Напоминание

Взросление человека в процессе взаимодействия в группе, обществе


Авторы: Мишура Светлана Андреевна, Степанова Анна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель литературы
Учебное заведение: МКОУ"Новополтавская сш им.А.Г.Кораблева"
Населённый пункт: с.Новая Полтавка, Волгоградская область
Наименование материала: разработка интегрированного урока
Тема: Взросление человека в процессе взаимодействия в группе, обществе
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта интегрированного урока литературы и обществознания в 6 классе

«Взросление человека в процессе взаимодействия в группе, обществе на основе рассказа

В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

УМК: под редакцией В.Я.Коровиной

УМК: под редакцией Л.Н.Боголюбова

Тема урока «Взросление человека в процессе взаимодействия в группе, обществе на основе

рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Класс: 6

Планируемые результаты:

Предметные УУД: овладевать технологией проблемного обучения; выразительно читать

художественное произведение; осознанно воспринимать художественное произведение в

единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его

смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину

жизни.

Личностные

УУД: формировать

целостное

мировоззрение; самоопределяться;

уметь

самостоятельно

делать

свой

выбор

в

решении

учебной

задачи;

вырабатывать

уважительное отношение к одноклассникам; формировать нравственные качества ребёнка

такие,

как

честность,

бескорыстие,

а

также

уверенность

в

себе,

самостоятельность;

формировать способность к осознанному и объективному отношению к собственным

поступкам; развивать творческие способности учащихся.

Метапредметные УУД: развитие коммуникативной компетенции через работу в группах;

извлекать информацию из различных источников, развивая исследовательские действия;

выделять

основную

мысль

при

работе

с

текстом;

устанавливать

логическую

последовательность основных фактов в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока:

Оборудование: Материально-техническое

обеспечение: УМК

«Обществознание

6

класс»

под

редакцией

Л.Н.Боголюбова,

УМК

«Литература.6

класс»

под

ред.В.Я.Коровиной», раздаточный материал, презентация, компьютер, экран, проектор.

I.Организационно – мотивационный

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слайд № 1 (анимационная картинка «Бегущий ручей»)

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное

определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Планируемые результаты этапа.

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать

мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу узнать

новое).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений.

-Ребята, а вас не удивляет то, что сегодня на уроке присутствуют два учителя?

-Что бы это могло означать?

Беседа по анимационной картинке.

Что видите? Куда он бежит? Что встретит на своем пути? Всегда ли ему будет легко?

Какой он сейчас, а каким станет? С чем можно сравнить путь нашего ручейка?

Вы тоже находитесь в самом начале своего жизненного пути, встретите на нем людей,

которые могут оказать на вас влияние. Какое произведение мы изучали на прошлых

уроках? Как путь ручейка может быть связан с нашим произведением? А что конкретно

нас будет интересовать в этот период жизни главного героя, вы сформулируете с учителем

обществознания.

- Ребята, а что, на ваш взгляд, помогло ручью стать полноводной рекой и влиться в море?

Значит, взросление происходит как? Под чьим воздействием? (Общество, группы)

На какие вопросы нам нужно будет ответить на нашем уроке? (Делают предположения)

1. Межличностные отношения

2. Общение человека в группе.

3. Виды групп

А какую цель мы с вами поставим перед собой?

(Получить представление о проблемах во взаимоотношениях между людьми и проследить

их на примере литературных персонажей)

На доске высказывание Аристотеля «Человек по своей природе – существо

общественное»

- Как вы можете объяснить это высказывание?

- Может ли человек взрослеть, формироваться как личность вне группы, общества?

- Приведите примеры, иллюстрирующие необходимость нахождения человека в обществе?

(Маугли)

- А взрослому человеку нужно общение? Как вы думаете, почему? Приведите примеры

(Робинзон Крузо)

Какой же вывод можем сделать?

(Только в обществе человек получает жизненный опыт, может проявить себя,

показать, на что он способен)

А какие задачи поставят перед собой литераторы?

