Напоминание

Роль пальчиковых игр для психического развития дошкольников


Автор: Маранцева Любовь Васильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №50 "Дефектолог"
Населённый пункт: г.Люберцы Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль пальчиковых игр для психического развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пальчиковые игры способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти,

воображения и мышления, положительно влияют на эмоциональное состояние, а также

радуют и ободряют детей, учат их общаться. Развитие мелкой моторики способствует

формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи,

нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз и снижает психическое

напряжение. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения

пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические

движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных

(двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые

области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и

рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются

мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития

речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких

движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и

пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически

рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пальчиковые игры - это самый универсальный дидактический и развивающий материал.

Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на

мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется, улучшается настроение детей,

формируются добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком, а также среди детей.

В своей работе с детьми я активно использую данную технологию с целью развития

познавательных способностей детей, расширение их кругозора, формирования

адекватных возрасту способов общения со взрослыми и сверстниками.

В своей работе я использую авторские игры Е.А. Савельевой (кн. «Пальчиковые и жесто-

вые игры в стихах для дошкольников». Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2010).

А также собственные комплексы упражнений, которые привожу ниже.

РАССКАЖЕМ СКАЗКУ ПАЛЬЧИКАМИ.

( комплексы упражнений, составленные педагогом-психологом Маранцевой Л.В.).

1.ОСЕНЬ.

Вот стоит большой дом (Обе ладони прижаты указательный палец одной руки оьведен в

сторону).

Около дома растет береза (предплечья рук соединены вместе, ладони отведены в сто-

роны). На веточках березы висят желтые листочки (движения пальчиками, ладони нак-

лоняем поочередно вправо – влево). Дует холодный осенний ветер, листочки срываются

с веток, летят и тихо ложатся на землю (руки плавно опускаются вниз).

По дорожке идет девочка Маша (указательным и средним пальцами обеих рук «шагаем»

по поверхности стола).

Осенние листочки под ее ногами тихо шуршат (дыхательное упражнение: вдох –

пауза- выдох со зв. ш-ш-ш). В руках у Маши корзинка (пальцы рук сплетены). А в

корзинке лежит круглое, сочное, вкусное яблоко (пальцы обеих рук соприкасаются

кончиками, ладони выпуклые), 2 лесных орешка ( большой и указат.пальцы на обеих

руках соединены в кольцо), и большой белый гриб (под ладонью левой руки указат. па-

лец правой ). Эти гостинцы несет девочка домой, где ее ждут (загибаем поочередно

пальчики) мама, папа, бабушка, дедушка и маленький братик.

2.ЧАЕПИТИЕ.

В комнате стоит стул (правая рука сложена в кулак,левая ладонь прижата), стол (ладонь

одной руки лежит на кулаке другой руки). На столе – чайник.

. У него есть крышечка (кулак левой руки на ладони правой руки), на крышечке

есть шишечка (два кулачка соединены), на шишечке есть дырочка (указат. и большие

пальцы рук соединены между собой) , из дырочки идет дымок (указат. пальцами

«рисуем» спиральки). За столом сидят (загибаем поочередно пальчики) мама, папа,

бабушка, дедушка и девочка Маша. Все пьют чай из чашек (ладошки обеих рук снизу

соединены , а вверху разведены в стороны) с конфетами (указат.пальцы обеих рук

прижаты друг к другу) . с печеньем (указ. и большие пальцы обеих рук сложены в форму

треугольника) и большим маминым пирогом (руками показываем большой круг).

Всем очень вкусно (облизываем языком губы) и очень весело (улыбаемся).

3.ЗИМА.

В лесу на поляне растет стройная береза (предплечья рук прижаты друг к другу ладони

отведены в стороны). Рядом с березой растет большая ель ( 2-мя руками одновременно

в воздухе рисуем ель).У нее есть макушка , пушистые веточки и толстый , крепкий ствол.

Когда дует сильный ветер , деревья раскачиваются ( 2 прижатые друг к другу руки с

отвед. в разные стороны ладонями наклоняем влево – вправо). На полянку прибежали

зайчата (показываем указат. и средн . пальчиками «ушки»), за

ними охотится лисичка( 2 ладони вместе, мизинцами (рот) и большими пальцами ( уши)

шевелим). В зимнем лесу гуляет девочка. Снег под ее ногами поскрипывает. Она наклони-

лась, взяла горсть снега и подбросила его вверх (показываем руками), снег заискрился и

засве ркал . словно салют (плавно опускаем руки вниз, поворачивая при этом ладони).

Девочка снова взяла горсть снега и снова его подбросила. Очень ей понравилась эта игра.

Но тут она вспомнила, что ей пора домой. Она стала быстро отряхиваться от снега: отрях-

нула голову (показываем) , плечи, руки. А потом быстро побежала домой (указат.и средн.

пальцами быстро « шагаем» по поверхности стола).

4. ВЕСНА.

На небе светит теплое солнышко ( рисуем обеими руками круг).Оно своими лучами (ри-

суем лучи) согревает все вокруг. На крышах домов висят сосульки ( ладони прижаты).

Когда солнышко их согревает, они начинают капать (стучим попеременно указат. паль-

цами рук по столу). На улице тает снег , бегут ручьи («шагаем» пальчиками). Дети из бу-

маги делают лодочки (обе ладошки прижаты) и пускают их по воде (делаем

ладошками движения влево – вправо). Из – под снега вырастают первые весенние цветы

подснежники ( соедин. ладони движутся снизу вверх, затем раскрыв.). Они качаются на

ветру на своих тоненьких стебельках ( соедин. предплечья рук наклоняются вправо –

влево). С юга летят перелетные птицы ( упр. « птицы»). Они вьют гнезда (пальцы обеих

рук переплетены), откладывают яйца (кончики пальцев обеих рук соединены). Из яиц

вылупляются птенчики. Они очень маленькие и все время хотят есть ( соедин. и разъедин.

большой и указат. пальцы). Взрослые птицы кормят их червяками (изгибаем указат.

пальцы обеих рук).

На деревьях набухли почки (показываем кулачки) , из них появляются зеленые листочки

(кулачки раскрываем и трясем ладошками). Вся природа радуется весне и мы тоже

(улыбаемся, глядя друг другу в глаза).

5. АКВАРИУМ.

На столе ( кулачок покрыт ладошкой) стоит круглый (руками показываем круг)

аквариум. В нем живут рыбки ( ладони вместе, движения влево – вправо). На

дне аквариума лежат камушки (показываем кулачки), растут водоросли (2 ладони

вместе, движения снизу вверх). Рыбки плавают в аквариуме ( две ладони вместе,

движения вверх – вниз ,вперед _ назад), едят червячков , хлебные крошки ( движения

большим и указательными пальчиками).



В раздел образования