Автор: Тимофеева Елена Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа - детский сад"
Населённый пункт: город Сафоново, Смоленская область
Наименование материала: программа кружка
Тема: "Юный эколог"
Раздел: дошкольное образование
1.09.2016
Принято на Совете Педагогов Рассмотрено на заседании МО Утверждаю
МБОУ «Начальная школа - Протокол № __от ________ Директор МБОУ «Начальная
детский сад» Рекомендовано к работе _______ школа - детский сад»
Протокол №___от_________ Руководитель МО _________Е.В.Прудникова
Заместитель директора по УВР Кондакова Г.И. Приказ № ___ от __________
О.В.Асташенкова
План работы
кружка в старшей
группе
«Юный эколог»
ВОСПИТАТЕЛЬ: ТИМОФЕЕВА ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА
Список детей
1.Букачев Глеб
2.
Зайцев Стас
3.
Зуев Коля
4.Карташов Вася
5.Матвеева Рита
6.Николаева Даша
7.Петров Матвей
8.Пиндюрова Даша
9.Торбов Рома
10.Уваров Тимофей
11.Цепаев Илья
12.Шпакова Василина
1
Краткое описание
Программа
кружка
«Юный
эколог»
основана
на
парциальной
программе
С.Н.Николаевой «Юный эколог» для детей старшего возраста от 5 до 6 лет.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической
совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и
образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о
природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью,
относиться ко всему живому.
Пояснительная записка.
Программа
кружка
«Юный
эколог»
основана
на
парциальной
программе
С.Н.Николаевой «Юный эколог» для детей старшего возраста от 5 до 6 лет.
Природа
и
человек
….
Когда-то
эти
понятия
в
сознании
людей
были
слиты
воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше
время
отношения
человека
и
природы
претерпели
изменения.
Экологические
проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека,
так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня
сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на
Земле.
Формирование
у
ребенка
культуры
сознания,
культуры
мышления,
«экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического
воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку
определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и
бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно
начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному
дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь
ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя
в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и
умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно
в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний
об
окружающем
его
мире,
охотно
откликается
на
добро.
Маленький
человек
начинает
делать
свои
первые
шаги.
Он
душой
чувствует
природу,
тянется
к
взаимодействию
с
ней,
всё
воспринимает
с
любовью.
Испытывает
восторг,
наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество
вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него
познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь
природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных
2
воздействий,
на
единство
всего
живого.
Постепенно
у
ребенка
начинает
формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание
поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней.
Непосредственно
в
соприкосновении
с
природой
у
ребёнка
развиваются
наблюдательность
и
любознательность,
формируется
эстетическое
восприятие
окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества
как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а
это христианские добродетели.
2. Цель и задачи программы:
Цель:
нравственное
воспитание
детей
посредством
формирования
основ
экологического мировоззрения:
— человек — неотделимая часть природы;
-природа – едина и многообразна;
-человек ответственен за сохранность природы;
-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
Задачи образовательные:
— дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах
— экосистемы;
о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и
растений на Земле,
о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их
взаимосвязях;
— учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на
основе уточнения представлений;
— организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с
ним;
— научить детей простейшим правилам поведения в природе;
развивающие:
— развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции
(сравнение, обобщение);
— развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное
общение;
—
развивать
способность
оценивать
состояние
природной
среды,
принимать
правильные решения по ее улучшению;
воспитательные:
3
—
сформировать
у
детей
чувство
ответственности
за
жизнь
окружающих
животных и растений;
—
сформировать
понимание
необходимости
охранять
природу,
проявлять
инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
—
научить
через
общение
с
природой
видеть
и
любить
ее
красоту
во
всем
проявлении многообразии форм и красок;
—
формировать
в
детях
христианские
добродетели:
доброту,
милосердие,
сострадание, любовь к природе и др.
Принципы, лежащие в основе программы:
принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей
роли воспитателя;
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности;
принцип доступности и посильности;
принцип учета возрастных особенностей детей;
3.Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа
рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 20-25 минут.
Численность детей в кружке – 10-12человек. Возраст детей 5-6 лет.
4. Формы и методы занятий.
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и
на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они
видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца
открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее
лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры,
сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки),
очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей
природы
оказывает
весьма
благотворное
воздействие
на
здоровье
детей.
