб (под ладонью левой руки указат. па-
лец правой ). Эти гостинцы несет девочка домой, где ее ждут (загибаем поочередно
пальчики) мама, папа, бабушка, дедушка и маленький братик.
2.ЧАЕПИТИЕ.
В комнате стоит стул (правая рука сложена в кулак,левая ладонь прижата), стол (ладонь
одной руки лежит на кулаке другой руки). На столе – чайник.
. У него есть крышечка (кулак левой руки на ладони правой руки), на крышечке
есть шишечка (два кулачка соединены), на шишечке есть дырочка (указат. и большие
пальцы рук соединены между собой) , из дырочки идет дымок (указат. пальцами
«рисуем» спиральки). За столом сидят (загибаем поочередно пальчики) мама, папа,
бабушка, дедушка и девочка Маша. Все пьют чай из чашек (ладошки обеих рук снизу
соединены , а вверху разведены в стороны) с конфетами (указат.пальцы обеих рук
прижаты друг к другу) . с печеньем (указ. и большие пальцы обеих рук сложены в форму
треугольника) и большим маминым пирогом (руками показываем большой круг).
Всем очень вкусно (облизываем языком губы) и очень весело (улыбаемся).
3.ЗИМА.
В лесу на поляне растет стройная береза (предплечья рук прижаты друг к другу ладони
отведены в стороны). Рядом с березой растет большая ель ( 2-мя руками одновременно
в воздухе рисуем ель).У нее есть макушка , пушистые веточки и толстый , крепкий ствол.
Когда дует сильный ветер , деревья раскачиваются ( 2 прижатые друг к другу руки с
отвед. в разные стороны ладонями наклоняем влево – вправо). На полянку прибежали
зайчата (показываем указат. и средн . пальчиками «ушки»), за
ними охотится лисичка( 2 ладони вместе, мизинцами (рот) и большими пальцами ( уши)
шевелим). В зимнем лесу гуляет девочка. Снег под ее ногами поскрипывает. Она наклони-
лась, взяла горсть снега и подбросила его вверх (показываем руками), снег заискрился и
засве ркал . словно салют (плавно опускаем руки вниз, поворачивая при этом ладони).
Девочка снова взяла горсть снега и снова его подбросила. Очень ей понравилась эта игра.
Но тут она вспомнила, что ей пора домой. Она стала быстро отряхиваться от снега: отрях-
нула голову (показываем) , плечи, руки. А потом быстро побежала домой (указат.и средн.
пальцами быстро « шагаем» по поверхности стола).
4. ВЕСНА.
На небе светит теплое солнышко ( рисуем обеими руками круг).Оно своими лучами (ри-
суем лучи) согревает все вокруг. На крышах домов висят сосульки ( ладони прижаты).
Когда солнышко их согревает, они начинают капать (стучим попеременно указат. паль-
цами рук по столу). На улице тает снег , бегут ручьи («шагаем» пальчиками). Дети из бу-
маги делают лодочки (обе ладошки прижаты) и пускают их по воде (делаем
ладошками движения влево – вправо). Из – под снега вырастают первые весенние цветы
подснежники ( соедин. ладони движутся снизу вверх, затем раскрыв.). Они качаются на
ветру на своих тоненьких стебельках ( соедин. предплечья рук наклоняются вправо –
влево). С юга летят перелетные птицы ( упр. « птицы»). Они вьют гнезда (пальцы обеих
рук переплетены), откладывают яйца (кончики пальцев обеих рук соединены). Из яиц
вылупляются птенчики. Они очень маленькие и все время хотят есть ( соедин. и разъедин.
большой и указат. пальцы). Взрослые птицы кормят их червяками (изгибаем указат.
пальцы обеих рук).
На деревьях набухли почки (показываем кулачки) , из них появляются зеленые листочки
(кулачки раскрываем и трясем ладошками). Вся природа радуется весне и мы тоже
(улыбаемся, глядя друг другу в глаза).
5. АКВАРИУМ.
На столе ( кулачок покрыт ладошкой) стоит круглый (руками показываем круг)
аквариум. В нем живут рыбки ( ладони вместе, движения влево – вправо). На
дне аквариума лежат камушки (показываем кулачки), растут водоросли (2 ладони
вместе, движения снизу вверх). Рыбки плавают в аквариуме ( две ладони вместе,
движения вверх – вниз ,вперед _ назад), едят червячков , хлебные крошки ( движения
большим и указательными пальчиками).