-определить группы персонажей;

-рассмотреть главного героя во взаимодействии с разными группами;

-проследить влияние участников группы на мальчика;

Чего мы хотим добиться, проведя эту работу? (каким он может стать)

Актуализация знаний. Самостоятельная работа в группах

Цель

этапа:

повторение

изученного

материала,

необходимого

для

«открытия

нового

знания»; работа с разными источниками.

Регулятивные:

выстраивать

последовательность

необходимых

операций

(алгоритм

действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе

их

рассматривания

(наблюдения),

проверять

информацию,

находить

дополнительную

информацию, используя справочную литературу;

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической

и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль,

коррекция и оценка действий партнера.

Личностные: умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной

проблеме.

Мне очень понравилась ваша мысль, и я предлагаю вынести ее на доску. Может быть, мы с

вами что- нибудь сможем добавить к ней.

Вспомним главного героя, кем воспитывался. На какие группы вы могли бы поделить его

окружение?

В

каких

эпизодах

наиболее

ярко

проявляются

характеры

наших

героев?

(«Сбор

земляники», «Санька подбивает Витю на обман», «Бабушка прощает внука»).

Давайте проанализируем эти эпизоды, чтобы подтвердить вашу мысль о том, что только в

обществе проявляются истинные качества человека. Но вначале вспомним определение

слова эпизод. Предлагаю всю имеющуюся у нас информацию занести в таблицы.

Герои эпизода

Глаголы, характеризующие

персонаж.

Поступок героя

1 эпизод «Сбор земляники».

Как озаглавили? О чем говорится? Герои? Как ведут себя по дороге соседские ребята?

Какие глаголы в тексте помогают нам это увидеть? Как противопоставлены главный герой

и соседские дети? Чей образ жизни они копируют? Как герой оказался в зависимости от

Саньки? Почему он не может ему противостоять? Какой урок вынес мальчик из этого

эпизода? ( «Не поддавайся на провокации»)

2 эпизод «Санька подбивает Витю на обман».

Как озаглавили? О чем говорится? Герои? Как ведет себя Санька? Как герой был втянут в

обман? Только ли страх перед бабушкой мучает его? Случалось ли вам обманывать? Какие

чувства

при

этом

испытывали?

Како

урок

получил

Витя

в

этом

эпизоде?

Не

обманывай»).

3 эпизод «Бабушка прощает внука».

Как озаглавили? О чем говорится? Герои? Как ведет себя дедушка? Какова его роль в этом

эпизоде? Чему он учит внука? Как ведет себя ее внук? Почему бабушка все-таки купила

ему пряник? Объясните заключительные строки рассказа «Сколько лет прошло…» Какие

чувства испытывает мальчик? Какой урок получил главный герой в этом эпизоде? («Умей

прощать»)

Вывод. Общаясь с людьми, которые его окружали, что самое главное приобрел мальчик?

(опыт) Допишем это слово в ваш вывод, который мы вынесли на доску.

- Да, ребята, говоря об обществе, мы знаем, что в нем формируются группы.

- Назовите виды групп.

- Количество групп намного превышает количество людей, составляющих общество.

Почему?

- Как вы думаете, что лежит в основе межличностных отношений? (Чувства)

- Давайте с вами применим наши знания, опыт общения в незнакомых ситуациях.

- Каждая группа получит задание по определенной ситуации. Ваша задача проиграть эти

ситуации.

(«Встреча друзей», «Учитель-ученик», «Примирение»)

- Скажите, какие чувства испытывают люди в процессе общения?

(симпатия, антипатия)

Работа со словарем.

Выясните по словарю значение слов симпатия и антипатия.

К кому Витя относился с симпатией, а к кому с антипатией? Будет ли он стремиться к

общению с этими людьми в дальнейшем?

Вывод: Симпатия и антипатия – важнейшие составляющие общения.

Рефлексия.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов

деятельности

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха.

Учитель просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение

урока.

Организует рефлексию. Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Дети оценивают свою работу.

7. Д.з. сочинение-рассуждение «Влияние общества на формирование личности».



В раздел образования