Эти
занятия
развивают
их
физические
возможности,
выносливость,
учат
умению
преодолевать
препятствия.
При
общении
с
природой
дети
становятся
добрее,
гармоничнее,
в
них
воспитаются
чувства
дружбы
и
взаимопомощи.
Во
время
экологических
занятий
они
учатся
наблюдать
за
явлениями
природы,
их
изменениями
во
времени.
Это
развивает
их
внимание,
наблюдательность,
воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся
следовать
закону
«
не
навреди».
Организуется
и
проводится
сбор
природного
материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные
для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от
4
мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за
сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Формы проведения занятий различные: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с
использованием
опытно
–
экспериментальной
деятельности,
с
использованием
мультимедийного сопровождения и др.
Методы,
в
основе
которых
лежит
уровень
деятельности
детей:
—
объяснительно-иллюстративный
(воспринимают
и
усваивают
готовую
информацию).
—
репродуктивный
(воспроизводят
освоенные
способы
деятельности). — частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с
педагогом). -исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы,
в
основе
которых
лежит
форма
организации
деятельности:
—
фронтальный (одновременно со всей подгруппой). — индивидуально-фронтальный
(чередование индивидуальных и фронтальных форм работы). — подгрупповой
(работа в группах: парах, тройках и др.). — индивидуальный (выполнение заданий,
решение проблем).
5. Техническое оснащение занятий
Мультимедийное оборудование;
Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
Фигурки с домашними и дикими животными;
Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
Гербарий растений;
Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её
пределами;
Кормушка для птиц;
Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для
льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)
6. Предполагаемые результаты
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ
5
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему
миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать
уход
за
растениями
уголка
природы.
Пересаживать
комнатные
растения.
Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать
помощь
окружающей
природе
(подкормка
птиц
зимой
на
участке,
уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..
7. Система мониторинга
Показатели развития
Формы (перечень
диагностических
средств, методик)
Период
ичность
Уровни
развития
Ребенок имеет представления
о жизни животных и
растений в сообществах —
экосистемы; о целостности и
уникальности каждого
сообщества о разнообразии
животных и растений на
Земле.
Наблюдения;
беседы;
выполнение
поручений,
специальных
заданий;
экспериментальны
е ситуации.
2 раза в
год,
сентябр
ь — май
Высокий
уровень —
3 балла
(уребенка
полностью
сформиров
аны знания,
умения и
навыки)
Средний
уровень —
2 балла
(ребенок
Имеет представления о
взаимосвязях неживой
природы, растений,
животных; о сезонных
изменениях в неживой
природе, растительном и
6
животном мире, их
взаимосвязях.
имеет
частичное
представле
ние по
показателя
м развития)
Низкий
уровень —
1 балл
(ребенок не
владеет
знаниями,
умениями,
навыками)
Владеет умениями
ориентироваться в мире
физических явлений на
основе уточнения
представлений; простейшим
правилам поведения в
природе.
Способен оценивать
состояние природной среды,
принимать правильные
решения по ее улучшению.
У ребенка сформировано
чувство ответственности за
жизнь окружающих
животных и растений.
Сформировано понимание
необходимости охранять
природу, проявлять
инициативу действий по её
охране и предупреждению
насилия над природой
Сформировано умение, через
общение с природой видеть и
любить ее красоту во всем
проявлении многообразии
форм и красок
Литература
С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического
воспитания дошкольников», «Программа экологического воспитания в детском
саду» Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры
дошкольников» О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных
экологических представлений»
Комплексно-тематическое планирование
Сентябрь
№ недели/Тема недели
Непосредственно
образовательная
деятельность
Методическое
обеспечение
7
1 неделя
Проведение
мониторинга
2 неделя
Проведение
мониторинга
3 неделя
Какие они – цветущие
растения? Что цветет на
нашем участке в начале
сентября Кто помогал
цветам расти.
Продолжить знакомство
с растениями на участке
д/с; Закрепить знания о
растениях способах
ухода за ними; Сбор
семян растений
цветника
«Юный Эколог»
Стр.5,6,7 «Программа
экологического
воспитания
дошкольников» С. Н.
Николаева с.6
4 неделя
Растения в нашем
уголке природы
Уточнить представления
детей о 4-5 видах
знакомых растений, о
необходимых для них
условиях жизни (вода,
почва, тепло и т.д.);
учить распознавать
влаголюбивые и
засухоустойчивые виды
«Юный Эколог» С.
20- 22
Октябрь
№ недели/Тема недели
Непосредственно
образовательная
деятельность
Методическое
обеспечение
1неделя
Перелетные и
зимующие птицы
Закрепить знания детей о
перелетных и оседлых
птицах, их внешнем
облике и образе жизни
См.Программа
экологического
воспитания»
Николаева С. Н. с.9
2 неделя
Уходит золотая осень
Уточнить представление
детей об осени;
пробуждать стремление
выразить себя в худ.тв-
ве; развивать умение
слушать литературные
произведения
«Юный
эколог»С.25,27
3 неделя
К о р о в а
и
к о з а
–
Формировать у детей
обобщенное
«Юный эколог» С. 35
8
домашние животные
представление о том, что
корова и коза –
домашние животные, о
пользе животных для
человека и способах
ухода за ними;
4 неделя
Лошадь и овца –
домашние животные
Формировать у детей
обобщенное
представление о том, что
лошадь и овца –
домашние животные, о
пользе животных для
человека и способах
ухода за ними;
«Юный эколог» С.34
Ноябрь
№ недели/Тема недели
Непосредственно
образовательная
деятельность
Методическое
обеспечение
1 неделя
Для чего животным
хвосты
Дать детям
представление о
приспособленности
строения животных к
среде обитания, о
значении отдельных
органов для
взаимодействия с
внешней средой
«Юный эколог»С.27
2 неделя
Как лесные звери –
медведь и белка
готовятся к зиме
Дать детям
представление о том, как
звери готовятся к зиме
«Юный эколог»С.31
3 неделя
Какие птицы
прилетают на корм.
Ищем птичьи следы,
как птицы
передвигаются по
земле? Как летают?
Учить детей наблюдать
за птицами, их
повадками.
«Юный эколог»С.48,
49, 51, 54, 58
9
Когда птицы бывают
заметны? Чем кормим и
что они особенно
любят
4 неделя
Наши четвероногие
друзья (кошка и собака)
Формировать
представление детей о
том, что собака умное
дом.животное;
воспитывать любовь и
заботливое отношение к
дом. животным
«Юный эколог»С.
69;77
Декабрь
№ недели/Тема недели
Непосредственно
образовательная
деятельность
Методическое
обеспечение
1 неделя
«Письма заболевшим
детям»
Воспитывать у детей
ценностное отношение к
своему здоровью,
понимание того, что
здоровый человек
выглядит красиво
(чистая кожа, крепкие
мышцы и т. д.).
Познакомить детей с
названиями
лекарственных растений,
помогающих при
простуде. Воспитывать к
близким людям,
познакомить с процессом
оформления и отправки
письма.
«Юный Эколог.» С.39
2 неделя
Как узнать ель? Какие у
неё иголки? Сколько
лет нашей ели?
Показать детям, что
ежегодно у ели
вырастают новые ветки.
Сосчитав сверху вниз
ряды ветвей можно
узнать возраст ели
«Юный Эколог»С.41-
42
3 неделя
Какой снег?
Наблюдать с детьми
свойства снега. Показать
«Юный эколог»С.47
10
Наблюдения за
снежинками.
детям строение
снежинок на темном
фоне. Нарисовать
снежинки на
свежевыпавшем снегу.
Вырезать снежинки из
бумаги для украшения
группы.
4 неделя
Опыты с водой
(получаем талую воду,
замораживаем воду)
Показать детям свойства
снега и воды
«Юный эколог»С.47
Январь
№ недели/Тема недели
Непосредственно
образовательная
деятельность
Методическое
обеспечение
1 неделя
каникулы
2 неделя
Лес – это дом для
многих жильцов
Дать детям
первоначальное
представление о том, что
лес- это сообщество
растений и животных,
проживающих вместе на
одной территории; жизнь
всех обитателей зависит
друг от друга
« Программа
эколог.воспитания»С.
11 «Юный
Эколог» С.53
3 неделя
«Станем юными
защитниками природы»
Учить детей отличать
хорошие, добрые
поступки от иных, учить
создавать плакаты на
тему бережного
отношения к природе
«Юный Эколог»С.42
4 неделя
Как лесные звери –
белка, заяц, медведь,
лиса – проводят зиму в
лесу
Дать детям
представление о том, что
в лесу живут разные
животные; зима для всех
трудное время года;
звери по разному
«Юный Эколог»С.45
11
приспособлены к жизни
в этот период
Февраль
№ недели/Тема недели
Непосредственно
образовательная
деятельность
Методическое
обеспечение
1 неделя
Как люди помогают
лесным обитателям?
Формировать у детей
представление о лосях,
об их жизни в лесу в
зимнее время, о лесниках
и их природоохранной
деятельности —
подкормке животных;
воспитывать желание
совершенствовать
хорошие поступки
«Юный Эколог»С.56
2 неделя
Выращивание лука
чить детей замечать
изменения, которые
происходят у
прорастающих луковиц,
связывать эти изменения
с наличием
благоприятных условий
(влага, свет, тепло и т. д.).
Учить сравнивать
луковицы, находящиеся в
разных условиях, делать
зарисовки с натуры.
«Юный
Эколог»С.58,59,64,65,
68
3 неделя
Досуг посвященный
В. Бианки
«Юный эколог» С.59
4 неделя
Прошла зима холодная
Уточнить знания детей о
зиме, как о сезоне,
наиболее
неблагоприятном для
жизни растений и
животных. Обобщить
знания о
приспособленности к
жизни в этот период
«Юный эколог»С.66
12
животных и растений.
Побуждать детей к
отражению своих
впечатлений об этом
сезоне в рисунках.
Март
№ недели/Тема недели
Непосредственно
образовательная
деятельность
Методическое
обеспечение
1 неделя
Как люди заботятся о
своём здоровье весной
точнить представления
детей о человеческом
теле, объяснить, что
организм нужно
укреплять, развивать и
закалять. Весной
организм очень
ослаблен, поэтому нужно
чаще бывать на воздухе,
употреблять продукты,
богатые витаминами.
«Юный эколог»С.73
2 неделя
Вечер досуга «Люблю
березку русскую»
«Юный эколог» С.85
3 неделя
Божья коровка
Уточнять представления
детей о внешнем
строении насекомых,
учить бережному
отношению к окр. миру
«Юный эколог»С. 81,
85
4 неделя
Весна в жизни лесных
обитателей
Уточнять и расширять
представления детей о
том, как оживает жизнь в
лесу с приходом весны
«Юный эколог» С.82
Апрель
№ недели/Тема недели
Непосредственно
образовательная
деятельность
Методическое
обеспечение
1 неделя
Первоцветы: мать и
Вызвать у детей интерес
к наблюдениям за
«Юный эколог»С.76,
80, 84, 102, 107, 108
13
мачеха(одуванчик)
знакомыми растениями.
Уточнить их
представления о
последовательности
роста и развития (после
цветов бывают семена и
т. д.) обратить внимание
на то, что цветы открыты
в полдень и закрыты
вечером.
2 неделя
Наблюдаем за
попугаем. Чем
отличается от воробьёв.
В хороших ли условиях
живут попугаи
Установить вместе с
детьми, что у попугая на
голове есть глаза, уши и
т. д. Учить сравнивать
его с другими птицами.
Рассказать о том как
правильно ухаживать за
птицей.
«Юный эколог»С.64
3 неделя
Праздник юных
любителей природы
Учить детей отгадывать
загадки о животных,
читать стихи и т. д.,
закрепить правила
поведения в лесу.
«Юный эколог»С.91
4 неделя
Экскурсия в парк
Познакомить детей с
весенними явлениями
природы в парке,
показать его
многоярусность.
Показать чувство «дома»,
парк – это место, где
человек отдыхает,
набирается сил и
красоты, собирает дары
леса.
«Юный эколог»С.103
Май
№ недели/Тема недели
Непосредственно
образовательная
деятельность
Методическое
обеспечение
14
1 неделя
Как человек охраняет
природу
Дать детям
представление о том,
как человек должен
охранять природу.
Вспомнить, что такое
«Красная книга
Дать детям
представление о том, как
человек должен охранять
природу. Вспомнить, что
такое «Красная книга»
«Юный эколог»С.110
2 неделя
Весна кончается – лето
начинается
Уточнить и обобщить
представления детей о
весне как о сезоне, когда
природа быстро меняет
условия
жизни(становится тепло,
увеличивается световой
день и т. д.)
«Юный эколог»С.111
3 неделя
Проведение
мониторинга
4 неделя
Проведение
мониторинга
15
16